Как появилась чкаловская лестница

Чкаловская лестница

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Чкаловская лестница – архитектурная достопримечательность Нижнего Новгорода. Огромная лестница начинается возле здания медицинской академии у Георгиевской башни кремля, а ее подножье расположено рядом с военным мемориалом Катер «Герой», на берегу Волги. Внешне Чкаловская лестница похожа на гигантскую восьмерку, которую украшают изящные балюстрады, четырехгранные обелиски и барельефы. Она проложена по крутому правобережью реки – Волжскому откосу, между Александровским и Губернаторским садами, соединяя Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Чкаловская лестница

Основные моменты

Лестничные марши имеют столь внушительные размеры, что видны даже из космоса. А выразительные контуры лестницы превратились в одну из самых узнаваемых достопримечательностей волжского города. Количество ступеней на ее маршах не одинаково, по дуге их – 560. Чкаловская лестница не имеет перил, поэтому маленьким детям и пожилым людям спуск и тем более подъем по ней дается с трудом.

В начале спуска установлен памятник Валерию Чкалову. Это место очень нравится нижегородцам и приезжающим в город туристам, потому что от него открывается превосходный вид на волжскую пойму, стрелку Оки и Волги и противоположный берег реки, где раскинулся город Бор. На спуске также сооружены две смотровые площадки, с которых можно полюбоваться окрестностями.

Последний раз лестничные марши реставрировали в 2013 году, так что Чкаловская лестница имеет вполне привлекательный вид. По ней ежедневно прогуливаются группы школьников, родители с детьми и туристы. Сюда часто приезжают молодожены, желающие запечатлеть свой самый счастливый день на фоне балюстрад. По Чкаловской лестнице регулярно проходят спортивные забеги, а у ее подножья проводят многолюдные концерты.

Читайте также:  Ступенька для детей для умывальника

Как была построена Чкаловская лестница

В 30-40-е годы XIX века в Нижнем Новгороде было решено построить новую улицу. Ее спроектировали по верху Волжского откоса и назвали Верхневолжской набережной. Во время прокладки проезжей части высокий правый берег реки укрепили дерном, а овраги впадающих в Волгу небольших ручьев засыпали землей. Волжский откос полностью выровняли, и он приобрел свой современный вид.

В верхней части Чкаловской лестницы в наши дни расположена обзорная площадка. В начале XIX века здесь находились остатки зданий старинной Происхожденской обители. Во время строительства набережной обветшавшие монастырские строения снесли, разровняли на их месте площадку и замостили ее булыжником. Чтобы конные экипажи, повозки и пешеходы могли попадать с Волжского откоса к реке, был проложен пологий спуск, названный «Георгиевским съездом». Такое имя новой мощеной дороге дали по стоящей рядом башне Нижегородского кремля.

В 30-е годы прошлого века население СССР жило под впечатлением от рекордов, которые один за другим ставили отважные летчики. Сначала советские самолеты перелетели через всю страну на Дальний Восток. А спустя время легендарный экипаж под командованием Валерия Чкалова преодолел более 8,5 тысяч километров и приземлился на территории США. Пилоты были всеобщими кумирами, и их имена не сходили со страниц газет.

Всего через год после уникального полета Чкалов погиб, и это стало всенародным горем. Советские люди тяжело переживали трагедию, в честь героя открывали памятники, а его именем называли улицы и площади городов. Городские власти Нижнего Новгорода (тогда – Горького) не остались в стороне. В 1939 году они предложили увековечить память о Чкалове и поставить на Волжском откосе памятник отважному летчику.

В городе также приняли решение соорудить новый спуск к реке. По плану лестница в Горьком должна была втрое превосходить Потемкинскую лестницу в Одессе. Но масштабное строительство длинного спуска не успели развернуть, так как началась война.

Несмотря на трудности, городские власти приступили к строительству в 1943 году, когда стало понятно, что ход военных действий переломился, и советская армия начала освобождение страны от захватчиков. Немцы на фронтах отступали, прекратились ночные бомбежки города, и можно было налаживать мирную жизнь. В Горьком начали восстанавливать заводы и возродили стройки, замороженные войной.

