Эргономика для детской мебели

Содержание
  1. Эргономика детской мебели: удобство и практичность
  2. Эргономика детской комнаты
  3. Стол и стул
  4. Кровать
  5. Эргономика детской комнаты.
  6. Планирование детской комнаты – занятие очень не простое и ответственное. Это только на первый взгляд кажется, что главной мукой будет выбор цвет тумбочки или сочетание по цвету ковра со шторами. Тема на самом деле на много глубже, и последствия от незнания правильного планирования этого пространства на много серьезнее. Итак, барабанная дробь – эргономика.
  7. Подарки и советы
  8. Эргономичная мебель для детей. Эргономика детской комнаты Эргономика подростковой комнаты
  9. Детская мебель трансформер
  10. Эргономика детской мебели
  11. Мебель глазами ребенка
  12. Модульная мебель. Место для игрушек.
  13. Что нужно предусмотреть:
  14. Зонирование детской комнаты
  15. Важные детали!
  16. Эргономика пространства
  17. Детская комната «на вырост»: универсальный интерьер
  18. Мебель для детской комнаты

Эргономика детской мебели: удобство и практичность

К организации пространства детской комнаты нужно отнестись серьёзно: ведь именно там ребёнок проводит больше всего времени, играет, читает, отдыхает. Выбирая мебель, необходимо учитывать некоторые важные моменты эргономики.

Зонирование пространства является едва ли не главным пунктом при продумывании планировки комнаты. Для всех видов деятельности (учёба, игры, сон) должно быть выделено определённое место, и для каждой зоны необходимо подобрать подходящую мебель. Лучше всего избегать острых углов и выступающих деталей, отдавая предпочтение обтекаемым формам.

Сейчас на рынке представлен широкий ассортимент двухъярусной мебели, позволяющей экономить пространство. Модели могут различаться по комплектации, например, совмещать спальную и рабочую зоны или же место для сна и шкаф.

Большое значение имеет правильная расстановка мебели. Шкафы для хранения одежды размещают ближе к зоне отдыха. Игрушки и книжки удобнее держать в игровой зоне.

Многие родители предпочитают покупать мебель-трансформер. Детская кроватка, становящаяся спальным местом для подростка или раздвигающаяся и превращающаяся в столик, это удобно и практично. И не требует дополнительных финансовых трат.

Отдельное внимание следует уделить цветовой гамме. Не стоит использовать при оформлении детской комнаты чересчур много ярких оттенков: это будет действовать на психику ребёнка возбуждающим образом. Лучше выбрать спокойную палитру и добавить интересные акценты.

Ребёнок проводит в детской значительную часть своего времени, поэтому оформлению комнаты стоит уделить особое внимание. Создавая интерьер, можно привлечь к этому занятию ребёнка, добавив элементы игры.

Источник

Эргономика детской комнаты

Рассчитываем высоту шкафа в комнате ребёнка и размер спального места

Зачем фабрики выпускают детскую мебель? Это не уловка маркетологов, а забота. Малышам непросто пользоваться взрослыми столами, шкафами и комодами: из-за роста дети не могут дотянуться до средних и верхних полок, большие створки и ящики слишком тяжёлые для маленьких ручек. Совсем крохам нужны бортики на кроватках, чтобы не упасть на пол во сне.

Когда будете планировать обстановку в детской, выделите в комнате три зоны: игровую, спальную и рабочую. В каждой из них должно быть место для хранения. Так ребёнку будет проще поддерживать порядок в комнате.

Стол и стул

Высота стола в комнате дошкольника должна быть примерно 45 см, стула – 26 см. Первокласснику подойдёт стол высотой от 48 см и стул 29 см.

В комнату пятилетнего ребёнка выбирайте шкаф высотой примерно 130 см, семилетний сможет пользоваться шкафом высотой 150 см, третьеклассник дотянется до полок в шкафу высотой около 170 см.

Если нет возможности покупать новый шкаф каждые два-три года, просто складывайте вещи, которыми чаще всего пользуется ребёнок, на соответствующую высоту.

Кровать

Ребёнку до трёх лет подойдёт кроватка со спальным местом размером 60 х 120 см. Обязательно должен быть бортик, его высота – около 35 см. Если кровать с прутьями, то расстояние должно укладываться в диапазон от 6 до 11 см.

Средняя ширина детской кровати для пятилетнего ребёнка – 80 см, длина – 160 – 170 см. Бортик уже не нужен, но высота кроватки должна быть около 60 см.

Источник

Эргономика детской комнаты.

Планирование детской комнаты – занятие очень не простое и ответственное. Это только на первый взгляд кажется, что главной мукой будет выбор цвет тумбочки или сочетание по цвету ковра со шторами. Тема на самом деле на много глубже, и последствия от незнания правильного планирования этого пространства на много серьезнее. Итак, барабанная дробь – эргономика.

Простыми словами, это наука о том, как правильно организовать внутреннее пространство жилого или рабочего помещения, чтобы человек мог комфортно себя в нем чувствовать.

В нашем случае речь о детской, а, следовательно, от правильного ее планирования зависит то, как ребенок будет себя чувствовать, развиваться, учиться, проводить досуг и сон.

