Русский философ, согласно которому эволюция природы проходит пять «ступеней-царств»: минералов, растительное, животное, человеческое, Божье?
654
? Представитель русской революционной демократии, автор высказывания: «… в словах «Бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи, кнут»:
? Вернадский является представителем:
! русской революционной демократии;
? Автором психофизиологического и философского трактата «Рефлексы головного мозга» является:
? Представители какого течения русской мысли настаивали на необходимости разработки собственной, самобытной, из русской жизни возрастающей философии:
? Согласно В.Белинскому: «Русский народ по натуре глубоко»:
? На развитие философской мысли в послепетровской России (ХVIII) решающее влияние оказали идеи эпохи:
? В.Н.Татищев и М.М.Щербатов:
!+ русские историки, в творчестве которых нашли отражение определенные философские взгляды;
! представители русского духовенства, которые выдвинули оригинальную этическую концепцию;
! русские естествоиспытатели 18 в.
? Русский мыслитель 18 в., который в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» признает неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство души и тела:
? Русский романтизм I пол. ХIХ в. испытал сильное влияние философии:
? Писатель, крупный представитель русского романтизма, в круг интересов которого входили: философия, педагогика, теория музыки, просветительская деятельность:
? Философские взгляды А.Хомякова были тесно связаны с его:
? Возникновение философской мысли в Дагестане связано с:
! присоединением к России;
! влиянием Турции и Ирана.
? В Дагестане идеи реформации и джадидизма наиболее последовательно пропагандировали:
! Дамадан из Мегеба;
! Мухаммад из Кудутля;
? Распространение ислама в Дагестане происходило:
! быстро и безболезненно;
!+ противоречиво и долго;
!+ с применением насилия и в результате миссионерской деятельности.
? Главным методом распространения ислама после IХ в. становятся:
! завоевательные походы арабов;
! завоевательные походы дополнялись миссионерской деятельностью.
? О том, что уже в ХI в. в Дагестане знали о классической арабо-мусульманской философии свидетельствует рукопись:
? Ад-Дербенди разделяет взгляды:
? Ад-Дербенди, как и Ашари, полагал, что человек нуждается в суждениях разума только тогда, когда они согласуются с:
? Один из основоположников научно-философской школы в Дагестане М.Кудутлинский выступил последователем:
? Особенностью мировоззрения Кудутлинского заключалась в:
? М.Кудутлинский:
!+ отвергал учение о божественном предопределении;
! отстаивал идею божественного предопределения;
! не обращался к такой проблеме.
? В ХVII-ХIХ вв. в Дагестане наблюдается:
! упадок арабо-мусульманских культурных традиций;
!+ ренессанс (возрождение) арабо-мусульманской традиции;
! распространение традиции русской культуры.
? Дамадан из Мегеба — последователь:
? Дамадан из Мегеба в своих медицинских справочниках использует трактаты:
? Дагестанские философы, как и аль-Фараби, называли первой философией:
? Дагестанский мыслитель, автор труда «Лики ислама»:
? По таким вопросам как: обучение Корану, о соотношении предопределения и свободы воли, роли разума и откровения в познании…, М.Кудутлинский стоял на позиции:
? Как последовательный просветитель, он не только теоретически обосновывал необходимость овладения знаниями, но и основал одно из первых в Дагестане сельских учебных заведений светского типа:
? Дагестанский просветитель, один из активных инициаторов создания новометодных школ:
? «Шариат подобен пароходу, тарикат — морю, хакикат – драгоценностям в мире. Кто хочет приобрести драгоценности, тот должен сесть на пароход и искать их в море». – Так образно характеризует путь нравственного совершенствования в своей работе «Путь спасения» дагестанский просветитель:
? Значительную роль в распространении просветительских идей в Дагестане сыграла «Газета Дагестана» («Джаридату Дагестан»), редактором которой был:
? Мыслитель, которого особо почитали в Дагестане, где известны были почти все его произведения, в частности: «Оживление религиозных наук», «Драгоценности и жемчужины Корана», «Путь поклоняющихся»:
? Он впервые в истории Дагестана предпринял попытку систематизации материала по общественно-политической мысли народов Дагестана:
? Автор работы «Асари Дагестан»:
? Дайте характеристику философским воззрениям Г.Алкадари по следующему его высказыванию: «Бога нет нигде, и нет места, где бы не находился он»:
? Этот мыслитель, выходец из Дагестана, считался одним из лучших знатоков мусульманского права не только в России, но и в Европе:
! Дамадан из Мегеба.
