Интервальный состав септаккордов 2 ступени

Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту

Второй септаккорд II7 и его обращения

Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.

II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.

Строение Второго септаккорда

II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.

В мажоре — м3+б3+м3

В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3

Разрешение второго септаккорда в тонику

При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.

II 43 → I 64 развернутый

Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.

разрешение второго септа в тонику

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=1024%2C379″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2000 2000w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=3000 3000w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>

Разрешение второго септаккорда в

доминанту

Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.

II7 → V43→ I53 развернутое

II43 → V7 → I53 неполное

Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.

Источник

Интервальный состав септаккордов 2 ступени

См. также решение задач на тему «Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты».

Абызова 357 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Бригадный 294 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Алексеев №№165,166,167,168,169,170, 171,172,173,174,175,176,177,178,179,180,181,182,183,184,185,186

1)Определение. II7 — септаккорд на II ступени натурального и гармонического мажора, гармонического минора.
В мажоре он малый минорный, в гармонических мажоре и миноре — малый с уменьшённой квинтой.
II7 — самый яркий представитель S группы, его значение равно значению D7 в D группе. Поэтому нередко его называют субдоминантсептаккордом.

II7 универсален. Его употребление возможно как в каденции, так и внутри построения.
2)Приготовление. Перед II7 может стоять любая S.
3) Разрешение. II7 может разрешаться 2-мя способами: а) в T (или K64) или б) в аккорды D группы.
а)Разрешение в тонику или K64 основано на том, что септима II7 (или его обращений) остаётся на месте (хотя бывают случаи разрешения в K64, когда
септима ведёт себя свободно). Такое разрешение называется ладофункциональным.
II7 разрешается в T6, II65 — в K64, II65 — в T (в плагальном обороте), II43 — в K64, II43 — в T(очень редко), II2 — в T (в плагальном дополнении).
Возможны проходящие обороты между обращениями II7. При этом голосоведение должно быть плавным.
II7-VI64-II65, II65-T64-II43, II43-III64-II2.
б) При разрешении в аккорды D группы действует правило креста. Если по кругу в движении по часовой стрелке разместить 7-65-43-2, то 43 будет напротив 7, а 65 — напротив 2. Это значит, что при разрешении II7(или его обращения) в D7 (или его обращения) 43 переходит в 7 или 7 в 43, 2 переходит в 65 или 65 переходит в 2.
То есть II7- D43, II65-D2, II43-D7, II2-D65.Такое разрешение называется акустическим
Кроме этого возможно II7- D7 неполный, II7 неполный-D7, II65-D, II43-D, II43-D6, II2-D6.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Септаккорд II ступени (II7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.

По звучанию II7 — это малый минорный септаккорд на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора. Как и любой другой септаккорд, II7 имеет три обращения: II65 (квинтсекстаккорд) на 4-й ступени, II43 (терцквартаккорд) на 6-й ступени и II2 (секундаккорд) на 1-й ступени лада.

Разрешить II7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной квинтой (реже — терцией) на ближайшей ступени в басу . При этом 2-я ступень (основной тон) разрешается вверх, в 3-ю ступень лада; 4-я ступень (терцовый тон) — тоже вверх, в 5-ю ступень (либо вниз — в 3-ю ступень); 6-я ступень (квинтовый тон)— вниз, в 5-ю ступень; 1-я ступень (септима аккорда) остается на месте как устойчивая. Таким образом, II7 разрешается в T6 с удвоенной квинтой (реже — терцией) с использованием гармонического типа соединения :

II7 также может перейти в D43 на том же басу и в VII 65 в условиях гармонического соединения:

II7 может употребляться в качестве субдоминантовой гармонии в начале, середине построения и в каденции. В каденции он незаменим при гармонизации нисходящего секундового хода в сопрано от 4-й к 3-й ступени. В этом случае II7 разрешается в K64 со скачком в басу со 2-й на 5-ю ступень:

Задание: Транспонируйте на фортепиано приведенные выше (в нотных примерах) гармонические обороты в тональности квинтового круга либо секвенцируйте их по родственным тональностям.

Источник

S o l F a theory

10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

Септаккорды в ладу

А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

Разрешение

Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

Существует два разрешения вводного септаккорда:

Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).

Источник

Септаккорд

Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.

Септаккорды в классической и современной гармонии

Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,

в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).

Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или уменьшенный – эти значения будут определяться по трезвучию.

Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):

Виды и обращения септаккордов

Различают 7 видов септаккордов:

Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:

Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.

Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.

Квартсептаккорды имеют по два обращения:

В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.

Строение септаккордов

Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.

Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.

Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.

И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.

Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.

Источник

Читайте также:  Как правильно ставить ступеньки
Оцените статью