Авторство проекта Чкаловской лестницы принадлежало архитектору из Горького Александру Александровичу Яковлеву и двум архитекторам из Москвы – Владимиру Оскаровичу Мунцу и Льву Владимировичу Рудневу. Представители горисполкома поехали с проектом в Москву. Несмотря на то, что в середине войны страна как никогда нуждалась в деньгах, государство выделило необходимые для стройки средства. Такое решение совпало с победой СССР в тяжелой Сталинградской битве.

Возведение Чкаловской лестницы стартовало в конце мая 1944 года. Основную часть земляных и строительных работ выполнили пленные немецкие солдаты. Но в стройке приняли участие и жители города. Для того, чтобы на Волжском спуске появилась длинная лестница, государство потратило огромную по тем временам сумму – 7,76 млн рублей.

Наконец, в 1949 году новый спуск к Волге торжественно открыли. Лестницу планировали назвать в честь битвы под Сталинградом – «Сталинградской», но жители города стали именовать ее «Чкаловской», и закрепилось именно это название.

Когда большая стройка закончилась, глава городского исполкома Александр Шульгин оказался под следствием. Его обвинили в растрате государственных денег, лишили партийного билета, должности и осудили. Против Шульгина использовали материалы «Ленинградского дела», по которому в тюрьмы попало много партийных и государственных служащих. Шульгин отбывал срок в одном из мурманских лагерей. Когда Сталина не стало, уголовное дело пересмотрели, Шульгина освободили и полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Памятники возле Чкаловской лестницы

В том месте, откуда начинается спуск, стоит памятник прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. Любопытно, что сами нижегородцы говорят об этом монументе кратко – «ВПЧ». Он появился на Волжском откосе в 1940 году. Авторами проекта монумента стали архитекторы И. Г. Таранов, В. С. Андреев и лауреат государственной премии скульптор И. А. Менделевич.

Интересно, что Исааку Абрамовичу Менделевичу довелось дружить с Валерием Павловичем Чкаловым. Вдвоем с летчиком они приезжали на площадку возле Георгиевской башни и, осматривая открытое место, решили, что оно идеально подходит для монумента писателю Максиму Горькому, чье имя в годы советской власти носил Нижний Новгород. Однако, когда Чкалов погиб, решено было поставить здесь памятник бесстрашному пилоту.

Отлитая из бронзы скульптура возвышается на постаменте в форме цилиндра и опирается на три ступени. Первоначально на статуе была надпись-посвящение «сталинскому соколу». Но когда в государстве развенчали культ личности Сталина, эти слова затерли.

Площадка возле монумента – превосходное место для обзора окрестностей. У подножья «ВПЧ» стоят биноскопы. Это стационарные смотровые бинокли, через которые можно разглядывать волжские дали во всех подробностях. Чтобы посмотреть в биноскоп в течение 100 секунд, нужно опустить в монетоприемник 10 рублей.

У подножья Чкаловской лестницы находится военный мемориал Катер «Герой», открытый в 1985 году. На пьедестале из гранита возвышается боевой катер, имеющий интересную историю. Баркас «Матвей Башкиров» сошел со стапелей в 1916 году. Позже речное судно переименовали в «Волгарь» и использовали во время боев Гражданской войны.

На этом боевая биография катера не завершилась. «Волгарю» пришлось повоевать и во время Великой Отечественной войны. Он помогал нашим войскам держать оборону под Сталинградом, а в год 40-летия Победы его превратили в памятник. Сегодня у нижегородских молодоженов закрепилась традиция делать возле монумента памятные снимки и оставлять цветные ленты на гребных валах.

Как добраться

Чкаловская лестница находится в Нижегородском районе города, с северо-востока от стен кремля. Чтобы добраться к ее нижним маршам, можно воспользоваться городским автобусом № 5 или маршрутными такси № Т117, Т42. Ехать нужно до остановки «Катер «Герой»» на Нижневолжской набережной. Сюда нетрудно приехать и на личном автомобиле. Правда, стоит учесть, что парковка у памятника бывает свободной лишь утром.

К обзорной площадке у начала спуска с Чкаловской лестницы подъезжают на автобусах № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90 и маршрутных такси №Т2, Т24, Т40, Т45, Т60, Т69, Т85, Т90, Т97 (остановка «Площадь Минина и Пожарского»).

