Гамма с альтерацией ступеней это

Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru

Альтерация (от латинского alteratio) — изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез — повышение на полтона, бемоль — понижение на полтона, дубль-диез — повышение на тон, дубль — бемоль — понижение на тон, знак отмены альтерации — бекар.

Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).

Под альтерацией подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия, служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Таким образом, получаются следующие альтерации: в мажоре — II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI ступень понижается (гармонический мажор); в миноре — II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII ступень повышается (гармонический минор). Ладовая альтерация выявляет себя как яркое средство музыкальной выразительности в связи с гармонией и обнаруживается не только в мелодии, но и в других голосах. Обогащая мелодию вводными тонами и вводной интерваликой, ладовая альтерация придает ей большую напряженность и функциональную устремленность. Ладовая альтерация способствует также включению в гармонию красочных аккордов и созвучий. В современной музыке, богатой новыми ладообразованиями, ладовая альтерация как средство насыщения мелодической и гармонической ткани вводнотоновостью в значительной мере утратила свое значение.

Читайте также:  Прочное дерево для лестницы

В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом. Хроматизм — от греч. chromatismosповышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени. Между диатонической ступенью и ее повышенным или пониженным вариантом возникает хроматический полутон; принадлежность образующих его звуков к одной ступени (например, до-до-диез) отличает его от диатонического полутона (до-ре-бемоль). Знаки альтерации, возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к которым имеют отношение, и называются случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).

Хроматизм бывает двух видов: ладовый и модуляционный. Ладовый хроматизм действует в условиях одной ладовой системы и выполняет двоякую роль: 1) обостряет тяготения неустоев в устои, 2) образует новые тяготения. В обоих случаях хроматизм приводит к образованию новых вводных тонов.

Хроматизм в мелодии часто связан с так называемыми хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательным называется звук, прилегающий на секунду к другому звуку и вводимый между двумя его появлениями. Вспомогательный является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму и прилегает на малую секунду к окружающему его звуку (например, ре-до-диез-ре или соль-ля-бемоль-соль в До мажоре). Проходящим называется звук, заполняющий промежуток между двумя разными звуками движением не больше , чем на целый тон. Проходящий является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму и образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками (например, ре-ре-диез-ми или ля-ля-бемоль-соль в До мажоре).

Модуляционный хроматизм приводит к изменению тональности.

Различие между ладовым и модуляционным хроматизмом не всегда можно выяснить по одной мелодии.

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Она не представляет какого-нибудь самостоятельного лада, а обычно является усложнением мажорной или минорной гаммы посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами. В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI, вместо нее понижается VII. При движении вниз все ступени понижаются, кроме V, вместо нее повышается IV. (в Домажоре: до-до-диез- ре-ре-диез- ми- фа-фа-диез- cоль-соль-диез- ля- си-бемоль-си-бекар -до., до-си- си-бемоль- ля-ля-бемоль- соль-фа-диез- фа-бекар- ми -ми-бемоль- ре-ре-бемоль-до). В миноре при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо нее понижается II. При движении вниз написание как в одноименном мажоре. (в ля миноре: ля-си-бемоль- си-бекар- до -до-диез- ре -ре-диез -ми -фа- фа-диез- соль- соль-диез- ля , соль-диез, соль-бекар, фа-диез-фа-бекар- ми- ре-диез-ре-бекар- до-диез-до-бекар- си- си-бемоль-ля).Тональность хроматической гаммы можно определить преимущественно по аккордам сопровождения.

Если хроматизм — это реальное изменение диатонической ступени в одном голосе, об альтерации можно говорить и тогда, когда диатонический вариант той же ступени дан перед альтерированным звуком в другом голосе или вообще ей не предшествует.

Известно, что полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических явлений как в мелодическом, так и в гармоническом планах, как правило, способствует не только большей «вязкости» фактуры, но и значительному повышению напряженности общего звучания музыки.

Хроматические изменения в звукоряде приводят к изменению интервально-аккордового состава лада. Интервалы и аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными. В них образуются более сильные и яркие тяготения.

Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

Источник

Гамма с альтерацией ступеней это

Повышение или понижение основной ступени диатонического лада (см. словарь) называется хроматизмом. Новая ступень, образованная таким образом, является производной и своего названия не имеет. В силу вышесказанного, новая ступень обозначается как основная со знаком альтерации (см. статью).

