Инструктивно-методическое письмо министерства образования Республики Беларусь Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В структуре общего среднего образования I ступень общего среднего образования направлена на:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся;
создание основы для самостоятельной учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование учащихся;
формирование функциональной грамотности учащихся;
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность последующего обучения ученика, развитие его личностных качеств и сохранение индивидуальности.
В 2017/2018 учебном году в образовательном процессе используются следующие учебные программы:
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. І клас. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучение и воспитания. Начальная школа. I класс. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІ клас. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучение и воспитания. Начальная школа. II класс. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІІ клас. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучение и воспитания. Начальная школа. III класс. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Зборнік вучэбных праграм для III класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Сборник учебных программ для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучение и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. І–ІV класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучение. I–IV классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012.
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: www. / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы.
Обращаем внимание на то, что при организации образовательного процесса в 2017/2018 учебном году необходимо учитывать, что содержание учебных программ для I ступени общего среднего образования скорректировано.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами размещены на национальном образовательном портале: www. / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы.
К 2017/2018 учебному году подготовлено 14-е издание учебного пособия «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь і першакласніку» (составители –
, , ). Учебное пособие предназначено для организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных и внеклассных занятиях (классных и информационных часах, объединениях по интересам, в группе продленного дня). В 14-м издании учебного пособия использована технология дополненной реальности, которая позволяет средствами дополнительного контента (аудио-, видеоматериалов, 3D-моделей и т. д.) расширить представления учащихся об изучаемых явлениях окружающего мира. Чтобы увидеть дополненную реальность, читателю понадобится телефон или планшет с камерой, доступ к интернету и специальное бесплатное приложение. Вся мультимедийная информация также доступна в электронном приложении к учебному пособию.
В помощь учителям разработано пособие «Метадычныя матэрыялы для правядзення заняткаў з выкарыстаннем вучэбнага дапаможніка «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь і першакласніку» (авторы – ,
).
Обучение в I классе начинается с курса «Введение в школьную жизнь», который изучается в течение первых 20 учебных дней в пределах общего количества учебных часов, определенных типовым учебным планом общего среднего образования. Кроме учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», проводятся учебные занятия по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка». Остальные учебные предметы, которые определены типовым учебным планом общего среднего образования, изучаются по завершении курса «Введение в школьную жизнь».
Преподавание курса «Введение в школьную жизнь» осуществляется по учебно-методическому комплексу:
Цірынава В. І. Уводзіны ў школьнае жыццё / Введение в школьную жизнь: учебное пособие для 1-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения и воспитания. – Мінск: НІА, 2016, 2017.
Тиринова в школьную жизнь: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучение и воспитания. – Минск: НИО, 2016.
Цірынава В. І. Уводзіны ў школьнае жыццё: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2012.
Тиринова в школьную жизнь. 1 класс. Дидактический материал: учебное наглядное пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучение. – Минск: НИО, 2017.
Для I класса учреждений общего среднего образования подготовлены и изданы к 2017/2018 учебному году следующие учебные и учебно-методические пособия.
Для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения:
«Буквар», «Пропісь 1», «Пропісь 2», «Пісьмо» автора (НІА, 2017);
учебное пособие «Русский язык» авторов ,
(Народная асвета, 2017);
учебно-методическое пособие «Русский язык в 1 классе» авторов
, (Народная асвета, 2017).
Для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения:
«Букварь», «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» автора
(НИО, 2017);
учебное пособие «Беларуская мова» авторов ,
(НИО, 2017);
учебно-методическое пособие «Обучение чтению в 1 классе» автора (в двух частях, НИО, 2017);
учебно-методическое пособие «Обучение письму в 1 классе» автора (НИО, 2017).
Для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения:
1) учебно-методический комплекс по учебному предмету «Человек и мир» авторов , :
учебное пособие «Чалавек і свет» / «Человек и мир» (НИО, 2017);
учебно-методическое пособие «Учебный предмет «Человек и мир» в 1 классе» (НИО, 2017);
пособие для учителей «Человек и мир. 1 класс. Книга для чтения» (НИО, 2017).
