Эргономика детской мебели таблица

Размеры мебели для детей от рождения до 11 лет

Эргономика детской мебели и антропометрия

Эргономика изучает движения человеческого тела во время работы и предметы, находящиеся в контакте с ним.

Учёные просчитали каждый миллиметр пространства, в котором мы живём, и занесли эту информацию в нормативные документы. Например, проход между мебелью в квартире должен быть не меньше 90 см. Это расстояние обеспечит удобство и безопасность передвижения. Конечно, предметы можно ставить ближе, но тогда, скорее всего, человек будет задевать их при ходьбе.

Антропометрия изучает размеры человека: рост, вес, длину ног. Под полученные данные подстраивается всё, что нас окружает. Например, высота ступеньки должна быть 15 см. Если она выше или ниже, человек почувствует дискомфорт.

Антропометрия и эргономика находят оптимальный вариант пространства для человека.

Эргономичная мебель для детей

Зная основные параметры ребёнка, родители подберут для него удобную мебель. Эргономика подскажет, какой высоты должны быть тумбочка и кровать, а антропометрия «расставит» их между собой на безопасное расстояние.

Читайте также:  Как собрать диван мартин ами мебель

Проблема в том, что нормативные документы с размерами эргономичной детской мебели составлены в 60-х годах и не учитывают современные реалии. Существуют переиздания, но содержание их почти не изменилось. К тому же в России нет единого документа, в котором была бы собрана вся информация. Размеры шкафчиков для детских садов можно найти в ГОСТ 26682-85, кроватей — в ГОСТ 19301.3-94.

Современные производители часто изготавливают продукцию на основании собственных документов, маркируя её по возрасту. Но родителям непонятно, будет ли удобен стул их трёхлетнему малышу, хотя на упаковке и написано +3.

Таблицы с размерами: высота стула, стола и другой мебели по росту ребёнка

Основываясь на своём опыте работы архитектором, я проработала все нормативные документы по детской мебели, которые удалось найти, и составила две таблицы.

В них вошли размеры основных предметов мебели для детей от рождения до 11 лет: стола, стула, кровати, шкафа, картин (плакатов/зеркал), полки, подставки и стеллажа. Показатели взяты средние. Если рост ребёнка находится на рубеже двух столбцов, рекомендуется сделать выбор в пользу большего.

Кровать. Кровати в таблице представлены в соответствии с методом Монтессори, поэтому стандартная люлька с решётками в ней отсутствует. Размеры напольного матраса указаны для роста малыша до 100 см, но это только рекомендация. При желании матрас можно использовать и в более старшем возрасте.

Длина кровати для малыша старше трёх лет — 120 см. Но, если родители лежат перед сном рядом с ребёнком, имеет смысл присмотреться к модели длиной 200 см.

Шкаф. В таблице вы найдёте шкафы в соответствии с методом Монтессори, но с учётом предложения современных производителей.

Для роста 101–145 см можно взять шкаф побольше относительно рисунка в таблице, снизу сделать два выдвижных ящика вместо одного, сбоку — три полочки для сложенных вещей и одну сверху для хранения сезонной одежды.

Стул. Детские стулья в среде Монтессори бывают трёх видов:

Для детей от шести месяцев до полутора лет подойдёт стул с подлокотниками, который убережёт от заваливания в стороны. Он тяжелее обычных, что поможет избежать переворачивания.

После полутора лет можно предложить классический стул и табурет для переодевания и переобувания. А для трапезы за взрослым столом — растущий стул. Его конструкция безопасна и позволяет детям самим забираться на стул и слезать с него.

Подставки для раковины и унитаза. Раковины и унитазы в таблице имеют определённую высоту. Это средние показатели того, что предлагает рынок. Если размеры вашей сантехники отличаются, необходимо сделать корректировку. Предлагаю воспользоваться следующими формулами.

Для унитаза: высота подставки = (высота унитаза + высота накладок) — длина голени со стопой до колена. Если вы используете накладку с выступающей передней частью, её высоту следует измерить по самой высокой точке.

Для раковины: высота подставки = высота раковины — высота от пола до локтя стоя.

В некоторых графах таблицы есть пометка «не требуется» — значит, ребёнок дорос до «взрослого уровня» и предмет ему больше не нужен. Надеюсь, они помогут родителям выбрать своему ребёнку действительно удобную мебель, соответствующую его росту, а не надписям на упаковке.

Алёна Митина — архитектор и Монтессори-мама

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Демо-доступ к курсу «Развитие ребёнка с 1 до 3 лет»

В трёх бесплатных уроках наши эксперты поделятся быстрыми и эффективными практиками, которые помогут решить проблемные ситуации и быстро восстановить родительский ресурс

Источник

Эргономика детской комнаты.

Планирование детской комнаты – занятие очень не простое и ответственное. Это только на первый взгляд кажется, что главной мукой будет выбор цвет тумбочки или сочетание по цвету ковра со шторами. Тема на самом деле на много глубже, и последствия от незнания правильного планирования этого пространства на много серьезнее. Итак, барабанная дробь – эргономика.

Простыми словами, это наука о том, как правильно организовать внутреннее пространство жилого или рабочего помещения, чтобы человек мог комфортно себя в нем чувствовать.

В нашем случае речь о детской, а, следовательно, от правильного ее планирования зависит то, как ребенок будет себя чувствовать, развиваться, учиться, проводить досуг и сон.

