- Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход с Иорданской лестницы)
- Маршрут №2 по Главному музейному комплексу (вход с Церковной лестницы)
- Маршрут №1 в Эрмитаже Отзыв туриста о Санкт-Петербурге
- Путеводитель по Маршруту № 1 в Главном музейном комплексе. Вход с Иорданской лестницы
- Иорданская лестница
- Фельдмаршальский зал — №193
- Петровский зал (Малый тронный зал) — №194
- Гербовый зал — №195
- Галерея Отечественной войны 1812 года — №197
- Георгиевский (Большой тронный) зал — №198
- Аполлонов зал — №260
- Западноевропейское средневековое искусство (Романовская галерея) — №259, 261
- Павильонный зал — №204
- Советская лестница — №206
- Искусство Италии эпохи Возрождения XIII-XV веков — №207
- Министерский коридор — №200
- Экспозиция древнерусской иконописи XIV-XVIII веков — №143-146
- Павильонный зал — №204
- Советская лестница — №206
- Искусство Италии эпохи Возрождения XIII-XV веков — №207
- Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIV-XV веков — №208
- Залы искусства Италии эпохи Возрождения XV века — №209-212
- Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV века — №213
- Зал Леонардо да Винчи — №214
- Зал школы Леонардо да Винчи — № 215
- Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века — №216
- Зал искусства Венеции XV- XVI веков (№217-223)
- Зал Тициана — №221
- Зал декоративно-прикладного искусства Венеции XV–XVI веков — №223
- Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века — №216
- Направления движения со спуском по Советской лестнице:
- Направления движения от Советской лестницы:
- Направления движения со спуском по Парадной лестнице Нового Эрмитажа:
- Направление движения от Парадной лестницы Нового Эрмитажа:
- Лоджии Рафаэля (№227)
- Зал Рафаэля (Майолики) — №229
- Зал фресок Рафаэля — №230
- Итальянские кабинеты — №231-236
- Испанский кабинет — №240
- Просветы Нового Эрмитажа — №237-239 (Искусство Италии и Испании XVII-XVIII веков)
- Малый итальянский Просвет — №237
- Большой итальянский Просвет — №238
- Малый Испанский Просвет — № 239
- Галерея Истории древней живописи — №241
- Главная (Парадная) лестница Нового Эрмитажа — №242
- Рыцарский зал (Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII веков) — №243
- Искусство Фландрии XVII века (П.П. Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс) — №245-248
- Зал Снейдерса — №245
- Зал Ван Дейка — №246
- Зал Рубенса — №247
- Зал фламандской и голландской живописи — №248
- Шатровый зал — №249
- Искусство Голландии XVII века — №250,251,252
- Зал Рембрандта — №254
- Искусство Античного мира
- Двадцатиколонный зал — №130
- Помпеянский зал. Прикладное искусство Римской империи — №129
- Зал Большой вазы — №128
- Зал Эллинизма — №121
- Зал резных камней — №120
- Античная колонизация Северного Причерноморья — №119
- Зал ваз — №118
- Залы Боспора — №117,116,115
- Искусство Древней Греции — №114-111
- Зал Диониса — №109
- Римский (античный) дворик — №108
- Зал Юпитера — №107
- Римская скульптура — №106
- Сивков переход — №102
- Искусство Древнего Египта — №100
Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход с Иорданской лестницы)
При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также познакомиться с античными коллекциями музея.
Продолжительность сеанса посещения – 2 часа. Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
В маршрут входят временные выставки:
- «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной Галереи Умбрии»
- «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский Образы и символика»
- «Трансфигурации. Маски Африки XIX–XX веков»
- «Печать сюрреализма. Книги из собрания Марка Башмакова»
- «Оман – страна ладана»
В рамках маршрута можно посетить Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа. В составе новой экспозиции, которая охватывает девятнадцать залов, расположенных на третьем этаже Зимнего дворца, более двухсот произведений европейских художников. Здесь показаны живописные произведения Питера Пауля Рубенса и его мастерской; шедевр Хендрика Голциуса ‒ огромный рисунок на холсте «Вакх, Венера и Церера»; картины художников-караваджистов; полотна кисти Луки Джордано, Антона Рафаэля Менгса, ГюбераРобера, Бернардо Белотто и другие.
По билетам по специальному предложению можно посетить экспозиции, входящие в маршрут № 1, со вторника по воскресенье. Сеансы: 11.30, 12.00, 14.00, 15.00, 16.30, 17.00. Вход осуществляется через Малый Эрмитаж (Шуваловский проезд, Миллионная, 37/Дворцовая наб., 36). Более подробная информация о специальном предложении в разделе «Правила посещения».
Источник
Маршрут №2 по Главному музейному комплексу (вход с Церковной лестницы)
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. В залах, расположенных на третьем этаже Зимнего дворца, во всем своем многообразии представлено искусство Востока. Здесь можно познакомиться с археологическими памятниками, представленными на экспозиции «Культура и искусство Центральной Азии» – это около тысячи экспонатов из различных регионов Центральной Азии – Восточного Туркестана, Хара-Хото, Дуньхуана, Тибета и Монголии. В соседних залах представлено искусство Византии, Ближнего Востока и Османской империи. На третьем этаже Зимнего дворца можно посетить Галерею Отдела нумизматики. На экспозиции представлены памятники, рассказывающие об истории развития мирового денежного обращения с древних времен до нашего времени; разнообразные памятные и наградные медали, позволяющие проследить этапы развития отечественного медальерного искусства. Во второй части маршрута посетители смогут познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
В маршрут входят временные выставки:
- «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной Галереи Умбрии»
- «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский Образы и символика»
- «Трансфигурации. Маски Африки XIX–XX веков»
- «Печать сюрреализма. Книги из собрания Марка Башмакова»
- «По разные стороны линии фронта»
- «Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III»
- «Искусство русского офорта. Вторая половина XIX – начало XX века».
- «Оман – страна ладана»
- «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»
В рамках маршрута можно посетить Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа. В составе новой экспозиции, которая охватывает девятнадцать залов, расположенных на третьем этаже Зимнего дворца, более двухсот произведений европейских художников. Здесь показаны живописные произведения Питера Пауля Рубенса и его мастерской; шедевр Хендрика Голциуса ‒ огромный рисунок на холсте «Вакх, Венера и Церера»; картины художников-караваджистов; полотна кисти Луки Джордано, Антона Рафаэля Менгса, ГюбераРобера, Бернардо Белотто и другие.
Обращаем ваше внимание, что большая часть маршрута № 2 не оборудована лифтами и подъемниками.
Продолжительность сеанса посещения – 2 часа. Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Источник
Маршрут №1 в Эрмитаже Отзыв туриста о Санкт-Петербурге
Мы проходим в строгий Фельдмаршальский зал. На стенах размещены портреты видных российских военноначальников. В зале можно увидеть западноевропейскую и русскую скульптуру, замечательные фарфоровые изделия, изготовленные в первой половине 19 века на Императорском фарфоровом заводе, картины, на которых изображены масштабные батальные сцены. С этим залом связан трагический факт в истории Зимнего дворца, произошедший в 1837 году. Однажды служащие почувствовали запах гари в Фельдмаршальском зале, появилось задымление. Предположили, что засорился один из дымоходов. Пожарные своевременно предприняли, как казалось, все возможные действия. Они даже пролили водой имевшиеся щели. Но задымление не удалось остановить. Тогда в стене разбили одну зеркальную панель. Оттуда и вырвался огонь наружу. Он стремительно охватил деревянные перекрытия, и за 30 часов дворец практически выгорел. Фельдмаршальский зал был полностью восстановлен только в 21 веке.