Официальное значение термина следующее: эргономика – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Зонирование – это первый и, пожалуй, главный вопрос, который встает перед родителями. Основные зоны: 1) спальная 2) игровая 3) учебная 4) гардеробная. Главное правило при зонировании и подборе мебели – безопасность. Важно учитывать возраст ребенка и его потребности. Здесь можно выделить 3 периода: «малышковый» – 0-2 года, дошкольный – 2-6 лет и школьный – 6+.

До 2-х лет в комнате должно быть максимум пространства для передвижений малыша и минимум препятствий.

Со временем потребности ребенка будут меняться и необходимо будет обустроить полноценную зону для обучающих занятий и активного досуга (шведская стенка, качели). Не пытайтесь вместить все, о чем пишут в книгах и статьях про детское развитие – давайте будем реалистами. В совсем маленькой комнате лучше полноценно разместить две из четырех вышеуказанных зон, чем втиснуть все и не иметь возможности полноценно их использовать.

Минимальная ширина проходов между зонами и предметами мебели должна составлять 60-70 сантиметров.

МЕБЕЛЬ.

В зависимости от возраста ребенка набор мебели в комнате меняется, и это нужно принять. Не стоит сразу пытаться создавать универсальное пространство, которое прослужит вам, допустим, с 3 до 12 лет, этот подход в корне неверный и может препятствовать гармоничному развитию вашего малыша. Главное правило, касающееся мебели, – правильные размеры. Не стоит пытаться вместить в детскую огромный шкаф или стол-книжку, который «ох, как удобно раскладывается в нужный момент». Удобно кому? Взрослому! А у нас на первом плане интересы ребенка.

Если просто нет возможности пренебречь пространством, которое остается вверху детского шкафа (высота которого не должна превышать 180 см), – установите встроенный шкаф в потолок, нейтрального цвета. Визуально он не будет смотреться как предмет мебели, станет своего рода стеной. Но – самое важное – разбивку дверей и ящиков выполните с учетом норм и размеров именно для детской мебели, тогда и у ребенка будет возможность полноценно пользоваться шкафом и верхние ящики, до которых он не дотягивается, можно использовать для общих домашних нужд. Вот такой лайфхак! Про размеры полок шкафа:

В 5 лет ребенок дотянется до полки высотой 130 см;

В 7 лет – до 150 см;

В 9 лет он уже сможет дотянуться до высоты 170 см.

ИДЕМ ДАЛЬШЕ… КРОВАТЬ.

Кровать для «малышкового» периода обычно имеет размеры 120 х 60 см.

Далее приемлемые размеры кровати колеблются от 70 х 150 до 80 х 170 см.

Удобными считаются проходы к кровати шириной 70 см и более, старайтесь не пренебрегать этим правилом.

СТОЛ И СТУЛ.

Стол. Высота столешницы должна быть вровень с руками ребенка, согнутыми под прямым углом, когда он сидит.

Высота стула должна быть такой, чтобы спина ребенка, сидящего с ногами, согнутыми под прямым углом, плотно прилегала к спинке, а ноги свободно стояли на опоре всей стопой. Ниже я привела таблицу примерного соответствия роста/возраста ребенка и параметров стола и стула.

Дальше давайте обсудим общие правила, на которые стоит обратить внимание при выборе мебели:

Экологичность. Все материалы, из которых изготовлена мебель, – должны быть из натуральных материалов!

Обратите внимание на обработку и окраску мебели, краска должна быть безвредной, наклейки не должны легко сниматься (чтобы исключить вероятность того, что ребенок может их съесть). Текстиль в детской используется с минимальным ворсом.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Постарайтесь избежать острых углов и выступов, дети очень быстро передвигаются, их координация не до конца сформирована в раннем возрасте и очень важно, чтобы пространство вокруг было максимально понятным. Закрепите все шкафы и комоды дополнительно к стене – это важный момент.

Ну и сто раз всеми проговоренное: заглушки на окна, заглушки на розетки, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие замка с внутренней стороны детской комнаты ребенка до 14 лет.

ДОСТУПНОСТЬ.

Тут все просто: хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, – создайте ему условия для этого. Хотите, чтобы он сам убирал игрушки, – сделайте удобные шкафы и коробки. Хотите, чтобы сам одевался, – детских размеров шкаф. Хотите, чтобы запоминал картинки, заботливо развешанные мамой по комнате, повесьте их на ЕГО (ребенка) высоте. Для детей 2-4 лет верхний предел зоны видимости – 130 см, для детей 4-7 лет – 144-163 см.

МОБИЛЬНОСТЬ.

Дети, как правило, очень любят все новое. Создайте возможность для маневра и перестановки. Ящики для игрушек на колесиках, не тяжелый стол со стульчиками для игры, переносной коврик, мобильный шалаш. Ребенок сам сможет создавать сценарии игры и отдыха. Здорово же? Здорово!

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

Я писала об этом в статье прошлого года, это из личного опыта и может все старания свести к нулю. Не думайте, что вы все знаете САМИ! Привлекайте детей к созданию их интерьера, слушайте то, что они говорят, не думайте, что ребенок еще маленький – это его пространство.