? В вопросе свободы воли и предопределения, Гасан Алкадари придерживался позиции:
? Алкадари признает материалистический подход верным при объяснении:
? Г.Алкадари отстаивал и пропагандировал:
! геоцентрическую модель мира;
!+ гелиоцентрическую модель мира;
! не ставил и не решал эту проблему;
? Благодаря энциклопедическим познаниям за этим мыслителем закрепился титул «море наук»:
? Первый этап творческого наследия А.Каяева характеризуется преобладанием в его творчестве:
? Философский трактат А.Каяева, где разработаны вопросы бытия и познания:
!+ Диалог материалиста и идеалиста;
? Автор работы «Мюридизм и Шамиль»:
? В своих статьях и публикациях А.Каяев активно выступал против:
? Наиболее распространенным в Дагестане является тарикат:
? А.Каяев, одним из первых на Северном Кавказе, приступает к практической реализации методов обучения, основанных на идеях:
? Автор работы «Путь ислама», где анализируется место ислама в истории человеческой культуры, подчеркивается непреходящее значение его морально-этических и юридических основ:
? Дагестанский просветитель, который в ряде своих публикаций в газете «Заря Дагестана» отстаивал идеи всемирного братства:
? Обычное право народов Северного Кавказа:
? Один из первых дагестанских исследователей обычного права горцев:
? Авторитетный русский исследователь обычного права кавказских горцев, автор капитального труда «Закон и обычай на Кавказе»:
Крупный общественный и государственный деятель, журналист и врач, депутат IV Государственной Думы от Дагестанской области и Закатальского округа, представитель буржуазно-демократического направления в общественной мысли Дагестана нач. ХХ в.
? Общественный и политический деятель Дагестана, депутат III Государственной Думы (1907-1912 гг.), который отстаивал принцип свободы совести как «право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром»:
? Известный политический деятель, который попытался использовать ислам для обоснования необходимости создания в Дагестане имамата и провозглашения его имамом:
? Влиятельный и авторитетный религиозный деятель, который выступал за ликвидацию социального гнета и установление социальной справедливости и равенства:
? В Дагестане в нач. ХХ в. (наиболее подходящий вариант):
! получило распространение светское просветительство;
! получило распространение религиозное просветительство;
!+ получило распространение как светское так и религиозное просветительство;
! просветительские идеи не были представлены в общественно-политической мысли.
? Присоединение Дагестана к России (1813 г.) и падение имамата (1859) (подходящий вариант):
!+ создали благоприятные условия для распространения светской культуры, русско-европейской философской и общественно-политической мысли;
!+ способствовали избавлению Дагестана от междоусобицы и разорительных вторжений России и Турции;
! лишили Дагестан как государство независимости, самостоятельности и суверенитета.
? Начало тарикатскому мюридизму в Дагестане было положено:
? Представители марксистского течения в Дагестане:
? Дагестанский мыслитель, автор 4-х томной рукописи «Драгоценность морей» на арабском языке, где излагается история естественных наук, в частности астрономии и астрономической географии с древнейших времен до нач. ХХ в.:
? Передовая местная арабо-мусульманская философская мысль в Дагестане в ХVIII – ХIХ вв. развивалась преимущественно в форме:
!+ пантеизма, деизма и теории «двойственной истины»;
! диалектического и исторического материализма;
? Один из первых русских исследователей адатов народов Дагестана, автор труда «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа»:
? Автором рукописи «Базилик истин и сад тонкостей» является:
? Характерные черты русской философии:
!+ сильное влияние религии;
!+ значительное внимание уделяется проблемам морали и нравственности;
! разработка проблем философии науки;
! все перечисленное выше.