Захожу в Петровский зал, стены которого обиты бархатом пунцового цвета. Полуциркульная ниша сделана в виде триумфальной арки и подчеркивает величие императора. В центре расположен серебряный с позолотой трон, выполненный местными мастерами 18 века.
А я прохожу в Гербовый зал — одно из самых больших и торжественных помещений Зимнего дворца. Две скульптурные группы изображают древнерусских ратников в воинских доспехах. Торжественность залу придают французские окна и золоченые колонны. Оконные проемы привносят в зал еще больше простора и масштаба. Говорят, что на семи люстрах расположены гербы пятидесяти двух российских губерний. Герб Санкт-Петербурга находится в центральной части. Но обычным взглядом их не увидеть. Остается только поверить на слово специалистам.
Продолжаем осмотр по строго установленному маршруту. Так как это не последний сеанс, можно в музее задержаться чуть дольше установленного времени. Никто не подгоняет. Но за масками следят строго. А с соблюдением дистанции получается легко, так как посетителей немного. И странно видеть залы с всемирно известными шедеврами полупустыми.
Вот названия некоторых произведений, которые включены в маршрут No1: Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рафаэль «Мадонна Конестабиле», Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная», пострадавшая от душевно больного посетителя и находившаяся на реставрации 12 лет, Караваджо «Юноша с лютней», Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» и многие другие. Всего в Эрмитаже более 60 тысяч картин. Если у каждой остановиться хотя бы на одну минуту, то вам потребуется почти 40 суток, чтобы осмотреть их все. Так что за предусмотренные два часа можно увидеть лишь маленькую толику.
По маршруту можно увидеть древнюю китайскую керамику; старинные предметы мебели; уникальные часы, среди которых золотые механические часы «Павлин» конца 18 века, дошедшие до нас в первозданном виде и исправно работающие; боевое оружие, рыцарские и конные доспехи. Однако мода у рыцарей менялась. Это можно наблюдать хотя бы по обуви.
Я завершаю свой маршрут в залах, которые знакомят посетителей с историей и культурой древнейших цивилизаций. Можно увидеть египетскую экспозицию, зал искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Источник
Путеводитель по Маршруту № 1 в Главном музейном комплексе. Вход с Иорданской лестницы
При выборе этого маршрута Вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если Вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
В точках выбора дальнейшего направления движения посетители должны выбирать свой путь самостоятельно. При выборе одного из направлений двигайтесь до следующей точки выбора!
ВНИМАНИЕ: Движение по экспозициям – строго в одном направлении (для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели).
При планировании визита в музей ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом «Часто задаваемые вопросы»
Иорданская лестница
Маршрут начинается на Иорданской (Посольской) лестнице Зимнего дворца. Барочный облик лестницы был воссоздан архитектором В.П. Стасовым после пожара 1837 года, в огне которого погибли все интерьеры дворца, построенного архитектором Ф.Б. Растрелли в 1754-1762 годах. Подробнее о Парадной анфиладе Зимнего дворца наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456239892.
Фельдмаршальский зал — №193
Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Входы в зал акцентированы портиками. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX века.
В этом зале следует выбрать одно из направлений движения!
Направление движения №1 от Фельдмаршальского зала (№193): Петровский зал (№194)→ Гербовый зал (№195)→ Галерея Отечественной войны 1812 года (№197)→ Георгиевский (Большой тронный) зал (№198)→ Аполлонов зал (№260)→ Романовская галерея (Западноевропейское средневековое искусство, №259, 261)→ Павильонный зал (№204)→ Советская лестница (№206) → Зал искусства Италии XIII — начала XV веков (№207)
Направление движения №2 от Фельдмаршальского зала (№193): Министерский коридор (№200)→ Экспозиция древнерусской иконописи XIV-XVIII веков (№143-146)→ Павильонный зал (№204)→ Советская лестница (№206) → Зал искусства Италии XIII — начала XV веков (№207)
Петровский зал (Малый тронный зал) — №194
Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые золочеными серебряными нитями панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.
Гербовый зал — №195
Гербовый зал Зимнего дворца, второй по величине парадный интерьер дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан архитектором В. П. Стасовым в конце 1830-х годов У входов в зал — скульптурные группы древнерусских воинов со знаменами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний, что определило название зала. Изображения гербов губерний сохранились на люстрах. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала — чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века.
Галерея Отечественной войны 1812 года — №197
Из Гербового зала можно пройти в Военную галерею, которая создавалась как памятник воинской доблести России, победившей в войне с Наполеоном. Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 году в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 329 портрета генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.
Георгиевский (Большой тронный) зал — №198
Двери в центре Военной галереи ведут в Георгиевский зал, где проходили тронные церемонии. Георгиевский зал — один из лучших образцов парадного интерьера русского классицизма. При восстановлении после пожара 1837 года В.П. Стасов использовал архитектурные идеи своего предшественника Джакомо Кваренги, но применил новые для того времени металлические потолочные конструкции. Сейчас в зале представлена выставка ««За службу и храбрость». К 250-летию Ордена Святого Георгия.» Подробнее о выставке наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240449.
Аполлонов зал — №260
Зал-переход из Зимнего дворца в Малый Эрмитаж был создан Дж. Кваренги в 1793 году и восстановлен после пожара в 1844 году Н.Е. Ефимовым.
Восточная и западная стены помещения оформлены портиками с колоннами дорического ордера; большие венецианские окна завершаются тимпанами. Фриз, идущий по периметру зала, падуги и потолок украшены лепным орнаментом. Цветовой акцент интерьеру, выполненному в светлых тонах, придает ярких тонов наборный паркет.
В Аполлоновом зале часто устраиваются временные выставки. Сейчас здесь проходит выставка «Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани». Подробнее о выставке наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240303
Западноевропейское средневековое искусство (Романовская галерея) — №259, 261
*правая от входа часть галереи (№ 262) временно недоступна
Экспозиция в западной галерее Малого Эрмитажа посвящена европейскому прикладному искусству XI – XV веков и даёт представление о художественных направлениях средневековья. Заметное место здесь занимают предметы мебели, ткани и шпалеры, среди которых привлекает внимание большой ковер с изображением льва – гербом немецкого феодала Шварцбурга. Реликварии и дарохранительницы разных форм, чаще всего ларцы, процессионные кресты и монстранцы, церковные опахала, потиры, оклады переносных алтарей, созданы в разных материалах – металле, дереве, слоновой кости, часто украшены резьбой, золочением и цветными камнями. Ларец с изображением истории Св. Валерии (к. XII века), выполненный в технике выемчатой эмали по меди, – шедевр коллекции лиможских эмалей Эрмитажа, одной из крупнейших в мире. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240433
Павильонный зал — №204
Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX века А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456239873.
Советская лестница — №206
За Павильонным залом следует Советская лестница, которая находится в здании Старого (Большого) Эрмитажа. Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, вдоль продольных стен установлены беломраморные колонны. Из верхнего вестибюля, следуя маршруту, можно попасть в галерею искусства итальянского Возрождения в Старом Эрмитаже. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240239.