Источник

Подарки и советы

Множество идей оригинальных и приятных подарков по любому событию и на все случаи жизни

Эргономичная мебель для детей. Эргономика детской комнаты Эргономика подростковой комнаты

В детской комнате чаще всего меняется мебель, так как с развитием малыша появляются новые потребности. Поэтому лучше заблаговременно подумать об этом и по возможности, приобретать мебель, которая будет «расти» с вашими детьми.

Детская мебель трансформер

Конечно, тяжело угадать, чем будет интересоваться ваш ребенок больше, поэтому лучшим вариантом будет мебель-трансформер. Это может быть стул, который с легкостью превращается в парту или даже мольберт для рисования. Так же детская мебель может меняться по высоте или наклону, после чего крепко закрепляться в нужном положении.

Предметы интерьера для детей должны быть легкими, чтоб ребенок, при необходимости сам мог переставить. И в то же время устойчивой и без острых углов, так как ребенок бывает довольно невнимателен. При увлеченной игре сносит все со своего пути.

Эргономика детской мебели

Так как маленькому ребенку тяжело объяснить, как правильно сидеть, чтоб не было искривления позвоночника и других болезней, его мебель должна быть эргономичной и комфортной. Не следует забывать и про экологичность детской комнаты, это касается как предметов интерьера, так и текстиля, и облицовки помещения. Что положительно скажется на здоровье вашего дорогого чада.

Мебель глазами ребенка

А теперь посмотрим на мебель со стороны ребенка. Она должна быть яркой и красивой. Он должен сам приучаться следить за вещами, которые ему нравятся, и тогда вам не придется менять или реставрировать те или иные предметы детской комнаты.

Если вы хотите и ребенку угодить и подобрать правильную детскую мебель, то лучше идти за покупками вместе с ребенком. Он выберет понравившуюся, а вы уже подкорректируете, чтоб его выбор соответствовал всем правилам детской мебели. Тем более фирмы-изготовители уже об этом позаботились за вас.

Кстати, кровать можно подобрать сразу двухъярусную, даже если у вас один ребенок, а сняв нижний ярус сделать там шатер или хранить игрушки, а на верхнем этаже ему будет интереснее спать. Особенно если ребенок не привык спать один, его необходимо заинтересовать. А когда появится второй ребенок, вернуть конструкции первоначальный вид.

Модульная мебель. Место для игрушек.

Место для игрушек, тоже должно быть интересным, чтоб ему самому хотелось убирать свои игрушки, играя, например, в виде сундука (с сокровищами). Не загромождайте сильно пространство комнаты, обязательно оставьте больше места для игр, особенно если ваш ребенок дошкольного возраста. Модульная мебель идеально подойдет для детской комнаты, здесь вы можете выбрать самые необходимые модули подходящего размера.

Современный рынок мебели предоставляет огромный выбор моделей на любой вкус. Поэтому, когда вы определяетесь с дизайном детской, не забывайте, что в этой комнате ваш ребенок будет проводить большую часть времени и ему должны нравиться все предметы интерьера, от обоев и напольного покрытия до мебели и элементов текстиля.

Грамотная планировка детской комнаты влияет не только на удобство ребенка, но и на его здоровье и гармоничное развитие. Дизайнер интерьеров Татьяна Масленникова делиться с нами полезными советами эргономики в детской комнате.

Что нужно предусмотреть:

  • Безопасность. Отсутствие острых углов и выступающих деталей. Приветствуются обтекаемые формы мебели. Не используйте переносные настольные лампы и тем более удлинители с проводами в детской комнате. Лучше сделать настольный светильник или висячую лампу. Розетки должны быть в зоне недосягаемости или закрыты специальными пластиковыми крышечками.
  • Экологичность. Используйте безопасные материалы. Мебель, текстиль, аксессуары предпочтительнее из натуральных материалов. Экологичный подход к уборке (минимальное использование агрессивных моющих средств).
  • Доступность. Правильно организуйте предметы мебели в детской комнате. Ребенок должен свободно перемещаться и доставать до всех полок и ящиков в комнате. Предусмотрите достаточные проходы между мебелью для свободного перемещения ребенка. Они должны быть не менее 60-80 см.
  • Атмосфера. Важную роль играют цвета. Учитывайте темперамент ребенка, расположение и освещение в комнате. В целом за основу лучше всего взять спокойные тона, создающие более спокойное настроение, а яркие цвета добавить в деталях интерьера и элементах мебели.
  • Воображение. Мелкие детали в интерьере способствуют развитию воображения. Можно также предусмотреть такие детали, как меловые доски или выделить целую стену с рулонными обоями для рисования.

Зонирование детской комнаты

Важно! Дети любят участвовать в создании своего интерьера, привлекайте их к этому приятному занятию!

Как определить размеры мебели в детской комнате?

