Эволюции человека ступени развития общества

Эволюция человека – древний человек и этапы развития

В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.

Выделяють четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:

1) австралопитеки (предшественники человека);

2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);

3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);

4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).

Но в учебной литературе чаще выделяют следующие этапы эволюции человека, о чем ниже.

Первые отличия человека разумного

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

Автралопитеки

Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х годах учеными один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид.

Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи. Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.

От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа. Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Кроманьонцы были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см 3 . Над глазами отсутствовал сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Эволюция человека. Таблица

Предупреждаю сразу, что временные рамки в таблице, приведенной ниже, не совпадают с вышеперечисленным. Данные для статьи взяты из разных источников, и лишний раз подтверждают, как мало и не точно мы знаем историю развития жизни на Земле. Разные ученые и разные издания дают отличные друг от друга датировки, единства нет и в разделении на этапы и подэтапы.

Период (млн лет назад) Этап Характеристика
60 первые приматы древесный образ жизни

вращательные движения в плечевом суставе

25 дриопитеки — общие предки 2 семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид (людей) древесный образ жизни (кожный узор на подушечках пальцев)

стадность

3,5–4 австралопитеки мозг — до 550 куб. см

примитивные орудия труда (палки, камни, кости)

Источник

Социальная эволюция человека: факторы и достижения

Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого процесса?

Общество как единая система

Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Человек — не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.

Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.

Социальная эволюция: первые теории

Суть и закономерности социальной эволюции всегда трактовались по-разному. Ещё в XIV веке философ Ибн Хальдун придерживался мнения, что социум развивается в точности, как индивидуум. Вначале он зарождается, далее следует динамический рост, расцвет. Затем наступает упадок и смерть.

В эпоху просвещения одной из главных теорий был принцип «стадиальной истории» общества. Шотландские мыслители высказали мнение о том, что социум поднимается по четырем ступеням прогресса:

  • собирательство и охота,
  • скотоводство и кочевничество,
  • земледелие и сельское хозяйство,
  • торговля.

В XIX веке в Европе появляются первые концепции эволюции. Сам термин с латинского означает «развертывание». Он представляет теорию постепенного развития сложных и многообразных форм жизни из одноклеточного организма посредством генетических мутаций у его потомков.

Идею становления сложного от простейшего подхватили социологи и философы, считая эту мысль актуальной и для развития общества. Например, антрополог Льюис Морган выделял три стадии древних людей: дикость, варварство и цивилизация.

Социальная эволюция воспринимается как продолжение биологического формирования видов. Она является следующим этапом после появления человека разумного. Так, Лестер Уорд воспринимал её закономерным шагом развития нашего мира после космогенеза и биогенеза.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Эволюция стала причиной появления всех видов и популяций живых существ на планете. Но отчего люди продвинулись намного дальше остальных? Дело в том, что параллельно с физиологическими изменениями действовали и социальные факторы эволюции.

Первые шаги к социализации совершил даже не человек, а человекообразная обезьяна, взяв в руки орудия труда. Постепенно навыки усовершенствовались, и уже два миллиона лет назад появляется человек умелый, который активно использует инструменты в своей жизни.

Однако теория о столь значительной роли труда не поддерживается современной наукой. Этот фактор действовал в комплексе с другими, такими как мышление, речь, объединение в стадо, а затем и в общины. Уже через миллион лет появляется человек прямоходящий – предшественник человека разумного. Он не только использует, но и изготавливает орудия труда, разжигает огонь, варит пищу, использует примитивную речь.

Роль общества и культуры в эволюции

Ещё миллион лет назад биологическая и социальная эволюция человека происходит параллельно. Однако уже 40 тысяч лет назад биологические изменения замедляют свой темп. Кроманьонцы практически не отличаются от нас по внешним признакам. Со времени их возникновения большую роль играют социальные факторы эволюции человека.

Согласно одной из теорий выделяют три основных этапа общественного прогресса. Первый характеризуется появлением искусства в виде наскальных рисунков. Следующим этапом является приручение и разведение животных, а также занятие земледелием и бортничеством. Третьим этапом становится период технического и научного прогресса. Он начинается с XV века и длится до сих пор.

С каждым новым периодом человек увеличивает свой контроль и влияние на окружающую среду. Основоположные принципы эволюции по Дарвину, в свою очередь, отодвигаются на второй план. Так, например, естественный отбор, который играет важную роль в «отсеивании» слабых особей, уже не настолько влиятелен. Благодаря медицине и другим достижениям слабый человек может и дальше жить в современном обществе.

Классические теории развития

Одновременно с трудами Ламарка и Дарвина о происхождении жизни появляются теории эволюционизма. Окрыленные идеей постоянного улучшения и прогресса жизненных форм европейские мыслители считают, что существует единая формула, по которой и происходит социальная эволюция человека.

Одним из первых свои гипотезы выдвинул Огюст Конт. Он выделяет теологическую (примитивную, начальную), метафизическую и позитивную (научную, наивысшую) стадии развития разума и мировосприятия.

Сторонниками классической теории были также Спенсер, Дюркгейм, Уорд, Морган и Теннис. Их взгляды различаются, но существуют и некоторые общие положения, которые легли в основу теории:

  • человечество представляется единым целым, а его изменения естественны и необходимы;
  • социальная эволюция общества происходит только от примитивного к более развитому, а её этапы не повторяются;
  • все культуры развиваются по универсальной линии, этапы которой для всех одинаковы;
  • примитивные народы находятся на очередном этапе эволюции, по ним можно изучать первобытное общество.

Отрицание классических теорий

Романтические убеждения о стабильном усовершенствовании общества уходят в начале XX века. Мировые кризисы и войны заставляют ученых по-другому взглянуть на происходящее. Идея о дальнейшем прогрессе воспринимается скептически. История человечества представляется уже не линейной, а цикличной.

В идеях Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби появляются отголоски философии Ибн Хальдуна о повторяющихся стадиях в жизни цивилизаций. Как правило, их выделялось четыре:

Так, Шпенглер считал, что от момента рождения до затухания культуры проходит около 1000 лет. Лев Гумилев отводил им 1200 лет. Западная цивилизация считалась близкой к закономерному упадку. Приверженцами «пессимистической» школы были также Франц Боас, Маргарет Мид, Питирим Сорокин, Вильфредо Парето и т. д.

Неоэволюционизм

Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.

Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.

Основоположник теории Лесли Уайт основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.

Постидустриальная и информационная теории

Одновременно с другими концепциями в начале XX века возникает идея постиндустриального общества. Основные положения теории видны в работах Белла, Тоффлера и Бзежинского. Дэниэл Белл выделяет три стадии становления культур, которым соответствует определенный уровень развития и производства (см. таблицу).

Источник

Читайте также:  Если хрустят колени когда поднимаешься по лестнице
Оцените статью