Искусство Италии эпохи Возрождения XIII-XV веков — №207
Вы попадаете в здание Старого (Большого) Эрмитажа (Ю. М. Фельтен, 1771-1787). Первый зал Невской анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, отделанной в 1850-е годы зодчим историзма А.И. Штакеншнейдером, открывает экспозицию искусства Италии XIII – XVI веков. Здесь представлены произведения начала эпохи Возрождения – Предвозрождения, периода зарождения новой культуры. Самые ранние из них еще хранят средневековые традиции: «Крест» Уголино ди Тедиче из Пизы (раб. в 1260-х – 1270-х), «Мадонна с Младенцем» неизвестного сиенского мастера начала XIV века, «Мадонна» из сцены «Благовещение» знаменитого сиенца Симоне Мартини (ок. 1284 – 1344). Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240162.
Направление движения №2 от Фельдмаршальского зала (№193):
Министерский коридор — №200
От Фельдмаршальского зала мы предлагаем вам пройти налево, в Министерский коридор. Здесь вы можете полюбоваться на западноевропейские шпалеры и образцы мебели. Справа, при входе можно видеть Шпалеры “Тит отпускает Беренису” и “Покоренная Иудея” из серии «История Тита и Веспасиана». Эта серия ковров, изображающих события Иудейской войны (66-70 гг. н.э.), включала в себя восемь сюжетов, четыре из них хранятся в коллекции Эрмитажа.
Экспозиция древнерусской иконописи XIV-XVIII веков — №143-146
Далее перед Вами открыта новая экспозиция древнерусской иконописи XIV – начала XVIII века, которая включает более восьмидесяти икон. Среди них как подлинные шедевры, так и памятники, дополняющие наши знания о древнерусской иконописи. В основном в собрании предтавлены северные памятники. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины – третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи». Среди экспонатов не только иконы, но и элементы архитектуры православного храма. Например, золоченые Царские врата начала 1680-х годов из собрания Эрмитажа происходят из московского Симонова монастыря. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240541
Павильонный зал — №204
Павильонный зал был создан в Северном павильоне Малого Эрмитажа в середине XIX века архитектором А.И. Штакеншнейдером (1802-1865). Небольшие пространства с двух сторон у входов в зал отделены от центральной, более высокой части помещения колонными портиками. Между окон устроен беломраморный камин с зеркалом. На каминной полке стоят часы с бронзовой группой «Амур и Психея» (Франция, сер. XIХ века). Перед камином – стол на деревянном резном подстолье с мозаичной столешницей из смальт на тему «Времена года» (Италия, XIX века). Столики, размещенные в этой части зала, также дают представление о мозаичном искусстве. В оформлении их столешниц итальянские и русские мастера XIX века использовали техники римской и флорентийской мозаик. В первом случае набор выполнялся кусочками смальт, во втором рисунок создавался из пластин поделочных камней. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456239873.
Советская лестница — №206
Лестница, находится в здании Старого (Большого) Эрмитажа. Из верхнего вестибюля можно попасть в Павильонный зал Малого Эрмитажа, галерею искусства итальянского Возрождения в Старом Эрмитаже и зал Рембрандта в Новом Эрмитаже. Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, вдоль продольных стен установлены беломраморные колонны. На площадке лестницы размещены скульптуры работы итальянских и немецких мастеров: Л. Бьенэме (1795-1878), К. Альбачини, (1735-1813), Дж.- М. Бенцони, (1809-1873), С.Тадолини, (1822-1892), Э. Вольфа, (1802-1879), Л. Вихмана, (1784-1859), Х.-Д.Рауха (1777-1857) и мастерской. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240239.
Искусство Италии эпохи Возрождения XIII-XV веков — №207
В первый зал Невской – Парадной – анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, некоторое время служившей апартаментами наследника престола, ведет дверь с площадки Советской лестницы. Анфилада, обращенная окнами к Неве, сохранила в целом архитектурный декор, созданный в 1850-е годы по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802–1865), выдающегося петербургского зодчего эпохи историзма.
Эффектный интерьер – бывшая Парадная приемная – отделан в духе так называемого Большого стиля, сформировавшегося в искусстве Франции XVII века. Зал украшают восемь колонн зеленой яшмы, четырнадцать пилястр с росписью по золоченому фону. В двери цветного дерева, над которыми располагаются живописные десюдепорты, вмонтированы расписные фарфоровые медальоны, в мраморные камины вставлены мозаичные композиции. Золоченой лепниной и живописью декорирован потолок. Убранство зала дополняет наборный паркет с изящным узором. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240162.
В этом зале следует выбрать одно из направлений движения!
Направление движения №1 от Зала искусства Италии эпохи Возрождения XIII -XV веков (№207): Искусство Италии (№208-213, движение вдоль Невы) → Залы Леонардо да Винчи (№214, 215) → Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века (№216)
Направление движения №2 от Зала искусства Италии эпохи Возрождения XIII -XV веков (№207): Залы Искусства Венеции XV — XVI веков (№217-223) → Зал Тициана (№221)→ Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века (№216)
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIV-XV веков — №208
В зале представлены образцы религиозной и светской живописи разных школ XIV-XVI вв. Выставленные в зале створки полиптиха «Св. Бенедикт» и «Св. Понциан» с монументальными фигурами святых напоминают о влиянии на создавшего их мастера флорентийской школы Спинелло Аретино (1346–1410/11) художественной реформы Джотто. Частями полиптиха были и две композиции с изображениями святых мастера умбрийской школы Бартоломео Капорали (ок. 1420–ок. 1505). «Великодушие Сципиона Африканского» сиенца Бернардино Фунгаи (1460–1516) – доска кассона (свадебного сундука), образец светской живописи, украшавшей произведение прикладного искусства.Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240162.
Залы искусства Италии эпохи Возрождения XV века — №209-212
В зале экспонируется искусство XV века – Раннего Возрождения, преимущественно представителей новаторской флорентийской школы. Редко встречающийся в музеях образец стенной росписи – фреска «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» известного художника фра Беато Анджелико (ок. 1387–1455). Он же украсил живописью деревянный табернакль, его кисти принадлежит и «Мадонна с Младенцем и ангелами». Композицией «Видение блаженного Августина» из полиптиха представлен крупный мастер этого периода фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240346.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV века — №213
Зал посвящен искусству Раннего Возрождения. Створки складного трехчастного алтаря «Святой Иероним» и «Святой Доминик» исполнил знаменитый флорентийский живописец Сандро Боттичелли (1445–1510). К шедеврам его выдающегося ученика Филиппино Липпи (1457–1504) принадлежит «Поклонение Младенцу Христу». Несколькими работами представлен флорентинец Якопо дель Селлайо (1442–1493), испытавший влияние Боттичелли. Характерное произведение крупнейшего умбрийского мастера Пьетро Перуджино (около 1450–1523), учителя великого Рафаэля – «Святой Себастьян».
Зал Леонардо да Винчи — №214
Самый большой и наиболее эффектный зал анфилады в XIX веке называли Большим залом, ныне это зал Леонардо да Винчи. Двусветный, – в 6 окон, – нарядный, многоцветный интерьер отделан в духе так называемого Большого стиля, сформировавшегося в искусстве Франции XVII века. В зале экспонируются две картины великого мастера, хранящиеся в Эрмитаже. «Мадонна с младенцем», которую называли также «Мадонной с цветком», или «Мадонна Бенуа». Произведение, исполненное во Флоренции, относится к раннему периоду творчества мастера. Трактовка религиозной темы в духе жанровой сцены, как и тщательно выписанные детали – шляпки гвоздей в раме окна, травы и цветок в руках Марии, – дань искусству Раннего Возрождения. Юной Мадонне, олицетворяющей земную радость материнства, мастер придал облик своей современницы, одетой и причесанной по флорентийской моде.