  • Как подобрать высоту стола? Ребенок садится на стул и сгибает руки в локтях под прямым углом. При правильной высоте руки окажутся вровень со столешницей. Для пятилетнего ребенка высота стола около 45 см, для семилетнего – 48 см.
  • Высота стула подбирается так, чтобы при посадке спина плотно прилегала к спинке. Ноги должны быть согнуты под прямым углом и свободно стоять на полу. Важно, чтобы спинка стула была удобной. В пять лет высота стула будет около 26,5 см, в дальнейшем же она увеличивается, в семь лет удобнее всего сидение высотой 29 см.
  • Освещение лучше всего естественное. Но при его отсутствии или недостаточности надо предусмотреть дополнительное освещение. С левой стороны для правшей, с правой – для левшей. Хорошо использовать лампу с возможностью регулировать освещенность рабочего места. Не разрешайте ребенку пользоваться настольной лампой без включенного общего света – во избежание резких перепадов освещения.
  • Столешница стола должна быть достаточной для того, чтобы свободно разместить необходимые для работы предметы. Размер не менее 120х60 см. Допустимая минимальная ширина для одного ребенка 45 см. Нужно помнить, что в скором времени у ребенка появится компьютер, важно предусмотреть место для него на столе.
  • Под столешницей должно быть достаточно места, чтобы вытянуть ноги. Около стола поставить тумбочку или полки для хранения необходимых предметов, тетрадей и тд.
  • Шкаф в комнате, также как и вся остальная мебель, должен быть устойчивый. Его высота соответствует росту ребенка, чтобы не возникало сложностей с самостоятельной уборкой вещей. В разном возрасте габариты будут разными: в 5-6 лет ребенок сможет достать до полки высотой 130 см. В 7-8 лет высота верхней полки может быть 150 см. В 9-10 лет ребенок уже может дотянуться до 170 см. Глубину можно сократить до 50 см для экономии места.
  • Кровать. Лучше всего купить неразборную кровать с невысокой спинкой. После трех лет необходимо приобрести уже полноценную «взрослую» кровать. Спальное место 70-80 см шириной и 150-170 см. длиной.

Важные детали!

Для каждой функциональной зоны подбирать мебель с хорошо продуманными элементами (именно для этой зоны, а не потому, что такую комплектацию предлагает производитель)

Умная система хранения вещей – это не просто наличие отдельных шкафов в комнате ребенка. Важно предусмотреть отдельные элементы мебели для хранения рядом с местом их использования (одежды ближе к зоне отдыха, игрушек – к зоне игр, учебников – к зоне учебы)

Детская комната — это особое пространство в доме. Правильно подобранный интерьер и грамотно размещенный функционал будут способствовать развитию фантазии ребенка, его творческих, логических и физических способностей. Чтобы организовать комфортное пространство для счастливого детства с особой внимательностью следует отнестись к функциональному зонированию, меблировке, выбору цветовой гаммы и интерьерной тематики.

Эргономика пространства

Потребности ребенка, меняющиеся по мере его роста, предъявляют особые требования к функциональному зонированию детской комнаты. Помещение детской обычно не отличается большой площадью, при этом на скромном метраже необходимо разместить, как минимум, систему хранения, место для сна, зону для игр и занятий. Со временем в комнате также могут поселиться музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, мольберт и другие предметы, отражающие увлечения ребенка. Для всего этого тоже потребуется место. На помощь придет эргономика пространства, позволяющая разместить даже в маленькой детской комнате все необходимые зоны.

Проект Mossebo, выполненный в нейтральном скандинавском стиле, может послужить инструкцией грамотной организации пространства детской комнаты.

Светлая цветовая гамма скандинавского стиля визуально расширяет пространство, а свойственная ему эргономичность позволяет успешно реализовать подобные проекты на базе типовых российских квартир. На небольшом метраже детской размещается несколько функциональных зон: спальное место, мягкая зона для игр и отдыха, уголок для занятий и зона для активных игр. Многие элементы интерьера выполняют двойную функцию — фасад кровати, стилизованной под деревянный домик, по совместительству представляет собой стеллаж, а ступени, ведущие к горке — эргономичные шкафчики для хранения игрушек. Часть системы хранения, в целях экономии полезной площади, размещается под окном и в стенных нишах. Подоконник и плоская поверхность низкого горизонтального стеллажа обыграны с помощью нескольких подушек. В результате получается дополнительная зона отдыха, располагающая к тому, чтобы удобно устроиться у окна с книжкой в руках.

Другой проект Mossebo демонстрирует, как эргономично разместить спортивные снаряды на малометражном пространстве. Комната подростка, оформленная в минималистичном стиле hi-tech, включает рабочее место, спальную зону, систему хранения и компактный спортивный комплекс со шведской стенкой. Веревочная лестница помогает «отзонировать» пространство, отделив рабочее место от спальни. Конструкция кровати включает эргономичные шкафчики для хранения постельного белья, а в изголовье располагается небольшой стеллаж.

Функциональное зонирование детской поможет не только грамотно распорядиться квадратными метрами, но и приучить ребенка к порядку.

