Класс феодалов. Феодальная иерархия
Категория: Западная Европа в конце раннего средневековья
Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном — главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли — нередко большие области — непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей, державшие земли от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы — обычно тоже весьма крупные землевладельцы, — носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы — рыцари — низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX — начале XI в. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору (немецкое — Ritter, от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI—XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое зна-чение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой — принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся.
Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала — не мой вассал».
Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли быть вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот.
Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение — феод, или по-немецки лен, которое вассал держал от своего сеньора (см. гл. 4). В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода считался не только его непосредственный держатель — вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд Других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом. Передача феода вассалу — ввод во владение — носила название инвеституры. Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость — принесение оммажа (hommage — от французского слова 1’homme — человек), — во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого феодала, публично признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называлась «фуа» (по-французски foi — верность).
Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать ему во вред и по требованию сеньора защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определенных феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях — быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.
Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обяза-тельств конфликты на этой почве были в IX—XI вв. обычным явлением. Война считалась законным спо-собом решения всех споров между феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ослабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира» как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.
Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри господствующего класса, связывала и объединяла всех его членов в привилегированный слой.
В условиях политической раздробленности IX—XI вв. и отсутствия сильного центрального госу-дарственного аппарата только феодальная иерархия могла обеспечить отдельным феодалам возможность усиленной эксплуатации крестьянства и подавления крестьянских выступлений. Перед лицом последних феодалы неизменно действовали единодушно, забывая свои распри.
Быт и нравы феодалов.
Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Любимыми их развлечениями были охота, конные состязания, турниры.
В X—XI вв. Европа покрылась замками. Замок — обычное жилище феодала — одновременно был крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной власти феодала, позволяя ему господствовать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на холме или на высоком берегу реки, откуда хорошо обозревалась окрестность и где легче было обороняться от врага.
До конца X в. замки представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем — дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т. п.
Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить замки из камня, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими стенами с бойницами и башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня — «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. Обычно замок сдавался врагу лишь в результате многомесячной осады. Мелкие феодалы, не имевшие средств для возведения столь мощных сооружений, старались укрепить свои жилища крепкими стенами и сторожевыми башнями.
Основным видом войск в Европе X — XI вв. становится тяжеловооруженная конница. Каждый феодал обязан был своему сеньору конной военной службой. Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинное тяжелое копье. Он пользовался также палицей и боевым топо-ром (секирой); для защиты от врага служили кольчуга и щит, шлем с металлической решетчатой пласти-ной — забралом. Позже, в XII—XIII вв., появились рыцарские латы.
Проводившие всю свою жизнь в войнах, насилиях и грабежах, презиравшие физический труд феодалы, особенно светские, были невежественными, грубыми и жестокими. Выше всего они ценили физическую силу, ловкость, отвагу в бою и щедрость в отношении своих слуг и вассалов, в которой видели проявление своего могущества и прирожденного благородства в отличие от презираемых или «скаредных», по их мнению, мужиков и горожан. Идеализированный кодекс «рыцарского» поведения, рисующий рыцаря как благородного защитника слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе значительно позднее — в XII—XIII вв. Но и тогда он мало соответствовал действительному облику феодала-рыцаря, оставаясь для большинства лишь недостижимым идеалом. С грубым рыцарем-варваром раннего средневековья этот идеал тем более не имел ничего общего.
Источник
Dark Harbour
Page Summary
Links
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РИТУАЛ
« previous entry | next entry »
Sep. 25th, 2007 | 10:08 pm
Автор — М.Ю. Пахалов
В первой половине VIII века франкский майордом Карл Мартелл провел реформу, которая положила начало феодальным отношениям. Мартелл начал раздавать землю в качестве бенефициев (пожалований), за которые обязывал бенефициариев являться на военную службу по первому зову короля. Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором («старшим»), бенефициарий («облагодетельствованный») становился вассалом (от гэльского «gwas» — человек). При получении земли вассал клялся в верности сеньору, положа руку на Библию или святые мощи. Если он отказывался совершить обряд, он отвергал сеньора и, вследствие этого, терял свое право на феод.