«Мадонна с младенцем» Леонардо, приобретённая для Эрмитажа в 1865 году у миланского герцога Антонио Литта, была названа по имени владельца «Мадонной Литта». Картина была исполнена в Милане, где мастер с 1482 года и до конца столетия состоял на службе у герцога Лодовико Моро. Возвышенный строй произведения с его уравновешенной композицией, обобщенным силуэтом женской фигуры, благородством облика Марии, претворённая в нем гармония, ясность и цельность изобразительного языка, служащего созданию идеально-прекрасного образа, соответствуют принципам искусства Высокого Возрождения.
Зал школы Леонардо да Винчи — № 215
Зал посвящен преимущественно «школе Леонардо да Винчи» – творчеству учеников и последователей великого мастера. Его приемы и типажи узнаются в «Святой Екатерине» Бернардино Луини (ок. 1480–1532), в шедевре Чезаре да Сесто (1477–1523) «Святое семейство со святой Екатериной», в картине «Флора» Франческо Мельци (1493–ок.1570). Художественные открытия Леонардо использовал выдающийся флорентийский живописец Андреа дель Сарто (1486–1531), в позе Джоконды изображена модель в «Женском портрете» крупнейшего пармского мастера Корреджо (1489–1534).
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века — №216
Экспозиция зала дает представление о маньеризме – течении в искусстве Позднего Возрождения, рожденном стремлением художников к творческой свободе. Экспонирующиеся здесь произведения знакомят с изобразительным языком художников, которые, стремясь к творческой свободе и отказываясь от правил, превратившихся со временем в догмы, прибегали к смелым композиционным приемам, острым цветовым контрастам, неожиданным пространственным решениям. В числе основоположников маньеристического направления – Якопо Понтормо (1494–1557), автор «Мадонны с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем», один из ведущих маньеристов этого же поколения – Россо Фьорентино (1494–1540), создатель «Мадонны во славе» («Мадонны с Младенцем и ангелами».
Направление движения №2 от от Зала искусства Италии эпохи Возрождения XIII -XV веков (№207):
Зал искусства Венеции XV- XVI веков (№217-223)
В надворной анфиладе второго этажа Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI веков: Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприола, Лоренцо Лотто. Здесь находится шедевр великого мастера Джорджоне — «Юдифь». Образ библейской героини, спасшей родной город Ветилую от нашествия ассирийцев, был одним из наиболее популярных в эпоху Возрождения (Ветхий Завет, кн. Юдифи, 1-16). Лирический, полный очарования образ Юдифи, прохлада утреннего пейзажа создают настроение поэтической задумчивости, которое не нарушает даже отрубленная голова вражеского полководца Олоферна. Мир передан художником как гармоничное целое, где жизнь и смерть неразрывно связаны.
Зал Тициана — №221
В зале экспонируются произведения разных жанров и разных периодов творчества великого Тициана Вечеллио (1485/1490–1576), главы венецианской живописной школы. «Портрет молодой женщины» олицетворяет тип венецианской красоты. В «Данае» изображено явление героине древнегреческого мифа бога Зевса под видом золотого дождя. «Кающаяся Мария Магдалина», исполненная на сюжет легенды о грешнице, принявшей христианство – шедевр, снискавший славу ещё при жизни Тициана. Казнь христианского мученика представлена в картине «Святой Себастьян», одном из последних и самых гениальных творений мастера.
Зал декоративно-прикладного искусства Венеции XV–XVI веков — №223
Зал посвящен декоративно-прикладному искусству Венеции XV – XVI веков. В экспозиции находятся образцы драгоценных тканей – самым популярным орнаментом для них был гранатовый узор, – кружева, изделия из металла, украшенные расписной эмалью, бронзовая мелкая пластика. Знаменитое венецианское стекло представлено предметами, выполненными в разных техниках – из бесцветного прозрачного стекла, которое научились варить в Венеции в середине XV века, стекла филигранного – здесь узор создавался не на поверхности изделия, а внутри стенок, цветного стекла.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века — №216
Последний зал Невской анфилады Старого Эрмитажа – бывшая Угловая приемная – сохранил характер архитектурного декора, созданного в 1850-е годы по проекту выдающегося петербургского зодчего эпохи историзма Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802–1865). Украшающий зал мраморный камин с лазуритовыми вставками был исполнен в 1852 г. на Петергофской гранильной фабрике.
Если вы хотите посмотреть оба направления движения, вы можете сделать круг до Советской лестницы по одному из предложенных ниже направлений.
Далее вам следует выбрать одно из направлений движения! По одним вы сможете спуститься в залы первого этажа по Советской лестнице, по другим — по Парадной лестнице Нового Эрмитажа.
Направления движения со спуском по Советской лестнице:
Направление движения №1 из зала Маньеризма (№216) к Советской лестнице (№ 206): Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (№ 229) или Лоджии Рафаэля (№227)→ Искусство Италии и Испании XVII-XVIII веков (Просветы) (№237-239)→ Искусство Голландии XVII века (№251,252) → Зал Рембрандта (№254) → Советская лестница (№206)
Направление движения №2 из зала Маньеризма (№216) к Советской лестнице (№ 206): Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (Майолики) (№229) → Зал фресок Рафаэля (зал Микеланджело) (№230) → Итальянские кабинеты (№231-236) → Испанский кабинет (№240) → Искусство Голландии XVII века (№252) → Зал Рембрандта (№254) → Советская лестница (№206)
Направления движения от Советской лестницы:
Направление № 1 — короткий маршрут: Советская лестница → Двадцатиколонный зал (№130)→ Помпеянский зал (№129) → Зал Большой вазы (зал Колыванской вазы) (№128)→ Римская скульптура (№106) → Сивков переход (№102)→ Искусство Древнего Египта (№100)
Направление № 2 — длинный маршрут: Советская лестница → Двадцатиколонный зал (№130)→ Помпеянский зал (№129) → Зал Августа (№127) → Зал Эллинизма (№121) → Зал резных камней (№120) → Зал ваз (№118) → Залы Боспора (№115-117)→ Искусство Северного Причерноморья (№119) →Искусство Древней Греции (№114-111)→ Зал Диониса (№109) → Римский дворик (№108)→ Зал Юпитера (№107) → →Римская скульптура (№106) → Сивков переход (№102)→ Искусство Древнего Египта (№100)
Направления движения со спуском по Парадной лестнице Нового Эрмитажа:
Направление движения №1 из зала Маньеризма (№216) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа: Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (Майолики) (№229) или Лоджии Рафаэля (№ 227) → Малый Итальянский Просвет (№237)→ Рыцарский зал (№243) → Двенадцатиколонный зал (№244)→ Искусство Фландрии XVII в. (Ф. Снейдерс, А. ван Дейк) (№245-248) → Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242)
Направление движения №2 из зала Маньеризма (№216) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа: Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Лоджии Рафаэля (№227) → Двенадцатиколонный зал (№244)→ Искусство Фландрии XVII в. (Ф. Снейдерс, П.П. Рубенс, А. ван Дейк) (№245-248) → Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242)
Направление движения №3 из зала Маньеризма (№216) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа — короткий путь: Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (Майолики) (№229) или Лоджии Рафаэля (№ 227) → Малый Итальянский Просвет (№237)→ Большой Итальянский Просвет (№238) Галерея истории древней живописи (№ 241)→ Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242)
Направление движения №4 из зала Маньеризма (№216) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа — длинный путь: Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (Майолики) (№229) или Лоджии Рафаэля (№ 227) → Искусство Италии и Испании XVII-XVIII веков (Просветы) (№237-239) → Искусство Голландии XVII в. (№250,251) → Шатровый зал (№249) → Зал фламандской и голландской живописи (№248) → Зал Рубенса (№247) → Зал ван Дейка (№246) → Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242)
Направление движения от Парадной лестницы Нового Эрмитажа:
Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242) → Зал Диониса (№109) →Римский дворик (№108) → Зал Юпитера (№107) →Римская скульптура (№106) → Сивков переход (№102)→ Искусство Древнего Египта (№100)
Лоджии Рафаэля (№227)
Специальный корпус, возведенный по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1792 году для Лоджий Рафаэля, располагался вдоль Зимнего канала (Зимней канавки). Архитектор Лео фон Кленце сохранил Лоджии во время строительства Нового Эрмитажа, включив восточный фасад Корпуса Лоджий в структуру здания. Прообразом Лоджий Рафаэля, сооруженных по заказу Екатерины II в 1792 году архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты — так называемая «Библия Рафаэля». Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в «гротах» — руинах «Золотого дома» (дворца древнеримского императора Нерона, I век).
