Как построить опевание устойчивых ступеней

Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре

Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.

Ступени лада

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая — вторая — первая.
  • Вторая — четвертая — третья.
  • Четвертая — шестая — пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как «лад» и «тональность».

Что такое лад

Лад — система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.

Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.

В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.

Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:

  • большая секунда;
  • малая;
  • две большие;
  • малая;
  • малая терция;
  • малая секунда.

Основные ступени лада: T — тоника (1-я ступень), S — субдоминанта (4-я ступень), и D — доминанта (5-я ступень).

Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).

Также существует понятие «производных» звуков, в октаве их всего пять — это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).

В ладотональной музыкальной системе существует понятие «устойчивости» и «неустойчивости» ступеней.

Устойчивые — первая, третья и пятая ступени лада.

Ступени — звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами — от I до VII.

Существуют две системы обозначения нот — буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.

Тональности

Тональность — лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор — нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре — один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака — фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор — знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор — один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре — си и ми бемоли и т. д.

Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми

Все неустойчивые звуки имеют некий «окрас незавершенности», поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:

  • Фа диез и ля — в соль.
  • Ля и до — в си.
  • До и ми — в ре.

Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые — закрашенными.

В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.

Источник

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Ми-мажор

Ля-мажор

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Источник

Опевание устойчивых ступеней

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

ОПЕВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ: помощник по сольфеджиоПодробнее

«Опевание устойчивых ступеней сверху и снизу». Сольфеджио для внучки.Подробнее

ОПЕВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ: помощник по сольфеджиоПодробнее

ПОЁМ В РАЗНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ Опевание устойчивых ступеней Как развить слух Как чисто петь КвинтовыйПодробнее

Опевания — Дмитрий Андрианов | Guitar WarsПодробнее

ОПЕВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ: уроки сольфеджио 1-2 классыПодробнее

Опевания и вводные звукиПодробнее

Сольфеджио (solfeggio) Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени.Подробнее

Простые Опевания | Гитарные уроки | SKIFMUSIC.RUПодробнее

«Устойчивые и Неустойчивые ступени лада. Вводные звуки.» Сольфеджио для внучки.Подробнее

СОЛЬ МАЖОР: КАК РАБОТАТЬ В ГАММЕ? Сольфеджио 2-3 классы. Ступени, опевание, устойчивые интервалыПодробнее

Опевание ступеней . СольфеджиоПодробнее

8. Опевание устойчивых ступеней.Подробнее

Опевание устойчивых ступеней соль мажорПодробнее

Тональность. Названия ступеней. Разрешение.Подробнее

Легато. Пентатоника на гитаре.ОпеваниеПодробнее

РЕ МАЖОР: КАК РАБОТАТЬ В ГАММЕ? Сольфеджио 2-3 классы. Ступени, опевание, устойчивые интервалыПодробнее

ДО МАЖОР: КАК РАБОТАТЬ В ГАММЕ? Сольфеджио 2 класс. СТУПЕНИ, ОПЕВАНИЕ, ВВОДНЫЕ ЗВУКИПодробнее

1 класс урок 6 Опевание устойчивых ступеней повторениеПодробнее

Источник

Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»

Зейдак Юлия Фаритовна,

преподаватель теоретических дисциплин,

МБУДО «Детская школа искусств №1», г. Магнитогорск

Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»

Представленный на всероссийский конкурс «Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»» состоит из видеоурока (2 части) и учебного материала, он предназначен для учеников 1 класса, обучающихся сольфеджио и музыкальной грамоте в ДШИ и ДМШ. Перед просмотром видеоурока каждый ученик заранее должен распечатать учебный материал, предлагаемый учителем или записывать материал урока вместе с учителем по видеоуроку. Видеоурок, равно как и учебный материал, состоит из 2 частей – теоретической и практической. В теоретической части – «правила в рамочке» — педагог рассказывает правила гамма, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд, а в практической части происходит непосредственная запись гаммы Фа мажор.

Для привлечения внимания детей и быстрого включения в работу видеоурок открывается авторской песней-правилом «Песенка о гамме и тонике» Ю. Ф. Зейдак, далее рассказывается правило о гамме. При изложении теоретического материала в 1 части урока также звучат песни «Песенка об устойчивых и неустойчивых ступенях и разрешении» Ю. Ф. Зейдак и «Опевание устойчивых ступеней» Т. Сиротиной. Сочетание правил в песенной и устной формах способствует более лёгкому усвоению сложной музыкальной грамоты и вызывает больший интерес у обучающихся.