Новое учебное пособие «Чалавек і свет» / «Человек и мир» содержит ссылки на книгу для чтения;
2) учебное пособие «Працоўнае навучанне» авторов , (Адукацыя і выхаванне, 2017).
К учебному пособию «Музыка. 1 класс» (Мастацкая літаратура, 2016) авторов , , который вышел в 2016 году, разработано и издано учебно-методическое пособие с электронным приложением «Музыка в I классе» авторов , , (Пачатковая школа, 2017).
Обращаем внимание на то, что при использовании учебных изданий, вышедших до 2016 года, необходимо учитывать изменения, произошедшие в содержании учебных программ.
Факультативные занятия в I классе проводятся с 1 сентября. Для проведения факультативных занятий в 2017/2018 учебном году рекомендуются учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (www. / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы).
Согласно типовому учебному плану общего среднего образования на 2017/2018 учебный год во II–III классах на изучение учебных предметов «Беларуская мова» в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания и «Русский язык» в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания отводится 3 часа в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии.
На изучение учебных предметов «Русский язык» в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания и «Беларуская мова» в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания отводится 2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю во втором полугодии.
На изучение учебных предметов «Литературное чтение» в учреждениях общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания и «Літаратурнае чытанне» в учреждениях общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания отводится 2 часа в неделю.
Учебные занятия по белорусскому (русскому) языку во II классе в учреждениях общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания начинаются со вступительного курса, который носит интегрированный характер – без разделения на занятия по языку и литературному чтению. По завершении его изучения учебные занятия по учебным предметам «Беларуская мова» и «Літаратурнае чытанне», «Русский язык» и «Литературное чтение» проводятся отдельно.
Для II класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения изданы компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету «Человек и мир» авторов , :
учебное пособие «Чалавек і свет» / «Человек и мир» (Адукацыя і выхаванне, 2017);
пособие для учащихся «Человек и мир. 2 класс. Книга для чтения» (НИО, 2017).
Новое учебное пособие «Чалавек і свет» / «Человек и мир» содержит ссылки на книгу для чтения.
Для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения в поддержку учебных пособий «Літаратурнае чытанне. 2 клас» и «Литературное чтение. 2 класс», которые были изданы в 2016 году, подготовлены новые учебно-методические пособия:
«Літаратурнае чытанне ў 2 класе» автора (НІА, 2017);
«Литературное чтение во 2 классе» автора (НИО, 2017).
Для III класса учреждений общего среднего образования
с белорусским и русским языками обучения изданы новые учебные пособия:
«Беларуская мова» автора (НІА, 2017);
«Русский язык» авторов , ,
, (НИО, 2017);
«Литературное чтение» авторов , , (НИО, 2017);
«Літаратурнае чытанне» автора (НІА, 2017).
Особенностью новых учебных пособий являются ссылки на электронные образовательные ресурсы, размещенные на Национальном образовательном портале. Воспользоваться ими можно через QR-код, расположенный в пособиях рядом со ссылкой. Обращаем внимание на то, что новые учебные пособия разработаны в полном соответствии с обновленными учебными программами и содержат учебный материал, достаточный для качественного усвоения содержания образования по учебным предметам. Ссылки на другие компоненты УМК – это средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, которое позволяет учесть познавательные возможности и интересы учащихся с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета.
Для III класса доработаны и переизданы учебные пособия «Математика» авторских коллективов ,
(Адукацыя і выхаванне, 2017) и ,
(НИО, 2017), «Музыка» авторов ,
, -Колеса (Пачатковая школа, 2017).
К 2017/2018 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование для I, II, III, IV классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2017). На национальном образовательном портале содержится примерное календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам: www. / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы).
Полная информация об учебно-методическом обеспечении всех учебных предметов в 2017/2018 учебном году размещена на национальном образовательном портале: www. / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы.
Обращаем внимание на выполнение требований учебных программ по белорусскому и русскому языкам в части отработки каллиграфического письма учащихся II–IV классов. Содержание этой работы по возможности должно быть связано с материалом учебных занятий.
