Как гегель определяет абсолютный дух это ступень развития абсолютной идеи

Абсолютная идея Гегеля

Абсолютная идея — это единственно существующая подлинная реальность и причина всего окружающего мира, его предметов и явлений, это мировой дух, способный творить и обладающий самосознанием.

Гегель выделил и рассмотрел три этапа развития Абсолютной идеи и этим этапам он посвятил соответственно три части своей философской системы.

Первый этап развития абсолютной идеи — этап логический. Здесь абсолютная идея развивается в сфере чистого мышления в форме чистых логических понятий, не имеющих ничего общего с какой-нибудь реальностью. Гегель отмечает, что на этом этапе абсолютная идея развивается по законам логики. Он сформулировал и разработал три всеобщих закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода, количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

Развиваясь на этом этапе в соответствии с названными законами, Абсолютная идея познаёт самое себя и, познав себя до конца, идея перестаёт быть только логической идеей и превращается в природу (отчуждает себя в качестве природы). На втором этапе, который Гегель называет инобытием Абсолютной идеи, она реализует себя и развивается в качестве явлений неживой и живой природы. Этот этап развития характеризуется тем, что природа развивается только в пространстве, но не во времени. В природе нет ничего нового по сравнению с первым этапом развития Абсолютной идеи, она лишь повторяет то, что уже было. Однако, развиваясь, природа должна стремиться к самопознанию, и для этого появляется человек, обладающий сознанием. Природа развивается в соответствии с законами логики, то есть разум диктует природе свои законы.

На третьем этапе развития Абсолютная идея проявляет себя в различных формах человеческого сознания, как в сознании человека, так и в сознании человечества, например в духовной культуре, в праве, в политике как результатах общественного сознания. Это самая важная часть философской системы Гегеля, поскольку на этом этапе абсолютная идея возвращается сама к себе в человеческой мысли, в познании и в продуктах человеческой мысли. Идея возвращается сама к себе, однако это уже не та идея, которой была когда-то, она возвращается, будучи обогащённой различными формами, опытом и знанием, через которые она прошла и которые приобрела в процессе развития.

Всё это развитие, все три этапа развития Абсолютной идеи — это результат реализации конечной цели. На этапе духа Абсолютная идея достигает границ своего развития, здесь она реализует все возможности, которые в ней находятся, достигает вершины самопознания — полного и окончательного знания о самой себе. Дух, считал Гегель, на третьем этапе проявляется в трёх разновидностях:

  • субъективный дух;
  • объективный дух;
  • абсолютный дух.

Субъективный дух, или «дух для себя», — это индивидуальное сознание человека, его душа.

Объективный дух — «дух общества в целом». Воплощением объективного духа является право, мораль, гражданское общество, государство. Всё это дано свыше и регулирует взаимоотношения между людьми.

Абсолютный дух — высшее проявление духа, это вечная абсолютная истина. Воплощением Абсолютного духа являются искусство, религия и философия.

Гегель, как это можно уже заметить из изложения его идей, привержен так называемой триаде в развитии всего сущего. Так, в своём развитии Абсолютная идея проходит три этапа; Гегель открыл три всеобщих закона диалектики, он выделяет три разновидности духа.

Следовательно, развитие — это бесконечный процесс движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от абстрактного к конкретному, содержащий в себе три взаимосвязанных этапа:

  • тезис — существует определённое утверждение, форма бытия;
  • антитезис — всегда находится нечто противоположное тезису;
  • синтез — это результат взаимодействия противоположностей (тезиса и антитезиса), новое утверждение, которое в свою очередь становится новым тезисом, но на более высоком уровне.

Этот процесс повторяется снова и снова и в результате синтеза тезиса и антитезиса появляется новый тезис более высокого уровня.

Гегель считает, что именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без противоречий, которые находятся в единстве (тождество противоположностей), не существуют друг без друга, но и исключают друг друга как противоположности (борьба противоположностей), развитие невозможно.

Мировой дух

Человек — это носитель Абсолютной идеи, и она использует человека, его способности и умения для реализации своих планов. Даже великие люди, такие как Александр Македонский, Цезарь и Наполеон, по мнению Гегеля, являются только исполнителями воли Мирового духа — Абсолютной идеи. Сознание каждого индивидуального человека — это частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, индивидуальность, характер, личность. Человек — это «конечный дух» Мирового духа. Именно через человека, через его речь, язык, жесты, действия, поступки, через ход истории, через познавательную деятельность человека Мировой дух познаёт себя и творит мир через артефакты — созданные человеком предметы материальной и духовной культуры.

Возвращаясь к третьему этапу развития Абсолютной идеи, к объективному духу, заметим, что основным в его воплощении Гегель считал государство. Именно через государство достигается главная цель современной истории — достижение осознания свободы. История — это процесс самореализации Абсолютного духа и завоевания человеком всё большей и большей свободы. Всю историю человечества Гегель делит на три эры.

  • Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Древнего Китая) — такой период, когда в обществе осознаёт свободу и пользуется ей лишь один человек — фараон, китайский император, а все остальные люди являются его рабами и слугами.
  • Антично-средневековая эра — период, когда осознаёт свободу и пользуется ей группа людей (глава государства, его окружение, высшие чиновники, военачальники, аристократы, феодалы), но основная масса людей несвободна, зависит от избранной части общества и служит ей.
  • Германская эра — это современная Гегелю эпоха и прежде всего государство, в котором он жил и творил, — Пруссия, в котором осознают себя и являются свободными все люди.

Источник

Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум

«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.

Весь мир — философия

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)

Развитие абсолютной идеи

Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.

С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.

На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)

История мирового духа

«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.

Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.

Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)

Источник

Абсолютная идея Гегеля

Развитие идеализма после Канта достигло своего апогея в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который вошел в историю, будучи создателем самой широкоохватывающей и доказанной системы диалектики идеализма.

«Абсолютная идея» Гегеля

Назвав философскую концепцию «абсолютным идеализмом», Г. Гегель заявил, что категории являются действительными формами реальности, основывающимися на «мировом разуме», «абсолютной идее», по-другому — «мировом духе».

Получается, что «абсолютная идея» — это нечто, дающее толчок к появлению и эволюционированию природного и духовного миров, некое деятельное начало. И человеку необходимо постичь эту «абсолютную идею» посредством рефлексии. Этот ход мысли включает в себя 3 ступени.

Первая ступень

Здесь абсолютная идея, будучи только мыслью, которая существовала до определения субъекта и объекта, позиционируется как упорядоченное познание в принципе. Таким образом, она раскрывается через систему связанных и вытекающих друг из друга категорий логики.

В своей философской теории Гегель делил логику на три учения: о бытии, о сущности и о понятии. Отправной точкой его теории становится равенство мышления и бытия или, другими словами, восприятие мира реальности как видимого действия духа Идеи. Изначально абсолютная идея представляла собой отвлеченную мысль о бытии. Потом данная мысль «чистого бытия» заполнялась конкретным содержанием: вначале бытие позиционировалось как неопределенное нечто, далее оно определялось в качестве бытия, потом формировалось определенное сущее и так далее.

Таким путем Г. Гегель передвигается от понимания бытия — явления — к его сущности, а затем выводит понятие. Кроме того, во время формирования абсолютной идеи Гегель объясняет ряд диалектических закономерностей.

Второй этап

На второй ступени формирования понятия абсолютной идеи происходит ее абстрагирование в природный дол, уход к природе. Именно отсюда следует формулирование Гегелем положений о природной философии. Для него природа является только наружным выражением, проявлением мысли, но самостоятельным прогрессом категорий логики.

Третий этап

Философ выделяет три степени развития природы: механизм, химизм, организм, между которыми он находит определенную связь. Эта связь в дальнейшем станет основой изучения взаимосвязи некоторых ступеней органической и неорганической природы.Таким образом, у Гегеля философия духа подразделяется на три составляющих: учение о субъективном духе, которое включает в себя науки о человеке; учение об объективном духе, которое включает в себя изучение моральных проблем, истории, права; учение об абсолютном духе, которое обнаруживает себя в культурной составляющей человеческой жизни (религия, философия, искусство).

Следовательно, по Гегелю, эволюция абсолютной идеи идет по кругу, и она равносильно прогрессу материального мира, который является прямым порождением этой идеи. Гегель приводил к выводу о том, что завершением этой абсолютной идеи (когда происходит осознание ею себя и своего пути) происходит становление абсолютного духа. В этом и заключается сама система философии Гегеля.

С этих пор продвижение абсолютной идеи по возрастающей прекращается и приобретает круговую траекторию, прекращая эволюцию мысли, обрекая ее на постоянное движение по кругу, без развития. Таким образом получается, что теория Гегеля наиболее близка к объективному идеализму, так как именно понятие «абсолютная идея», будучи чистой мыслью, порождает природу и человека. Вследствие этого образуется триада, на которой строится концепция философии Гегеля: тезис — антитезис — синтез, которая придает ей последовательную обоснованность. Ведь категории этой теории не слепо утверждаются, а порождаются друг другом. Такая целостность системы является противоречием главенствующего ее закона — принципа прогресса.

Вывод

Будучи центральным понятием гегелевской теории, абсолютная идея делится на три грани:

  • субстанциональный (раскрывается в первом этапе);
  • деятельный (раскрывается во втором этапе);
  • «самосознание» (раскрывается в третьем этапе).

Источник

Читайте также:  Можно ли устанавливать газовый котел под лестницей
Оцените статью