Во 2 части урока – практической – педагог показывает, как нужно правильно записать гамму Фа мажор, а именно №1Гамму фа мажор, №2 Устойчивые ступени, №3 Неустойчивые ступени, №4 Опевание устойчивых ступеней, №5 Как петь гамму Фа мажор. В учебном материале созданы преподавателем и размещены нотные прописи с элементами раскраски по теме «Гамма Фа мажор». Каждый ученик должен самостоятельно обвести элементы нотной записи: скрипичные ключи, ноты и ступени, стрелочки и даже ребёнок не умеющий хорошо и красиво писать должен легко справиться с этим заданием, делая его по нотным прописям в распечатанном учебном материале или записывая вместе с учителем в нотную тетрадь по видеоуроку. Кроме этого, для большей заинтересованности детей в учебном процессе преподаватель Ю. Ф. Зейдак применяет в учебном материале элементы раскраски и игры, используя цветные карандаши (на видео фломастеры, чтобы детям было лучше видно при просмотре) – красный, синий, зелёный, жёлтый. Красным и синим цветом ученик обводит в кружок устойчивые и неустойчивые ступени в заданиях №1, №2, №3, №4, №5 гаммы Фа мажор. Например:

№5 Как нужно петь гамму Фа мажор


В №4 «Опевание устойчивых ступеней» перед нотной строчкой появляется игровой элемент – светофор — с помощью которого учитель объясняет

ученикам в каком порядке нужно писать стрелочки в опевании. Для ребят запись опевания нотами, ступенями и стрелочками является сложным заданием, например, они часто путают с какой ноты, ступени, стрелочки начинать записывать, а такой цветовой «светофор» и запись стрелочек цветными карандашами подсказывает порядок написания и облегчает запоминание, восприятие и объяснение задания.

В конце учебного материала записано домашнее задание, в котором ученику нужно прислать педагогу видео или голосовое сообщение с рассказом «правил в рамочке» и прислать фотографию самостоятельной записи ребёнком гаммы Фа мажор в нотной тетради или в распечатанном учебном материале.

Вот пример письменного домашнего задания по сольфеджио, фотографии одного из учеников, так должны быть оформлены правила и гамма Фа мажор:

Конспект дистанционного урока

Задание 1. Повторяй правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд вместе с учителем по видеоуроку.

Гамма это движение звуков по порядку от Тоники до Тоники.

Тоника это I ступень (обозначается буквой T ) (№1).

Любая гамма состоит из 7-ми ступеней, которые обозначаются римскими цифрами.

I , III , V ступени это устойчивые ступени (они НЕ закрашиваются) (№2).

II , IV , VI , VII ступени это неустойчивые ступени (они закрашиваются) (№3).

Разрешение это стремление неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение обозначается стрелочками (№1).

Опевание это окружение устойчивых ступеней неустойчивыми ступенями Опевание как и разрешение обозначается стрелочками (№4).

Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Слово «тетра» значит «четыре».

Задание 2. Обводи, раскрашивай и повторяй скрипичный ключ, ноты, ступени, стрелочки по НОТНЫМ ПРОПИСЯМ вместе с учителем по видеоуроку: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор.

№1. Г амма Фа мажор

№2. Устойчивые ступени №3. Неустойчивые ступени

№4. Опевание устойчивых ступеней

№5. Как петь гамму Фа мажор .

Гамму Фа мажор нужно петь по ТЕТРАХОРДАМ.

Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку.

Напиши тему урока «Гамма Фа мажор».

Задание 1. Выучи и перепиши правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд в нотную тетрадь (правила в рамочке).

Задание 2. Перепиши НОТАМИ: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор в нотную тетрадь, раскрась.

Внимание! Если вы распечатали листок с правилами и гаммой Фа мажор или записали тему «Гамма Фа мажор» вместе с учителем по видеоуроку в нотную тетрадь, второй раз писать в нотную тетрадь тему «Фа мажор» и правила не нужно!

Задание 3. Научись писать знак БЕМОЛЬ на ПЯТЬ! Напиши знак БЕМОЛЬ всю строчку и выучи: ЗНАК БЕМОЛЬ ПОНИЖАЕТ НОТУ НА 1 ПОЛУТОН.

Задание 4. Прислать учителю:

1) Сфотографируйте и пришлите учителю фотографию, как вы самостоятельно записали и раскрасили тему «Гамма Фа мажор» в нотной тетради или на листке.

2) Снимите на видео (можно голосовое сообщение) и пришлите учителю, как вы рассказываете все правила по теме «Гамма Фа мажор» наизусть (все правила в рамочке: гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд).

Источник

Читайте также:  Конструкция лестницы с переходной площадкой
Оцените статью