Художественная гимнастика ступени мастерства

Война на ступенях пьедестала

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ЧЕМПИОНАТ МИРА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из «Олимпийского»

Две золотые медали, завоеванные вчера российскими гимнастками в двух групповых финалах, стали замечательной компенсацией неудачного выступления в субботнем многоборье — единственной групповой олимпийской дисциплине, где сборная России заняла третье место.

Художественная гимнастика — удивительное занятие. Один мой коллега даже назвал ее квинтэссенцией любительского спорта: ради того, чтобы стать первым, ты работаешь так много и так тяжело, как ни в одной другой спортивной дисциплине, а победа (в особенности, когда она групповая) не сопровождается ни славой, ни популярностью, и за все это не платят ни гроша.

Я утрирую, конечно, но в целом дело обстоит именно так. Естественно, возникает вопрос: ради чего?

В одном из своих интервью главный тренер российской сборной Ирина Винер сказала: мол, все, чего добиваются ее девочки, они делают из любви к тренеру. Не стану это утверждение комментировать, но в моем представлении механизм непрерывных российских побед все-таки иной. Художественная гимнастика — действительно уникальный вид спорта. В том плане, что требует от спортсменок идеального владения своим телом. Каждой, даже самой крошечной мышцей. А это — ежедневная многочасовая работа и никакой возможности пропустить несколько дней тренировок или, скажем, набрать лишний килограмм веса. Потому что тут же рушится всё.

Другими словами, художественная гимнастика — это работа, на которую уходит вся жизнь на протяжении доброго десятка лет. И проиграть — означает пустить эту жизнь под откос.

Даже удивительно: считать провалом бронзу чемпионата мира в групповом многоборье, пусть даже это не тот уровень, который планировался, не пришло бы в голову ни одному нормальному человеку, если бы об этом столь жестко, не стараясь выбирать выражения, не стали наперебой говорить российские тренеры. Судя по субботним комментариям Винер и старшего тренера по групповым упражнениям Валентины Иваницкой, они были крайне близки к самому радикальному (если дела вдруг начинают идти наперекосяк) и, возможно, самому эффективному решению: поменять девочек.

Фанатичное стремление самой Винер во что бы то ни стало всегда быть первой сцементировалось довольно давно — еще во времена непримиримой борьбы со своей украинской коллегой Альбиной Дерюгиной, а позже — с ее дочерью Ириной. Смешная деталь: в Москве и Винер, и Дерюгина были оштрафованы Международной федерацией гимнастики на 10 000 долларов каждая за то, что в нарушение правил ФИЖ при каждом удобном случае появлялись перед телевизионными камерами в уголке «слез и поцелуев» вместе со спортсменками своих стран и их личными тренерами. Потом, правда, представители ФИЖ сжалились, уменьшив размер штрафа вдвое, но факт остается фактом.

Во внутренних гимнастических кругах порой судачили: мол, ради того, чтобы оставаться первой леди в камерном мирке мировой художественной гимнастики, Винер готова на все. Что она вполне сознательно сделала войну на ступенях пьедестала делом всей своей жизни. В которой спортсменки — лишь средство достижения цели. Поэтому нет любимчиков. Поэтому столь радикальны способы наказания.

С другой стороны, этот нечеловечески сильный, не иссякающий с годами внутренний заряд привел к тому, что в российской сборной вокруг Винер остались лишь те люди, кто полностью разделяет взгляды главного тренера на результат.

Но, может быть, именно поэтому художественная гимнастика остается тем самым видом спорта, за который никогда не бывает стыдно? Согласитесь, три индивидуальных и три групповых победы на трех Олимпиадах подряд и 12 наград, включая пять золотых, в абсолютном личном первенстве шести последних чемпионатов мира — грандиозное достижение.

