- Теория обучения: конспект лекций.
- 1. Ступени образования.
- Ступени образования – что это такое, какие есть, особенности образования в разных странах
- Что такое ступени образования?
- Какие есть ступени образования ?
- Начальное общее образование
- Ступень основного общего образования
- Среднее полное общее образование
- Начальное профессиональное образование
- Особенности образования в разных странах
- Ступени образования в США
- Ступени образования в Германии
- Ступени образования в Великобритании
- Ступени образования в Финляндии
- Основные этапы процесса овладения и усвоения знаний
Теория обучения: конспект лекций.
1. Ступени образования.
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями. В то же время все обучающиеся на определенной образовательной ступени характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями.
1. Ступень младшей школы – это начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию. Ожидание нового, интерес к нему лежат в основе учебной мотивации младшего школьника.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, учебное сотрудничество, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.
2. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, стремлением чем-то выделиться.
3. Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии. Необходимость выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т. е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет расширения, дополнения, внесения новой информации.
Источник
Ступени образования – что это такое, какие есть, особенности образования в разных странах
В каждом государстве обучение состоит из определенного набора элементов, которые можно рассматривать как в комплексе, так и по отдельности. Для удобства градации выделяют определенные ступени образования, которые индивид может проходить последовательно или параллельно.
Что такое ступени образования?
Процесс обучения человека построен на принципе «от простого к сложному», поэтому на законодательном уровне государства закреплены определенные уровни образовательных программ, которые человек должен или может усвоить в процессе взросления. Каждому уровню соответствует определенная ступень образования, то есть это стадия, которую проходит гражданин при обучении и получении профессии, социализации.
Какие есть ступени образования ?
Образовательный процесс можно представить в виде пирамиды со ступенями, которые индивид может проходить последовательно или параллельно. Весь процесс обучения разделен на следующие уровни:
- Дошкольное. На этой начальной ступени происходит воспитание, формирование важных навыков у малышей, уход за ними и оздоровление в детских садах, которые имеют право посещать малыши от 1,5 до 7-ми лет.
- Система общего образования, которое дети получают в школах. Не все понимают, сколько ступеней включает в себя общее образование. В соответствующем законе их выделяется три: начальное общее, основное общее и среднее общее.
- Профессиональное обучение состоит из: среднего и начального профессионального, бакалавриата, специалитета и магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации.
- Дополнительное. Это еще одним важным уровнем обучения, которое могут получать как дети, так и взрослые. Его целью является реализация потребности человека в саморазвитии, раскрытии своих талантов и возможностей, получении дополнительных навыков и знаний. Сюда можно отнести музыкальные и художественные школы, курсы, кружки и секции.
Начальное общее образование
После детского сада, посещение которого не является обязательным, следует первая ступень общего образования – начальное. Сюда относятся первые три класса общеобразовательной школы, лицея и гимназии. В первый класс малыши идут в возрасте не менее 6-ти лет. На этой ступени школьного образования решаются следующие задачи:
- Продолжается формирование личности ребенка.
- Закладываются базовые знания и усваиваются такие умения, как чтение и письмо, счет и логическое мышление.
- Проводится адаптация ребенка к учебному процессу и его социализация в обществе сверстников и учителей.
Ступень основного общего образования
Согласно соответствующему закону, вторая обязательная ступень общего образования – это основное. К нему ученик переходит, поступая в пятый класс после окончания начальной школы. Окончанием основной ступени образования считается сдача экзаменов в 9-ом классе. На этом этапе ученик:
- Продолжает разносторонне развитие своих личностных качеств.
- Работает на раскрытие талантов и способностей.
- Осваивает обязательные дисциплины.
- Готовится к усвоению программы старших классов.
- Начинает работу по профориентации.
- Приобщается к физическому труду.
Среднее полное общее образование
В старших классах (10-11) общеобразовательных школ, лицеев и гимназий школьники осваивают среднюю общую программу. Она необходима и обязательна для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. На этой ступени российского образования происходит:
- Формирование личности как гражданина государства.
- Приобщение школьников к участию в социальных процессах.
- Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности.,
- Самореализация и самоопределение школьника, в том числе и предварительное профессиональное.