Зал Рафаэля (Майолики) — №229
Далее маршурт следует в Зал Рафаэля: здесь находятся произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Италии XV–XVI веков. По представленным здесь двум картинам Рафаэля Санти (1483–1520) – великого мастера эпохи Возрождения – помещение стали называть Залом Рафаэля, а так как значительную часть экспозиции составляют керамические – майоликовые – изделия, возникло еще одно его название – Зал итальянской майолики. «Мадонну с младенцем» Рафаэля, которую именовали также «Мадонной с книгой», стали называть «Мадонной Конестабиле» по имени семейства Конестабиле, в чьем собрании она находилась до того, как в 1871 г. была приобретена для Эрмитажа. Картина принадлежит к лучшим юношеским работам мастера, начинавшего свой творческий путь с произведений небольшого формата.Интерьер, созданный по проекту зодчего Нового Эрмитажа Лео фон Кленце, сохранил декор в духе искусства итальянского Возрождения. «Святому семейству», написанному Рафаэлем во Флоренции, где он познакомился с искусством Леонардо да Винчи, свойственна – в отличие от камерной «Мадонны Конестабиле» – определенная монументальность. О влиянии Леонардо напоминают и ясность композиционного строя картины, и обобщенность форм и цветовых пятен, и мягкость моделировки объемов. Подробнее: «Hermitage Online. Секреты старых сундуков» https://vk.com/video-67940544_456239764.
Зал фресок Рафаэля — №230
Зал, первоначально служивший «Кабинетом отдохновения» императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I), открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, задуманных для развески картин небольших размеров и получивших название – Кабинеты. Позднее в его стены вмонтировали фрески школы Рафаэля – цикл росписей учеников великого мастера, повторивших в большем масштабе композиции стуфетты – ванной комнаты – в апартаментах кардинала Биббиены в Ватикане, которые были созданы в 1516 году Рафаэлем совместно с учениками. В зале выставлено единственное находящееся в России произведение Микеланджело (1475 – 1564) – статуя «Скорчившийся мальчик». Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/hermitage_museum?z=video-67940544_456240536%2F76df40df93c7fd20bd%2Fpl_wall_-67940544.
Итальянские кабинеты — №231-236
В залах экспонируется итальянское искусство XVII-XVIII веков. Здесь находятся картины крупных представителей болонского академизма – Гвидо Рени (1575–1642), Доменикино (1581–1641), Гверчино (1591–1666). Картинами на библейские сюжеты и выдающимся «Портретом актера (Тристано Мартинелли?)» представлен Доменико Фетти (1588/1589–1623). В зале №234 представлена живопись неаполитанских мастеров. В художественных традициях караваджизма, свойственных неаполитанской школе, исполнены произведения Джованни Баттиста Караччоло (1575–1637), Маттиа Прети (1613–1699), Андреа Ваккаро (1600–1670). В зале №236 экспонируется преимущественно живопись блистательной венецианской школы: полотна последнего великого мастера барокко Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770), пейзажи знаменитых ведутистов (ведута – вид, городской пейзаж) Каналетто (Антонио Каналь, 1697–1768) и Франческо Гварди (1712–1793), работа выдающегося портретиста Витторио Гисланди (фра Гальгарио, 1655–1743), камерная жанровая сцена Пьетро Лонги (1702–1785), характерная мифологическая картина Джованни Баттиста Питтони (1687–1767).
Испанский кабинет — №240
В этом кабинете Нового Эрмитажа экспонируются произведения испанского искусства XV – XVI вв. Шедевр эрмитажного собрания — полотно «Апостолы Петр и Павел» кисти Эль Греко (Доменикос Теотокопулос;1541-1614). Апостолы предстают перед зрителем в немом духовном диалоге, где энергия Павла и мудрая созерцательность Петра раскрываются в позах, жестах и взглядах персонажей. «Портрет поэта Алонсо де Эрсильи-и-Суньиги» — также произведение Эль Греко. Еще одно полотно на этой стене — портрет испанского драматурга Лопе де Веги, созданный Луисом Тристаном в 1614 г. К редким ранним работам Франсиско Рибальты (1565-1628) относится «Пригвождение к кресту» (1585 г.). Картина «Бегство в Египет» написана флорентинцем Бартоломе Кардучо (ок. 1560-1608), приглашенным к мадридскому двору и связавшим свою жизнь с Испанией.
Просветы Нового Эрмитажа — №237-239 (Искусство Италии и Испании XVII-XVIII веков)
Самые большие залы Нового Эрмитажа — Просветы — представляют произведения живописи Италии и Испании XVII – XVIII веков. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240418.
Малый итальянский Просвет — №237
Малый Итальянский просвет в здании Нового Эрмитажа — один из трех огромных интерьеров с «верхним светом». Cводы зала богато украшены позолоченным лепным орнаментом. Представленные здесь картины XVI-XVII веков. являются частью экспозиции искусства Италии — одной из самых больших в Эрмитаже. Экспозиция занимает 29 залов и охватывает период XIII-XVIII веков. В этом зале особого внимания заслуживают картины П. Веронезе и Я. Тинторетто, а также художников болонской и римской школ, среди которых А. Карраччи, Гверчино, Г. Рени и К. Маратти. Зал украшают произведения русских мастеров-камнерезов XIX века. Сейчас здесь экспонируется шедевр великого реформатора живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) «Юноша с лютней» (около 1595) — единственная работа великого мастера в России.
Большой итальянский Просвет — №238
Большой Просвет Нового Эрмитажа – центральный и самый большой из трех парадных залов со стеклянными плафонами, обеспечивающими верхнее освещение и тем самым определившими название этих интерьеров – Просветы. Большой Просвет посвящен искусству Италии XVII– XVIII веков. Потолок зала и фриз в верхней части гладких стен, предназначавшихся для развески крупноформатных картин, декорированы эффектными лепными узорами-арабесками, покрытыми позолотой. На экспозиции в Итальянских просветах представлены работы Джованни Батиста Тьеполо, Антонио Каналетто, и Луки Джордано. Подробнее: «Hermitage Online. Джованни Батиста Тьеполо. Итальянское искусство в Эрмитаже» https://vk.com/video-67940544_456240040.