Победные традиции российской художественной гимнастики стали, как мне кажется, основной причиной того, что внутренняя конкуренция в борьбе за попадание в сборную была и остается в этом виде спорта необычайно высокой. И в то же самое время — необычайно жестокой. Это в итальянской или испанской команде можно напортачить на ковре, мимолетно расстроиться, но выбросить неудачу из головы на выходе из зала. В российской же одним неверным движением можно проиграть всю свою жизнь. Как это чуть было не случилось в субботу с травмированной Наташей Пичужкиной, упустившей обруч.

Именно поэтому вчера до такой степени хотелось, чтобы у российских девочек все сложилось наилучшим образом. Просто по-человечески. И медали здесь были совершенно ни при чем.

Чемпионат мира по художественной гимнастике

Москва. «Олимпийский». 25 — 26 сентября. Группы. Многоборье. 1. Италия (Бланчи, Галтаросса, Лаурито, Массерони, Сантони, Савраюк) — 55,525. 2. Белоруссия — 54,800. 3. РОССИЯ (Донскова, Малыгина, Назаренко, Пичужкина, Сергеева, Щербакова) — 52,425. 4. Израиль — 51,950. 5. Болгария — 51,400. 6. Япония — 51,025.

Отдельные виды. Упражнение с обручами. 1. РОССИЯ (Донскова, Малыгина, Назаренко, Пичужкина, Сергеева, Щербакова) — 27,975. 2. Италия — 27,875. 3. Болгария — 27,100. 4. Израиль — 25,850. 5. Германия — 25,825. 6. Япония — 25,725.

Упражнение с лентами и скакалками. 1. РОССИЯ (Донскова, Малыгина, Назаренко, Пичужкина, Сергеева, Щербакова) — 28,050. 2. Италия — 27,900. 3. Белоруссия — 27,150. 4. Израиль — 25,900. 5. Германия — 25,900. 6. Япония — 25,575.

Источник

4. Исполнительское мастерство гимнасток и методы его оценки

В процессе становления художественной гимнастики постоянно видоизменялись требования к её содержанию и в правилах соревнований конкретизировались требования к оценке исполнительского мастерства. На современном этапе развития этого вида гимнастики отмечен высокий уровень исполнительского мастерства спортсменок, а лидеры мировых соревнований демонстрируют поистине виртуозное исполнение. Высшие спортивные достижения в художественной гимнастике характеризуются артистичным исполнением композиции под музыку с максимальным проявлением координационных способностей, гибкости, прыгучести, равновесия, вестибулярной устойчивости и виртуозного владением разными предметами.

Развивается художественная гимнастика в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: сложности программ, композиции, технического и артистического исполнения.

Во всех видах многоборья соревновательные программы спортсменок включают элементы разной технической сложности, называемые в правилах соревнований «трудностью упражнения» Трудность – это суммарная техническая ценность комбинации, определяется как сложностью элементов, соединений, так и их количеством. Многие специалисты ведут научную дискуссию относительно терминов «сложность» и «трудность». Некоторые считают, что эти понятия синонимами, другие утверждают, что оба понятия близки, но не тождественны, так как сни с разных позиций характеризуют доступность и ценность упражнения. Сложность рассматривают как биомеханическую характеристику упражнения, которая объективно отражают его принципиальные свойства, не зависящие от исполнителя. Сложность гимнастического упражнения зависит от целого ряда факторов (специфика рабочей позы – положения, программы движения, запрос на мощность и точность действий, характер соединения элементов, их количество в связке, комбинации, особенности ритма действий и движений, взаимодействия с опорой, пространственно-временной ориентации и других факторов). Трудность гимнастического упражнения рассматривается как субъективная, относительная характеристика и зависит от уровня готовности исполнителя к освоению определенного элемента. Реальную трудность упражнения в каждом конкретном случае можно определить только мерой труда, необходимого для его освоения и исполнения данным спортсменом. Одно и то же упражнение для разных исполнителей может составлять совершенно различную трудность. Специалисты отмечают, что принятая в судейской практике методика установления единых расценок трудности упражнений носит условно-договорной характер и основывается на временном усредненном подходе, отражающем коллективный опыт специалистов и спортсменов, действующих на данном этапе развития гимнастики.

