- Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I
- 1. Названия звуков
- 2. Названия октав
- 3. Размещение нот на нотоносце
- 4. Скрипичный ключ
- 5. Нотное обозначение длительности звуков
- 6. Размер 2/4
- 7. Восьмые в двухдольном такте
- 8. Запись песни со словами и без слов
- 9. Мажор и минор. Тоника
- 10. Гамма ДО мажор
- 11. Тоническое трезвучие
- 12. Вводные звуки
- 13. Полутон и тон
- 14. Диез, бемоль, бекар
- 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
- 16. Тональность СОЛЬ мажор
- 17. Тональность ФА мажор
- 18. Транспозиция
- 19. Пауза
- 20. Музыкальная фраза
- 21. Реприза
- 22. Басовый ключ
- 23. Тональность ЛЯ минор
- Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
- Виды лада
- Ступени лада и их взаимосвязь
- Главные ступени лада и их названия
- Для чего они нужны?
- Аккорды
- Как строится?
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I
1. Названия звуков
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Названия белых клавиш фортепиано:
- Белая клавиша между двумя черными — РЕ.
- Две белые клавиши справа от РЕ — МИ, ФА.
- Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) — СОЛЬ, ЛЯ.
- Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) — СИ, ДО.
2. Названия октав
Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.
Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.
3. Размещение нот на нотоносце
Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.
Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.
4. Скрипичный ключ
Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:
ДО — на первой дополнительной линии, РЕ — под первой линией, МИ — на первой линии, ФА — между первой и второй линиями, СОЛЬ — на второй линии, ЛЯ — между второй и третьей линиями, СИ — на третьей линии.
5. Нотное обозначение длительности звуков
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота (круг) без палочки — целая нота.
Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.
Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота
Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.
Основное деление длительности звуков:
Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые
Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.
6. Размер 2/4
Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.
Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
7. Восьмые в двухдольном такте
Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.
8. Запись песни со словами и без слов
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
9. Мажор и минор. Тоника
Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
10. Гамма ДО мажор
Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.
Ступени гаммы ДО мажор: ДО — I, РЕ — II, МИ — III, ФА — IV, СОЛЬ — V, ЛЯ — VI, СИ — VII, ДО — снова I.
11. Тоническое трезвучие
Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.
Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО — I, МИ — III, СОЛЬ — V.
12. Вводные звуки
Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
Вводные звуки в ДО мажоре: СИ — РЕ.
Восходящий вводный звук в ДО мажоре — СИ.
Нисходящий вводный звук в ДО мажоре — РЕ.
Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.
Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.
13. Полутон и тон
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:
ДО-РЕ — тон, РЕ-МИ — тон, МИ-ФА — полутон, ФА-СОЛЬ — тон, СОЛЬ-ЛЯ — тон, ЛЯ-СИ — тон, СИ-ДО — полутон.
14. Диез, бемоль, бекар
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
Диез — знак повышения звука на полтона: #
Бемоль — знак понижения звука на полтона: b
Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Названия черных клавиш фортепиано:
- Черная клавиша между ДО и РЕ — ДО-диез или РЕ-бемоль.
- Черная клавиша между РЕ и МИ — РЕ-диез или МИ-бемоль.
- Черная клавиша между ФА и СОЛЬ — ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
- Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ — СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
- Черная клавиша между ЛЯ и СИ — ЛЯ-диез или СИ-бемоль.
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
16. Тональность СОЛЬ мажор
СОЛЬ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:
- СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).
Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:
Гамма Соль мажор и ее ступени:
- СОЛЬ — I, ЛЯ — II, СИ — III, ДО — IV, РЕ — V, МИ — VI, ФА-диез — VII, (СОЛЬ) — I.
Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:
Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:
17. Тональность ФА мажор
ФА мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит ФА мажор:
- ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).
Ключевой знак в тональности ФА мажор:
Гамма ФА мажор и ее ступени:
- ФА -I, СОЛЬ — II, ЛЯ — III, СИ-бемоль — IV, ДО — V, РЕ — VI, МИ — VII, (ФА) — I.
Тоническое трезвучие в ФА мажоре:
Вводные звуки в ФА мажоре:
18. Транспозиция
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.
19. Пауза
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.
20. Музыкальная фраза
Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.
Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».
21. Реприза
Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.
22. Басовый ключ
Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы — между второй и третьей линией.
23. Тональность ЛЯ минор
ЛЯ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
Гамма ЛЯ минор и ее ступени:
ЛЯ — I, СИ — II, ДО — III, РЕ — IV, МИ — V, ФА — VI, СОЛЬ — VII, (ЛЯ) — I.
Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ — I, ДО — III, МИ — V.
Источник
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.
Виды лада
Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:
- мажор (по латински — dur);
- минор (по латински — moll).
Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:
- веселое настроение;
- грустное настроение.
Ступени лада и их взаимосвязь
Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?
- Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.
От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.
- Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.
Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.
Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
- I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D).
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Для чего они нужны?
Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.
Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Аккорды
- Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?
Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.
Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.
- Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?
Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
- Главные — I, IV, V;
- Производные — II, III, VI, VII.
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
- устойчивые — I, III, V;
Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;
- неустойчивые — II, IV, VI, VII;
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
Источник