- Эскалатор это лестница 2 типа
- Что такое эскалатор? Горизонтальный эскалатор
- Из истории
- Виды эскалаторов
- Технические характеристики
- Как называется эскалатор без ступенек?
- Техническое обслуживание эскалаторов
- Эскалатор
- Содержание
- Классификация
- Параметры
- Производительность
- Эскалаторы систем внеуличного транспорта бывшего СССР
- Конструкция тоннельного эскалатора
Эскалатор это лестница 2 типа
В соответствии с п.4.4.14 СП1: в зданиях I и II степеней огнестойкости, класса С0 допускается предусматривать лестницы 2-го типа из вестибюля до второго этажа при условии отделения вестибюля от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
А в соответствии с п.7.3.1 СП1: в зданиях I и II степеней огнестойкости лестница с первого до второго или с цокольного до первого этажа может быть открытой и при отсутствии вестибюля, предусмотренного п. 5.3.15. (правда в п. 5.3.15 ничего не сказано про вестибюль).
Правильно ли я понимаю, что на основании п.7.3.1 не нужно отделять вестибюль от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
[04.02.2019 22:38:38]
В развитие вышеуказанной темы:
В соответствии со ст. 89, ч. 5, п. 4) ФЗ №123,
5. Эвакуационными выходами считаются также:
4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;
ФЗ №123 ст.89 , ч.14 п. 4):
14. Эвакуационные пути не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:
4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;
Таким образом, согласно ст.89 ч.5 п.4 и ч.14 п.4 ФЗ №123 лестница 2го типа может быть эвакуационной (при условии соблюдения ограничений нормативных документов), но при этом лестница 2-го типа соединяющая более 2-х этажей не является эвакуационной, а лишь технологической (либо аварийным выходом)
Ограничения указаны в СП 1.13130.209 п. 4.4.14:
4.4.14 В зданиях I и II степеней огнестойкости, класса С0 допускается предусматривать лестницы 2-го типа из вестибюля до второго этажа при условии отделения вестибюля от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
Дополнительно для предприятий общественного питания существует допущение:
7.3.1 В зданиях I и II степеней огнестойкости лестница с первого до второго или с цокольного до первого этажа может быть открытой и при отсутствии вестибюля, предусмотренного п.5.3.15.
О каком вестибюле идет речь? в п. 5.3.15 ни слова о вестибюле нет. Мало того п.7.3.1 (требование к предприятием общественного питания) отсылает к пункту 5.3.15 (требования к гостиницам, общежитиям Ф1.2)
Может быть разработчики имели в виду отсутствие вестибюля предусмотренного п.4.4.14?
[05.02.2019 10:59:12]
в данном случае помещение = вестибюль
[05.02.2019 11:10:57]
— и вообще не отделять или отделять, но можно не противопожарными?
[05.02.2019 11:13:11]
В зданиях I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности С0, высотой не более 28 м, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4, допускается применять лестницы 2-го типа, соединяющие более двух надземных этажей, при этом помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, на всех этажах должно отделяться от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа. При этом помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, противопожарными перегородками допускается не отделять в одном из указанных случаев:
— при устройстве автоматического пожаротушения во всем здании;
— в зданиях высотой не более 9 м с площадью этажа не более 300 м2.
При отсутствии в зданиях противопожарных перегородок, отделяющих помещение с лестницей 2-го типа от примыкающих к нему помещений и коридоров на этажах, суммарная площадь таких этажей не должна превышать допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека по СП 2.13130.
[05.02.2019 11:34:11]
Как понимать отсутствие вестибюля? то что можно не отделять вестибюль от коридоров и помещений, или вообще вестибюля может и не быть.? Если вестибюля может и не быть , то тогда где размещается лестница?
[05.02.2019 12:25:00]
[05.02.2019 14:34:32]
Меня интересует эвакуационная лестница. Та что описана в общем пункте 4.4.14, и допускается ст.89, ч. 5, п. 4) ФЗ №123,
Источник
Что такое эскалатор? Горизонтальный эскалатор
Лестница эскалатор — абсолютно привычное явление в жизни любого современного человека. Движущаяся лестница в большом универмаге, развлекательном центре, кинотеатре или метро уже никого не удивляет. И очень сложно себе представить, что ещё всего сто с небольшим лет назад люди даже понятия не имели о том, что такое лифты и эскалаторы.
Из истории
Эскалатор это подъемно-транспортный механизм, представляющий собой движущуюся лестницу, наклоненную в среднем под углом 30-35 градусов. На эскалаторе люди перемещаются с одного этажа на другой. Это может быть лестница в метро или другом учреждении общественного характера. Эскалатор обычно работает от электродвигателя.