В связи с прогрессированием спорта сложность и трудность упражнений закономерно меняются. В связи с этим таблица трудности элементов и соединений в Международных правилах соревнований периодически пересматривается. К сожалению, правила соревнований Международной федерации гимнастики данного олимпийского цикла не способствуют прогрессу гимнастики, так как ограничивают сложность соревновательных программ, что не позволяет максимально проявить индивидуальные способности гимнастки. Таким образом, Международная федерация гимнастики искусственно ограничивает рекордные достижения спортсменок и тормозит прогресс данного вида олимпийской программы.

В современной художественной гимнастике успеха добиваются те спортсменки, которые изобретают новые оригинальные элементы, объединяя их в сложные соединения, и исполняя их на высоком техническом уровне. В этом проявляется главная закономерность спорта высших достижений. Для соревновательных программ характерен как экстенсивный путь развития за счет увеличения количества сложных элементов, так и интенсивный путь за счет усложнения самих соревновательных элементов (замена старых элементов на новые, более сложные).

Следующий компонент исполнительского мастерства – это композиция, под которой понимают порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве. Специалисты подчеркивают, что композиция как построение программы выступлений гимнастки, должна отвечать специальным требованиям правил соревнований к структурному разнообразию элементов, их последовательности, прогрессивному распределению в начальной, основной и финальной частях комбинации. Современные соревновательные комбинации лидеров мировой художественной гимнастики отличаются грамотно составленными композициями, позволяющими раскрыть индивидуальные преимущества гимнастки.

Однако, в правилах соревнований Международной федерации гимнастики данный раздел требований к композиции носит описательный характер и предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования и конкретизации. Процесс построения гимнастической композиции должен включать не только компоновку элементов, но и стилистическое оформление частей и всего упражнения в целом. При составлении композиции необходимо учитывать ее основные закономерности: единство (целостность), контрастность (яркость) и настроение. На практике важно численно оценивать степень информативности структуры и содержания композиций, составленных из определенного количества элементов и соединений, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой.

Исполнение – это реализация первого и второго компонента в оригинальной гимнастической форме. Высокое исполнительское мастерство, всегда в выгодном свете одну отличает гимнастку от той, которая только технически грамотно демонстрирует элементы. Важно довести исполнение программы до такого совершенства, чтобы ее эстетическое содержание оказалось доступным для восприятия публики.

В исследованиях С.И. Борисенко (2000) выделены критерии, характеризующие различные стороны исполнения. С одной стороны, это техническое исполнение, которое отражает технико-эстетические характеристики гимнастических элементов и комбинаций и определяется по таким критериям, как осанка, выворотность ног, точность, движений, легкость, законченность, слитность. С другой стороны, это художественное исполнение, которое определяет способность гимнасток создавать художественный образ; передавать чувства и настроение посредством выразительности жестов и мимики; музыкальности и танцевальности. Автором предложены критерии оценки технического исполнения, к которым относятся:

– наличие подтянутого корпуса с прямой спиной, втянутым животом, опущенными плечами, прямым положением чуть приподнятой головы, определяют осанку;

– поворот бедра, колена, стопы наружу от 45 до 90 градусов, характеризует «выворотность ног»;

– наличие «высокого подъема» (оттянутые носки) и «натянутых» коленей, при напряженных мышцах ног, свидетельствует о натянутости ног;

– сохранение равновесия во время исполнения элементов (с колебаниями и без), определяет устойчивость;

– строгое соответствие техники выполненных элементов, заданным параметрам, определяет точность движений рук и ног;

– акцентированная постановка специализированного жеста кистью по окончанию движения – свидетельствует о законченности движений;

– выполнение движений без видимых усилий характеризует легкость исполнения;

– плавность переходов от движений к движениям при отсутствии видимых остановок, обеспечивает слитность движений.

