- Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
- Ступени и их тяготение
- Тяготение
- Разрешение неустойчивых ступеней
- Ступени и звукоряды
- Вывод
- Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре
- Ступени лада
- Что такое лад
- Тональности
- Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми
- Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
- Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
- Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
- Как разрешаются неустойчивые ступени?
- Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
- Как опевать ступени?
Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Источник
Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре
Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.
Ступени лада
В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.
Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.
Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:
- Седьмая — вторая — первая.
- Вторая — четвертая — третья.
- Четвертая — шестая — пятая.
Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как «лад» и «тональность».
Что такое лад
Лад — система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.
Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.
В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.
Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:
- большая секунда;
- малая;
- две большие;
- малая;
- малая терция;
- малая секунда.
Основные ступени лада: T — тоника (1-я ступень), S — субдоминанта (4-я ступень), и D — доминанта (5-я ступень).
Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).
Также существует понятие «производных» звуков, в октаве их всего пять — это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).
В ладотональной музыкальной системе существует понятие «устойчивости» и «неустойчивости» ступеней.
Устойчивые — первая, третья и пятая ступени лада.
Ступени — звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами — от I до VII.
Существуют две системы обозначения нот — буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.
Тональности
Тональность — лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.
Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:
Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор — нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре — один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака — фа и до диез и т. д.
По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор — знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор — один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре — си и ми бемоли и т. д.
Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми
Все неустойчивые звуки имеют некий «окрас незавершенности», поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.
Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.
Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:
- Фа диез и ля — в соль.
- Ля и до — в си.
- До и ми — в ре.
Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые — закрашенными.
В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.
Источник
Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.
К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)
К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.
I II III IY Y YI YII I
II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.
9. Полутон и тон
Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)
Тон – это два полутона. (1т)
Тоны и полутоны в гамме До мажор:
1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т
Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.
Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.
Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.
Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
10. Диез, бемоль, бекар
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
11. Тональность Соль мажор
Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль
I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II
12. Тональность Фа мажор
Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.
I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.
Восьмая пауза
Четвертная пауза
15. Музыкальная фраза
Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.
Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.
Знак репризы:
17. Басовый ключ
Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Расположение нот в басовом ключе:
до ре ми фа соль ля си до
18. Тональность ля минор
Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.
I II III IY Y YI YII I t5|3
19. Тональность ми минор
Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.
I II III IY Y YI YII I t5|3
20. Тональность ре минор
Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.
I II III IY Y YI YII I t5|3
Интервалом называется расстояние между двумя звуками.
Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.
Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима
2. Секунда 5. Квинта 8. Октава
3. Терция 6. Секста
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Перечислить названия октав на клавиатуре
2. Скрипичный ключ
3. Длительности звуков
4. Мажор и минор. Тоника
5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени
6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах
Источник
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
Источник