Начальное профессиональное образование
Успешно усвоив программу средней школы, человек имеет право перейти на следующие ступени в образовании, которые именуются начальным профессиональным и средним профессиональным обучением. То есть это подготовка рабочих специальностей на базе девятых и одиннадцатых классов. Начальная ступень образования осваивается в так называемых ССУЗах – средне специальных учебных заведений. К ним относятся профессионально-технические училища (ПТУ) и профессионально-технические лицеи (ПТЛ), которые могут быть как государственными, так и не государственными.
На этом этапе можно получить следующие профессии:
- бухгалтер;
- парикмахер;
- продавец-консультант;
- водитель;
- сварщик;
- слесарь;
- штукатурщик;
- электрик.
Особенности образования в разных странах
На всем постсоветском пространстве ступени образования схожи и практически полностью повторяют советские разработки в этой области. Однако, в других странах мира такие схемы могут незначительно или вполне существенно отличаться как возрастом учеников, так и доступностью. Во всем мире принято разделять системы обучения на:
- Западную, к которой относятся США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Финляндия и другие. Особенностями всех ступеней профессионального образования в этих странах является нацеленность на инклюзивность, развитие самостоятельности и индивидуальности личности.
- Восточной, в которую входят Китай, Япония, Израиль, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие страны. Здесь важна максимальная загрузка учеников образовательными программами и конкуренция среди школьников и студентов.
Ступени образования в США
Особенностью образовательной системы США является отсутствие единых государственных стандартов. Каждый штат вправе определять свои ступени образования в школе и после нее. Однако, можно выделить общие закономерности:
- Начальными ступенями образования считаются учреждения дошкольного типа. К ним относятся ясли, детские сады и дошкольные центры, которые могут быть частными и государственными. Такие заведения посещают дети в возрасте 3-5-ти лет.
- В начальную школу поступают дети в возрасте 6-ти лет (в так называемый нулевой класс), в которой они обучаются до 8-го класса и своего тринадцатилетия.
- В средней школе учатся подростки 14-17 лет. После усвоения программы 12-го класса они получают диплом об окончании средней школы.
- К высшей школе относятся колледжи с двухлетним обучением и колледжи и университеты с четырехмесячным сроком обучения и получением степени бакалавра.
- Если студент желает, то он может два года учиться в магистратуре для получения степени магистра.
- Многие магистры идут дальше и получают докторскую степень после 3-6-ти лет дополнительного обучения.
Ступени образования в Германии
Свои особенности имеет образовательная система Германии:
- Детские сады выполняют функцию организации досуга малышей и являются только частными.
- Начальные ступени образования составляет государственная или частная школа, в которой дети с шестилетнего возраста в зависимости от региона учатся от 4-х до 6-ти лет.
- Средние школы законодательно поделены на 3 уровня в зависимости от перспектив учеников: основная школа, реальная школа и гимназия.
- Выпускники гимназии получают аттестат зрелости и могут поступить в университет. Высшие учебные заведения отличаются лишь направленностью: гуманитарным или техническим профилем.
Ступени образования в Великобритании
Существенными отличиями обладают ступени образования в Британии:
- С двух лет малыши начинают учиться в одном из следующих заведений: ясли и детские сады, начальные школы и институты полного цикла (от 2-х до 18-ти лет).
- Программы средней школы юные британцы получают в частных и государственных школах, а также школах-пансионах. Их особенностью является нацеленность на поступление в конкретный ВУЗ и круглогодичное проживание учеников.
- «Вышку» школьник с аттестатом может получить в государственных и приватных университетах, профессиональных колледжах.
Ступени образования в Финляндии
Некоторые особенности ступеней образования присутствуют и в Финляндии:
- Первый уровень – это начальная школа, в которую поступают дети с 7-ми лет после прохождения годового курса подготовки. Здесь ученик обучается до 16-18 лет.
- Вторыми ступенями общего образования в этой стране являются училища, колледжи и гимназии. В них студенты могут получать начальное профессиональное знания или проходить подготовку для поступления в высшие учебные заведения.
- «Вышку» можно получить как в университетах, так, и в высших профессиональных школах.
Источник
Основные этапы процесса овладения и усвоения знаний
Процесс овладения и усвоения знаний является внутренним, психологическим процессом. Дидакты и психологи выделяют следующие звенья процесса усвоения: восприятие, осмысление, понимание, запоминание, применение.