Детские комнаты для двоих детей диктуют особые условия, особенно, когда рассчитаны на разнополых обитателей. Если в дошкольном возрасте дети могут свободно существовать в одном помещении с общим функционалом, то по мере взросления будет возрастать потребность в личном пространстве для каждого. Если нет возможности сменить жилплощадь на более просторную или переселить одного из детей в свободную комнату, на помощь вновь придет зонирование помещения. В данном случае имеет смысл задействовать в интерьере перегородку, разделяющую метраж на два пространства. Можно использовать ширму, штору, раздвижную перегородку, высокий шкаф или стеллаж, в котором, кроме того, разместится множество полезных вещей.

Детская комната «на вырост»: универсальный интерьер

Представление о традиционной детской комнате для девочки зачастую сводится к розовому цвету и кукольной тематике. Дизайн детской комнаты для мальчика, в свою очередь, наводит на мысли о сине-голубой цветовой гамме, машинках, роботах и супергероях. Такой подход к цветовому решению и интерьерной стилистике несет в себе много отрицательных моментов.

Прежде всего, узконаправленная тематика будет накладывать определенные ограничения на детскую фантазию. Так, комната, оформленная в морской стилистике, не располагает к играм в покорителей космоса или ковбоев. Кровать в форме машины или кареты даже в детских фантазиях не сможет перевоплотиться в корабль пиратов или космический шаттл, тогда как нейтральное спальное место с успехом пройдет через все фантастические метаморфозы — ребенку достаточно взять в руки импровизированный штурвал и он уже пилотирует самолет.

Отдельного разговора заслуживает традиционная цветовая гамма детских комнат, часто представляющая собой взрыв цвета. Когда в интерьере доминируют яркие краски, глазу не на чем отдохнуть. Такое цветовое решение не располагает ни к отдыху, ни к продуктивным занятиям. Когда ребенка окружают разноцветные стены, яркая мебель и текстиль, окрашенный всеми цветами радуги, стоит ли удивляться, что он часто бывает перевозбужден. Детские кровати в форме гоночных машин также не будут способствовать спокойному сну.

Стремясь воссоздать атмосферу сказки в интерьере, можно упустить из виду главное — детская комната прежде всего должна представлять собой комфортное пространство для сна, отдыха и учебы. Это не означает, что все фантазийные элементы необходимо исключить. Главное — не переусердствовать.

Стоит помнить, что по мере взросления интересы ребенка будут меняться. Стилистика комнаты для девочки в духе «фея-принцесса-русалка» в определенном возрасте может пойти вразрез со вкусами и мировоззрением юной особы, которой будет не комфортно существовать среди розовых стен и рюш.

Если вы не хотите ограничивать фантазию своего ребенка или часто прибегать к косметическому ремонту — наиболее верным решением станет универсальное пространство, избегающее стереотипных детских расцветок и определенной тематики.

Интерьер детской комнаты из весенних проектов Mossebo демонстрирует нейтральное интерьерное решение. Простая геометрия, чистые линии и природная цветовая гамма создают универсальное пространство. С течением времени его сможет наполнить функционал и декор, отвечающий вкусам и потребностям ребенка. В таком помещении найдется место для ярких цветовых акцентов, тематических игровых комплексов, спортивных снарядов, организованной рабочей зоны и многого другого.

Нейтральный дизайн детской комнаты не обязательно должен быть скучным. Главное правильно расставить акценты. В данном случае точку притяжения взгляда задают нестандартные осветительные приборы и монохромный рисунок, нанесенный на одну из стен. Обратите внимание на универсальную тематику рисунка, которая будет уместна в комнате, рассчитанной как на мальчика, так и на девочку.

На данном этапе комната предназначена для грудного ребенка, то есть подразумевает постоянное присутствие родителей и задействует соответствующий функционал: кроватку с манежем, пеленальный столик с системой хранения и удобный стол, который можно использовать для кормления и для занятий с ребенком в будущем. Меловая доска предлагает простор для творчества. Раскладывающийся диван на данном этапе используется для отдыха родителей, а впоследствии может стать полноценным спальным местом для подросшего хозяина комнаты.

Мебель для детской комнаты

Меблировка детской комнаты — вещь непостоянная. Поскольку детская мебель не долго погостит в вашем доме, имеет смысл обратить внимание на универсальные модели. Мебель с ярко выраженными стилистическими элементами, будь то цвет, форма или декоративные детали, впишется не в каждую интерьерную стилистику, поэтому продать ее, в случае необходимости, будет сложнее, чем нейтральные модели.

Отличный вариант для детской «на вырост» — эргономичная мебель-трансформер.

Это может быть детская кроватка, трансформируемая в спальное место для подростка, раздвигающийся столик, который впоследствии сможет стать полноценным рабочим местом или парта, «растущая» вместе с ребенком — такие модели позволяют регулировать высоту и наклон рабочей поверхности, кроме того, их можно оснастить множеством функциональных аксессуаров.

Интересное решение для малометражной детской — кровать, трансформируемая в шкаф, и тем самым освобождающая полезную площадь для занятий и игр. Компактные кровати с выдвижным спальным местом придутся кстати для детских ночевок с друзьями.

