- Различные гаммы в гитарных соло
- Введение
- Очевидные варианты
- Фригийский доминантный лад (1 b2 3 4 5 b6 b7) (E F G# A B C D)
- Уменьшённые арпеджио (1 b3 b5 bb7) (F G# B D — в любом порядке)
- Двойная гармоническая гамма (1 b2 3 4 5 b6 7) (E F G# A B C D#)
- Фригийский лад (1 b2 b3 4 5 b6 b7) (E F G A B C D)
- Доминантная пентатоника (1 3 4 5 b7) (E G# A B D)
- Гамма «Хирадзёси» (1 b2 4 5 6) (E F A B C)
- Локрийский лад с повышенной 6 ступенью (1 b2 b3 4 b5 6 b7) (E F G A Bb C# D)
- Минорная пентатоника (1 b3 4 5 b7) (E G A B D)
- Заключение
- Ионийский лад(maj7) 1 2 3 4 5 6 7
Различные гаммы в гитарных соло
Введение
Итак, фригийский доминантный лад, как известно большинству гитаристов, образуется из минорной гаммы. Если точнее, это 5 ступень гармонического минора. Это гамма, которую знают и любят множество гитаристов, играющих в самых разных жанрах. Тем не менее, при игре в данной тональности многие сталкиваются с проблемами в гармонии — вот последовательность аккордов, входящих в данную гамму (в порядке восхождения): мажорный, мажорный, уменьшённый, минорный, уменьшённый, увеличенный, минорный (E7, FMaj7, G#m7-5, Am+7, Bm7-5, CMaj7+5, Dm7).
Так как в гамму входят лишь четыре аккорда, которые могут дать её характерное звучание и не расходиться с аккомпанементом, мы весьма ограничены в диапазоне гармонических решений. Например, минусовки во фригийском доминантном ладу часто состоят из простого ритма, основанного на аккордах E-F, либо E-F-Dm, или же E-Am-F. В общем, суть понятна. При импровизации с использованием исключительно фригийского доминантного лада ваше гитарное соло можно свести к обыгрыванию одних и тех же клише и фраз, разумеется, в зависимости от ритмического рисунка, темпа и настроения композиции.
Очевидные варианты
Конечно же, никто не утверждает, что музыканту следует избегать использования фригийского доминантного лада. В конце концов, недаром эта гамма — одна из наиболее популярных в жанре «метал»; если не использовать её совсем, слушатель может подумать, что гитарист не знает своего дела. Это всё равно что играть блюз, не используя минорную пентатонику!
Итак, вот из чего мы можем выбирать:
Фригийский доминантный лад (1 b2 3 4 5 b6 b7) (E F G# A B C D)
Это гамма, от которой образованы аккорды и риффы, используемые в аккомпанементе. Легко узнаваемое экзотическое звучание.
Уменьшённые арпеджио (1 b3 b5 bb7) (F G# B D — в любом порядке)
Эти арпеджио, ставшие популярными благодаря Ингви Мальмстину и другим неоклассическим гитаристам, подчёркивают напряжённость, присущую звучанию рассматриваемой гаммы (фригийский доминантовый лад — это, по сути, мажорная гамма с минорными интервалами). Уменьшённые арпеджио состоят из 2, 3, 5 и 7 ступеней гаммы, причём последовательность нот не имеет значения, так как такие арпеджио и аккорды симметричны (они представляют собой ряд малых терций). Используя свиповые аппликатуры или, например, симметричные пассажи по две ноты на струну, можно создать немало интересных и чувственных пассажей.
А теперь к более интересным вариантам:
Двойная гармоническая гамма (1 b2 3 4 5 b6 7) (E F G# A B C D#)
Данная гамма содержит вводный тон (7 ступень мажора) и в остальном не отличается от фригийского доминантного лада. Её звучание навевает образы Ближнего Востока. Примеры её использования можно услышать в песне «Misirlou» Дика Дейла, а также в «Gates of Babylon» и «Stargazer» группы «Rainbow».