Источник

Чкаловская лестница

У Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде имеется своя собственная мистическая загадка: сколько ни считай количество ступенек от кромки площади Минина и Пожарского до Нижне-Волжской набережной, результат получается разный.

Прибрежный холм, который раньше звался Волжским откосом, особенно любим у новгородцев и всегда пользовался необыкновенной популярностью. И жители города, и его гости приходили сюда, чтобы любоваться величественным видом места слияния двух могучих российских рек – Оки и Волги.

Знаменитая «восьмёрка» ступенек появилась на волжском берегу сразу после Великой Отечественной войны и стала узнаваемым символом Нижнего Новгорода, не менее известным, чем рядом расположенный средневековый кремль.

Немного фактов об истории строительства Чкаловской лестницы

Идея сооружения ступенек, которые соединили бы Верхне-Волжскую набережную с Нижне-Волжской, облегчив спуск к пристани и пляжу, возникла у главы Нижнего Новгорода (тогда – г. Горького) А. Шульпина в 1939 году. Война отодвинула начало строительства, но после разгрома гитлеровцев под Сталинградом вопрос снова стал актуальным. Теперь уже предлагалось возведение конструкции посвятить славной победе Советской Армии в кровопролитной битве.

В объявленном конкурсе участвовало много проектов. Победу одержала работа москвичей В. О. Мунца и Л. В. Руднева, вторая премия досталась А. А. Яковлеву, главному архитектору горсовета г. Горького. Однако в процессе строительства лестницы по проекту столичных архитекторов основное бремя работ легло на плечи А. А. Яковлева, включая «укладку на рельеф», составление конструктивных рабочих чертежей, авторский надзор, решение всех строительных и архитектурных проблем. Вот почему многие источники совершенно справедливо называют авторами проекта Чкаловской (первичное название – Сталинградская) лестницы всех трёх архитекторов.

27 мая 1944 года заложен первый камень в фундамент будущей конструкции, а в 1949 году состоялось её торжественное открытие.

К строительным работам привлекалось местное население и большей частью – пленные немцы. На сооружение лестницы потрачено более 7 млн. рублей – немыслимо большая сумма во время продолжающейся войны и послевоенной разрухи. Председателя горисполкома А. Шульпина обвинили в растрате государственных средств и арестовали, а реабилитировали только после смерти Сталина.

Лестница начиналась у подножия памятнику Валерию Чкалову и двумя полукруглыми маршами, образовывающими «восьмёрку», спускалась к Волге. В народе чаще называлась Чкаловской, а в период борьбы с культом личности Сталина это название закрепилось как официальное. Редко встречается ещё и Волжская лестница, но не среди новгородцев.

Архитектурная символика Чкаловской лестницы

Почему в основу конструкции Чкаловской лестницы взята «восьмёрка»? Некоторые современные источники считают, что в качестве символа бесконечности. Однако объяснение другое: двумя полукольцами фашистские войска окружали Сталинград. Внизу у Волги начинается прямой марш ступенек, символизирующий освобождение из фашистских тисков измученных защитников Сталинграда. Чкаловская лестница – это дань мужеству несокрушённого города, его жителей и его освободителей – советских воинов.

Террасы лестницы украшены барельефами с изображением оружия и героических символов – пятиконечной звезды на щите, георгиевской ленты, увивающей гирлянду памяти.

В 1996 году производились ремонтные работы Чкаловской лестницы, а в 2013 году состоялась реконструкция свыше 1600 её элементов, а также заменена электропроводка освещения, ливневые стоки, укреплены 28 колонн в подлестничном пространстве, восстановлена кирпичная кладка.

Чкаловская лестница современная

Уникальное сооружение сегодня – это символ столицы Поволжья, отличные смотровые площадки и место проведения различных городских мероприятий.

Самая верхняя из площадок и основная располагается у подножия памятника Валерию Чкалову. Оборудована она биноклями, позволяющими осмотреть грандиозную панораму слияния рек Волги и Оки.

Немного ниже, на пересечении двух восьмёрочных кругов, находится ещё одна обзорная площадка, и последняя, самая широкая – внутри второго кольца. На аллеях, отходящих лучами от Чкаловской лестницы на разных уровнях, установлено множество скамеек, на которые можно присесть и любоваться видами на великую русскую реку Волгу.