Этот обряд, весьма торжественный, назвали оммажем (от латинского «homo» — человек): таким образом, одно лицо становилось «человеком» другого. Именно в Средние Века возникло выражение «мои люди», в отличие от античного «мои рабы». Церемония передачи феода в пользование от сеньора – новому вассалу именовалась инвеститурой и сопровождалась символическим вручением вассалу некого предмета (посоха, кольца, знамени или горсти земли). Как правило, вассал, получая инвеституру, также дарит сеньору подарок, установленный обычаем: это мог быть боевой конь, копье или денежная сумма. Такая церемония означала переход прав пользования феодом (это германское слово первоначально означало «скот», т.е. движимое имущество). Надо сказать, что хоть формально собственником земли вассала был сеньор, с конца XII в. господствовало правило «каждый барон – суверен в своем баронстве»; иначе говоря, вассалы относились к своему феоду, как к собственности.
Высшую ступень в светской феодальной иерархии занимали князья, обладающие титулом – короли, герцоги, маркизы, графы, виконты. Титулы феодалов несут на себе отпечаток темных веков. Так, герцог (нем. Herzog, англ. duke, лат. dux – военный командующий крупной территориальной единицы) означал высшего военного вождя в догосударственной родоплеменной общине; маркиз, маркграф (фр. marquis, нем. Markgraf) – изначально правитель пограничной области (марки) королевства, располагающий полномочиями, большими, чем у графа (лат. comes, фр. сomte, англ count, нем. Graf) – ненаследственного чиновника, который в раннем средневековье был представителем королевской власти на периферии.
После 1000 года появляется также титул виконта, близкий к графскому. Первоначально, в государстве Каролингов, этот титул означал «заместитель графа» (лат. viсecomes – вице-граф).
Все эти феодалы были суверенами целых провинций, владельцами сотен деревень, способными приводить на войну несколько тысяч рыцарей. Ступенью ниже следуют знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не совсем ясен; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: baron — на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, sire, seigneur (винительный падеж от sire), — на востоке (baron обозначает мужа, мужчину; sire — вождь и господин). В Ломбардии (Северной Италии) их называют capitaines (командующий), в Испании — ricos hombres (богатые люди). В Германии говорят Неrr, что соответствует названию seigneur, в Англии — lord, на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также bannerets, потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли на копьё четырехугольное знамя (banner). Нужно отметить, что часто феодалы называли всех собственных прямых вассалов своими баронами, будь это даже графы и маркизы.
Еще ниже стоит вся масса «наследственных всадников» — рыцарей (фран-цузский chevalier, немецкий Ritter, английский knight, испанский caballero, латинский miles), владельцы одного поместья (манора). В Средние Века в понятие «рыцарь» вкладывалось совершенно определенное значение; причем с VIII по XII век данный термин претерпел ряд изменений: с VIII по XI век рыцарь – это любой воин, несущий воинскую (конную) службу своему сеньору; с XII века — это дворянин, получивший рыцарское воспитание и посвященный в ранг рыцаря в 21 год. Рыцарское воспитание включало в себя 7 добродетелей: верховую езду, фехтование, владение копьем, плавание, соколиную охоту, сложение стихов в честь дамы сердца, игру в шахматы. Практически каждый из рыцарей служит какому-нибудь крупному феодалу, от которого он по-лучает поместье; они сопровождают его в походах, что, однако не мешает им воевать и на свой риск. Известно латинское название miles unius scuti, что означает — «воин об одном щите», то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении других рыцарей.
На последней ступени лестницы стоят оруженосцы. Первоначально — простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем, или манором) и в XIII в. являются господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии — squire (испорченное фр. ecuyer — щитоносец), в Испании — infanzon (младший), во Франции – armiger (оруженосец). В XIII в. они будут составлять основную массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в ранг дворянина, будет гордиться титулом оруженосца. В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных, и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, кутюма) или homme de paste (то есть potestatis — подвластными людьми). Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий (мезальянс). Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина.