В исследовании предложены критерии и их признаки с «художественной» направленностью. К ним относятся:

– музыкальность (наличие согласованности движений с темпом, ритмом, акцентами музыки);

– танцевальность (соответствие танцевальных движений заданному танцевальному жанру и музыкальному сопровождению);

– иллюстративная или двигательная выразительность (согласованность движений рук, головы, туловища, ног, которые подчеркивают направленность и характер позы, жеста, движения);

– эмоциональная выразительность (яркое выражение мимикой лица, чувств, настроений, характера музыки).

Выделенные критерии объективно существуют, имеют достаточно четкие определения, могут восприниматься судьями и должны учитываться ими при оценке компонентов исполнительского мастерства гимнасток.

Большой проблемой для экспертов, оценивающих исполнительское мастерство гимнасток, является его артистическая составляющая. Это связано, в первую очередь, с неопределенностью целого ряда критериев качества исполнения, предписанных в правилах соревнований, и недостаточным уровнем подготовленности спортивных судей для восприятия эстетической составляющей соревновательных программ гимнасток.

Соревновательные программы, как правило, шире по своему построению тех требований, которые предписаны правилами соревнований. Поэтому определить истину чрезвычайно трудно. Нужны адекватные способы оценки исполнительского мастерства. Особенно огромный спектр качественных проявлений двигательных действий характерен для художественной гимнастики. Охватить это множество, проанализировать разнородную информацию, сделать точное экспертное заключение является высокой целью для теории и практики художественной гимнастики как вида спорта. Мера прогрессивного исполнения упражнения должна быть обоснована, исходя из возможных технических параметров двигательного действия. Однако, у отдельных личностей широкий диапазон возможностей в пределах анатомически заданного природой параметра (например, Алина Кабаева, Ляйсан Утяшева и др.).

Анализ правил соревнований по художественной гимнастике с 1992 года по настоящее время свидетельствует о том, что в течение восьми лет после Олимпиады в Барселоне (1992) действовали управляющие документы Международной федерации гимнастки (Code FIG), которые фактически привели к застою в развитии художественной гимнастики. Программные требования по сложности были сильно занижены и доступны практически любой гимнастке. А показ новых элементов не только не поощрялся экспертами, но и наказывался. В результате появилось много «чистых» гимнасток с одинаковыми программами. Эта негативная тенденция привела к обострению проблем судейства. Например, на чемпионате Европы сразу шесть гимнасток получают высшую оценку – 10,0 баллов. Подобные факты сказывались негативно на зрительском интересе и на внимании журналистов и, по нашему мнению, на развитии художественной гимнастики как вида спорта. Усилиями специалистов Технического комитета по художественной гимнастике ФИЖ в правила соревнований (2001–2004) были внесены коррективы, стимулирующие развитие сложности соревновательных программ. Это позволило увидеть художественную гимнастику динамичную, с оригинальными и сложными по координации элементами. Основной акцент был сделан на усложнение элементов «тела» (без предмета) всех структурных групп упражнений. Дальнейшее совершенствование соревновательных программ произошло за счет требований к работе с предметами, причем в сочетании с группами трудности элементов без предмета (2004–2008). Это усложнение заключалось в увеличении количества движений предмета и их разнообразия во время выполнения соединений элементов без предметов. Так, например, при выполнении равновесий необходимо находиться не просто в балансе, а одновременно выполнять различные вращения, вертушки, подкрутки с предметом. Правила соревнований предписывали специальные требования к каждому предмету. Увеличилось число элементов всех структурных групп упражнений без предмета. Практически все элементы в современных комбинациях выполняются в соединениях по 2–3, что само по себе увеличивает трудность их выполнения. Все это предъявляет более высокие требования к уровню технической и физической подготовленности гимнасток. Это явилось позитивным направлением в развитии данного вида спорта, так как прогресс остановить нельзя, и он далее будет развиваться по уходящей вверх спирали сложности.

Концепция дальнейшего совершенствования правил соревнований, предусмотренная Техническим комитетом (2009–2012), была направлена на поиск логического баланса между усложнением содержания упражнений и высокими требованиями к техническому и артистическому компонентам соревновательных программ гимнасток. Однако, анализ результатов гимнасток, выступавших на международных соревнованиях прошлого олимпийского цикла, свидетельствует о том, что высокий уровень всех компонентов исполнительского мастерства характерен в основном для финалисток. У остальных участниц международных соревнований отмечается нарушение баланса между компонентами исполнительского мастерства.