Малый Испанский Просвет — № 239
Испанский Просвет Нового Эрмитажа – один из трех парадных залов второго этажа со стеклянными плафонами, обеспечивающими верхнее освещение и тем самым определившими название этих интерьеров – Просветы. Потолок зала и фриз, завершающий верхнюю часть гладких стен, декорированы эффектными лепными узорами-арабесками, покрытыми позолотой. На стенах, предназначавшихся для развески крупноформатных картин, представлены произведения испанских живописцев XVII–XIX веков.Искусство Испании XVII века связано с именами таких мастеров как Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран, Диего Веласкес. Большое собрание картин Бартоломе Эстебана Мурильо дает представление о творчестве известного севильского художника. «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско де Гойи, созданный в начале XIX столетия, хронологически завершает экспозицию. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240488
Галерея Истории древней живописи — №241
Галерея Истории древней живописи была задумана зодчим Лео фон Кленце как преддверие залов, предназначенных для европейских картин. В ее стены вмонтированы 80 композиций, выполненных в Мюнхене под руководством художника Георга Хильтеншпергера (1806–1890) на сюжеты из античных повествований о происхождении разных видов и жанров живописи, о древних мастерах и их творениях. В Галерее представлена западноевропейская скульптура конца XVIII – первой четверти XIX века, – эпохи неоклассицизма. Монументальная мраморная группа «Пигмалион и Галатея» итальянского ваятеля Пьетро Стаджи (1754 – не позднее 1814) – повторение небольшой работы известного французского мастера Этьена Мориса Фальконе. Статуи «Пастух» и «Ганимед» – произведения крупного датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770–1824). Значительную часть экспозиции представляют работы Антонио Кановы — самого известного мастера неоклассической скульптуры.
Главная (Парадная) лестница Нового Эрмитажа — №242
Главный вход в Новый Эрмитаж, первый публичный музей в России, здание, возведенное специально для размещения художественных коллекций. Оно был построено главным музейным архитектором Европы Лео фон Кленце, в стиле историзм, и известно своим портиком с десятью атлантами. Лестница облицована искусственным мрамором (стюком), колонны выполнены из сердобольского гранита. Ступени белого мрамора ведут к Галерее древней живописи. Подробнее: Императорский Музеум. Открытие музея в здании Нового Эрмитажа https://vk.com/video-67940544_456240418.
Рыцарский зал (Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII веков) — №243
Если продолжить маршрут через Малый Итальянский просвет, вы окажетесь в Рыцарском зале. Эрмитажная коллекция западноевропейского оружия насчитывает более 8000 предметов и является одной из самых крупных в мире. В Рыцарском зале экспонируется около 200 произведений, рассказывающих о развитии оружейного искусства с XV по XVII век. Здесь представлены предметы турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.
Искусство Фландрии XVII века (П.П. Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс) — №245-248
Фламандская живопись представлена в четырех залах второго этажа Нового Эрмитажа. Одно из крупнейших собраний в мире включает произведения знаменитых живописцев XVII века – Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса.
Зал Снейдерса — №245
В зале представлено творчество фламандских мастеров натюрморта и художников-анималистов. Становление монументального декоративного натюрморта во Фландрии связано с творчеством Рубенса и художников его круга. В таких картинах дары природы изображались рядом с живыми зверями и птицами на фоне пейзажа. Художники, специализировавшиеся в натюрморте, анималистическом жанре и декоративном пейзаже работали в тесном сотрудничестве. Наряду с монументальным продолжал существовать «кабинетный» вариант натюрморта. Эти небольшие изысканные картины напоминали работы голландских художников. Здесь представлены работы Теодора Ромбоутса (1597-1637), Ведущего мастера камерной бытовой живописи Адриана Браувера (1605-1638), Давида Тенирса Младшего (1610-1610), Франса Снейдерса (1579-1657). Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/videos-67940544?q=%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80&z=video-67940544_456239852%2Fclub67940544
Зал Ван Дейка — №246
Зал занимает экспозиция картин Антониса Ван Дейка (1599-1641), прославившегося как блистательный портретист. Более двадцати произведений из собрания Эрмитажа дают представление о разных периодах творчества одного из ведущих мастеров фламандской живописи XVII века. В конце 1632 года Ван Дейк по приглашению английского короля Карла I переезжает в Лондон, где получает многочисленные заказы на создание парадных портретов как самого Карла I, так и английских аристократов. К числу последних относится размещенный справа от входа великолепный по живописному исполнению портрет Генри Денверса, графа Денби в костюме кавалера Ордена подвязки. Потрет Эверхарда Ябаха, парижского банкира и коллекционера был написан в 1636/1637 годах во время его пребывания в британской столице.
Зал Рубенса — №247
Эрмитаж владеет первоклассной коллекцией работ великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Более 20 картин Рубенса и мастерской и 19 его собственноручных живописных эскизов представляют все направления и периоды в творчестве художника. Алтарная картина «Воскресение Христа» — пример монументальных религиозных композиций, которые Рубенс создавал после возвращения в 1608 году из Италии в Антверпен. Одна из главных тем творчества Рубенса — противопоставление мира ужасам войны лежит в основе сюжета картины «Марс и Венера», где Венера, разоружающая Марса — аллегория мира. Прославлению естественной чувственной жизни человека посвящен «Вакх» — одна из последних картин художника, вершина его живописного мастерства. В «Персее и Андромеде» Рубенс, соединил апофеоз героя с темой любви, обратившись к античности, знатоком которой он был. Динамичный эскиз «Охота на львов» дает представление о важной для Рубенса в 1615-1621 годах теме охоты на львов, тигров, гиппопотамов и крокодилов.
Зал фламандской и голландской живописи — №248
В зале представлены произведения Якоба Йорданса (1593- 1678), в творчестве которого любовь ко всему земному, реальному, конкретному соединялась с жизнелюбивым и жизнерадостным духом фламандского народа. Йорданс создал монументальный вариант бытового жанра. Темами его картин, таких как «Бобовый король», были фламандские обычаи, пословицы, поговорки. Религиозную живопись Йорданса представляют «Апостолы Павел и Варнава в Листре» и «Мадонна с Младенцем в венке из цветов». Последняя картина – пример сотрудничества двух художников. Венок написал Андрис Даниельс, мастер цветочного натюрморта. Реалистический парадный «Портрет старика» и аллегорический «Семейный портрет» характеризуют Йорданса-портретиста. Фламандские художники участвовали в традиционном для Нидерландов производстве шпалер. «Охота Мелеагра и Аталанты» (Калидонская охота) — картон для шпалеры, выполненный в мастерской Рубенса, в которой картоны писали маслом, а не водяными красками, как обычно.