Сразу поясним сказанное. Например, пусть у нас основной ступенью является нота «до». Тогда в результате хроматического изменения мы получим:

  • «до-диез»: основная ступень повышена на полутон;
  • «до-бемоль»: основная ступень понижена на полутон.

Знаки альтерации, хроматически изменяющие основные ступени лада, являются случайными знаками (см. словарь). Это значит, что они не ставятся при ключе, а пишутся перед той нотой, к которой относятся. Однако напомним, что действие случайного знака альтерации распространяется на весь такт (если знак «бекар» не отменит его действие раньше, как на рисунке):

Рисунок 1. Пример случайного знака альтерации

Знаки альтерации в рассматриваемом случае не указываются при ключе, а указываются перед нотой, когда она встречается.

Например, рассмотрим гармонический до-мажор. У него понижена VI ступень (нота «ля» понижена до «ля-бемоля»). В результате всякий раз, когда встречается нота «ля», перед ней указывается знак бемоля, но в ключе ля-бемоль не указывается. Можно сказать, что хроматизм в данном случае является постоянным (что свойственно самостоятельным видам лада).

Хроматизм может быть как постоянным, так и временным.

Альтерация

Хроматическое изменение неустойчивых звуков (см. статью), в результате чего усиливается их тяготение к устойчивым звукам, называют альтерацией. Это значит следующее:

В мажоре может быть:

  • повышена и понижена II ступень;
  • повышена IV ступень;
  • понижена VI ступень.

В миноре может быть:

  • понижена II ступень;
  • повышена и понижена IV ступень;
  • повышена VII ступень.

Хроматически изменив звук, автоматически меняются и интервалы, присутствующие в ладе. Наиболее часто появляются уменьшенные терции, которые разрешаются в чистую приму, а также увеличенные сексты, которые разрешаются в чистую октаву.

Итоги

Вы познакомились с важными понятиями хроматизм и альтерация. Эти знания понадобятся вам как при чтении нот, так и при сочинении собственной музыки.

Источник

Гамма с альтерацией ступеней это

Решение задач по Гармонии написание Фуг ЭТМ запись закреплена

АЛЬТЕРИРОВАННАЯ ГАММА

Ладовая альтерация – средство обострения внутри ладовых тяготений
Альтерация может быть повышающей и понижающей. В зависимости от направления движения звукоряда на схеме сначала показываются повышенные альтерированные ступени (движение звукоряда вверх), затем пониженные. Вызвано это простым техническим требованием: гамма (звукоряд) записывается в виде однонаправленного движения (вверх / вниз).

Важно понять правило:
1) Повышенные ступени разрешаются полутоновым движением вверх к одной из устойчивых ступеней лада (первая, третья или пятая).
2) Соответственно: пониженные ступени разрешаются полутоновым движением вниз к одной из устойчивых ступеней лада (первая, третья или пятая).

АЛЬТЕРИРОВАННЫЕ СТУПЕНИ
мажор
при движении вверх: II+ (II↑), IV+ (IV↑);
при движении вниз: VI- (VI↓), II- (II↓)

минор
при движении вверх: IV+ (IV↑), VII+ (VII↑);
при движении вниз: IV- (IV↓), II- (II↓)

Источник

Что такое ладовая альтерация и её применение, хроматическая гамма и её правописание

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Мы знаем какие аккорды можно брать для развития гармонии, от каких ступеней их строить и так далее. Также мы рассматривали способы изменить гармонию, используя особенности октавных ладов (или разновидностей мажорных и минорных гамм). Давайте всё таки немного вспомним обо всём этом.

Гармонию в выбранной тональности можно представить с помощью аккордов, построенных от любой ноты гаммы этой тональности. Разница между этими аккордами будет только в их принадлежности к той или иной группе: тонике, доминанте или субдоминанте. Об этом мы подробно говорили в статьях про лады народной музыки. Мы также можем использовать ступени отличающие гармонический или мелодический виды гамм от натурального вида, с целью замены тех или иных аккордов. Именно с целью совершения различных замен, а также изменения звучания в ту или иную сторону существует понятие, рассматриваемое нами ниже в этой статье.

Ладовая альтерация — это повышение или понижение неустойчивых ступеней для более сильного тяготения в устойчивые. Если мы выбрали какую-то тональность, с которой собираемся работать, то нужно определить её устойчивые ступени. В процессе развития данной тональности неизменяемыми для нас остаются только эти устойчивые ступени, все же остальные (неустойчивые) дают нам простор для деятельности. Деятельность же заключается в применении альтерации, то есть понижении или повышении неустойчивых ступеней. Существуют некоторые особенности этого процесса. Давайте рассмотрим на примере до-мажора, где устойчивыми являются звуки до, ми, соль(1-ая, 3-я, 5-ая).