  • Рабочее место по возможности должно располагаться у окна, таким образом, чтобы свет падал на рабочую поверхность прямо или с левой стороны. В таком случае правая рука не будет отбрасывать тень на страницу книги или тетради, во время выполнения домашних заданий. Разумеется, данное правило применимо только для правшей.
  • Доминирование ярких цветов в детской комнате будет оказывать перманентный возбуждающий эффект на психику ребенка. При выборе цветовой гаммы необходимо соблюдать баланс, дозировано вводя в интерьер яркие расцветки.
  • Яркие цветовые пятна необходимо размещать таким образом, чтобы они не находились в поле зрения постоянно, например, яркую контрастную стену можно разместить в изголовье кровати.

    Заказывая проект детской комнаты у профессионального дизайнера, вы можете быть уверены, что все вышеперечисленные правила будут соблюдены, а результатом станет комфортное эргономичное пространство, учитывающее вкусы и распорядок дня вашего ребенка.

    Планирование детской комнаты – занятие очень не простое и ответственное. Это только на первый взгляд кажется, что главной мукой будет выбор цвет тумбочки или сочетание по цвету ковра со шторами. Тема на самом деле на много глубже, и последствия от незнания правильного планирования этого пространства на много серьезнее. Итак, барабанная дробь – эргономика.

    Простыми словами, это наука о том, как правильно организовать внутреннее пространство жилого или рабочего помещения, чтобы человек мог комфортно себя в нем чувствовать.

    В нашем случае речь о детской, а, следовательно, от правильного ее планирования зависит то, как ребенок будет себя чувствовать, развиваться, учиться, проводить досуг и сон.

    Официальное значение термина следующее: эргономика – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

    Зонирование – это первый и, пожалуй, главный вопрос, который встает перед родителями. Основные зоны: 1) спальная 2) игровая 3) учебная 4) гардеробная. Главное правило при зонировании и подборе мебели – безопасность. Важно учитывать возраст ребенка и его потребности. Здесь можно выделить 3 периода: «малышковый» – 0-2 года, дошкольный – 2-6 лет и школьный – 6+.

    До 2-х лет в комнате должно быть максимум пространства для передвижений малыша и минимум препятствий.

    Со временем потребности ребенка будут меняться и необходимо будет обустроить полноценную зону для обучающих занятий и активного досуга (шведская стенка, качели). Не пытайтесь вместить все, о чем пишут в книгах и статьях про детское развитие – давайте будем реалистами. В совсем маленькой комнате лучше полноценно разместить две из четырех вышеуказанных зон, чем втиснуть все и не иметь возможности полноценно их использовать.

    Минимальная ширина проходов между зонами и предметами мебели должна составлять 60-70 сантиметров.

    В зависимости от возраста ребенка набор мебели в комнате меняется, и это нужно принять. Не стоит сразу пытаться создавать универсальное пространство, которое прослужит вам, допустим, с 3 до 12 лет, этот подход в корне неверный и может препятствовать гармоничному развитию вашего малыша. Главное правило, касающееся мебели, – правильные размеры. Не стоит пытаться вместить в детскую огромный шкаф или стол-книжку, который «ох, как удобно раскладывается в нужный момент». Удобно кому? Взрослому! А у нас на первом плане интересы ребенка.

    Если просто нет возможности пренебречь пространством, которое остается вверху детского шкафа (высота которого не должна превышать 180 см), – установите встроенный шкаф в потолок, нейтрального цвета. Визуально он не будет смотреться как предмет мебели, станет своего рода стеной. Но – самое важное – разбивку дверей и ящиков выполните с учетом норм и размеров именно для детской мебели, тогда и у ребенка будет возможность полноценно пользоваться шкафом и верхние ящики, до которых он не дотягивается, можно использовать для общих домашних нужд. Вот такой лайфхак! Про размеры полок шкафа:

    В 5 лет ребенок дотянется до полки высотой 130 см;

    В 7 лет – до 150 см;

    В 9 лет он уже сможет дотянуться до высоты 170 см.

    Кровать для «малышкового» периода обычно имеет размеры 120 х 60 см.

    Удобными считаются проходы к кровати шириной 70 см и более, старайтесь не пренебрегать этим правилом.

    Стол. Высота столешницы должна быть вровень с руками ребенка, согнутыми под прямым углом, когда он сидит.

    Высота стула должна быть такой, чтобы спина ребенка, сидящего с ногами, согнутыми под прямым углом, плотно прилегала к спинке, а ноги свободно стояли на опоре всей стопой. Ниже я привела таблицу примерного соответствия роста/возраста ребенка и параметров стола и стула.

    Экологичность. Все материалы, из которых изготовлена мебель, – должны быть из натуральных материалов!

    Обратите внимание на обработку и окраску мебели, краска должна быть безвредной, наклейки не должны легко сниматься (чтобы исключить вероятность того, что ребенок может их съесть). Текстиль в детской используется с минимальным ворсом.

    Постарайтесь избежать острых углов и выступов, дети очень быстро передвигаются, их координация не до конца сформирована в раннем возрасте и очень важно, чтобы пространство вокруг было максимально понятным. Закрепите все шкафы и комоды дополнительно к стене – это важный момент.

    Ну и сто раз всеми проговоренное: заглушки на окна, заглушки на розетки, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие замка с внутренней стороны детской комнаты ребенка до 14 лет.