Фригийский лад (1 b2 b3 4 5 b6 b7) (E F G A B C D)
Понизив третью ступень фригийского доминантного лада, мы получаем старый добрый фригийский лад, который также можно получить из мажорной гаммы (3 лад, в данном случае — производная гаммы до мажор). Пригодится в случаях, когда вам нужно несколько сбавить экзотический окрас фригийского доминантного лада в своей импровизации, или когда вы хотите внести в диатонический контекст блюзовое звучание при помощи сочетания большой и малой терций. Если рассмотреть данный вариант с точки зрения эргономики, он ещё и намного менее требователен с точки зрения растяжки левой руки.
Доминантная пентатоника (1 3 4 5 b7) (E G# A B D)
В сущности, эта гамма и есть фригийский доминантный лад, но с пропуском 2 и 6 ступеней. На неё можно взглянуть иначе как на минорную пентатонику с повышенной третьей ступенью. С помощью этой гаммы вы сможете внести в свою импровизацию характерную «открытость» пентатоники, а также использовать множество классических блюзовых клише, которые в новом контексте зазвучат совершенно иначе. Не забывайте иногда играть и уменьшенную квинту (так называемую «беспокойную ноту»)!
Гамма «Хирадзёси» (1 b2 4 5 6) (E F A B C)
Наша следующая гамма родом с Дальнего Востока, в частности из Японии. В ней отсутствует третья ступень, поэтому её нельзя отнести ни к мажору, ни к минору (для многих она также звучит очень таинственно). Тем не менее, благодаря пониженной второй ступени, она идеально подходит для нашей цели. Эту гамму лучше использовать умеренно, например, в парочке мелодий и нескольких пассажах, потому что из-за двух, откровенно говоря, огромных пробелов в ней (большая терция между 2 и 3 ступенями, а также между 6 и 1 ступенями) игра на гитаре становится затруднительной ввиду необходимости постоянной смены позиции.
Локрийский лад с повышенной 6 ступенью (1 b2 b3 4 b5 6 b7) (E F G A Bb C# D)
Одна из любимых гамм многих гитаристов, шестой локрийский лад и сам по себе звучит чертовски странно и путано, однако, как показывает опыт, он может совсем неплохо вписаться в гармонический минор. Это второй лад гармонического минора (в данном случае, гармонический минор от тоники ре). Эту гамму не часто услышишь, если услышишь вообще, и с ней однозначно можно привлечь немало внимания. Отличный выбор для сочинения пассажей с характерным эстетичным диссонансом.
Минорная пентатоника (1 b3 4 5 b7) (E G A B D)
Последняя из рассматриваемых гамм, вероятно, одна из наиболее популярных среди гитаристов. Старая добрая минорная пентатоника в очередной раз служит нам верой и правдой. Играя стандартные блюзовые и рок-клише в экзотическом контексте, вы получите новые, очень интересные оттенки звучания. Применяйте эту гамму, когда полностью хотите избавиться от экзотичности гамм, основанных на фригийском ладу, и вернуться к классической роковой фразировке. С её помощью также достигается узнаваемое сочетание большой терции с малой, характерное для блюза. Можно подчёркивать это сочетание, играя малую терцию поверх мажорного аккорда от тоники (в данном случае, ми мажор), в котором содержится большая терция (в данном случае, соль диез). Ну и конечно, не забывайте играть и «блюзовую» гамму, добавляя пониженную квинту.
Заключение
Ну, вот и всё! Несколько гитарных гамм, которые можно очень эффективно использовать в рамках импровизации под аккомпанемент во фригийском доминатном ладу, в случае если вы хотите отойти от этой конкретной последовательности нот. Изучайте новые оттенки звучания, которые вы теперь можете получить, и считайте со сцены отвисшие челюсти, когда освоитесь! Удачи!
