Феодальная лестница 6 класс история кто это

Феодальная лестница

В Средние века в Европе сложился феодализм — общественный строй, в котором имелись два класса: феодалы и зависимые крестьяне. Особая система взаимоотношений вассалов получила название вассальной. Отношения старшинства и подчинения между вассалами и сеньорами складывались наподобие лестницы.

Поэтому порядок взаимного подчинения феодалов, при котором король являлся сюзереном для крупных феодалов, в поте лица крупные для средних, а те в свою очередь для мелких, историки называют феодальной лестницей. Верхнюю ступень на этой лестнице занимал король, ниже располагались герцоги и графы, ещё ниже — бароны, а на самой нижней ступени находились простые, то есть нетитулованные, рыцари. Зависимые крестьяне не имели к этой лестнице никакого отношения. Для них все перечисленные лица были господами, или сеньорами, на которых крестьяне были обязаны гнуть спину от зари и до зари.

Отношения вассалитета сложились в VIII—IX вв. во Франкском королевстве и окончательно оформились, когда король Людовик I Благочестивый (814-840) повелел, чтобы каждый из его подданных был чьим-то «человеком». Король, считавшийся вассалом папы римского или даже самого Бога, жаловал землю своим вассалам — герцогам и графам, те — баронам, а бароны — простым рыцарям. За это вассал был обязан помогать своему сюзерену советом, служить в его войске (обычно 40 дней в году), а если сюзерен оказался в плену, то приложить все усилия для его выкупа. В свою очередь сеньору полагалось оказывать вассалу защиту и покровительство.

Читайте также:  Примеры опевания устойчивых ступеней

Герцоги и графы имели право чеканить собственную монету, собирать на подвластных землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от воли короля, который в эпоху феодальной раздробленности был лишь «первым среди равных». Во многих странах континентальной Европы действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал», по которому непрямой вассал короля не был обязан ему подчиняться.

В Англии утвердился иной порядок: король как верховный собственник всей земли принимал присягу на верность от всех феодалов, и все они были обязаны исполнять его волю. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением присяги на верность и совершением оммажа — символической церемонии, оформлявшей заключение вассального договора.

Источник

Что такое феодальная лестница?

Содержание статьи

Когда сложился феодализм

Феодализм – строй, который включал в себя 2 класса: феодалов и зависимых крестьян. Появился он в средневековье в Европе. Такая система имела название «вассальная». Смысл отношений между феодалами и их подчинёнными напоминал лестницу со ступеньками.

Вассалитет был образован в период с седьмого по девятый века во Франкском королевстве. Оформился он полностью только тогда, когда Людовик Благочестивый захотел, чтобы все его поданные были чьими-то «людьми». Король в те времена считался вассалом самого римского папы, главы католической церкви.

Основа феодальной лестницы заключалась в том, что вассал раздавал государственные земли во временное пользование своим поданным и приближенным. Вассалами короля были герцоги и графы. Они же, в свою очередь, считали своими вассалами баронов, а те – простых рыцарей. За такую щедрость, как землю, вассал обязан был во всем слушаться своего господина, быть на счету в войске и защищать честь сюзерен. Если господин попадал в плен, вассал обязан был выкупить своего сеньора.

Фактически, вассал должен был делать все во благо хозяину. Господин, в свою очередь, обязан был покрывать и опекать своего вассала.

Как была устроена система феодальной лестницы

Вершину лестницы занимал король. Ниже его были расположены герцоги и графы. Ещё ниже них располагались бароны. Самую низкую ступень занималирыцари, которые не имели титула. Главной особенностью являлось то, что крестьяне никак не могли попасть в эту лестницу и не имели к ней никакого отношения.

Все, кто входил в феодальную лестницу, для крестьян были сеньорами. На них приходилось работать. Для крестьян это было принуждение, так как из-за феодалов не хватало времени на собственные небольшие участки земли. Строгий феодал пытался взять все, что только можно взять от своих подопечных, поэтому возникал крестьянские бунты и восстания. Высшие же слои средневекового общества приняли эту систему и были ей даже довольны.

Графы и герцоги обладали правом чеканить собственные деньги, то есть монеты. Они могли собирать налоги на тех землях, которые принадлежали им. Кроме того они обладали правами вершить суд и принимать некоторые решение без воли короля.

В некоторых европейских странах было такое правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Если рассматривать Англию, то в те времена там были немного другие законы. Королю принадлежали все земли государства и не только они. Он принимал присягу на верность от всех феодалов государства. Все феодалы должны были делать то, что желает король и исполнять его прихоти. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись тем, что вассал приносил присягу на верность своему сеньору. Он совершал оммажа. Оммажа – это, в своем роде, церемония, которая оформляла зависимость человека от сеньора.

