- Фригийский лад
- Содержание
- Лады в античности
- Лады в средневековой европейской музыке
- Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
- Неевропейские ладовые системы
- Ладовые системы Нового времени
- Примечания и внешние ссылки
- Смотреть что такое «Фригийский лад» в других словарях:
- Что такое фригийский лад и его практическое использование в музыке
- Фригийский лад. Общая информация
- Отличие от обычного минора
- Как построить фригийский лад
- Аппликатуры лада
- Аккорды от фригийского лада
- Музыка во фригийском ладе
- Как использовать лад
Фригийский лад
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина, [1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Содержание
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад | Наклонение | Особенности | Прослушать |
---|---|---|---|
Ионийский | Мажорное | Натуральный | Прослушать |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Лад | Интервалы в ладах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | Секунда | Терция | Кварта | Квинта | Секста | Септима | |
Лидийский | Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Ионийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Миксолидийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Дорийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Эолийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Фригийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Локрийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Фригийский лад» в других словарях:
ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большой Энциклопедический словарь
фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) … Энциклопедический словарь
Фригийский лад — (музыкальный) см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия
Фригийский лад — см. Греческая музыка, Церковные лады … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады … Музыкальная энциклопедия
ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — (строй), 1) у греков, См. Греческая музыка II и III. 2) В кач. средневекового церковноголада гамма (См. Церковные лады). Фригийская каденция служила в последние века существования церковных ладов вечным камнем преткновения для… … Музыкальный словарь Римана
Лад (музыкальный строй) — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия
ЛАД — ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова
Лад — построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередованиетонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно.Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имелисвои лады, связанные с известными названиями. Эти… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Лад — система интонацион. отношений муз. звуков по их высоте, объединенная центральным, важнейшим и устойчивым звуком (созвучием) и выражающая степень устойчивости каждого из них, а также логич. и смысловую их субординацию; одно из фундаментальных,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник
Что такое фригийский лад и его практическое использование в музыке
Эта статья – продолжение цикла, посвященного различным гаммам, которые можно сыграть на гитаре. Как и большинство ладов народной музыки, фригийский лад появился еще во времена Древней Греции. Судя по названию, область, от которой он получился распространение, – Фригия.
Фригийский лад. Общая информация
Фригийский лад появился задолго до традиционного классического периода, был распространен в античные времена. Затем перешел в средневековье, а позже – дошел до современности. Благодаря своему необычному звучанию, считается одним из самых мрачных и загадочных народных наклонений.
Отличие от обычного минора
Фригийский лад отличается второй пониженной ступенью. Обратите внимание, что это минорная тональность. Опять же, не следует путать – у нас получится «phrygian» от определенной ноты (в примере мы возьмем тонику «фа-диез»), а не f-moll фригийского наклонения.
Как построить фригийский лад
Логичнее всего фригийский лад звучит от третьей ступени минорной гаммы. Но также строится от первой, пятой, седьмой (вторая и шестая реже).
Если взять параллельную тональность ля мажору – фа# минор.
По сути, у нас меняется только один знак – соль диез при ключе превращаем в соль бекар из-за понижения «главной» ноты.
Аппликатуры лада
На гитаре малая секунда – расстояние в 1 лад. То есть пониженная нота находится по соседству. Поэтому удобнее будет взять указательным-средним, а на следующий звук перейти мизинцем.
Красным отмечена тоника выбранной нами тональности.
Синим – бемольная вторая.
Аккорды от фригийского лада
Например, у ля минора аккорд второй ступени – это Bm7b5. Мы превращаем его в Bb.
Сделаем септаккорды (скажем, для джаза):
В heavy-metal и смежных, более экстремальных жанрах (например, трэш, ню-метал, грув) используют связку 2-7 ступени, а также 2-1, что редко звучит в поп-песнях. Поэтому воспринимается необычно и даже резко. Мы услышим эти ходы в треках Мегадес, Слипкнот, Лэмб оф Гад.
Если делать более традиционную фламенковую музыку, то на 5 применяется уменьшенное трезвучие (dim). В классической теории основными станет вторая, побочными 2-4-7.
Музыка во фригийском ладе
Услышать этот прием можно в самых разных музыкальных направлениях:
- Классическая опера (М.П. Мусоргский, «Борис Годунов» – Песня Варлаама).
- Испанская гитара, фламенко.
- Импровизации на восточную тему.
- Металлическая музыка, трэш, хэви (Мегадэт, Пол Гилберт).
Как использовать лад
Выше написаны гармонии, подходящие для импровизации. Возьмите самую простую последовательность:
- Am7 – Bb7;
- a-moll, теперь понизим 2;
- A-H (или Bb)-C-D-E-F-G.
Поставив 2 chords (например, зациклив в Гитар Риг) уже можно импровизировать по предложенному набору нот.
Потренируйтесь в использовании этого приема и расскажите в комментариях, как быстро вам удалось его освоить.
О ладах народной музыки с примерами их построения можно почитать в нашей отдельной статье.
Ниже рекомендуем ознакомиться с тематическими видео.
О ладах народной музыки:
Зачем нужен фригийский доминантовый лад, урок по импровизации:
Источник