? А.Н.Радищев уделял внимание проблемам:
? В основе философии славянофилов находится идея:
! поклонения всему западному;
!+ любви к славянской нации;
! неизбежности развития России по западному пути;
!+ самобытности развития России.
? Основные направления в философии П.Я.Чаадаева:
! проблема власти и государства;
? Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют:
!+ общинный образ жизни;
? Русский философ, который утверждал, что «свобода первичнее бытия»:
? Согласно Н.Бердяеву, назначение человека в:
Источник
V. Классическая арабо-язычная философия.
1089
? Арабо-мусульманская философия получила развитие на:
! основе ислама, как новой монеистической религии;
! базе высокоразвитой науки;
! основе достижений народов объединенных в халифат;
? Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок:
? В каламе рассматривались следующие основные вопросы:
! соотношение природы и духа;
! взаимоотношения общества и личности;
!+ божественное предопределение и свобода воли;
? Религиозно-правовые школы ислама:
? Период наивысшего расцвета мусульманской цивилизации:
!+ позже других мировых религий;
! раньше иудаизма и христианства;
! одновременно с христианством;
? Главные деятели мусульманской реформации:
? Существуют разновидности суфизма:
? Основные труды аль-Газали:
!+ Воскрешение наук о вере;
! Канон врачебной науки;
? Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы?
? Что общего между Аристотелем и Ибн Рушдом в понимании материи и формы:
!+ материя – условие бытия вещей, а форма — сущность;
! материя и форма не имеют отношение к бытию вещей;
!+ форма – условие бытия сущности;
! материя – сущность вещей, а форма – условие;
? Ибн Халдун полагает, что государство переживает ряд стадий в процессе своего существования (не верный вариант):
! консолидацию, когда устанавливается монархическая власть, опирающуюся на поддержку народа;
! тиранию, когда монарх монополизирует власть;
! злоупотребление привилегиями со стороны власть имущих;
!+ анархии, когда в государстве царит беспорядок;
! попытки умиротворения народного недовольства.
? Автором труда «Воскрешение наук о вере» является:
? На арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал:
? Что понимается под мусульманской схоластикой:
? Учение античной медицины о 4 соках получило интерпретацию арабо-мусульманских врачей в форме:
! учения о предопределении медицины.
? Автором «Канона медицины» является:
? Одна из самых строгих и жестких правовых школ в исламе:
? Письменная культура и книжные знания в Арабском халифате были достоянием:
! исключительно религиозных деятелей;
!+ значительной части городского населения.
? Гносеология мутазализма характеризуется:
!+ превосходством разума над верой;
! превосходством веры над разумом;
! приоритетов чувств над разумом;
! признанием одинаковой значимости веры и разума;
? Основоположником восточного перипатетизма является:
? Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель суфийского братства маулавийа:
? В доисламской Аравии людей отвергавших поклонение племенным идолам, веривших в единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям называли:
? Ибн Халдун определил основную ориентацию своих социологических построений как:
? Вопросы, по которым ашариты заняли антимутазилистскую позицию:
! признание значения рационального знания;
!+ возможно ли рациональное познание Бога, независимое от откровения;
!+ возможно ли знание добра и зла, предшествующее откровению;
! по всем указанным.
? Ал-Газали подверг критическому рассмотрению положения:
? Ибн Сина рассматривает следующие виды доказательств:
? Ибн Рушд делит людей в соответствии с их познавательными способностями на:
? Виднейшие собиратели преданий о пророке Мухаммеде:
? Исламский мистицизм обозначается термином:
? По пути духовного совершенствования суфий проходит различные стадии, в том числе:
? Как называется в исламе наместник Бога на земле:
? В решении вопросов специфичных для калама ашариты придерживались (ошибочный вариант):
!+ таких же позиций, что и кадариты;
!+ таких же позиций, что и мутазалиты.
? Положения, характеризующие учение мутазилитов:
!+ Бог всемогущ: но только относительно добра и справедливости;
! всемогущество Бога ничем не ограниченно;
! зло и несправедливость существуют по воле Бога;
! зло и несправедливость не подвластно Богу;
!+ если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки.