Источник
Ионийский лад(maj7) 1 2 3 4 5 6 7
Гаммы
Если разделить все сетку на пять отдельных частей, то получатся следующие боксы. Проще всего ассоциировать каждый бокс с соответствующим ладом (ладами). В первом случае – миксолидийским. Затем эолийским. Третий бокс подходит как для локрийского, так и для ионийского лада и т.д.
А вот все семь гамм, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс – фригийский – изображен с открытыми струнами, но как ты понимаешь, его можно перенести в любую часть грифа. Эти боксы очень удобны при игре легато, потому что позволяют с легкостью играть скоростные триольные легатные пассажи тремя пальцами. Обязательно возьми их на вооружение. Ориентировка здесь та же – четыре ступени — 7-1-3-4.
Если из ионийского лада удалить четвертую и седьмую ступени, то получится мажорная пентатоника. На рисунке снизу я отметил удаленные ступени белыми точками. Кроме того, я отметил черной точкой не тонику мажорной пентатоники в пределах аппликатурной сетки ДО ионийского лада, а тонику минорной пентатоники, которая расположена терцией ниже.
Также я обозначил красной точкой, так называемую блюзовую ноту. В итоге мы имеем шестиступенный блюзовый звукоряд с тоникой на ноте ЛЯ, который очень легко трансформируется в пентатонику простым удалением из него блюзовой ноты. Заметь, что для минорной пентатоникичетвертая и седьмая ступени, удаленные из мажора являются соответственно второй и шестой в миноре.
Еще более интересен тот факт, что удалив из любого из миноров (не только натурального, а так же фригийского и дорийского) те же вторую и шестую ступени мы все равно придем к минорной пентатонике.
Следовательно, можно провести и обратную операцию – добавлять в пентатонику разные ступени, чтобы придать ей атмосферу того или иного лада. Всего таких ступеней четыре, ты видишь их на рисунке: четыре светло-красные точки в голубом прямоугольнике. Разумеется, этот прямоугольник повторяется на протяжении всего грифа. Где? Уверен ты и сам сможешь найти. О том, какое настроение создает каждая из этих ступеней, ты можешь прочесть в этом уроке.
Давай, разделим пентатонику с блюзовой нотой на пять боксов. На этот раз обойдемся без боксов «по три ноты на струне», так в этом случае они не имеют смысла (для игры теппингом ориентируйся по полной аппликатурной сетке). Я думаю, не стоит лишний раз говорить, что те же самые боксы, только без красной точки используются для игры в чистой пентатонике (как в мажорной, так и в минорной, хотя в данном случая черной точкой отмечена тоника минорной пентатоники).
Обрати внимание! Не меняя аппликатурной сетки, ты можешь играть в огромном количестве гамм. В данном случае это и ДО мажор и ЛЯ минор, ЛЯ минорная пентатоника, ЛЯ блюзовая гамма, ДО мажорная пентатоника, ДО блюзовый мажор, МИ фригийский минор, ФА лидийский мажор, СОЛЬ миксолидийский мажор, РЕ дорийский минор. Все зависит от того что ты принимаешь за тонику и какими нотами оперируешь. Но это еще не все!
Перед тобой ионийский мажор с повышенной пятой ступенью (белой точкой обозначена повышаемая ступень в исходном мажоре, оранжевой – повышенная в полученном). Никогда не слышал о таком? Пора это упущение исправлять. Это гамма ценна для нас как минимум по двум причинам. Во-первых, на ее шестой ступени строится гармонический минор – великолепная гамма с потрясающей восточной атмосферой. Во-вторых, на ее третьей ступени строится так называемый фригийский мажор – еще одно крайне выразительное средство для создания экзотических пейзажей.
Кроме того никто не мешает тебе использовать и остальные гаммы, которые можно построить на ступенях ионийского мажора с повышенной пятой ступенью. В первую очередь это, конечно же, этот самый мажор. Сыграв его от второй ступени, ты получишь дорийский лад с повышенной четвертой ступенью. От третьей ступени, как уже сказано – фригийский мажор (фригийский лад с повышенной третьей ступенью). От четвертой ступени строится лидийский с повышенной второй. От пятой ступени (той самой, которая повышена) – альтерированная гамма (которую иногда называют джазовой гаммой или супер локрийским ладом) с пониженной седьмой ступенью. От шестой ступени – гармонический минор. И локрийский лад с повышенной шестой – от седьмой ступени.
