Эволюция природы проходит пять ступеней царств

Русский философ, согласно которому эволюция природы проходит пять «ступеней-царств»: минералов, растительное, животное, человеческое, Божье? 654

? Представитель русской революционной демократии, автор высказывания: «… в словах «Бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи, кнут»:

? Вернадский является представителем:

! русской революционной демократии;

? Автором психофизиологического и философского трактата «Рефлексы головного мозга» является:

? Представители какого течения русской мысли настаивали на необходимости разработки собственной, самобытной, из русской жизни возрастающей философии:

? Согласно В.Белинскому: «Русский народ по натуре глубоко»:

? На развитие философской мысли в послепетровской России (ХVIII) решающее влияние оказали идеи эпохи:

? В.Н.Татищев и М.М.Щербатов:

!+ русские историки, в творчестве которых нашли отражение определенные философские взгляды;

! представители русского духовенства, которые выдвинули оригинальную этическую концепцию;

! русские естествоиспытатели 18 в.

? Русский мыслитель 18 в., который в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» признает неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство души и тела:

? Русский романтизм I пол. ХIХ в. испытал сильное влияние философии:

? Писатель, крупный представитель русского романтизма, в круг интересов которого входили: философия, педагогика, теория музыки, просветительская деятельность:

? Философские взгляды А.Хомякова были тесно связаны с его:

? Возникновение философской мысли в Дагестане связано с:

! присоединением к России;

! влиянием Турции и Ирана.

? В Дагестане идеи реформации и джадидизма наиболее последовательно пропагандировали:

! Дамадан из Мегеба;

! Мухаммад из Кудутля;

? Распространение ислама в Дагестане происходило:

! быстро и безболезненно;

!+ противоречиво и долго;

!+ с применением насилия и в результате миссионерской деятельности.

? Главным методом распространения ислама после IХ в. становятся:

! завоевательные походы арабов;

! завоевательные походы дополнялись миссионерской деятельностью.

? О том, что уже в ХI в. в Дагестане знали о классической арабо-мусульманской философии свидетельствует рукопись:

? Ад-Дербенди разделяет взгляды:

? Ад-Дербенди, как и Ашари, полагал, что человек нуждается в суждениях разума только тогда, когда они согласуются с:

? Один из основоположников научно-философской школы в Дагестане М.Кудутлинский выступил последователем:

? Особенностью мировоззрения Кудутлинского заключалась в:

? М.Кудутлинский:

!+ отвергал учение о божественном предопределении;

! отстаивал идею божественного предопределения;

! не обращался к такой проблеме.

? В ХVII-ХIХ вв. в Дагестане наблюдается:

! упадок арабо-мусульманских культурных традиций;

!+ ренессанс (возрождение) арабо-мусульманской традиции;

! распространение традиции русской культуры.

? Дамадан из Мегеба — последователь:

? Дамадан из Мегеба в своих медицинских справочниках использует трактаты:

? Дагестанские философы, как и аль-Фараби, называли первой философией:

? Дагестанский мыслитель, автор труда «Лики ислама»:

? По таким вопросам как: обучение Корану, о соотношении предопределения и свободы воли, роли разума и откровения в познании…, М.Кудутлинский стоял на позиции:

? Как последовательный просветитель, он не только теоретически обосновывал необходимость овладения знаниями, но и основал одно из первых в Дагестане сельских учебных заведений светского типа:

? Дагестанский просветитель, один из активных инициаторов создания новометодных школ:

? «Шариат подобен пароходу, тарикат — морю, хакикат – драгоценностям в мире. Кто хочет приобрести драгоценности, тот должен сесть на пароход и искать их в море». – Так образно характеризует путь нравственного совершенствования в своей работе «Путь спасения» дагестанский просветитель:

? Значительную роль в распространении просветительских идей в Дагестане сыграла «Газета Дагестана» («Джаридату Дагестан»), редактором которой был:

? Мыслитель, которого особо почитали в Дагестане, где известны были почти все его произведения, в частности: «Оживление религиозных наук», «Драгоценности и жемчужины Корана», «Путь поклоняющихся»:

? Он впервые в истории Дагестана предпринял попытку систематизации материала по общественно-политической мысли народов Дагестана:

? Автор работы «Асари Дагестан»:

? Дайте характеристику философским воззрениям Г.Алкадари по следующему его высказыванию: «Бога нет нигде, и нет места, где бы не находился он»:

? Этот мыслитель, выходец из Дагестана, считался одним из лучших знатоков мусульманского права не только в России, но и в Европе:

! Дамадан из Мегеба.

