Гармонический минор разрешение неустойчивых ступеней

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Какую сделать лестницу если мало место для нее

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Для подготовки к экзамену

СОЛЬФЕДЖИО

1. Лад. Мажор. Минор.

Лад – система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков. Лад состоит из 7 ступеней. I ступень называется тоника. I, III и V ступени лада – устойчивые, остальные – неустойчивые.

Виды лада – мажор и минор. Мажор имеет светлую, тёплую окраску звучания, минор – мрачную, холодную. Главное отличие мажора от минора – высокая III ступень.

Строение мажорной гаммы: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Строение минорной гаммы: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

2. Параллельные тональности.

Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая тот же звукоряд и те же знаки при ключе. Такие тональности называются параллельными.

Минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от мажорной. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.

3. 2 вида мажора и 3 вида минора.

Мажор и минор в натуральном виде не имеют случайных знаков.

Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, вниз повышение отменяется.

4. Трезвучие. Виды трезвучия.

Трезвучие – одновременное звучание трёх звуков. Трезвучие состоит из двух терций, а между крайними звуками имеет квинту. 4 вида трезвучия:

Мажорное (большая + малая терции снизу вверх), минорное (малая + большая терции снизу вверх), увеличенное (из больших терций), уменьшённое (из двух малых терций).

5.Обращения мажорного и минорного трезвучий.

Трезвучие имеет 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд состоит из терции и кварты снизу вверх. В мажорном секстаккорде терция малая, в минорном большая.

Квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и терции снизу вверх. В мажорном квартсекстаккорде терция большая, в минорном – малая.

Б5/3 Б6 Б6/4 М5/3 М6 М6/4

6. Главные и побочные трезвучия лада.

В ладу есть 3 главные ступени: I – тоника (Т), IV – субдоминанта (S), V – доминанта (D). На этих ступенях образуются главные трезвучия – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

Доминантовое трезвучие – всегда мажорное: в мажоре и гармоническом миноре. Остальные ступени лада являются побочными и не имеют наименований. На них образуются побочные трезвучия.

7. Простые интервалы.

Интервал соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы в пределах октавы называютсяпростыми. Названия интервалов – итальянские порядковые числительные, обозначающие количество ступеней, в интервале:

Прима – первая, секунда – вторая, терция – третья, кварта – четвёртая, квинта – пятая, секста – шестая, септима – седьмая, октава – восьмая.

8. Свойства интервалов.

Интервалы бывают гармонические и мелодические. В гармонических интервалах звуки берутся одновременно, в мелодических – поочерёдно.

Прима, кварта, квинта, октава – чистые. Секунда, терция, секста, септима бывают большие и малые.

Количественная величина интервала – это количество входящих в него ступеней. Качественная величина – это количество тонов и полутонов в интервале.

9. Диссонанс и консонанс. Энгармонизм.

Диссонанс – резкое, несогласное звучание интервала. Консонанс – мягкое, согласное звучание интервала.

К диссонансам относятся: секунды, тритоны, септимы, все увеличенные и уменьшённые интервалы. К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Звуки и тональности, равные по звучанию, но различные по написанию, являются энгармонически равными.

10. Обращения интервалов.

11. Диатонические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Диатоническими называются тритоны, построенные в натуральном виде мажора и минора.

В мажоре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в малую сексту, уменьшённая квинта строится на VII ступени, разрешается в большую терцию.

В миноре увеличенная кварта строится на VI ступени, а уменьшённая квинта – на II. Разрешаются точно так же как в мажоре.

До мажор: IV VII

11. Хроматические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Хроматическими называются тритоны, построенные в гармоническом виде мажора и минора.

В миноре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в большую сексту, уменьшённая квинта строится на повышенной VII ступени, разрешается в малую терцию.

ля минор гармонический: IV VII

В мажоре увеличенная кварта строится на пониженной VI ступени, а уменьшённая квинта – на II ступени. Разрешаются точно так же как в миноре.

До мажор гармонический: VI II

12. Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые характерны для гармонического вида мажора и минора. Существуют две пары характерных интервалов:

· Уменьшённая септима на VII ступени и увеличенная секунда на VI ступени в гармоническом мажоре и миноре. Уменьшённая септима разрешается в чистую квинту (при разрешении сужается). Увеличенная секунда разрешается в чистую кварту (при разрешении расширяется).