Здесь стоит упомянуть о пресловутом предлоге (не частице и не артикле!) «де» (также дез, ди, дю – в зависимости от языка, рода и падежа): этот предлог вовсе не указывал на дворянское происхождение, а лишь определял географически, из каких мест происходит данная персона.
Основной обязанностью вассала была, конечно, военная служба («против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых»): обязательство сопровождать сеньора в военных походах (ost) и в качестве эскорта в поездках (chevauchee). Вассал обычно следует за сеньором только в пределах известной области, часто очень небольшой и только в течение определенного срока (карантэна), утвержденного обычаем, — чаще всего 40 дней (как и срок службы крестоносца). Вассал также был обязан держать гарнизон в замке сеньора (estage).
В актах сеньоров, особенно в XIII в., часто указывается, что вассал обязан отдать свой замок в распоряжение сеньору по первому его требованию, «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его (замок) в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.
Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя, часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго урегулировано. Так, владелец Соммиера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.
Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Во Франции в XIII веке такая помощь именовалась aide аих quatre cas (помощь в четырех случаях): выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход, выход замуж дочери сеньора, посвящение в рыцари его сына. Денежную субсидию должны были платить благородные вассалы, но фактическими плательщиками были держатели их поместий, с которых дворянин в таких случаях брал повышенную плату.
Также существовала придворная обязанность помогать сеньору в затруднительных ситуациях советом. Обычно эта обязанность ограничивалась регулярные съезды всех вассалов на совет к своему сеньору; во Франции такие собрания происходили трижды в год: на Пасху, Троицу и Рождество. Часто могли иметь место внеочередные собрания по случаю войны, бракосочетания сеньора или его детей и т.д. Обязательно для вассала также было присутствовать на собрании «суда равных», которые обязан был устраивать сеньор по требованию любого из вассалов. Отказ в правосудии мог повлечь за собой отказ вассала от оммажа.
Приложение: оммаж
Оммаж, как принято считать, является клятвой верности вассала своему сеньору. Но это не совсем верно, ибо данный ритуал включал в себя взаимные обязательства, при невыполнении которых вассалитет мог быть расторгнут с сохранением у бывшего вассала его феода. Клятва верности же – это отдельная часть церемонии, хотя обе части были неразрывно связаны.
С XII века различают hommage liege (полный, классический оммаж) и hommage plain, который приносился стоя и при оружии и обязывал лишь к ограниченной военной службе.
Классический оммаж приносился следующим образом. Будущий вассал являлся к будущему сеньору безоружный, с непокрытой головой. Он становится на колени, вкладывает свои руки в руки сеньора и объявляет себя человеком сеньора. Он также должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких доменов, он должен перечислить их все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то он обязан допустить господина к проверке, которая состоит в осмотре на месте. Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права.
Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода. При получении в пользование феода вассал брал на себя ряд обязательств, описанных выше. Обязательства не проговаривались вслух, так как их перечень был известен и закреплен в кутюмах (законодательных актах) и обычаях).
Сеньор, в свою очередь, поднимает вассала с колен и целует его в уста. Далее, вассал приносит клятву верности сеньору: он обязуется не причинять ему вреда, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство; вассал обязуется поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать — то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отчуждать от него частей (сокращать); обеспечивать — то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника (т.е. — сеньора) и защищать феод против посторонних лиц. Сеньор же «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек — своему сеньору» (из «Кутюмов Бовези»). Сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь.
В случае нарушения вассалом своих обязательств, он терял феод. Если же сеньор каким-то образом навредил своему вассалу, последний совершал «обряд» defi (уничтожение верности): обычно сеньору посылалась перчатка в знак разрыва отношений. Споры между вассалом и сеньором обычно решались судом, который состоял из баронов вассала.
Литература:
* Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998
* Черниловский З. М. Всеобщая история права и государства. М., 1996
* Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о самом себе. М., 2000
* Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. М., 2000
* Кин М. Рыцарство. М, 2000
* Историки эпохи Каролингов. М., 2000
Источник