? В вопросе свободы воли и предопределения, Гасан Алкадари придерживался позиции:

? Алкадари признает материалистический подход верным при объяснении:

? Г.Алкадари отстаивал и пропагандировал:

! геоцентрическую модель мира;

!+ гелиоцентрическую модель мира;

! не ставил и не решал эту проблему;

? Благодаря энциклопедическим познаниям за этим мыслителем закрепился титул «море наук»:

? Первый этап творческого наследия А.Каяева характеризуется преобладанием в его творчестве:

? Философский трактат А.Каяева, где разработаны вопросы бытия и познания:

!+ Диалог материалиста и идеалиста;

? Автор работы «Мюридизм и Шамиль»:

? В своих статьях и публикациях А.Каяев активно выступал против:

? Наиболее распространенным в Дагестане является тарикат:

? А.Каяев, одним из первых на Северном Кавказе, приступает к практической реализации методов обучения, основанных на идеях:

? Автор работы «Путь ислама», где анализируется место ислама в истории человеческой культуры, подчеркивается непреходящее значение его морально-этических и юридических основ:

? Дагестанский просветитель, который в ряде своих публикаций в газете «Заря Дагестана» отстаивал идеи всемирного братства:

? Обычное право народов Северного Кавказа:

? Один из первых дагестанских исследователей обычного права горцев:

? Авторитетный русский исследователь обычного права кавказских горцев, автор капитального труда «Закон и обычай на Кавказе»:

Крупный общественный и государственный деятель, журналист и врач, депутат IV Государственной Думы от Дагестанской области и Закатальского округа, представитель буржуазно-демократического направления в общественной мысли Дагестана нач. ХХ в.

? Общественный и политический деятель Дагестана, депутат III Государственной Думы (1907-1912 гг.), который отстаивал принцип свободы совести как «право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром»:

? Известный политический деятель, который попытался использовать ислам для обоснования необходимости создания в Дагестане имамата и провозглашения его имамом:

? Влиятельный и авторитетный религиозный деятель, который выступал за ликвидацию социального гнета и установление социальной справедливости и равенства:

? В Дагестане в нач. ХХ в. (наиболее подходящий вариант):

! получило распространение светское просветительство;

! получило распространение религиозное просветительство;

!+ получило распространение как светское так и религиозное просветительство;

! просветительские идеи не были представлены в общественно-политической мысли.

? Присоединение Дагестана к России (1813 г.) и падение имамата (1859) (подходящий вариант):

!+ создали благоприятные условия для распространения светской культуры, русско-европейской философской и общественно-политической мысли;

!+ способствовали избавлению Дагестана от междоусобицы и разорительных вторжений России и Турции;

! лишили Дагестан как государство независимости, самостоятельности и суверенитета.

? Начало тарикатскому мюридизму в Дагестане было положено:

? Представители марксистского течения в Дагестане:

? Дагестанский мыслитель, автор 4-х томной рукописи «Драгоценность морей» на арабском языке, где излагается история естественных наук, в частности астрономии и астрономической географии с древнейших времен до нач. ХХ в.:

? Передовая местная арабо-мусульманская философская мысль в Дагестане в ХVIII – ХIХ вв. развивалась преимущественно в форме:

!+ пантеизма, деизма и теории «двойственной истины»;

! диалектического и исторического материализма;

? Один из первых русских исследователей адатов народов Дагестана, автор труда «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа»:

? Автором рукописи «Базилик истин и сад тонкостей» является:

? Характерные черты русской философии:

!+ сильное влияние религии;

!+ значительное внимание уделяется проблемам морали и нравственности;

! разработка проблем философии науки;

! все перечисленное выше.

