Характеристика ступеней познания понятие

Ступени (уровни) познания

Гносеология — наука о познании

Если гностики считают, что мир познаваем, то агностики отрицают такую возможность, а скептики не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в достоверности получаемых знаний, в надежности их истины.

Познание начинается с чувственного восприятия мира и постепенно переходит в рациональное осмысление мира. Давайте рассмотрим ступени познания.

Ступени (уровни) познания

Существует две ступени познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путем прямого контакта. К примеру, вы вышли на улицу и почувствовали холод. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания. Данный уровень включает в себя три формы. Запомните их:

  • Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств объекта познания. Например, яблоко кислое, голос приятный, плита горячая.
  • Восприятие – отражение всех свойств объекта познания в целости. Например, мы едим яблоко, ощущаем его вкус (отдельное свойство), но в то же время воспринимаем и запах, цвет, форму яблока в целом.
  • Представление – образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти. Например, мы можем вспомнить и представить, каким вкусным было яблоко, съеденное вчера. Представление может происходить не только с помощью памяти, но и с помощью воображения. Так, ещё до начала строительства дома архитектор может представить каким он будет.

Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

Следующая ступень – рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. К примеру, чтобы узнать холодно на улице или нет человеку не обязательно выходить из дома, достаточно посмотреть термометр. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. Данный уровень познания также включает три формы:

  • Понятие – это мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания. Например, «Дерево». Понятия в сознании человека связываются между собой и формируют суждения.
  • Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о познаваемом объекте. Например, «Все деревья относятся к классу растений».
  • Умозаключение – конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями. Например, «Ель — это хвойное дерево. Поскольку все деревья относятся к классу растений, следовательно, ель тоже растение».

Результатом рационального познания являются знания. Рациональное познание присуще только человеку. Рассмотрите иллюстрацию. Мышление представляет собой целостный процесс, происходящий в результате чувственного и рационального познания.

Какая ступень познания важнее, первичнее? По отношению к этому вопросу в философии выделились два противостоящих друг другу направления: рационализм и сенсуализм (эмпиризм). Рационалисты основой познания признают разум и абстрактное мышление. Для них чувственное познание вторично. А сенсуалисты (эмпирики) на первое место ставят ощущение, восприятие и представление, то есть чувства. Для них вторично рациональное познание.

В действительности чувственное и рациональное уровни познания являются единым процессом. Просто в одних познавательных процессах преобладает чувственное познание, а в других рациональное.

Источник

Познание: его ступени и виды

ПОЗНАНИЕэто интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представля­ет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познава­тельную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, от­личающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

— познание не может быть объяснено посредством его сведения к неко­торым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как являет­ся идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

— познание как отражение действительности не носит зеркального харак­тера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосред­ственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспри­нимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональ­ную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведе­ния познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным форма чувственного познания относятся ощущения, вос­приятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

ОЩУЩЕНИЕэто отражение отдельных свойств предмета, воз­никающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свой­ства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он об­ладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каж­дый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах восприни­маемого предмета.

ВОСПРИЯТИЕэто форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вме­сте или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не толь­ко то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс от­ражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «до­рисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспри­нимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., форми­руем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕэто форма отражения, формирующая на­глядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня ор­ганизации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального позна­ния присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умо­заключения.

ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупно­сти свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повто­ряющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством по­нятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, ди­станцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характе­ристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее су­щественное свойство или признак данного класса предметов, абстрагирует­ся от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.

СУЖДЕНИЕформа рационального познания, посредством кото­рой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают по­нятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утвержда­ющих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение пред­ставляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает се­бя в умозаключении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕэто процедура непосредственного выведе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводит­ся новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познаватель­ный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представлен­ная в них непосредственно.

Например:

«Иван есть человек» — первая посылка.

«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.

«Иван обладает сознанием» —заключение.

На этом примере видно, что информация, полученная в результате умоза­ключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.

Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представ­ляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодоста­точной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В тео­рии познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм призна­ет единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допу­щением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности челове­ческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное со­держание, способы и формы проявления.

Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — присталь­но смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения уста­новленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного по­знания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание пред­стает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозре­ния и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

— неожиданность решения познавательной задачи;

— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяс­нения алгоритма движения к истине;

— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процес­са, ведущего к данному знанию;

— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабора­торию» производства полученного знания;

— субъективность, означающую исключительную индивидуальность со­прягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каж­дой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вно­сит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление вза­имно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобрете­ния им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущен­ная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания яв­ляется обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков иссле­довательской работы.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий сво­ей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обес­печения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыден­ный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и мно­гозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контек­сте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-эти­ческими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического исполь­зования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины ми­ра. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, вос­полняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизирова­ны и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс по­знания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от дру­гих явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации чело­века и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сло­жившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На осно­ве самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оце­нок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекват­ных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмо­ционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особен­ностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных худо­жественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстети­ческих взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные при­вязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.

Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чи­стым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетиче­ское познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.

Источник

Читайте также:  Вид минора с участием седьмой повышенной ступени
Оцените статью