? Мутазилиты были представителями первой крупной школы в:
? Мутазилиты утверждали:
!+ человек волен совершать как добрые, так и дурные поступки;
! поведение человек полностью предопределено Богом;
! поведение человека определяется его божественным положением;
! поведение человека определяется окружающей средой;
!+ Бог всемогущ, но только относительно добра и справедливости.
? Какие из атрибутов Бога мутазилиты признают субстанциональными:
? Слепое следование религиозным авторитетам это:
? Основной школой калама после Х в. становится:
!исмаилизм;
? Античные традиции философствования нашли наибольшее воплощение в:
? Почти все исследователи рассматривают его философию как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока:
? Понятие Единства Бытия (вахдат ал-вуджуд) было введено:
? Спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, во многом основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам:
? Основная проблема, которая оказалась в центре дискуссий между кадаритами и джабаритами – это:
! проблема происхождения мироздания;
!+ соотношение свободы воли и предопределения;
! вопрос об оптимальной форме государственного устройства;
! соотношение веры и разума;
? Учение кадаритов было развито:
! исмаилитами и хариджитами.
? Ал-Фараби первым попытался концептуально решить вопрос о:
!+ соотношении философии и религии;
! о божественном предопределении;
! соотношении разума и чувств;
! причинах социальной несправедливости;
! все указанные вопросы.
? Слава искусного врача пришла к нему в 17 лет, когда он вылечил Эмира Бухары. Это:
? Ал-Фараби утверждал, что в реальной жизни достижимо:
? Его называли «философом бытия»:
? Мыслитель, который представлял мистико-аскетическое направление в философии и выступил с критикой Аристотеля и его арабских последователей:
? Представители восточного перипатетизма (укажите неправильные ответы):
? Представитель восточного аристотелизма, который рассматривал вопрос о соотношении Бога и природы как соотношение двух родов бытия – необходимо сущего и возможно сущего:
? Универсалии, согласно Ибн-Сине:
!+ существуют до вещей;
!+ существуют в вещах;
!+ существуют после вещей;
! существует в природе;
! не существуют вообще.
? Мир, согласно Ибн-Сине:
! развивается по своим собственным законам;
! существует сам по себе;
! порождение абсолютной идеи;
!+ является эманацией Бога.
?«Философия – это спутница и молочная сестра религии», — это утверждение принадлежит:
? Степень счастья в посюсторонней жизни, согласно Ибн Рушду, зависит от приобретенного человеком:
! опыта и богатства;
? На Востоке его называли «вторым учителем» после Аристотеля, он написал комментарии ко многим произведениям античного мыслителя:
? По мнению Ибн Сины настоящий человек прежде всего стремится:
! к чувственным наслаждениям;
!+ к духовному совершенству;
! к физическому развитию;
? В этике ал-Фараби центральной является категория:
? Ал-Фараби полагал, что счастье каждого человека:
! независимо от достижения личного благополучия других;
! зависит от воли Бога;
! зависит от материального благополучия;
!+ зависит от благополучия других.
? В рамках ислама сложился религиозный и правовой:
! религиозный монизм и правовой плюрализм.
? Наибольшее развитие на мусульманском востоке получила:
? Теория двойственной истины была предложена:
? Одну из правовых школ в исламе представляет:
? Суфизм представлен различными тарикатами, среди которых:
? Смысл «теории двойственной истины» Ибн Рушда состоит:
! в ограничении роли науки в познании;
! в отрицании познаваемости мира;
! в отстаивании свободы религиозного творчества;
!+ в обосновании независимости научной и религиозной сфер познания.
? Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн Сина в своем труде «Канон врачебной науки»:
! смещение наблюдений и вымыслов;
!+ все ответы верны;
! верные первые два ответа.
? Характерная для калама проблематика включала следующие основные вопросы:
!+ атрибуты Бога и их соотношение с его духовностью;
! происхождение вселенной и его строение;
!+ божественное предопределение и свобода воли;
! происхождение государства и его роль в обществе;
!+ извечность Корана как слова Божьего или его сотворенность во времени.
Источник