Исколесишь сто лестниц средство выразительности

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», где автор обличает устройство института коммунистической власти. Краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану облегчит подготовку к уроку литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прозаседавшиеся.

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на приём к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – сатира.

Стихотворный размер – акцентный стих, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство из них объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Метафоры«исколесишь сто лестниц», «взъярённый, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там».

Эпитеты«верхний этаж», «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее».

История создания

История создания произведения связана с послереволюционной действительностью. Известно, что до переворотов В. Маяковский выступал против царского режима. Он надеялся, что революция изменит жизнь простого народа к лучшему. Очень скоро поэт убедился, что надежды были тщетными. Многое в «новой» стране вызывало у него возмущение и иронию, например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г. «Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников. Этот представитель из народа и является лирическим героем.

Сначала герой знакомит нас с представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию своих «скитаний по кабинетам».

В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом» .

До конца дня, потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая эмоций, врывается на одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Герою кажется, что это происки дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не успеют побывать на всех собраниях.

В последней строфе оказывается, что герой провёл в беготне по кабинетам целый день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания – не показатель того, что чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

Композиция

Основой для композиции произведения является время: все события укладываются в сутки. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о своих «приключениях» похождениях по кабинетам чиновников. Монолог делится на две смысловые части: описание бесконечных блужданий по лестницам в попытках попасть на приём к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Жанр стихотворения – сатира, так как В. Маяковский открыто, резко высмеивает современный ему общественный строй. Написаны строки произведения акцентным стихом. Автор использует все виды рифмовки, некоторые строки не рифмует.

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошёл за день герой.

Также в тексте есть метафоры – «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и эпитеты – «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

Источник

Стихотворение и анализ «Прозаседавшиеся»

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни –

служащие расходятся на заседания.

«Не могут ли аудиенцию дать?

Хожу со времени она». –

«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –

объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.

«Через час велели прийти вам.

покупка склянки чернил

ни секретарши нет –

на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя наночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» –

дикие проклятья дорогой изрыгая.

сидят людей половины.

Где же половина другая?

От страшной картины свихнулся разум.

спокойнейший голосок секретаря:

«Оне на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

С волнением не уснешь.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

относительно искоренения всех заседаний!»

Краткое содержание

В.В. Маяковский с оптимизмом воспринял свершившуюся революцию и был горячим сторонником начавшихся преобразований. Но вскоре он стал замечать, что действительность несколько отличается от его представлений о светлом будущем страны Советов. Вскрылся целый ряд проблем, мириться с которыми поэт не собирался а, поскольку, его главным оружием были перо и бумага, он самым решительным образом принялся обличать обнажившиеся изъяны. Особенно непримиримым было его отношение к бюрократии и волоките, которые процветали в среде чиновников всех мастей. Этой теме поэт посвятил свое стихотворение «Прозаседавшиеся», анализ которого представлен в данном материале.

В. Исаченко. Прозаседавшиеся. 1966

Главный герой произведения – среднестатистический гражданин, через восприятие которого Маяковский резко критикует бюрократический аппарат. В начале произведения идет описание начала рабочего дня советского учреждения. Чиновники расходятся по кабинетам, отбирают самые важные бумажки и удаляются на совещания.

Герою нужно безотлагательно решить важные вопросы, но в любом кабинете он слышит одни и те же слова: «Товарищ такой-то ушли заседать». Вернувшись через час, он обнаруживает пустую приемную – секретари также отправились заседать на одно из заседаний.

В конце сумасшедшего дня, полного мытарств и беготни по кабинетам, терпение героя кончается, и он врывается прямо в зал совещаний. Перед ним открывается не укладывающаяся в его сознании картина – на собрании присутствуют только половинки людей. Мужчине приходят в голову самые невероятные предположения, вплоть до происков дьявола. Однако секретарь поясняет ему, что чиновники просто раздвоились, чтобы успеть побывать на всех заседаниях.

Вернувшись домой, загнанный проситель никак не может уснуть. С утра ему снова предстоит обивать пороги неприступных кабинетов. Поэтому он лелеет одну единственную мечту: чтобы чиновники оказались на «заседании относительно искоренения всех заседаний!». Так поэт Маяковский вносил свой вклад в борьбу с советским бюрократизмом, который уже в начале двадцатых годов обрел невиданные масштабы.

Анализ

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1922 году. Все потрясения, связанные с революцией и гражданской войной, были уже позади, и люди приступили к освоению новой действительности. Приспособиться к ней оказалось далеко не просто – с самого начала страну захлестнула бюрократия. Чиновнический аппарат разросся до невероятных размеров, причем, результаты его работы оставляли желать лучшего. Простому человеку невозможно было достучаться до представителей власти, чтобы решить свою очередную проблему. Бесконечные заседания, на которых, по сути, ничего не решалось, лишали людей такой возможности. Стихотворение было одобрено самим В.И. Лениным, который похвалил поэта за то, что тот очень остро высмеял недостатки молодой коммунистической системы.

Персонажи и образы

Образы чиновников придают произведению ту самую остроту и сатиричность, которой добивался Маяковский. Главным персонажем можно назвать товарища «Иван Ваныча», воплотившего в себе худшие черты высоких начальников. Он настолько занят, что не представляет себя вне заседаний, поэтому получить у него аудиенцию нет никакой возможности.

Неожиданным решением Маяковского стали образы раздвоившихся чиновников – «ополовиненных людей», которые чуть не довели до инфаркта отчаявшегося просителя, в образе которого предстает обычный гражданин. Безуспешно пытаясь решить важный для него вопрос, он целый день бегает по лестницам и стучится в кабинеты, чтобы в итоге получить один и тот же ответ: «на заседании».

