Какие формы познания составляют рациональную ступень ответ тест

Познание. Рациональное. Ступени рационального познания.

Познание. Рациональное.

Ступени рационального познания.

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
  • Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Источник

ЕГЭ. Обществознание. Тест по теме № 5. «Познание и его формы. Истина»

Авторский тест Мельниковой Веры Александровны

Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания, в которых могут быть вопросы по данной теме.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или

последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте

работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ИСТИНА ОСОБЕННОСТИ
Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете познания.
*** Неполное знание о предмете познания, которое будет дополняться с развитием науки.
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Научное, житейское, рациональное, виды знания, иррациональное, художественное

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают формы знаний.

1)паранаучное; 2)научное;3)лженаучное; 4)субъективное 5)псевдонаучное; 6)чувственное.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) каждая абсолютная истина была относительной

2)истина бывает основана на авторитете учёного

3) соответствие знаний предмету познания

4) может быть несколько истин

5) истина включает в себя субъективность

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А)познание предмета при помощи органов чувств

Б) ступени познания: ощущение, восприятие, представление

В) ступени познания: понятие, суждение, умозаключение

Г)первая ступень познания- ощущения

Д) суждение — это мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо о понятии

1)чувственное

2рациональное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
6.Сергей А. верит в НЛО. Какие факты характеризуют его знание как ненаучное? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)знание, не проверенное, не доказанное наукой

2)невозможность многократно проверить данное знание

3)объективное, достоверное знание.

4) знание, несовместимое с наукой, не принимаемое ею.

5)знание, выраженное в законе

6)знание, основанное только на рассказах очевидцев

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек издавна стремился к ____ (А) мира. Наиболее распространённой и доступной формой его изучения является _____(Б) познание. Есть ряд учёных, которые считают данную форму основной, их называют _____(В). Другие же учёные склонны считать, что познать мир можно лишь при помощи ____(Г), их и называют поэтому ____(Д). Однако познать мир во всём его многообразии, достичь желаемой _____(Е) возможно лишь при сочетании этих двух форм познания.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Проблема истины является одной из главных в философии науки. Однако однозначного понимания её природы нет. Под истиной понимается знание о предмете, не противоречащее другим знаниям о нем. Например, если знание, полученное теоретическим путем, подтверждается чувственным опытом человека, знаниями, полученными при помощи органов чувств, то это знание и есть истина. Таким образом, мы приходим к следующему определению истины: «Истина — это знание, согласованное с другими знаниями». В отечественной философии встречается определение истины как знания, подтвержденного практикой. Противоположностью истины является заблуждение. Заблуждение нужно отличать от лжи. Ложь — это преднамеренное искажение истины, а заблуждение не содержит такого намерения. Заблуждающийся считает свое знание истинным, а лжец — нет. Поэтому противоположностью лжи является правда, а не истина. Правда включает в себя истину, но не сводится к ней — в ней отражается еще и нравственная оценка того, кто выражает истину. Когда мы говорим, что некто сказал правду, здесь содержится и нравственная оценка человека: он имел мужество сказать истину, хотя мог и сокрыть её, сказать ложь.

Критериями отличия истины от заблуждения :

— соответствие знания логическим нормам (логический критерий);

— согласованность знания с господствующими в этой области теориям, истинность которых не вызывает сомнения (теоретический критерий);

— соответствие знания убеждениям субъекта познания (мировоззренческий критерий);

(По статье Рахматуллина Р. Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. — 2014. )

21.Какое, по мнению автора, определение истины наиболее полно отражает её суть? Какое ещё определение истины даёт он?
22. Назовите три отличия истины от заблуждения, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.
23. Какие три отличия лжи от заблуждения называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности проявляется одно из этих отличий.
24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «проблема истины является одной из главных в философии».
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания , и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три вида знаний.
27. Популярный российский писатель — фантаст С.Лукьяненко писал:

«Чем больше мы познаём мир, тем больше он становится».

О какой особенности познания писал С. Лукьяненко?

Как объяснить данную особенность?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три причины, по которым человек познаёт мир.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Познание и его формы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

примеров из различных источников.)

29.1.Философия.

«Всякое познание берёт начало от разума и исходит из чувств».

(Франческо Патрици, итальянский гуманист , философ, мыслитель (1529-1597)

29.1.Философия

«Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла»

(Пьер Абеляр Французский философ — теолог, поэт, музыкант периода средневековья.( 1079-1142)

29.1.Философия

«Истина истине не может противоречить»

(Джордано Бруно Итальянский философ, поэт, монах, осуждён католической церковью как еретик и казнён за сои взгляды.( 1548-1600)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Тест с ответами: “Формы познания”

1. Одна из форм чувственного познания:
а) ощущение +
б) прикосновение
в) чувство

2. Одна из форм чувственного познания:
а) осознание
б) восприятие +
в) понимание

3. Одна из форм чувственного познания:
а) умозаключение
б) видение
в) представление +

4. Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с:
а) внешним миром +
б) внешним восприятием
в) внутренним миром

5. Вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства:
а) эрудиция
б) прагматизм
в) интуиция +

6. Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств:
а) восприятие
б) ощущение +
в) представление

7. Чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств:
а) ощущение
б) представление
в) восприятие +

8. Чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств:
а) представление +
б) ощущение
в) восприятие

9. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) сравнение
б) отвлечение
в) зрение +

10. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) уподобление
б) слух +
в) обобщение

11. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) обоняние +
б) сравнение
в) отвлечение

12. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) обобщение
б) осязание +
в) рассуждение

13. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) вкус +
б) уподобление
в) понимание

14. Один из основных механизмов рационального познания:
а) слух
б) зрение
в) отвлечение +

15. Один из основных механизмов рационального познания:
а) обобщение +
б) слух
в) обоняние

16. Один из основных механизмов рационального познания:
а) осязание
б) уподобление +
в) вкус

17. Один из основных механизмов рационального познания:
а) зрение
б) осязание
в) сравнение +

18. Одна из форм рационального познания:
а) ощущение
б) понятие +
в) восприятие

19. Одна из форм рационального познания:
а) представление
б) ощущение
в) суждение +

20. Одна из форм рационального познания:
а) восприятие
б) умозаключение +
в) представление

21. Мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта:
а) понятие +
б) суждение
в) умозаключение

22. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте:
а) умозаключение
б) суждение +
в) понятие

23. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения:
а) суждение
б) понятие
в) умозаключение +

24. Одна из разновидностей умозаключения:
а) прямое умозаключение
б) индуктивное умозаключение +
в) эффективное умозаключение

25. Одна из разновидностей умозаключения:
а) прямое умозаключение
б) обширное умозаключение
в) дедуктивное умозаключение +

26. Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт:
а) символизм
б) эмпиризм +
в) рационализм

27. Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства:
а) рационализм +
б) эмпиризм
в) символизм

28. Процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания:
а) ощущение
б) восприятие
в) мышление +

29. Рационализм подразделяется на:
а) онтологический +
б) статистический
в) статический

30. Рационализм подразделяется на:
а) логический
б) гносеологический +
в) антропометрический

Источник

Читайте также:  Как отпадают ступени от ракет
Оцените статью