Домашние задания для учащихся II–IV классов должны задаваться с учетом возможности их выполнения: во II классе – до 1,2 часа, III–IV классах – 1,5 часа.
На дом не задаются:
задания ученикам I класса в течение всего учебного года по всем учебным предметам;
задания, обозначенные «звездочкой»;
задания по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Примерный объем домашних заданий для учащихся II–IV классов представлен в таблице.
Примерный объем домашних заданий для учащихся II–IV классов
2 столбика примеров
3 столбика примеров
2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
Русский (белорусский) язык
15 – 17 слов (упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)
(упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)
(упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)
не более 1 – 1,5 страницы
не более 2 – 2,5 страниц
не более 3 – 3,5 страниц
не более 1 – 1,5 страницы
не более 2 – 2,5 страниц
не более 3 – 3,5 страниц
В 2017/2018 учебном году безотметочное обучение на I ступени общего среднего образования осуществляется по тем же учебным предметам, что и в 2016/2017 учебном году.
Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья учащихся, развития у них внутренней мотивации учения, становления адекватной самооценки, формирования умений самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пунктом 10 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь , текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов по всем учебным предметам осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок (далее – безотметочное обучение). Отказ от использования отметок в I и II классах связан с возрастными особенностями учащихся: в возрасте 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, ученик еще не умеет объективно оценивать результаты своей работы, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
В III и IV классах без использования отметок организуется обучение по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье». Отказ от использования отметок в процессе обучения в III и IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» обусловлен спецификой этих учебных предметов:
– множеством разнообразных видов деятельности на учебных занятиях по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение»;
– преобладанием коллективных видов деятельности на учебных занятиях по учебному предмету «Музыка»;
– существенными различиями в уровне развития специальных способностей учащихся;
– необходимостью формирования внутренней мотивации и развития творческих способностей учащихся.
По остальным учебным предметам в III–IV классах результаты учебной деятельности учащихся оцениваются в баллах по 10-балльной шкале в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам» и приказом Министерства образования Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 000».
В условиях безотметочного обучения применяются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также индивидуальный уровень развития учащихся.
Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения учеником знаний и умений по учебным предметам и исключают сравнение учеников между собой. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития ученика и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период обучения.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное развитие каждого ученика и в то же время не заставляют учителя сравнивать учеников между собой, ранжировать по успеваемости (запрещено использование различных «экранов успеваемости класса»).
Любую внешнюю оценку, полученную от педагога, ученик воспринимает как поощрение или наказание, положительное или отрицательное отношение к нему. В связи с этим недопустимо в качестве знаков оценки и самооценки введение эмоциональных атрибутов – солнышек, смайликов, сказочных героев или людей, которые проявляют «радость», «грусть» или другие эмоции. Такие знаки передают ученикам огромный эмоциональный заряд и не воспринимаются ими так же нейтрально, как, например, знаки «+» и «–», указывающие на отсутствие или наличие ошибок в работе. Недопустимой также является замена оценок другими внешними атрибутами (звездочками, цветочками, флажками и др.), поскольку при этом функцию отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ученика к нему идентично отношению к отметке.
В течение всего периода безотметочного обучения учитель целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самооценки своей учебной деятельности.
Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ученика учитель ведет систематический учет освоения учащимися тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно.
В образовательном процессе должны быть представлены как контрольно-оценочная деятельность педагога, так и контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг к другу (взаимоконтроль и взаимооценка) и самоконтроль, самооценка учеников.
Результаты контрольно-оценочной деятельности могут выражаться в различной форме: словесной (короткие и развернутые оценочные суждения); графической (например, линейки самооценки и др.); знаковой (знаки «+», «–» и др.).
На каждом уроке педагог дает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, обращаясь ко всему классу или к отдельным ученикам.