Источник

Феодальная лестница это что такое?

1 ответ

Феодальный строй, который существовал в Европе с 8 по 16 век характеризовался строгой иерархией в обществе. Это означало, что все общество состояло из сословий, которые обладали своим набором прав и обязанностей. Каждое из этих сословий занимало свое место (ступень) в обществе. При феодализме на высшей ступени феодальной лестницы находился король, ниже – знатные феодалы, рыцари и священнослужители, а на самой низшей ступени находились крестьяне, ремесленники и горожане.

Оценка: 4 ( 16 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Надя Боровая 187
  2. 2. Оксана Сорокина 90
  3. 3. ne znayu 68
  4. 4. Elina 49
  5. 5. Александра Щебетина 44
  6. 6. Dilsh SAtt 29
  7. 7. Мария Улукматова 25
  8. 8. Влад Змеевский 25
  9. 9. Ярослав Вуйтик 15
  10. 10. Сергей Полежаев 15
  1. 1. Игорь Проскуренко 24,906
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Феодальная лестница или как отличить «средневековые» владения одно от другого?

«»Австрийская система» или «феодальная лестница» опробированная на колонизуемых землях типа «Франкии», «Московии», «Китая» или «Японии» в принципе вполне рабочая, и с

1800 по 1848 год полвека нормально функционировала, если исключить эксцессы 30-х годов. Её разработчиками были тоже гениальные личности «австриец» князь Клеменс Венцель Лотар фон Меттерних-Виннебург цу Бейльштейн (нем. Klemens Wenzel Lothar von Metternich-Winneburg zu Beilstein) и «француз» Шарль Морис де Талейран-Перигор (фр. Charles Maurice de Talleyrand-Périgord). А вот надёжной опорой политики Меттерниха был, не поверите, кумир Наполеона, самый настоящий Гай Юлий Цезарь!. Чуть ниже напишу и про него и как нибудь потом про Македонского, а пока посмотрите насколько проста была матрёшечная схема построения феодальной империи, эту «феодальную лестницу» я брал у французов, у других может быть другое было видение, но по моему и тут всё убедительно:

«Империя (император) объединяет 3-6 королевств или царств (вот поэтому даже самые засратенькие «астраханские» или «тюменские» «царства» перечислялись в титулатуре перед «и прочая, и прочая»);
1. Королевство или Царство (король или царь) объединяет 3-6 герцогств или княжеств (курфюршеств);
2. Княжество или курфюршество (союз племён и полисов, князь или курфюрст) объединяет 5-6 графств, ландграфств или маркграфств (маркизатов);
3. Герцогство или ладграфство (союз племён, дюк, герцог или ландграф) объединяет 3-4 графства;
4. Маркизат или маркграфство (пограничный союз племён и полисов, маркиз или ландграф) объединяет 5-6 бароний;
5. Графство или бургграфство (граф, конт, ярл или бургграф) объединяет 3-4 баронии или полис;
————————————————————————————
( то что ниже — это более-менее естественные территориальные объединения , типа родов, кланов, «сотен», волостей, максимум — уездов. SKUNK69)
6. Виконтство или вицеграфство (крупное владение включающее племена и полисы, виконт или вицеграф ), может объединять 1-2 баронии , 5-6 дворянских ленов, выставляло 60-90 бойцов ;
7. Барония или сеньория ( барон, фрайхер или сеньор , естественное племя или полисная структура), объединяет 3-6 дворянских ленов, выставляет «сотню» или 30-60 бойцов ;
8. Баронетия ( баронет или баннерет , дворянин или незнатный получивший дворянский титул за заслуги либо купивший его), может включать 1-3 дворянских лена, выставляет 6-30 бойцов ;
9. Рыцарь, шевалье или бакалавр — дворянин владелец лена или глава клана или рода, тяжеловооружённый конный воин, сопровождавший сеньора, может иметь 1-6 оруженосцев или боевых хлолпов составляющих его «копьё» ; (у нас ещё добавлю к дворянам — детей боярских, шляхтичей , татарских улан и кавказских узденей )
————————————————————————————
10. Оруженосец, сержант, кнехт, сквайр, рында, паж (от лат. pagus — «деревенщина») незнатные легковооружённые слуги или личные служилые дворяне составлявшие свиту рыцаря, зачастую бастарды или доверенные вольноотпущенники.» (от себя ещё добавлю дворян однодворцев, полупанеков или шляхетску голоту, казаков, стрельцов, служилых татар, егерей, новиков , если кого вспомните ещё — добавите сами). »

Это очень важный момент, он же по сути является основанием для феодальной лестницы. Приведённая мной феодальная лестница была списана мной от руки с французской переводной книжки ещё в 90-е в библиотеке СГУ в других странах были небольшие отличия, но не кардинальные, так что данную схему можно смело использовать для всех. Пока в тексте нет необходимости приводить эту таблицу, поэтому я её вынес сюда чтобы сделать на неё ссылку.