Все эти гаммы являются крайне редким явлением в современной музыке (если не брать в расчет джаз и прогрессив метал). У тебя есть шанс войти в историю, как популяризатор одной из них, или целого спектра гемиольных и миксодиатонических ладов 🙂
Обозначив черной точкой ноту ЛЯ – тонику гармонического ЛЯ минора получим следующую картину. Спектр использования гармонического минора простирается от классической музыки до композиций а-ля Ингви Мальмстин в стиле нео-классик метал.
Теперь разделим аппликатурную сетку на пять боксов. Едва заметными белыми точками я обозначил ноты, принадлежащие другим боксам. Они дублируют уже имеющиеся в данном боксе ноты. Тем не менее, тебе может быть удобно играть именно их, а не те ноты, что я расположил в боксе, как ноты «по умолчанию». Главное – когда будешь упражняться, не надо играть одну и ту же ноту дважды.
И не забывай про аппликатуры, расположенные по принципу «три ноты на струне». Таких аппликатур в семиступенных ладах семь.
Помимо гармонического минора существует так же и гармонический мажор. Гармонический мажор можно получить, понизив в ионийском ладу шестую ступень. Как видишь, мы пришли все к той же «гармонической» ноте, что и в гармоническом миноре. Только теперь из первоначальной аппликатурной сетки удалена не нота СОЛЬ, а нота ЛЯ. Гармонический мажор НЕ строится ни на одной из ступеней гармонического минора!
На ступенях гармонического мажора можно построить следующие лады. На второй ступени – дорийский с пятой пониженной. На третьей – фригийский с четвертой пониженной. На четвертой – лидийский с третьей пониженной. На пятой так называемый доминантовый лад со второй пониженной. На шестой – увеличенный лидийский со второй повышенной. И на седьмой – локрийский с седьмой пониженной. Надо сказать, что я немного неверно называю альтерированные ступени. Например, в последнем случае было бы правильнее сказать локрийский с дважды пониженной. Но это все вопросы теории, просто ориентируйся на название лада и его исходную формулу, и изменяй ту ступень, который я указал в ту сторону, в которую я указал. Надеюсь, ты сможешь, глядя на сетку построить пять стандартных боксов и семь боксов «по три ноты на струне»? В любом случае, пора учиться, в следующем уроке я приведу правильные боксы для гармонического мажора и мелодического минора, а ты проверишь себя.
Рассмотрим еще две «классические» гаммы и те лады, что можно построить на их ступенях: мелодический минор и мелодический мажор. Начнем с минора. Мелодический минор можно получить, повысив в натуральном шестую и седьмую ступени. В результате мы получим следующую аппликатурную сетку. Все та же «гармоническая» нота и шестая повышенная ступень, обозначенная зеленой точкой (назовем ее «мелодической» нотой).
При нисходящем движении мелодический минор, как правило, заменяют натуральным, который звучит в этом случае более естественно, но это «как правило» 🙂 Какие же гаммы можно построить на ступенях мелодического минора? На второй ступени – дорийский с пониженной второй. На третьей – увеличенный лидийский (в нем повышена квинта, в результате чего в основу лада ложится увеличенное трезвучие). На четвертой ступени мелодического мажора мы видим лидийский лад с пониженной седьмой ступенью (в кругу джазменов известный также как лидийский доминантовый). На пятой ступени лежит мелодический мажор (о нем мы еще поговорим). На шестой – локрийский со второй повышенной ступенью (известный так же как полулокрийский). И на седьмой – суперлокрийский.
Что касается мелодического мажора, то он отличается от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями, которые при восходящем движении, как правило, дезальтерируются. Но, разумеется, поскольку он строится на пятой ступени мелодического минора, то при игре ты вполне можешь пользоваться одними боксами и для игры в мелодическом миноре и для игры в мелодическом мажоре. Я постарался объединить все то, о чем мы говорил в данном уроке в одну картинку. Надеюсь, здесь все понятно.