В марте 1859 года американский изобретатель Натан Эймс оформил патент на первый эскалатор. Дословно это звучало, как «лестница, движущаяся по кругу». Однако патент так никем и не был использован.
В 1892 году американцем Джессом Рено был оформлен еще один патент. И именно по его проекту в парке Кони-Айленд города Нью-Йорка в 1894 году была сконструирована первая в мире движущаяся лестница. На эскалаторе в этом парке катались туристы. Это был своего рода необычный аттракцион.
Первая движущаяся лестница в метро появилась в лондонском метрополитене на станции «Эрлс Корт» в 1911 году.
В России первым учреждением общественного характера, где можно было спуститься и подняться на эскалаторе, стал Центральный Детский мир (Москва).
Самая длинная в мире движущаяся лестница в метро находится в Петербургском метрополитене на станции «Адмиралтейской». Глубина спуска здесь составляет 86 м. А высота подъема самого протяженного движущегося полотна — 68,7 м.
Виды эскалаторов
Все эскалаторы можно разделить на 2 типа: поэтажные и тоннельные. Первые обычно устанавливаются в различных многоэтажных зданиях. Второй тип популярен в случае с длинными наклонными тоннелями. Это могут быть, например, расположенные на большой глубине станции метро. Такие конструкции должны быть особенно прочными и снабженными надежными тормозами.
Если высота подъема составляет до 6 м, то угол наклона на эскалаторе берется равным 30 или 35 градусам. Если подъём осуществляется на высоту более 6 м, то единственный возможный вариант — 30 градусов.
Технические характеристики
Теоретически одна нитка эскалатора способна пропускать в час около 10 тыс. человек. Однако в реальности это число обычно не превышает 6 тыс. человек при подъеме и 7 тыс. человек при спуске.
Кроме того, важно знать, что поручни на эскалаторе обычно движутся с большей скоростью, чем полотно. Это связано с тем, что они приводятся в движение большим колесом, которое находится под ступеньками эскалатора. В результате длительной эксплуатации трение этого механизма о поручни из резины приводит к тому, что диаметр колеса становится меньше, в связи с чем поручни начинают двигаться с большей скоростью. Безопасная разница скоростей определена на нормативном уровне в рамках 2%.
Как называется эскалатор без ступенек?
Достаточно часто в сети можно встретить вопрос, как называется движущаяся лестница без ступеней? Такое бесступенчатое полотно называется траволатором. Надо сказать, что самой первой движущейся лестницей был именно эскалатор без ступенек. Такого рода конструкции часто монтируются без уклона. Горизонтальной эскалатор можно встретить, например, в аэропортах, где людям необходимо перемещаться с багажом на большие расстояния.
Техническое обслуживание эскалаторов
Сейчас существует множество организаций, осуществляющих обслуживание эскалаторов. Они также смогут профессионально выполнить монтаж эскалатора.
Как правило, перечень осуществляемых ими работ включает в себя:
- Диагностику конструкции.
- Регулярное обслуживание в соответствии заданным графиком, включающее работы, необходимые для обеспечения исправного состояния механизмов.
- Выполнение ремонтных работ на эскалаторе в аварийных случаях.
Источник
Эскалатор
Эскалатор (англ. escalator, от лат. scala — лестница) — наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.
На двух бесконечных цепях, которых находятся под углом 30° к горизонту, расположены ступени, образующие непрерывно движущийся лестничный марш. Ширина лестничного полотна колеблется от 0,5 до 1 м в зависимости от типа эскалатора и его назначения. Вверху и внизу ступеньки выравниваются в горизонтальные площадки, что создаёт благоприятные условия для входа и схода людей. Одновременно со ступенями движутся и перила-поручни.
Содержание
Классификация
Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.
Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого заложения. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.
Поэтажные эскалаторы используются на станциях метро мелкого заложения и в других неглубоких подземных пространствах, в офисных и торгово-развлекательных центрах. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны.
Параметры
Угол наклона эскалатора к горизонту составляет 30°. В этом случае ходовое полотно имеет рациональное соотношение размеров ступени: её высоты (подступи), равной 200 мм, и глубины — площадки (проступи), равной 400 мм. При углах наклона 45° и 60° соотношение размеров ступени не обеспечивает безопасной перевозки пассажиров. Ширина ступени для тоннельных эскалаторов принята равной 1 м, для поэтажных эскалаторов — 0,6 м. Высота эскалаторов по вертикали может быть различной в зависимости от глубины заложения станции. Наибольшая высота подъёма эскалатора ЛТ-2 достигает 65 м. При большей высоте подъёма на поверхность устанавливают последовательно два эскалатора (два марша).