Шатровый зал — №249
Зал получил свое название за напоминающее шатер двускатное перекрытие с открытыми стропилами, украшенными четырехугольными углублениями-кессонами и росписью. В зале экспонируется живопись Голландии XVII века, преимущественно произведения «малых голландцев» – авторов небольших картин, предназначавшихся для камерных интерьеров. Здесь представлены все жанры, в которых работали голландские мастера. В обеих частях компартимента 1представлены произведения Якоба Изакса ван Рейсдала (1628/1629–1682), – одного из самых ярких пейзажистов не только в голландском, но и в европейском искусстве. К лучшим полотнам художника принадлежит «Болото». В правой части компартимента – «Десерт», характерный образец кисти выдающегося мастера натюрморта Виллема Калфа (1619–1693), «Коровница» крупного пейзажиста и анималиста Алберта Кейпа (1620–1691). В левой части компартимента – пейзажи Николаса (Класа) Питерса Берхема (1620–1683), Алларта Эвердингена (1621–1675), работы Адриана ван де Велде (1636–1672) и других известных живописцев. Ян Стен (1625/26–1679), чьи произведения, как, например, «Больная и врач» или «Гуляки», где художник изобразил себя с супругой, нередко окрашены добродушной насмешкой, исполнил и «Эсфирь перед Артаксерксом» на библейский сюжет. Двумя работами представлен портретист Михил Янс ван Миревелт (1567–1641). «Молодой солдат» – картина Франса Халса Младшего (1618–1669), сына Франса Халса.
Искусство Голландии XVII века — №250,251,252
Залы посвящены живописи Голландии XVII века. Значительную часть экспозиции составляют работы разных жанров кисти «мастеров тонкого письма» – художников середины и второй половины столетия, писавших картины малого – подчас почти миниатюрного – формата. В этой манере, создателем которой был Герард (Геррит) Доу (1613–1675), – ученик великого Рембрандта (1606–1669), – исполнены произведения целого ряда крупных живописцев, как то – Иоахима Эйтевала (1566–1638), Герарда тер Борха (1617–1681), Яна ван Гойена (1596–1656) и многих других. Монументальными сюжетными полотнами представлены Николас (Клас) Питерс Берхем (1620–1683), Каспер Кастелейнс (около 1625 – после 1661), Бартоломеус ван дер Хелст (1613–1670) – автор парадных семейных портретов. Несколькими картинами представлен Питер Ластман (1583–1633) – учитель Рембрандта.
Зал Рембрандта — №254
Эрмитаж обладает выдающейся коллекцией произведений голландских художников XVII века, гордостью которой являются картины Рембрандта. Одно из крупнейших в мире собраний работ этого мастера представлено произведениями на библейские и мифологические сюжеты, а также портретами. У двери, ведущей на Советскую лестницу – шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта: монументальное полотно «Жертвоприношение Авраама», изображающее эпизод из Ветхого Завета. «Возвращение блудного сына» – одно из самых знаменитых творений великого мастера. Монументальная картина, исполненная на сюжет евангельской притчи, представляет встречу вернувшегося в отчий дом несчастного юноши-скитальца с отцом: увидев сына, старик «сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою…». Ярко освещенное лицо старца словно само излучает свет мудрости и благородства души. Полотно, созданное, очевидно, около 1668 года, относится, таким образом, к самому концу жизни Рембрандта, являя собой великолепный финал его творчества. Подробнее: «Искусство Рембрандта Харменса ван Рейна https://vk.com/video-67940544_456239850.
Доступные для осмотра залы на первом этаже
Обратите внимание, что осмотр Двадцатиколонного зала и зала с Колыванской вазой доступен только при спуске по Советской лестнице. По парадной лестнице Нового Эрмитажа не предполагает осмотра этих залов.
Искусство Античного мира
Спустившись на I этаж, вы осмотрите залы искусства Древнего мира: Двадцатиколонный зал с выставкой керамики, и зал, где находится грандиозная Колыванская ваза работы русских камнерезов XIX века, а также зал Юпитера, в котором представлены произведения скульптуры Древнего Рима. Жители Рима и их портреты. Залы Античного мира https://vk.com/video-67940544_456240006.
Двадцатиколонный зал — №130
Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа, предназначавшийся для выставки античных ваз Императорского музея, до сих пор сохранил свое первоначальное назначение. По замыслу архитектора Леон фон Кленце декор зала составляет единое целое с экспозицией. Общий вид зала с двумя рядами монолитных колонн из сердобольского гранита создает впечатление греческого храма. Капители колонн, кессонированный потолок и стены покрыты росписью, мотивы которой восходят к декору античных ваз. Пол в подражание античной традиции выполнен в технике каменной мозаики; шкафы из карельской березы и амаранта были специально спроектированы для экспонирования ваз.
На экспозиции представлена коллекция искусства Древней Италии конца IX-II веке до н.э., в основном это вазы из Этрурии и областей Южной Италии. Эрмитажная коллекция южноиталийских ваз является одной из лучших в мире за пределами Италии. Шедевром коллекции является знаменитая Кумская ваза (IV век до н.э.) ваза. За красоту пропорций и богатый декор с расписными рельефными фризами она получила название «Царица ваз».
Помпеянский зал. Прикладное искусство Римской империи — №129
Помпеянский зал Нового Эрмитажа — небольшой кабинет, декорированный росписями в неогреческом стиле и изначально предназначенный для экспонирования драгоценностей и мелких раритетов. Витрины зала изготовлены в XIX веке по рисункам Лео фон Кленце. Отделка стеклянных обелисков и пирамидок с украшениями из позолоченной бронзы, а также шкафов из карельской березы, исполнена в том же стиле, что и декор зала. В экспозиции представлена часть богатейшей коллекции изделий римского прикладного искусства I-III веков — эпохи расцвета художественных ремесел.
Зал Большой вазы — №128
По первоначальному замыслу архитектора Лео фон Кленце зал должен был стать главным вестибюлем императорского Нового Эрмитажа. Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами белого мрамора. Стены облицованы искусственным мрамором, до возведения которых в зале была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой 2,57 м. и весом 19 тонн (архитектор А.И. Мельников, 1843 год, Колыванская фабрика). Здесь представлены памятники эпохи императоров Траяна и Адриана (конец I — II века) — часть великолепного собрания римского скульптурного портрета. Подробнее: «История и реставрация залов. Зал Большой вазы, Зал Августа, Залы Боспора» https://vk.com/video-67940544_456240147.
Зал Эллинизма — №121
Этот зал Нового Эрмитажа первоначально предназначался для выставки древностей Боспора Киммерийского. Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором), потолок расписан орнаментальным узором. В экспозиции представлены произведения скульптуры (римские повторения с греческих оригиналов), мелкой бронзовой и терракотовой пластики, керамики и ювелирного искусства эпохи эллинизма (IV-I век до н.э.). Особого внимания заслуживает коллекция танагрских терракотовых статуэток (наиболее распространённый тип статуэток эпохи эллинизма), а также часть богатейшего собрания резных камней.
Зал резных камней — №120
Искусство античной глиптики – резьбы на цветных драгоценных и полудрагоценных минералах – насчитывает многовековую историю. Собрание резных камней Эрмитажа, основанное императрицей Екатериной II, по качеству и количеству является одним из крупнейших в мире. На обновленной экспозиции представлено свыше 700 экспонатов, большая часть которых ранее находилась в хранилище и не была представлена широкой публике. Экспонаты располагаются в хронологическом порядке, что позволяет проследить историю развития глиптики от середины II тысячилетия до н.э. вплоть до конца Римской Империи. Дополняют экспозицию слепки с резных камней, аналогии в других материалах, а также копии и реплики нового времени. Здесь находится Камея Гонзага, названая так по имени ее владельцев — мантуанских герцогов Гонзага. Это один из самых прославленных шедевров античности. В глиптике (искусство миниатюрной резьбы на цветных минералах) выпуклые изображения — камеи — появились в эпоху эллинизма (конец IV — I век до н.э.). Центром их производства стала Александрия в Египте.