Композиция

Композиция стихотворения последовательная, действие развивается в течение суток и представляет собой череду безнадежных попыток героя попасть на прием к высокому начальнику.

В первой части его везде ждет неудача – ни чиновников, а далее и их секретарей невозможно застать на рабочем месте. Герой везде получает отказ по причине того, что все, кто ему нужен, находятся на заседании. Во второй части приходит конец терпению измученного гражданина. Он врывается в зал и с изумлением наблюдает следующую картину: «сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?». Привычный ко всему секретарь говорит ему, что раздваиваются чиновники для того, чтобы успеть на все заседания. После этого герой мечтает только об одном: чтобы состоялось заседание по отмене всех заседаний.

По жанру стихотворение принадлежит к сатирическому фельетону в стихах. Обращение к такой форме дало поэту возможность со всей остротой обнажить существующие в обществе проблемы. Литературное направление – футуризм, по принадлежности к литературному роду – это гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

По своей форме текст представляет собой «лесенку», которая часто встречается в стихотворениях Маяковского. Автор использовал разностопный ямб с чередующейся рифмой. Некоторые строки не рифмуются.

Для создания сатирических образов автор использует средства художественной выразительности. Эпитеты: «взъяренный», «спокойнейший голосок», «страшная картина», «дикие проклятья»; метафора: метафоры: «врываюсь лавиной», «от страшной картины свихнулся разум». Также использован гротеск «изрыгая дикие проклятья», который рисует в воображении не человека, а огнедышащего дракона.

Проблематика и основная идея произведения

Основной проблемой Маяковский считал засилье бюрократии во всех сферах государственной жизни. На первом месте у чиновников оказываются горы ненужных бумаг, которыми они отгорожены от проблем и бед реального человека. Бесконечные совещания, собрания и заседания как по важным, так и ничего не значащим вопросам (покупка склянки чернил) доводят людей до нервного срыва и вызывают у них ответную реакцию в виде справедливого гнева.

Основная идея стихотворения состоит в акцентировании внимания на подобных недостатках нового государственного управления и необходимости изживать такие явления как бюрократия и формализм. Поэт призывает не разводить демагогию на бесчисленных заседаниях, а повернуться лицом к народу, чтобы человек видел, что государство это не бездушная бюрократическая машина, а четко выстроенная система для улучшения жизни в молодой стране.

Источник

🔥 Прозаседавшиеся

Смелым примером сатиры в творчестве Маяковского является стихотворение «Прозаседавшиеся», написанное автором в 1922 году, но не потерявшее актуальности и по сей день. Мало кто в эти годы мог так уколоть власть пером, как Владимир, ему позволялось, ему прощалось.

Бюрократия бессмертна

Как известно, Маяковский был телом и душой за Советскую власть, но далеко не все её потуги воспринимались автором на ура. Одной из причин столь сильного стремления к социализму было желание улучшить жизнь обычного человека, лишить его власти чиновника.

Не тут-то было, как при царе ходили с челобитными, так и при советской власти люди вынуждены днями бегать по кабинетам в надежде подписать бумажку. Бюрократия плавно перетекла из одного режима в другой и прочно в нём укоренилась, приобретя даже более сложные формы.

Это и бесит Маяковского, это и не даёт ему покоя, это и вынудило написать стих «Прозаседавшиеся», щедро полив его из бездонной ёмкости таланта иронией и сарказмом.

Тема стихотворения

По сюжету стихотворения главный герой описывает своё видение бюрократии чиновников, из-за которой человек должен бегать по кабинетам за последними, как сотрудник НКВД за шпионами. Он видит, как каждое утро массы кабинетных крыс отправляются по своим рабочим норкам:

Кто в глав,
Кто в ком,
Кто в полит,
Кто в просвет.

Там их любимым делом являются заседания – своего рода посидели, от которых реальному гостю учреждения нет никакого прока, только вред. Поводы для заседаний самые разные, вплоть до:

Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом.

И посетитель целый день проводит в стенах государственной богадельни, вместо того, чтобы работать – писать стихи, сеять хлеб или ковать железо.

Пробегав до вечера, герой не выдерживает и врывается на заседание, где видит только половинки бюрократов. Где же остальные части тела, неужто их убили и разрезали? На это отвечает секретарша:

Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.

Чиновники так любят заседать, что просто раздвоились, чтобы везде побывать!

Главный герой возвращается ни с чем и встречает рассвет в холодном поту и с единственным желанием, чтобы состоялось:

одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

К сожалению, бюрократия была при Петре, осталась и поныне. Отсюда русским миром правит на местах вовсе не Президент, а мелкие, постоянно заседающие по любому поводу чиновники.

Художественный анализ

Стих написан в форме рассказа героя о своих потугах попасть на приём к чиновнику. Стихотворение разделим на две смысловые части – безуспешная беготня по лестницам и коридорам заведения и вторжение героя на заседание, где он понимает бессмысленность своих потуг.

Жанр произведения сатирический фельетон, написанный ямбом с непоследовательной рифмовкой.

В качестве средств выразительности использованы метафоры:

  • Взъярённый на заседание врываюсь лавиной.
  • Исколесишь сто лестниц.
  • Сидят людей половины.

Также к метафоре отнесём строки:

Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь.

Имеются в произведении и эпитеты, самые примечательные из них:

  • Страшная картина.
  • Дикие проклятья.
  • Спокойнейший голосок.

С помощью средств выразительности мы глазами автора видим безумие бюрократической машины, с которой главный герой безрезультатно пытается бороться.

Полный текст

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени о́на». —
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели придти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
го́ло!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья доро́гой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря́.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Читает аудио А Теренков

Источник

Читайте также:  Когда запрещается применять переносные лестницы
Оцените статью