Скорость движения лестничного полотна установлена с учётом обеспечения безопасности входа на эскалатор, выхода с него, а также максимальной производительности по перевозке пассажиров. Она принята равной 0,72; 0,94 и 1 м/с. Дальнейшее увеличение скорости ходового полотна эскалаторов находится в стадии изучения.
Величина ускорения лестничного полотна при пуске и торможении должна обеспечивать безопасность пассажиров, находящихся на эскалаторе. Исходя из этого, ускорение в начальный момент не должно превышать 0,6 м/с² и в процессе пуска — 0,75 м/с², независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами. Величина замедления при торможении рабочими тормозами — не более 0,6 м/с² на спуск и не более 1 м/с² на подъём. При торможении аварийным тормозом на спуск величина замедления не должна превышать 2 м/с².
Производительность
Провозная способность (производительность) — это число пассажиров, перевозимых в единицу времени (за 1 час или 15 минут).
- максимальной скорости движения полотна — 0,9 м/c²;
- шаге ступени — 0,4 м;
- числе пассажиров, помещающихся на одной ступени (заполнение эскалаторного полотна), — 2 чел.;
- коэффициенте заполнения ступеней, учитывающем неравномерность заполнения ступеней, — 0,5—0,6
провозная способность эскалатора составляет 8 100 чел./ч.
Эта величина установлена строительными нормами и правилами для расчёта числа эскалаторных лент на станциях метрополитена в зависимости от ожидаемого пассажиропотока. Провозная способность эскалатора не зависит от высоты подъёма, а находится в прямой зависимости от скорости движения и коэффициента заполнения ступеней эскалатора пассажирами.
Подсчёты на основе натурного обследования показывают, что на ряде станций при коэффициенте заполнения ступеней полотна 0,7—0,8 (что не всегда возможно) один эскалатор может перевезти до 10—12 тыс. чел./ч.
При проектировании в выборе числа эскалаторных лент более правильно исходить из условий максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик».
Как правило, на станциях число эскалаторных лент должно быть не менее трёх на каждом вестибюле. На привокзальных станциях, где поступление пассажиров имеет резко неравномерный характер (например, при на прибытии поездов), наклонный ход сооружают на четыре эскалаторные ленты. Четырёхленточные эскалаторные наклоны, как правило, делают также на пересадках с одной линии на другую, где в часы «пик» всегда бывают большие пассажиропотоки.
Эскалаторы систем внеуличного транспорта бывшего СССР
Впервые эскалатор ступенчатого типа был создан в США в 1900 году. В СССР эскалаторостроение развивалось и совершенствовалось одновременно со строительством метрополитенов.
Первые отечественные эскалаторы Э-1 (Н-10) и Н-30-1 были установлены на станциях первой очереди Московского метрополитена в 1935 году.
На второй очереди метрополитена в 1938 году были установлены двухприводные эскалаторы Н-40 высотой до 40 м. С 1941 по 1951 годы выпускались модернизированные варианты этих эскалаторов.
На четвёртой очереди (Кольцевая линия) Московского метрополитена установлены эскалаторы ЭМ-1, ЭМ-4 и ЭМ-5. На этих машинах применена новая кинематическая схема лестничного полотна, новая конструкция приводной группы и поручневой установки.
На первой очереди Петербургского метрополитена установлены эскалаторы ЛТ-1, предназначенные для использования на линиях глубокого заложения. В последующие годы был выпущен новый типовой ряд эскалаторов ЛТ-2, ЛТ-3, ЛТ-4 и ЛТ-5 на высоту подъёма от 5 до 65 м при скорости движения ленты 0,9 м/с и ширине ступени 1 м. Начиная с 1963 года, при высоте подъёма до 7 м устанавливали поэтажные эскалаторы ЛП-6, ЛП-6А и ЛП-6К.