· Увеличенная квинтана VI ступени в мажоре и III ступени в миноре и уменьшённая квартана III ступени в мажоре и VII ступени в миноре. Увеличенная квинта разрешается в большую сексту, уменьшённая кварта – в малую терцию как мажоре, так и в миноре. Один из звуков при разрешении остаётся на месте.

Характерные интервалы в гармоническом До мажоре:

– характерные интервалы в гармоническом до миноре.

Доминантсептаккорд D7 – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям, который строится на пятой ступени мажора и гармонического минора. D7 = б3 + м3+ м3

Доминантсептаккорд – диссонанс, требующий разрешения в консонанс. Он звучит неустойчиво, потому что в него входят V, VII, II и IV ступени, и только одна из них (V) устойчивая.

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

14. Обращения доминантсептаккорда.

ДоминантквинтсекстаккордD6\5. Он находится на седьмой ступени гаммы и разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. D6\5 = м3 + м3+ б2

ДоминанттерцквартаккордD4\3. Он находится на второй ступени гаммы и разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие. D4\3 = м3 + б2+ б3

ДоминантсекундаккордD2. Он находится на четвёртой ступени гаммы и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой. D2 = б2 + б3+ м3

15. Вводные септаккорды.

Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени. Он называется вводным, так как VII ступень вводит нас в тонику.

В натуральном мажоре на VII ступени образуется малый вводный септаккордмVII7. Он называется малым, потому что крайние его звуки образуют малую септиму. мVII7 = м3 + м3+ б3

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккордумVII7. Он называется уменьшённым, потому что крайние его звуки образуют уменьшённую септиму. умVII7 = м3 + м3+ м3

Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной третьей ступенью.

16. Гармонические обороты.

Гармония это аккорды и их сочетания.

Автентический оборот – это сочетание аккордов тоники и доминанты.

Плагальный оборот – это сочетание аккордов тоники и субдоминанты.

В полный функциональный оборотвходят все три главных трезвучия в такой последовательности: Т – S – D – Т.

Автентический Плагальный Полный

17. Родство тональностей.

Родственные тональности – это тональности, имеющие общие звуки. Тоники родственных тональностей мы найдём в мажоре на всех ступенях, кроме VII, а в миноре на всех ступенях, кроме II. Это – тональности 1-й степени родства.

В тональностях 2-й степени родства – ещё меньше общих звуков. Тональности 3-й степени родства вообще не имеют общих звуков.

Отклонение – это временный переход в другую тональность без закрепления новой тоники. Модуляция – это уход в другую тональность с закреплением новой тоники.

Переход в другую тональность происходит через модулирующий аккорд, который называется побочной доминантой – доминантой к тонике новой тональности.

19. Диатонические лады народной музыки

К ладам народной музыки относятся натуральные семиступенные лады, которые можно построить на белых клавишах фортепиано:

· Ионийский лад – натуральный мажор (строится от «до»)

· Дорийский лад – минор с повышенной VI ступенью (строится от «ре»)

· Фригийский лад – минор с пониженной II ступенью (строится от «ми»)

· Лидийский лад – мажор с повышенной IV ступенью (строится от «фа»)

· Миксолидийский лад – мажор с пониженной VII ступенью (строится от «соль»)

· Эолийский лад – натуральный минор (строится от «ля»)

· Локрийский лад – минор с пониженными II и V ступенями (строиится от «си»)

20. Хроматическая гамма.

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Правило записи хроматической гаммы:

· В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI. Вместо этого понижается VII.

· При движении вниз все ступени понижаются, кроме V. Вместо этого повышается IV.

· В минорепри движении вверх применятся правописание параллельного мажора. Вместо повышения I ступени понижается II.

· При движении вниз применятся правописание одноимённого мажора.

F (фортэ) – громко

mf (меццо-фортэ) – не очень громко

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

crescendo (крещендо) – постепенно усилить звук

diminuendo (диминуэндо) – постепенно ослабить звук

staccato (стаккато) – отрывисто.

legato (связно) – cвязно

non legato (нон легато) – не связно

presto (прэсто) – быстро

allegro (аллегро) – скоро

vivo (виво) – живо

moderato (модэрато) – умеренно

andante (андантэ) – спокойно, не спеша

аndantino (андантино) – подвижнее, чем андантэ

allegretto (аллегретто) – сдержаннее, чем аллегро

Источник

Оцените статью