? А.Н.Радищев уделял внимание проблемам:

? В основе философии славянофилов находится идея:

! поклонения всему западному;

!+ любви к славянской нации;

! неизбежности развития России по западному пути;

!+ самобытности развития России.

? Основные направления в философии П.Я.Чаадаева:

! проблема власти и государства;

? Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют:

!+ общинный образ жизни;

? Русский философ, который утверждал, что «свобода первичнее бытия»:

? Согласно Н.Бердяеву, назначение человека в:

Источник

V. Классическая арабо-язычная философия. 1089

? Арабо-мусульманская философия получила развитие на:

! основе ислама, как новой монеистической религии;

! базе высокоразвитой науки;

! основе достижений народов объединенных в халифат;

? Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок:

? В каламе рассматривались следующие основные вопросы:

! соотношение природы и духа;

! взаимоотношения общества и личности;

!+ божественное предопределение и свобода воли;

? Религиозно-правовые школы ислама:

? Период наивысшего расцвета мусульманской цивилизации:

!+ позже других мировых религий;

! раньше иудаизма и христианства;

! одновременно с христианством;

? Главные деятели мусульманской реформации:

? Существуют разновидности суфизма:

? Основные труды аль-Газали:

!+ Воскрешение наук о вере;

! Канон врачебной науки;

? Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы?

? Что общего между Аристотелем и Ибн Рушдом в понимании материи и формы:

!+ материя – условие бытия вещей, а форма — сущность;

! материя и форма не имеют отношение к бытию вещей;

!+ форма – условие бытия сущности;

! материя – сущность вещей, а форма – условие;

? Ибн Халдун полагает, что государство переживает ряд стадий в процессе своего существования (не верный вариант):

! консолидацию, когда устанавливается монархическая власть, опирающуюся на поддержку народа;

! тиранию, когда монарх монополизирует власть;

! злоупотребление привилегиями со стороны власть имущих;

!+ анархии, когда в государстве царит беспорядок;

! попытки умиротворения народного недовольства.

? Автором труда «Воскрешение наук о вере» является:

? На арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал:

? Что понимается под мусульманской схоластикой:

? Учение античной медицины о 4 соках получило интерпретацию арабо-мусульманских врачей в форме:

! учения о предопределении медицины.

? Автором «Канона медицины» является:

? Одна из самых строгих и жестких правовых школ в исламе:

? Письменная культура и книжные знания в Арабском халифате были достоянием:

! исключительно религиозных деятелей;

!+ значительной части городского населения.

? Гносеология мутазализма характеризуется:

!+ превосходством разума над верой;

! превосходством веры над разумом;

! приоритетов чувств над разумом;

! признанием одинаковой значимости веры и разума;

? Основоположником восточного перипатетизма является:

? Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель суфийского братства маулавийа:

? В доисламской Аравии людей отвергавших поклонение племенным идолам, веривших в единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям называли:

? Ибн Халдун определил основную ориентацию своих социологических построений как:

? Вопросы, по которым ашариты заняли антимутазилистскую позицию:

! признание значения рационального знания;

!+ возможно ли рациональное познание Бога, независимое от откровения;

!+ возможно ли знание добра и зла, предшествующее откровению;

! по всем указанным.

? Ал-Газали подверг критическому рассмотрению положения:

? Ибн Сина рассматривает следующие виды доказательств:

? Ибн Рушд делит людей в соответствии с их познавательными способностями на:

? Виднейшие собиратели преданий о пророке Мухаммеде:

? Исламский мистицизм обозначается термином:

? По пути духовного совершенствования суфий проходит различные стадии, в том числе:

? Как называется в исламе наместник Бога на земле:

? В решении вопросов специфичных для калама ашариты придерживались (ошибочный вариант):

!+ таких же позиций, что и кадариты;

!+ таких же позиций, что и мутазалиты.

? Положения, характеризующие учение мутазилитов:

!+ Бог всемогущ: но только относительно добра и справедливости;

! всемогущество Бога ничем не ограниченно;

! зло и несправедливость существуют по воле Бога;

! зло и несправедливость не подвластно Богу;

!+ если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки.