Правила соревнований на новый цикл 2013–2016 гг. включали научно обоснованные критерии оценки мастерства спортсменок. В разработанной системе экспертной оценки компонентов исполнительного мастерства гимнасток основной акцент сделан на:

– создание баланса между всеми компонентами исполнительского мастерства (сложность, композиция исполнение);

– использование «типичной» для каждого предмета техники;

– демонстрацию специфики каждого вида многоборья;

– исключение однообразия упражнений;

– поощрение разнообразия движений телом и предметом;

– более рациональное распределение в упражнении элементов из разных структурных групп;

– повышение качества исполнения упражнений;

– динамичность выполнения соревновательных программ;

– повышение уровня координационных способностей гимнасток;

– повышение артистической составляющей соревновательных программ.

Соблюдение требований этих правил даёт возможность: спортсменкам использовать в полной мере свои индивидуальные способности, демонстрируя компоненты выполняемой соревновательной программы; тренерам, адекватно учитывая возможности гимнасток, творчески подходить к составлению композиций с различными предметами; спортивным судьям позволяет конкретизировать оценки каждой спортсменки, отражая все компоненты исполнительского мастерства; зрителям позволяет понять систему оценивания качества исполненной спортсменкой композиции. Однако, руководство Международной федерации гимнастики вмешалось в работу квалифицированных специалистов художественной гимнастики и внесло необоснованные коррективы в содержание правил соревнований. Понижение ценности ряда элементов привело к изъятию интересных, оригинальных и зрелищных движений из арсенала средств, используемых гимнастками в упражнении. Все это влияет на зрелищный эффект выступлений, приводит к однообразию и ограничению проявления и индивидуальных возможностей и уникальности каждой гимнастки.

Перед членами технического комитета стоит чрезвычайно сложная задача – отразить в документе (Code FIG) общие законы развития спорта в мире, где есть место, с одной стороны, массовому спорту, который имеет универсальный характер (то есть спорт общедоступных достижений или относительно высоких результатов), а с другой стороны, рекордному спорту (достижения рекордно-высокого качества для тех, кто обладает уникальными, выдающимися способностями). Правила соревнований призваны гарантировать сохранение специфической функции спорта, заключающейся в объективном сравнении человеческих возможностей и выявлении на этой основе их максимального уровня в условиях неантагонистического соперничества. Правила должны предусматривать:

– последовательно возрастающие требования в данном виде спорта с целью его прогресса;

– единые требования ко всем участницам соревнований без ограничения достижений для обеспечения объективности при сравнении способностей всех спортсменок при выявлении победителя;

– обеспечение гуманного характера соперничества (принципов и норм общечеловеческой этики поведения).

На современном этапе художественной гимнастики произошла видимая эстафета, связанная с переходом с одного качественного уровня развития вида спорта на другой. С появлением новых элементов и оригинальным объединением их в связки произошел новый виток развития художественной гимнастики. Упражнения, которые исполняют чемпионки, вывели этот вид спорта на прогрессивный уровень, сделали соревнования зрелищными и заполнили трибуны зрителями. Поэтому спорт высших достижений не должен быть искусственно ограничен в сложности и развитии. Никто не укорачивает дистанцию в марафоне или количество вращений в прыжках в воду. Спорт высших достижений – это постоянное усложнение двигательной задачи для спортсмена. Необходимо помнить, что одна из социальных функций спорта высших достижений, как общественного явления, связана с познанием возможностей человека. И девиз Олимпизма: «Быстрее! Выше! Сильнее!» является выражением данного научнофилософского положения. Специалисты должны управлять естественным ходом развития гимнастики, а не искусственно влиять в угоду личным амбициям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Читайте также:  Фабрика лестниц эйфель климовск
Оцените статью