Тип | Годы выпуска | Завод-изготовитель | Высота подъёма | Мощность | Скорость |
---|---|---|---|---|---|
Э-1 | 1934—1935 | «Подъёмник» (Москва) | 10 м | ||
Н-10 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 7—10 м | 56—65 кВт | 0,75 м/с |
Н-20 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 10—20 м | 0,75 м/с | |
Н-30 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 20—30 м | 110 кВт | 0,75 м/с |
Н-40 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 30—40 м | 2×75 кВт | 0,75 м/с |
Н-40М | 1942—1960 | Перовский машиностроительный завод | до 40 м | 0,75 м/с | |
ЭМ-1 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 14 м | 0,75 м/с | |
ЭМ-4 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 43 м | 125—160 кВт | 0,75 м/с |
ЭМ-5 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 50 м | 125—160 кВт | 0,75 м/с |
ЭМ-5,5 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 55 м | 125—160 кВт | 0,75 м/с |
ЛТ-1 | 1954—1959 | «Красный металлист» (Ленинград) | до 65 м | 0,9 м/с | |
ЛТ-2 | 1954—1959 | «Красный металлист» (Ленинград) | 45,2—65 м | 200 кВт | 0,9 м/с |
ЛТ-3 | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 25,2—45 м | 125 кВт | 0,9 м/с |
ЛТ-4 | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 12,2—25 м | 75 кВт | 0,9 м/с |
ЛП-6, ЛП-6А ЛП-6К, ЛП-7К | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | до 6 м | ||
1967—1991 | Стахановский машиностроительный завод | ||||
ЛТ-5 | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 3,2—12 м | 40 кВт | 0,9 м/с |
ЭТ-2 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 45,2—65 м | 200 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-3 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 30—45 м | 132 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-4 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 15—30 м | 90 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-5 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 3—15 м | 45 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-6 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | до 7 м | 22 кВт | 0,94 м/с | |
ЭТ-2М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 45,2—65 м | ||
ЭТ-3М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 30—45 м | ||
ЭТ-4М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 15—30 м | ||
ЭТ-5М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 3—15 м | ||
ЭТ-12, ЭТ-12П | ЗАО «ЭЛЭС», ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург) | до 12 м | |||
ЭТ-30 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | до 30 м | |||
Е25Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 3,2—25 м | 30; 55 кВт | |
Е40Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 25—40 м | 90 кВт | |
Е55Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 40—55 м | 110; 132 кВт | |
Е75Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 55—75 м | 160; 200 кВт | |
Е900Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 2,5—9,6 м | 7,5; 11; 15; 18,5; 22 кВт | 0,5; 0,65 м/с |
LE6 | с 2005 | ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург) | 1,5—9 м [1] | ||
ЭС04 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 3—12 м | 18,5; 30; 37,5 кВт | 0,75 м/с |
ЭС03 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 3—25 м | 30; 45; 55 кВт | 0,75 м/с |
ЭС02 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 25—48 м | 110 кВт | 0,75 м/с |
ТК65 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 45—65 м | 160 кВт | 0,75 м/с |
ЭТХ-3/75 | с 2008 | ООО «Конструктор» совместно с ОАО «Кировский завод» (Санкт-Петербург) | 3—75 м | ||
2009 | ThyssenKrupp Elevator | 0,5; 0,65 м/с |
Указанные типы эскалаторов различаются высотой подъёма и конструкций основных узлов привода, главного вала, направляющих, ходового полотна, поручневого устройства, натяжной станции, схемой электропривода.
Конструкция тоннельного эскалатора
Ферма эскалатора закреплена в наклонном тоннеле станции на железобетонном фундаменте. Эта сварная металлоконструкция состоит из уголков, швеллеров и полос металлического проката и литья, изготовленных в виде отдельных секций и состыкованных друг с другом болтовыми соединениями или сваркой. На ферме или непосредственно на железобетонном фундаменте размещены основные узлы эскалатора.
Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звёздочки, и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звёздочек состоит из электродвигателя, редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными передачами и соединительных муфт. Для безопасности и удобства использования эскалатора оборудован входными площадками с гребёнками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады поручнями на высоте 0,9—1 м от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звёздочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2 м, а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных эскалаторов до 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановке эскалатора.
Полотно эскалатора состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей.
Унифицированные отечественные эскалаторы имеют:
- тоннельные — высоту подъёма 10—65 м, ширину ступеней 900—1000 м и скорость 0,75—1 м/с;
- поэтажные — высоту подъёма 5—7 м, ширину ступеней 500—750 мм и скорость 0,4—0,5 м/с.
Привод эскалатора оборудован рабочими и аварийными тормозами. Эскалатор снабжён системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для поэтажных эскалаторов). Расчётная производительность эскалатора для широких ступеней составляет при скорости 0,5 м/с — 8 000 чел./ч, а при скорости 0,9 м/с — 11 000 чел./ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров.
Электропривод эскалаторов, как правило, имеет один главный двигатель и один вспомогательный электродвигатель малой мощности, используемый для перемещения ленты с малой скоростью во время ремонтно-наладочных работ. Для станций глубокого заложения в качестве главных применяются промышленные асинхронные электродвигатели с фазной обмоткой мощностью 70—200 кВт, для станций мелкого заложения и переходов — двигатели с короткозамкнутой обмоткой мощностью 14—55 кВт. Мощность двигателей вспомогательного привода составляет 1,1—6,2 кВт. Для большинства типов эскалаторов скорость движения от вспомогательного привода составляет 0,04 м/с. Мощность, требуемая для подъёма одного пассажира на 1 м, составляет, как правило, 250—350 Вт, а расход энергии — 0,1—0,15 Вт·ч.
Источник