? Мутазилиты были представителями первой крупной школы в:

? Мутазилиты утверждали:

!+ человек волен совершать как добрые, так и дурные поступки;

! поведение человек полностью предопределено Богом;

! поведение человека определяется его божественным положением;

! поведение человека определяется окружающей средой;

!+ Бог всемогущ, но только относительно добра и справедливости.

? Какие из атрибутов Бога мутазилиты признают субстанциональными:

? Слепое следование религиозным авторитетам это:

? Основной школой калама после Х в. становится:

!исмаилизм;

? Античные традиции философствования нашли наибольшее воплощение в:

? Почти все исследователи рассматривают его философию как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока:

? Понятие Единства Бытия (вахдат ал-вуджуд) было введено:

? Спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, во многом основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам:

? Основная проблема, которая оказалась в центре дискуссий между кадаритами и джабаритами – это:

! проблема происхождения мироздания;

!+ соотношение свободы воли и предопределения;

! вопрос об оптимальной форме государственного устройства;

! соотношение веры и разума;

? Учение кадаритов было развито:

! исмаилитами и хариджитами.

? Ал-Фараби первым попытался концептуально решить вопрос о:

!+ соотношении философии и религии;

! о божественном предопределении;

! соотношении разума и чувств;

! причинах социальной несправедливости;

! все указанные вопросы.

? Слава искусного врача пришла к нему в 17 лет, когда он вылечил Эмира Бухары. Это:

? Ал-Фараби утверждал, что в реальной жизни достижимо:

? Его называли «философом бытия»:

? Мыслитель, который представлял мистико-аскетическое направление в философии и выступил с критикой Аристотеля и его арабских последователей:

? Представители восточного перипатетизма (укажите неправильные ответы):

? Представитель восточного аристотелизма, который рассматривал вопрос о соотношении Бога и природы как соотношение двух родов бытия – необходимо сущего и возможно сущего:

? Универсалии, согласно Ибн-Сине:

!+ существуют до вещей;

!+ существуют в вещах;

!+ существуют после вещей;

! существует в природе;

! не существуют вообще.

? Мир, согласно Ибн-Сине:

! развивается по своим собственным законам;

! существует сам по себе;

! порождение абсолютной идеи;

!+ является эманацией Бога.

?«Философия – это спутница и молочная сестра религии», — это утверждение принадлежит:

? Степень счастья в посюсторонней жизни, согласно Ибн Рушду, зависит от приобретенного человеком:

! опыта и богатства;

? На Востоке его называли «вторым учителем» после Аристотеля, он написал комментарии ко многим произведениям античного мыслителя:

? По мнению Ибн Сины настоящий человек прежде всего стремится:

! к чувственным наслаждениям;

!+ к духовному совершенству;

! к физическому развитию;

? В этике ал-Фараби центральной является категория:

? Ал-Фараби полагал, что счастье каждого человека:

! независимо от достижения личного благополучия других;

! зависит от воли Бога;

! зависит от материального благополучия;

!+ зависит от благополучия других.

? В рамках ислама сложился религиозный и правовой:

! религиозный монизм и правовой плюрализм.

? Наибольшее развитие на мусульманском востоке получила:

? Теория двойственной истины была предложена:

? Одну из правовых школ в исламе представляет:

? Суфизм представлен различными тарикатами, среди которых:

? Смысл «теории двойственной истины» Ибн Рушда состоит:

! в ограничении роли науки в познании;

! в отрицании познаваемости мира;

! в отстаивании свободы религиозного творчества;

!+ в обосновании независимости научной и религиозной сфер познания.

? Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн Сина в своем труде «Канон врачебной науки»:

! смещение наблюдений и вымыслов;

!+ все ответы верны;

! верные первые два ответа.

? Характерная для калама проблематика включала следующие основные вопросы:

!+ атрибуты Бога и их соотношение с его духовностью;

! происхождение вселенной и его строение;

!+ божественное предопределение и свобода воли;

! происхождение государства и его роль в обществе;

!+ извечность Корана как слова Божьего или его сотворенность во времени.

Источник

Читайте также:  Лестница с проемом 1000х1000
Оцените статью