На рисунке кружочком выделены устойчивые ступени, уже озвученные, цифрами подписаны неустойчивые и значки «+» и «-» показывают в какую сторону неустойчивые изменяются (в бемольную — знак минус или диезную — знак плюс). С помощью стрелок мы подчеркнули, что альтерированные звуки тянутся к устойчивым ступеням. Получается, если мы находимся в тональности до-мажор, вторую ступень мы можем понизить на полтона или повысить, причем в первом случае она тяготеет к звуку «до», во втором к «ми». Четвёртая ступень повышается и сильнее тяготеет к соль, шестая понижается и тяготеет к той же ноте. Почему именно так, а не иначе? Просто при альтерации неустойчивая ступень не повышается и не понижается к другой неустойчивой. Поэтому схема именно такая. А вот схемка для минорной гаммы:

На рисунке показаны возможные альтерации в тональности ля-минор. В данном случае альтерируемые неустойчивые ступени уже вторая, четвёртая и седьмая.

То, что мы выше рассмотрели опять же применяется в гармонии, или для построения мелодических линий. Вы уже знаете, что тональность может развиваться с помощью доминант и субдоминант, при этом все аккорды данных групп рассматриваются в контексте именно одной тональности (которую показывает тоника). Следовательно, короткое арпеджио именно тоники влияет главным образом на все составляющие гармонии. Три звука в этом случае будут неизменными, чтобы сохранить контекст, а остальные можно повышать или понижать. Смысл в следующем. Допустим тоника у нас до-мажор, аккорд субдоминантовый группы взят от второй ступени ре-минор, а доминанта — аккорд соль-семь (от пятой ступени):

Первый аккорд — мажорное трезвучие состоит из нот, которые не будут изменяться (ведь это основное звучание последовательности). Остальные два аккорда содержат неустойчивые ступени основной тональности, и с одним из них мы поработаем, используя альтерацию. В ре-миноре понижаем ноты ля и ре, согласно вот этой схеме:

Затем, используя тот же самый приём получим аккорд ля-бемоль-семь из того же Dm, понизив в нем ноту ля и повысив фа. Звучание нашей последовательности заметно изменилось, ведь аккорд ре-минор стал аккордом ре-бемоль мажор, а затем превратился в Ля-бемоль семь. А дальше двигаемся в доминанту соль-семь и начинаем круг заново. Вот ещё один способ разнообразить гармонию, который часто применяется в джазе и других музыкальных направлениях.

Хроматическая гамма и её правописание

Существует ещё одна разновидность гамм, которую обычно рассматривают вместе с альтерацией. Хроматизм очень часто используется для разнообразия импровизации и знать правописание хроматической гаммы также может быть полезно (например, иногда, при использовании хроматизма не знаешь как записать в нотах ля-бемоль или соль-диез, ведь это одна и та же нота). Хроматизмом можно назвать способ обыгрывания аккорда, используя последовательность нот, разделённых только полутонами. Вот так можно записать в нотах хроматическую последовательность в до-мажоре:

Это вариант написания мажорной последовательности снизу вверх. Кружочками на картинке обведены 3-я и 6-ая ступени — мы их обвели потому что они не изменяемые в данном случае, то есть нельзя написать ми-бемоль или ля-бемоль, они только «чистые». Если же мажорную хроматическую гамму записывать сверху вниз, то неизменяемыми будут первая и пятая ступени:

Если у нас минорная хроматическая гамма, то при написании её и вверх и вниз неизменяемыми будут первая и пятая ступени. Рассматриваемый способ построения гаммы (хроматический) может быть использован и часто используется в построении фраз(ведь для богатства звучания важно комбинировать ноты из гаммы (назовём их диатоническими) и хроматические). Также теперь вы будете точно знать как записывать в нотах «хроматические части» ваших произведений. Кстати, чтобы хроматизм звучал хорошо нужно понимать, что альтерированные неустойчивые ступени должны использоваться как проходящие и разрешаться в итоге в устойчивые, они как дополнительные «пути», по которым мы можем прийти в главные звуки тональности, отражающие её основной тон.

Источник

Оцените статью