Восприятие – сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Это отражается в сознании человека ощущением внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний.
Осмысление – есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (правил, выводов и т.д.). Осмысление – это всегда работа мысли. Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий.
Понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений.
Изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранить его в памяти и уметь свободно и логично воспроизвести.
Запоминание осуществляется путём повторения-воспроизведения изучаемого материала. Существенным условием успешного запоминания является его произвольность, намерение школьника прочно усвоить изучаемый материал, мобилизация волевых усилий в этом направлении.
Последний этап – применение знаний на практике и формирование умений и навыков.
Подводя итог сказанному, можно установить, что для действительного овладения знаниями необходимо сочетание следующих этапов:
1) восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов;
2) осмысление, понимание воспринятого материала, формирование
3) запоминание, закрепление воспринятого и осмысленного
4) применение на практике полученных знаний;
5) оценка и самооценка степени усвоения материала, анализ получен
ных в результате познавательной деятельности результатов.
Все звенья находятся в тесной связи друг с другом, взаимообусловлены.
3.2. Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на разработку и определение содержания школьного образования
Подсодержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Определение содержания образования – задача не простая. История педагогики показывает, что при её решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения.
Важнейшими объективными факторами, влияющими на содержание школьного образования, являются: 1) потребности общества; 2) изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработками новых теоретических идей.
На содержание школьного образования большое влияние оказывают и субъективные факторы:
1) политика и идеология общества;
2) методологические позиции учёных.
Содержание образования является приоритетным структурным компонентом процесса обучения. Учитель взаимодействует с учащимися посредством содержания образования. От содержания образования зависят: 1) уровень культуры народа; 2) характер его мировоззрения; 3) общий уровень развития молодёжи; 4) подготовленность молодёжи к жизни и труду.
Важнейшие элементы содержания школьного образования
Одним из важнейших элементов содержания школьного образования являются научные знания о мире. Все знания (о природе, о культуре своего народа и всего человечества, о нормах морали, эстетике, труде, о самом себе) находятся в тесной взаимосвязи и все они в равной степени необходимы для успешной деятельности человека.
Второй элемент содержания школьного образования – умения и навыки. Умения подразделяются на три группы: 1) социальные (частные, предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретных учебных предметов; 2) умения рациональной учебной деятельности (познавательные, навыки учебного труда); 3) интеллектуальные умения, представляющие ядро учебной деятельности. Это овладение операциями анализа и синтеза, обобщения и дифференциации и т.д.
Третий элемент содержания школьного образования – опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Этот элемент содержания образования обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию науки и культуры.
Четвёртый элемент – опыт эмоционально-ценностных отношений (убеждённость в истинности знания, мировоззренческих идей, положительное отношение к ним). Это сплав знаний, убеждений и практических действий.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Документы, определяющие содержание школьного образования
К основным документам, в которых находит своё материальное выражение содержание школьного образования, относятся:
1) образовательный стандарт;
3) учебная программа;
Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
В учебном плане определяется состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе в неделю, и недельная учебная нагрузка учащихся.
Учебный план состоит из 2-х компонентов: базовый компонент – это обязательные предметы и школьный компонент – предметы, изучение которых определяется советом школы. Учебный план утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
На основе учебного плана разрабатываются учебные программы, которые также утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. В учебной программе определяется содержание и объём знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебная программа сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения по данному предмету, характеризуется структура программы, последовательность изучения материала, особенности методов и форм обучения и т.д.
На основе учебных программ разрабатываются учебники. Учебник – это книга, в которой излагаются основы научных знаний по каждому учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
К учебнику предъявляется ряд требований:
1) строгая научность изложения материала;
2) тесная связь с жизнью и практикой;
3) систематичность и последовательность изложения с учётом возрастных особенностей учащихся;
4) доступность для понимания учащимися;
5) ясность, логичность языка;
6) наличие иллюстраций, таблиц, диаграмм, схем и т.д.;
7) эстетичность оформления и др.
Принципы формирования содержания образования
В педагогической теории и практике при отборе содержания образования принято ориентироваться на следующие принципы:
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он предполагает учёт особенностей конкретного учебного процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей её внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в практической деятельности. Гуманитарная культура – это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.
5. Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи представляется не только как способ получения знаний и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.
6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Это компоненты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений.
Источник