    Тут все просто: хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, – создайте ему условия для этого. Хотите, чтобы он сам убирал игрушки, – сделайте удобные шкафы и коробки. Хотите, чтобы сам одевался, – детских размеров шкаф. Хотите, чтобы запоминал картинки, заботливо развешанные мамой по комнате, повесьте их на ЕГО (ребенка) высоте. Для детей 2-4 лет верхний предел зоны видимости – 130 см, для детей 4-7 лет – 144-163 см.

    Дети, как правило, очень любят все новое. Создайте возможность для маневра и перестановки. Ящики для игрушек на колесиках, не тяжелый стол со стульчиками для игры, переносной коврик, мобильный шалаш. Ребенок сам сможет создавать сценарии игры и отдыха. Здорово же? Здорово!

    Я писала об этом в статье прошлого года, это из личного опыта и может все старания свести к нулю. Не думайте, что вы все знаете САМИ! Привлекайте детей к созданию их интерьера, слушайте то, что они говорят, не думайте, что ребенок еще маленький – это его пространство.

    Проектирование среды и предметного мира для детей имеет свою специфику. С точки зрения эргономики к детской среде предъявляются достаточно жесткие требования. Особенно много проблем возникает в жилище, поскольку жилище традиционно строится как среда обитания взрослы со своей специфической размерностью и все увеличивающимся количеством сложных и опасных бытовых приборов.

    Поэтому, организация жизни детей в доме — важнейшая задача любой семьи. Как бы ни складывались обстоятельства — есть ли у семьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате — это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка.

    Есть предположение, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка» определенной «контролируемой территории» формирует у него соответствующие личностные качества — такие, как самостоятельность, способность самому принимать решения, активность, коммуникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

    Детское место должно отвечать общим требованиям — быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от их возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет).

    Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и ребенком и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве (2-3 года) ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется ролевым играм.

    В младенческом возрасте у ребенка формируется нормальная работа зрительного анализатора – глаза, поэтому важно продумать положение светильников в комнате. Надо обеспечить такое расположение светильников и такой тип и конструкцию экранирования, чтобы прямой свет от источника освещения не попадал в глаза ребенка.

    Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни — это сон, игра, еда. Для детей 3-6 лет эти виды деятельности сохраняются в несколько трансформированном виде. Игры становятся самостоятельными, возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, моделирование и т. п. Набор мебели для детей обеих возрастных групп один и тот же. Он включает в себя кроватку для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий росту ребенка, стол или доску для игр и работы со строго выверенной отметкой, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь.

    К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен самостоятельно застелить постель. Хорошо продуманный тип мебели и оборудования позволяет привить ребенку навыки ухода за собой, приучает к порядку. Если в детском уголке или комнате предполагается хранить игрушки в ящиках, а они достаточно легки и безопасны и могут переставляться самим ребенком, то ребенок достаточно легко приобретает трудовые навыки. Простая и легкая для перестановки мебель обеспечивает смену впечатлений, эффект новизны. Мебель может приобретать «игрушечные» черты за счет ее художественного оформления.

    Хорошо, если ребенок имеет в комнате специальное пространство для игр, работы, увлечений. Возможность вычленить подобное пространство с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто данью моде или прихотью дизайнера, но и средством сделать пространство соразмерным ребенку, дать ему возможность сосредоточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим ритмам.

    Хорошо, если у детей данной возрастной группы появляется возможность свободно рисовать и писать красками. А для этого на стене, боковой стенке кровати или на полу можно закрепить плоскость для рисования мелом или пастелью. Можно установить для ребенка мольберт.

    Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых (кратковременный и долговременный), физические упражнения (они могут рассматриваться как одна из форм отдыха). Требования к мебели в общих чертах сохраняются те же. Мебель для работы и игр остается «растущей». Мебель, как и раньше, должна иметь такое покрытие, которое позволяло бы ее мыть и дезинфицировать.

    Важным психологическим условием является создание эмоционального фона. Характер декора и сам образ комнаты должен быть выбран ребенком (речь идет о детях среднего и старшего возраста) — уголок или комната могут быть оформлены как жизненное пространство будущего спортсмена, художника, путешественника и т. п. Очень важной составляющей эмоционального комфорта является тонко использованный цвет.

    Цветовое предпочтение на протяжении всей школьной жизни ребенка изменчиво и импульсивно. Данные многих исследований показывают, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. По мере роста дети все чаще в качестве излюбленных цветов называют более холодные и более сложные тона.

    Практика применения цветов в детских помещениях непосредственно связана с возрастом ребенка.

    Яркие игрушки, разнообразные по форме и цвету, сопровождают ребенка с первых месяцев жизни, и применение первых цветов предпочтения — красного, синего, желтого — оказывается вполне оправданным. Зато цветовое окружение в этот период жизни должно быть предельно нейтральным — цвет стен, потолка, мебели должен быть очень мягким и разделенным. Для нормального развития цветоразличения необходимо, чтобы яркий фон не отвлекал ребенка, не ослаблял цветового воздействия игрушек.