Примеры словесных оценочных суждений педагога: «Молодец! Ты правильно решил задачу»; «Молодец! Ты аккуратно выполнил работу»; «Твоя работа достойна высокой оценки»; «Сегодня ты выполнил работу без ошибок. Работал полностью самостоятельно. Молодец!»; «Похвально! Ты сам исправил ошибку в своей работе и объяснил, как решал задачу», «Молодцы! Вы все очень старались, выполняя это упражнение» и др.
Для осознания учениками критериев оценки педагог использует прием «анализ образца». Учитель дает развернутую содержательную оценку различных видов деятельности, на основе которой в ходе коллективного обсуждения выделяются требования, предъявляемые к тому или иному заданию, фиксируются критерии, раскрывается их содержание. Например, критерии оценки устного ответа – правильность ответа, полнота, наличие примеров. Критерии оценки практических действий – правильность выполнения каждого действия, сохранение нужного порядка действий, самостоятельность выполнения. Критерии оценки письменного упражнения – отсутствие ошибок, правильность выполнения всех заданий, аккуратность.
Первоначально учитель использует оценочные суждения, в которых отражено соответствие результатов деятельности учащихся только по какому-либо одному критерию оценки. В дальнейшем учитель объединяет оценочные суждения в связное высказывание, опираясь на структуру текста-рассуждения (тезис – доказательство – вывод).
Самая распространенная графическая форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся – линейка самооценки.
Для оценки выполненной работы с помощью линейки самооценки учитель вместе с учениками определяет показатели, по которым эта работа будет оцениваться, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, поскольку для каждого из них необходима отдельная линейка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного ученикам.
После определения показателя учитель предлагает самостоятельно проверить свою работу и оценить полученный результат с использованием линейки самооценки. Ученики оценивают работу и ставят условный знак на линейке. При этом соблюдается неизменное требование: самооценка ученика опережает оценку учителя.
После того как ученики осуществили самооценку, учитель проверяет работу и ставит свой значок на линейке. Если самооценка ученика и оценка педагога совпадают, то значок ученика обводится в кружок, если не совпадает – учитель ставит на линейке свой значок выше или ниже значка ученика.
Таким образом, ученик понимает, почему учитель именно так оценивает его работу, сам видит тот уровень, который им уже достигнут.
Для фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности можно использовать знаки «+», «–», «?».
Если работа выполнена правильно, без ошибок, ставится знак «+». Если в работе выявлены ошибки, ставится знак «–». Если, оценивая свою работу, ученик не знает, правильно ли она выполнена или нет, сомневается, есть в работе ошибки или нет, ставится знак «?». Учитель по своему усмотрению может расширить шкалу знаков.
По усмотрению педагога организуется открытая демонстрация индивидуальных достижений учащихся, которая предполагает предъявление накопленных в течение года результатов учебной работы. Наиболее значимые работы учеников отбираются с помощью учителя.
Для осуществления преемственности в контрольно-оценочной деятельности при переходе к 10-балльной системе оценки в III классе необходимо продолжить работу по формированию адекватной самооценки учеников, познакомить учеников с критериями и показателями выставления отметок по всем учебным предметам, сопровождать выставление отметок в баллах словесным комментарием учителя.
Классный журнал в обязательном порядке заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с требованиями по ведению данного вида документа.
В I–II классах по всем учебным предметам отметки и любые другие формы фиксации результатов оценочной деятельности в классный журнал не выставляются.
Рабочие материалы учителя для фиксации степени усвоения учащимися учебного материала могут быть представлены в виде таблиц, расположенных на отдельных листах или в специальных журналах, тетрадях. Допустима электронная форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся. Педагог самостоятельно определяет форму ведения своих рабочих записей и выбор условных знаков.
В рабочих материалах можно использовать различные условные знаки:
« » – ученик хорошо знает учебный материал и может применить его на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно; выполняет задания с небольшим количеством ошибок; в целом материал усвоен, но требуется небольшая помощь;
«+» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«–» – не владеет материалом; при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки и др.
Пример ведения рабочих записей в таблице на учебных занятиях по обучению грамоте:
Таблица. Контроль за формированием умений и навыков учащихся на учебных занятиях по обучению грамоте
Источник