Перед Чкаловской лестницей устраиваются главные городские праздники – парад Победы в честь окончания Великой Отечественной войны, праздник воздушных шаров, спортивные состязания, авиа-шоу и другие зрелищные мероприятия. У выпускников и молодожёнов посещение Чкаловской лестницы является обязательным пунктом праздничной программы.

Достопримечательности рядом с Чкаловской лестницей

Катер «Герой» установлен на пьедестале над Волгой в мае 1985 года после почти столетней службы в рядах Волжской военной флотилии. Участник компании «Финн», гражданской и Великой Отечественной войны, Сталинградских баталий, баркас – воплощение памяти о мужестве моряков. Ежегодно в праздник Победы к нему приходят ветераны, 12 июня перед катером проходит парад современных судов.

Вблизи катера – пятиметровый олень, памятник-символ Нижнего Новгорода, созданный венгерским скульптором Г. Жоке в необычной технике с использованием металлических пластин из нержавеющей стали.

Памятник Валерию Чкалову установлен в 1940 году, в день годовщины его гибели 15 декабря. Автор скульптурного изваяния – И. А. Менделевич, друг отважного полярного лётчика, с которым они вдвоём выбрали это место для монумента А. Горькому. Чкаловская лестница по проекту должна была начинаться у гостиницы «Россия», но решением главы горисполкома А. Шульпина перенесена к подножию памятника герою-полярнику, приблизив неоправданно близко к стенам средневекового кремля.

Нижегородский кремль – главная достопримечательность Нижнего Новгорода, историко-художественный и общественно-политический центр. На его территории располагаются резиденции губернатора области и мера Нижнего Новгорода, представителя Президента России в Приволжском федеральном округе, а также религиозные и культурные сооружения – Михайло-Архангельский собор с могилой Кузьмы Минина, единственный из уцелевших храмов кремля, Художественный музей, Спасская часовня, концертный зал, выставочный центр, историко-архитектурный музей-заповедник «Нижегородский кремль» и другие.

Где остановиться

В радиусе полутора километров от Чкаловской лестницы находится несколько возможных вариантов для временного проживания во время путешествия в Нижний Новгород. Отели «Волжский откос», «Дипломат», «Парус» и «Никола Хаус» предлагают размещение в номерах по цене от 950 до 1530 рублей. В гостиницах «Монарх», «Октябрьская» стоимость поселения примерно такая же – 1100-1200 рублей в сутки, в гостинице «Александровский сад» дороже – почти 4400 рублей за номер.

Как добраться до Чкаловской лестницы

Россия, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского

Координаты (G): 56°19′51″ с. ш. 44°00′34″ в. д.

В Нижнем Новгороде рядом с Чкаловской лестницей проходят множественные маршруты городского транспорта. Добраться до нижегородской достопримечательности можно двумя способами:

  • по Нижне-Волжской набережной до остановки «Катер «Герой» — автобусом №5 и маршрутным такси № т41, т117;
  • к площади Минина и Пожарского – автобусами № 19, 40, 45, 58, 52, 90 или маршрутками № 2, 24, 31, 40, 45, 60, 85, 90, 97, 98.

От железнодорожного вокзала доезжают за 10 минут, используя беспересадочные маршрутные такси № т41, т117, следуя по Канавинскому мосту и одновременно любуясь потрясающим видом устья Оки, впадающей в Волгу.

Добраться до Нижнего Новгорода из Москвы удобней всего железнодорожным транспортом, стоимость проезда – от 1200 рублей, время в пути 4-6 часов.

Путешествие на автобусе занимает по времени 6-8 часов, цена билета колеблется в пределах 770-2000 рублей.

Быстрей других видов транспорта авиаперелёт, занимающий всего 1 час с небольшим, но затратнее – от 2500 рублей обходится билет для 1 пассажира.

Очень популярны у туристов речные круизы по Волге на теплоходе, в том числе из Москвы в Нижний Новгород и обратно, во время которых путешественники отдыхают от столичной суеты, познавая историю своей страны и восхищаясь красотой открывающихся видов приволжской природы. Стоимость круиза в зависимости от размещения кают на палубах обходится от 6300 до 19000 рублей для 1 человека.

Источник

Оцените статью