Фригийский лад какая ступень изменяется

Фригийский лад

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина, [1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Читайте также:  Расчет двухмаршевой лестницы с поворотом

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Содержание

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Читайте также:  Как изготовить простую лестницу
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Фригийский лад» в других словарях:

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большой Энциклопедический словарь

фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) … Энциклопедический словарь

Фригийский лад — (музыкальный) см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия

Фригийский лад — см. Греческая музыка, Церковные лады … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады … Музыкальная энциклопедия

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — (строй), 1) у греков, См. Греческая музыка II и III. – 2) В кач. средневекового церковноголада – гамма (См. Церковные лады). Фригийская каденция служила в последние века существования церковных ладов вечным камнем преткновения для… … Музыкальный словарь Римана

Лад (музыкальный строй) — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия

ЛАД — ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

Лад — построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередованиетонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно.Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имелисвои лады, связанные с известными названиями. Эти… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лад — система интонацион. отношений муз. звуков по их высоте, объединенная центральным, важнейшим и устойчивым звуком (созвучием) и выражающая степень устойчивости каждого из них, а также логич. и смысловую их субординацию; одно из фундаментальных,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Что такое фригийский лад и его практическое использование в музыке

Эта статья – продолжение цикла, посвященного различным гаммам, которые можно сыграть на гитаре. Как и большинство ладов народной музыки, фригийский лад появился еще во времена Древней Греции. Судя по названию, область, от которой он получился распространение, – Фригия.

Фригийский лад. Общая информация

Фригийский лад появился задолго до традиционного классического периода, был распространен в античные времена. Затем перешел в средневековье, а позже – дошел до современности. Благодаря своему необычному звучанию, считается одним из самых мрачных и загадочных народных наклонений.

Отличие от обычного минора

Фригийский лад отличается второй пониженной ступенью. Обратите внимание, что это минорная тональность. Опять же, не следует путать – у нас получится «phrygian» от определенной ноты (в примере мы возьмем тонику «фа-диез»), а не f-moll фригийского наклонения.

Как построить фригийский лад

Логичнее всего фригийский лад звучит от третьей ступени минорной гаммы. Но также строится от первой, пятой, седьмой (вторая и шестая реже).

Если взять параллельную тональность ля мажору – фа# минор.

По сути, у нас меняется только один знак – соль диез при ключе превращаем в соль бекар из-за понижения «главной» ноты.

Аппликатуры лада

На гитаре малая секунда – расстояние в 1 лад. То есть пониженная нота находится по соседству. Поэтому удобнее будет взять указательным-средним, а на следующий звук перейти мизинцем.

Красным отмечена тоника выбранной нами тональности.

Синим – бемольная вторая.

Аккорды от фригийского лада

Например, у ля минора аккорд второй ступени – это Bm7b5. Мы превращаем его в Bb.

Сделаем септаккорды (скажем, для джаза):

В heavy-metal и смежных, более экстремальных жанрах (например, трэш, ню-метал, грув) используют связку 2-7 ступени, а также 2-1, что редко звучит в поп-песнях. Поэтому воспринимается необычно и даже резко. Мы услышим эти ходы в треках Мегадес, Слипкнот, Лэмб оф Гад.

Если делать более традиционную фламенковую музыку, то на 5 применяется уменьшенное трезвучие (dim). В классической теории основными станет вторая, побочными 2-4-7.

Музыка во фригийском ладе

Услышать этот прием можно в самых разных музыкальных направлениях:

  1. Классическая опера (М.П. Мусоргский, «Борис Годунов» – Песня Варлаама).
  2. Испанская гитара, фламенко.
  3. Импровизации на восточную тему.
  4. Металлическая музыка, трэш, хэви (Мегадэт, Пол Гилберт).

Как использовать лад

Выше написаны гармонии, подходящие для импровизации. Возьмите самую простую последовательность:

  • Am7 – Bb7;
  • a-moll, теперь понизим 2;
  • A-H (или Bb)-C-D-E-F-G.

Поставив 2 chords (например, зациклив в Гитар Риг) уже можно импровизировать по предложенному набору нот.

Потренируйтесь в использовании этого приема и расскажите в комментариях, как быстро вам удалось его освоить.

О ладах народной музыки с примерами их построения можно почитать в нашей отдельной статье.

Ниже рекомендуем ознакомиться с тематическими видео.

О ладах народной музыки:

Зачем нужен фригийский доминантовый лад, урок по импровизации:

Источник

Оцените статью