Античная колонизация Северного Причерноморья — №119
Экспозиция включает коллекции из раскопок таких античных причерноморских центров, как Ольвия, Березань, Херсонес, города Боспорского царства (Пантикапей, Нимфей, Мирмекий, Илурат, Горгиппия и пр.), а также их некрополей, и охватывает различные сферы повседневной жизни греческих городов в период с VI века до н.э. по III в. н. э. Большая часть экспонируемых памятников представлена впервые. Основу экспозиции составляют археологические находки как из раскопок конца ΧΙΧ – начала ΧΧ века (в Ольвии, Пантикапее, на Таманском полуострове и в Приазовье), так и поступившие в Эрмитаж в результате работ археологических экспедиций самого музея и Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР (ИИМК РАН) в 1930-х – 1990-х годах (на острове Березань, в Херсонесе, боспорских городах Нимфее, Мирмекии, Илурате).
Зал ваз — №118
Зал ваз – один из красивейших залов Нового Эрмитажа, построенного в середине XIX века по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце. Согласно проекту стены зала были облицованы искусственным мрамором, продольные стены украшены колоннами из красного гранита, своды и стены потолка покрыты орнаментальной росписью, а двери и наборный мозаичный паркет выполнены их драгоценных пород дерева. Первоначально зал предназначался для оригинальных рисунков императорского Эрмитажа, но к открытию музея в нем разместилась коллекция гравюр. Во второй половине XX века в зале экспонировались коллекции аттических ваз. Подробнее наши онлайн-экскурсии: 1) https://vk.com/video-67940544_456240166 2) https://vk.com/video-67940544_456240214
Залы Боспора — №117,116,115
На экспозиции залов 115-117 размещена уникальная коллекция античных древностей Северного Причерноморья конца VII века до н.э. — III н.э. Одна из самых знаменитых находок – мраморный саркофаг, найденный в XIX в. в Мирмекии близ Керчи. Он был изготовлен для представителя боспорской знати в Аттике во II веке Пантикапей, столицу Боспорского царства, украшали монументальные статуи правителей, подобные той, что находится напротив саркофага у противоположной стены. Статуя, найденная на акрополе города, выполнена из мрамора в традициях малоазийской скульптуры IV веке до н.э. (аналогичная статуя царя Мавсола хранится в Британском музее). В витринах-кубах, вдоль окон, экспонируются первоклассные образцы аттических расписных ваз IV до н.э. Монументальная статуя льва, открытая в 1894 г. в некрополе Пантикапея на склоне горы Митридат, датируется I веком. За львом, в витрине слева от двери, представлена миниатюрная стеклянная скульптура I века, как предполагают, изображающая Ливию, супругу Августа. Подробнее: «История и реставрация залов. Зал Большой вазы, Зал Августа, Залы Боспора» https://vk.com/video-67940544_456240147.
Искусство Древней Греции — №114-111
Экспозиция зала №114 посвящена искусству Древней Греции периода поздней классики. В зале №113 представлены римские повторения произведений греческой скульптуры второй половины V — начала IV века до н.э. Среди этих работ выделяется рельеф «Гибель детей Ниобы», композиция которого навеяна декором трона знаменитой статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Часть экспозиции составляют греческие вазы второй половины VI — V веков до н.э. Экспозиция зала №112 посвящена искусству Древней Греции периода высокой классики (V век до н.э.) О творчестве великих ваятелей этой эпохи — Мирона, Поликлета, Фидия — дают представление копии римского времени. В зале выставлены греческие памятники: краснофигурные вазы, надгробные рельефы и монеты. В зале №111 представлено искусство Греции периода архаики и ранней классики. Здесь экспонируются вазы из разных регионов Греции. Несколько ваз и фрагментов представляют крито-микенский период, эпоху бронзы 3-2 тысячилетие до н.э. Символический смысл декора ваз геометрического стиля (1050 по 700 годы до н.э.) связан с загробным миром и подземными богами, которым подвластны стихии плодородия и все духи земли.
Зал Диониса — №109
Зал Диониса в Новом Эрмитаже создан для выставки древней скульптуры. Его стены отделаны темно-красным стюком (искусственным мрамором), на фоне которого эффектно выделяются мраморные статуи. Римская декоративная скульптура, в основном повторявшая греческие образцы, некогда украшала сады, библиотеки, галереи и портики. Название залу дала большая статуя Диониса (II век) входившая в коллекцию императрицы Екатерины II в Царском Селе. Особого внимания заслуживают статуи силена Марсия (вторая половина III века до н.э.) и Афродиты — так называемой «Венеры Таврической» (II век).
Римский (античный) дворик — №108
Архитектурное решение этого углового зала Нового Эрмитажа воспроизводит внутренний дворик богатого эллинистического или римского дома. Стены отделаны стюком (искусственным мрамором); восемь колонн и два столба, поддерживающие балочное перекрытие, выполнены из каррарского мрамора. Орнаментальные композиции пола созданы из разноцветного мрамора, потолок украшен лепниной.
В зале выставлены произведения декоративной скульптуры эпохи эллинизма и римского времени. В настоящий момент в зале выставлена статуя Виктории Кальватоне — выдающийся памятник мировой культуры. Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи. Среди античной пластики, находящейся в музейных и частных собраниях, подобные произведения, выполненные из золоченой бронзы – явление уникальное. Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».
Зал Юпитера — №107
Зал Юпитера, получивший название по установленной здесь статуе римского верховного бога, входит в анфиладу музейных залов Нового Эрмитажа, возведенного для размещения коллекций Императорского музея. Статуя Юпитера из коллекции Эрмитажа — одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Памятники римской скульптуры I-IV веков, выставленные здесь, дают представление об эволюции этого вида искусства на протяжение более трех столетий. У дверей в соседний зал (Римский дворик) установлены статуи императора Адриана (117-138 годы) и основателя династии Антонинов — Антонина Пия (138-161 годы). В середине зала – группа памятников римского портретного искусства III-IV веков. У стены выставлен римский саркофаг со сценой бракосочетания (II век)
Римская скульптура — №106
Небольшой зал Нового Эрмитажа, здания, построенного в 1842-1851 годах для Императорского музея. Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором), потолок декорирован рельефом c растительным орнаментом, гротесками, грифонами, амурами, орлами и звездами. В зале экспонируются римские капители и стенки саркофагов. Особого внимания достойна стенка римского саркофага III века: из приоткрытой двери показывается Меркурий – проводник душ в царстве мертвых. Изображение бога фланкируют фигуры умерших.
Сивков переход — №102
Переход, созданный для более удобного сообщения между Зимним дворцом и соседними зданиями музейного комплекса, назван по имени его создателя архитектора А. В. Сивкова (1890-1968). В зале экспонируются римские мраморные рельефы первых веков нашей эры: посвятительные, декоративные и рельефы на стенках саркофагов. На одном из рельефов представлена сцена из мифа о похищении Персефоны, на противоположной стороне – стенка саркофага с изображением девяти муз, спутниц бога Аполлона.
Искусство Древнего Египта — №100
Маршрут заканчивается в зале искусства Древнего Египта. Зал был создан в 1940 году по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция охватывает период с IV тысячилетия до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX век до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV — начало XIV века до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII века до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV века до н.э.).
На этом посещение Эрмитажа по маршруту заканчивается. Через Галерею Растрелли и Иорданскую галерею вы можете направиться к выходу.
*Путеводитель составлен пресс-службой Государственного Эрмитажа
Источник