Это урок получился очень объемным. Уверен, у тебя будет над чем подумать. В следующем уроке мы разберем несколько более экзотических гамм, таких, как неаполитанский минор, венгерский минор и др. Также в следующем уроке ты будешь отрабатывать свои навыки владения разобранной здесь аппликатурной сеткой (пока без смены тональностей). До встречи в следующем уроке!
Модальные лады
С вашего позволения, я немного расскажу о Модальных ладах. Ладов всего семь (поскольку нот тоже семь) и их придумали греки. Потому их так же называют Греческими ладами, и потому у них такие странные названия.☺ Каждый из этих семи ладов образуется в результате проигрывания натурального мажора от ступени до ступени. Ступени предлагаю, для предотвращения диссонанса в восприятии, в ближайшие несколько минут называть нотами. Т. е., если от первой до первой ноты сыграть натуральный мажор получается сам натуральный мажор (неожиданно, правда?); но если сыграть натуральный мажор от второй до второй ноты получается Дорийский лад; от шестой до шестой — Эолийский лад, и далее в том же духе.
Проблема состоит в том, что при таком методе построения, тоникой каждого нового лада будет та ступень (нота) натурального мажора, от которой мы играем лад. И если вам (как мне, например) такой способ построения модальных ладов кажется не слишком удобным — вот еще один:
— для того, чтоб получить Дорийский лад понижаем 3-ю и 7-ю ноты натурального мажора на полтона;
— для того, чтоб получить Фригийский лад понижаем 2-ю, 3-ю и 7-ю ступени натурального мажора на полтона;
— Лидийский лад — 4-ю ступень
— Миксолидийский лад — 7-ю ступень
— Локрийский — 2-ю, 3-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю ступени.
В любом случае перед тем, как приступать к модальным ладам нам следует выучить натуральные мажорные и минорные гаммы (которые, кстати, являются Ионийским и Эолийским ладами соответственно).
Я предвижу вероятность того, что эта идея, как и предыдущая, вас не впечатлила. Или на оборот — впечатлила слишком сильно. Не беда: что касается гитары, мы можем смело опустить теоретические особенности построения греческих ладов и, всего лишь, вдумчиво выучить аппликатуры. Но, не смотря на теоретическую простоту этой задачи, на практике это не так легко, как кажется. Трудности возникнут на том этапе, когда вам понадобится держать аппликатуры всех семи ладов в памяти. В прочем, ресурсов вашего мозга может быть намного больше, чем моих, и у вас подобной проблемы не возникнет.
Как бы там ни было, чисто визуально, три аппликатуры греческих ладов очень тесно связаны с аппликатурой минорной пентатоники (которая, надеюсь, вам уже известна), а еще три – с аппликатурой мажорной (она менее популярна, но ее тоже не помешает знать).
Выглядит эта идея вот так:
Немного о том, как читать данную аппликатуру: Черные кружочки означают тонику, от которой мы решили играть гамму(например, если это нота Си, то следующей нотой Дорийского лада будет нота До); не закрашенными кружочками отмечены ноты, которые входят в минорную пентатонику; треугольниками отмечены ноты, которые нам нужно добавить к аппликатуре пентатоники для того, чтобы получить нужный лад. Теперь давайте попробуем применить тот же самый принцип к мажорной пентатонике:
Остался еще один лад, с которым нам следует познакомится. Но дело в том, что он созвучен исключительно с минорными септаккордами с пониженной пятой ступенью (m7b5). А это довольно болезненный опыт для ушей ваших зрителей. Хотя, лично я всегда считал, что приятно уметь раздражать людей.☺ Не обязательно этим постоянно пользоваться, но уметь приятно:
Что касается гармонизации Греческих ладов:
Ионийский лад(maj7) 1 2 3 4 5 6 7
Источник