Блок взят из моей статьи четырёхлетней давности «Цезарь, Суворов, последний хан Орды или чьих всё-таки была Русь-матушка? «Матрица А.Дюма».» статья полезная, но слабонервным, мягкоухим и ранимым читать её не рекомендую, статья написана «для своих» с использованием личной системы борьбы с плагиаторами, т.е. фирменным «скунковским» стилем, так что лучше пользуйтесь блоковыми выдержками которые я буду давать сам уже очищенными от шлака. «

Источник

Феодальная лестница
план-конспект урока по истории (6 класс)

Конспект урока по Всеобщей истории 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
6_klass_feodalnaya_lestnitsa.docx 17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Феодальная раздробленность в Западной Европе в 9 – 11 веках.

Цель: познакомить с причинами феодальной раздробленности, с задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю, и переходом к ним функций государственной власти., способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причины и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в 9- 11 веках.

Планируемые результаты: Предметные: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов 9 – 11 веков., устанавливать причинно — следственные связи., рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты., работать со схемами; метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям в современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной и полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средство достижения цели из предложенных а также искать их самостоятельно; давать определения понятий ; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – общественную, учебную, и др.; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; Личностные УУД – формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: Схема «Феодальная лестница», иллюстрация из учебника, мультимедийная презентация.

Тип урока: открытие нового знания.

1.) Организационный момент:

2.) Мотивационно — целевой этап:

В монастырских хрониках середины 9 века так описывается положение о западной Европе: «Государство, ещё единое недавно, разделено на 3 части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — маленькие правители, вместо государства — один только кусочек… Всякий занимается своими собственными интересами». Давайте поближе познакомимся с этим этапом в развитии человечества.

3.) Актуализация знаний:

— Вспомните Причины образования империи Карла Великого.

— Сколько лет она просуществовала?

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке?

— Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (Презентация)

— Тема урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе в 9 – 11 веках.

( Знакомство с планом урока)

  1. Причины феодальной раздробленности
  2. Сеньоры и вассалы
  3. Слабость королевской власти во Франции
  4. Образование Священной Римской империи
  5. Формулирование проблемных вопросов урока (Почему возникает феодальная раздробленность ?)

Если король в период феодальной раздробленности считался «первым среди равных», то почему вообще сохранилась королевская власть ?

Работа по теме урока: 1.) Причины феодальной раздробленности (возникновение и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.

— До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора

— Когда перестали её поддерживать ?

— Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи ?

— На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу ?

— Кто осуществлял власть на местах ?

— Какие последствия имели эти процессы ? (проверка выполнения задания и составление схемы)

Распад Европы на отдельные части привёл к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междуусобицы: А граф пошёл на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землёю,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови», — провозглашал поэт рыцарь Бертран Де Борн.Такие войны называются междуусобными.

— Как вы думаете, кто больше всего страдал от этих войн ? (ответы учеников)

(Таблица в учебнике на странице 63.) Запись в тетрадь.

Сеньоры и вассалы:

Как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности.

Задание: работа с текстом П 2, 3 параграф 4, охарактеризуйте отношения между сеньором и вассалом заполнив в таблицу.

Дети записывают таблицу обязанностей вассалов и сеньоров ( проверка задания)

Задание: По закону Германии первой половины 9 века было сказано, что сеньор не может забрать у вассала феод без вины, только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.

— Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами. (Ученики выполняют задание)

— Как называлась организация феодалов в период раздробленности ?

— Прокомментируйте схему « Феодальная лестница».

— Для чего она была создана ?

— Были включены крестьяне в феодальную лестницу ? Почему ? ( ученики выполняют задание)

Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.

— В каких отношениях находились между собой названные люди ?

— К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси ? (проверка задания)

3.) Слабость королевской власти во Франции

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно слабела.

Представьте, что эти короли рассказывают о своей непростой судьбе.

Задание: Работая с текстом пункт 4 параграф 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своём положении ( ученики готовят задание, презентуют работу)

4.) Образование Священной Римской империи.

— Как образовалась Священная Римская империя ?

Почему германские императоры стремились короноваться в Риме ? (ответы учеников)

  1. Подведение итогов урока

— Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть ?

— Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров ?

Обоснуйте свой ответ

(Проверка выполнения задания и подведения итогов урока.)

Источник

Оцените статью