    Приведенные в таблице данные о характере цветовых предпочтений могут подсказать родителям, как пользоваться цветом.

    Цвета предпочтений у детей разного возраста

    Тем не менее, не стоит забывать о том, что цветовые предпочтения не означают, что тот или иной цвет должны доминировать в интерьере детской комнаты. Это цвета, которые нравятся детям. Для общего колористического решения комнаты, как и для жилых комнат взрослых важна уравновешенная гармоничная цветовая среда, поскольку работа зрительного аппарата ребенка, как и у взрослых, в значительной степени определяется врожденными алгоритмами.

    Если в яркие цвета предпочтения окрашены подвижные элементы детской комнаты (ящики для игрушек, мебель для сидения и т. п.), которые можно переставлять и перегруппировывать, то они будут обеспечивать и поддерживать эффект новизны.

    По мере взросления ребенка желательно изменять общий цветовой колорит детского помещения, привлекая к этому своего ребенка и используя цветовые предпочтения каждого нового периода его жизни.

    Учет изложенных выше гигиенических, психологических, эстетических предпосылок определяет основные пути формирования детского интерьера, оправдывает необходимость гибко реагировать на каждое изменение в развитии ребенка.

    При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение. всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования.

    Первый путь — путь многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта.

    Второе направление — совмещение элементов мебели в двух- ярусные комплекты для экономии площади. К примеру — спальное место может быть поднято, а освободившееся пространство под ним используется для установки мебели и оборудования для игр или работы.

    Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Школьникам по силам выполнять все виды трансформации самостоятельно. Эту же задачу приходится решать при необходимости разместить в детской комнате двух и более детей.

    Отмеченная выше необходимость вычленить в общей комнате соразмерное ребенку пространство относится и к зоне сна, и к зоне игр, работы и отдыха.

    Важным условием удобства и полноценности детского интерьера является учет физиологических особенностей ребенка, обеспечение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, относится необходимость учитывать рост и остальные антропометрические данные, обеспечение условий для нормальной зрительной работы, нормальных условий для физического развития.

    Первое из названных условий требует, чтобы родители контролировали размеры мебели (прежде всего расстояние от пола до рабочей плоскости стола, низа столешницы, сиденья) и проверяли, соответствуют ли они физическим данным ребенка.

    Важным показателем удобства детской мебели являются правильные размеры сиденья, т. е. достаточная опорная плоскость способствует нормальному развитию ребенка.

    Крышка стола должна иметь приспособление для установки как горизонтально, так и под углом 7-16°.

    При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть более 60 мм.

    Есть еще один показатель, который может служить для дополнительной проверки правильности принятой отметки сиденья. Удобство и правильность сиденья определяется тем, что ноги упираются в пол, не перенапрягая седалищные мышцы.

    Параметры детского сиденья

    С первого года жизни ребенка необходимо обеспечить условия для физических упражнений, постепенно меняя характер тренажеров. После 1-2 лет устанавливается шведская стенка, закрепляется в дверном проеме турник, подвешивается канат. Для детей старшего возраста устанавливаются стационарные или трансформирующиеся тренажеры, способные освободить место для другой деятельности.

    По мере роста ребенка увеличивается емкость шкафов. Появляется библиотека, увеличивается объем школьных принадлежностей и учебников, что требует дополнительных шкафов.

    Каждое помещение квартиры нуждается в определенной доработке с учетом роста ребенка. Уже говорилось о необходимости расположения крючков на удобном для ребенка уровне в прихожей. Но также необходимы подставки для удобства мытья посуды ребенком и для работ в кухне, нужны простейшие устройства для ребенка в ванной комнате и т. п.

    Свою специфику имеют и другие типы среды, где проходит жизнь, игра, обучение детей. Эту специфику имеют детские и спортивные площадки, интерьеры и игровые площадки детских дошкольных учреждений, детские медицинские учреждения. И, конечно, очень специфичным является проектирование предметного мира детей, от игрушек – до одежды, обуви, мебели, и специальных устройств различного назначения. Следует учитывать и то, что ребенок, в процессе своего развития проходит стадии от младенца – до, фактически, взрослого человека, что определяет серьезную возрастную специфику.

    Если вы проектируете детскую площадку для игр, то вам, кажется, ясно, что для нее требуется. Вы легко представляете себе детей, бегающих, метающих какие-то предметы, качающихся, прыгающих, карабкающихся, борющихся, вращающихся, кувыркающихся, балансирующих, ползающих, прячущихся, копающих землю, катающихся на коньках, досках и велосипедах. Но одно дело – общее представление, а другое – конкретный, хорошо организованный и рациональный проект. Каждая игра и оздоровительное мероприятие требуют включения в рассмотрение дополнительных особенностей окружающего пространства, необходимых для обеспечения этих занятий.

    В проектировании для детей, как ни в какой другой области необходим системный подход с учетом эргономических особенностей. В распоряжении проектировщика имеются многочисленные эргономические справочные данные. Необходимо только понимать, что проектирование для детей – зона особой ответственности.

    Источник

    Читайте также:  Сделай сам производство мягкой мебели
  • Оцените статью