Официальное значение термина следующее: эргономика – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Зонирование – это первый и, пожалуй, главный вопрос, который встает перед родителями. Основные зоны: 1) спальная 2) игровая 3) учебная 4) гардеробная. Главное правило при зонировании и подборе мебели – безопасность. Важно учитывать возраст ребенка и его потребности. Здесь можно выделить 3 периода: «малышковый» – 0-2 года, дошкольный – 2-6 лет и школьный – 6+.

До 2-х лет в комнате должно быть максимум пространства для передвижений малыша и минимум препятствий.

Со временем потребности ребенка будут меняться и необходимо будет обустроить полноценную зону для обучающих занятий и активного досуга (шведская стенка, качели). Не пытайтесь вместить все, о чем пишут в книгах и статьях про детское развитие – давайте будем реалистами. В совсем маленькой комнате лучше полноценно разместить две из четырех вышеуказанных зон, чем втиснуть все и не иметь возможности полноценно их использовать.

Минимальная ширина проходов между зонами и предметами мебели должна составлять 60-70 сантиметров.

МЕБЕЛЬ.

В зависимости от возраста ребенка набор мебели в комнате меняется, и это нужно принять. Не стоит сразу пытаться создавать универсальное пространство, которое прослужит вам, допустим, с 3 до 12 лет, этот подход в корне неверный и может препятствовать гармоничному развитию вашего малыша. Главное правило, касающееся мебели, – правильные размеры. Не стоит пытаться вместить в детскую огромный шкаф или стол-книжку, который «ох, как удобно раскладывается в нужный момент». Удобно кому? Взрослому! А у нас на первом плане интересы ребенка.

Если просто нет возможности пренебречь пространством, которое остается вверху детского шкафа (высота которого не должна превышать 180 см), – установите встроенный шкаф в потолок, нейтрального цвета. Визуально он не будет смотреться как предмет мебели, станет своего рода стеной. Но – самое важное – разбивку дверей и ящиков выполните с учетом норм и размеров именно для детской мебели, тогда и у ребенка будет возможность полноценно пользоваться шкафом и верхние ящики, до которых он не дотягивается, можно использовать для общих домашних нужд. Вот такой лайфхак! Про размеры полок шкафа:

В 5 лет ребенок дотянется до полки высотой 130 см;

В 7 лет – до 150 см;

В 9 лет он уже сможет дотянуться до высоты 170 см.

ИДЕМ ДАЛЬШЕ… КРОВАТЬ.

Кровать для «малышкового» периода обычно имеет размеры 120 х 60 см.

Далее приемлемые размеры кровати колеблются от 70 х 150 до 80 х 170 см.

Удобными считаются проходы к кровати шириной 70 см и более, старайтесь не пренебрегать этим правилом.

СТОЛ И СТУЛ.

Стол. Высота столешницы должна быть вровень с руками ребенка, согнутыми под прямым углом, когда он сидит.

Высота стула должна быть такой, чтобы спина ребенка, сидящего с ногами, согнутыми под прямым углом, плотно прилегала к спинке, а ноги свободно стояли на опоре всей стопой. Ниже я привела таблицу примерного соответствия роста/возраста ребенка и параметров стола и стула.

Дальше давайте обсудим общие правила, на которые стоит обратить внимание при выборе мебели:

Экологичность. Все материалы, из которых изготовлена мебель, – должны быть из натуральных материалов!

Обратите внимание на обработку и окраску мебели, краска должна быть безвредной, наклейки не должны легко сниматься (чтобы исключить вероятность того, что ребенок может их съесть). Текстиль в детской используется с минимальным ворсом.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Постарайтесь избежать острых углов и выступов, дети очень быстро передвигаются, их координация не до конца сформирована в раннем возрасте и очень важно, чтобы пространство вокруг было максимально понятным. Закрепите все шкафы и комоды дополнительно к стене – это важный момент.

Ну и сто раз всеми проговоренное: заглушки на окна, заглушки на розетки, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие замка с внутренней стороны детской комнаты ребенка до 14 лет.

ДОСТУПНОСТЬ.

Тут все просто: хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, – создайте ему условия для этого. Хотите, чтобы он сам убирал игрушки, – сделайте удобные шкафы и коробки. Хотите, чтобы сам одевался, – детских размеров шкаф. Хотите, чтобы запоминал картинки, заботливо развешанные мамой по комнате, повесьте их на ЕГО (ребенка) высоте. Для детей 2-4 лет верхний предел зоны видимости – 130 см, для детей 4-7 лет – 144-163 см.

МОБИЛЬНОСТЬ.

Дети, как правило, очень любят все новое. Создайте возможность для маневра и перестановки. Ящики для игрушек на колесиках, не тяжелый стол со стульчиками для игры, переносной коврик, мобильный шалаш. Ребенок сам сможет создавать сценарии игры и отдыха. Здорово же? Здорово!

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

Я писала об этом в статье прошлого года, это из личного опыта и может все старания свести к нулю. Не думайте, что вы все знаете САМИ! Привлекайте детей к созданию их интерьера, слушайте то, что они говорят, не думайте, что ребенок еще маленький – это его пространство.

Источник

Эргономика детской мебели таблица

Эргономика детской мебели

Ребенок постоянно растет и в первые годы жизни размеры тела меняются быстро. Мебель первого года жизни составляет особую группу — без номера. Ее номенклатуру составляют: кроватка (как правило, «на вырост», т. е. с возможностью трансформации на следующие ростовые группы), пеленальный стол и манеж. Как только ребенок начинает ходить, ему требуется мебель, развивающая его ориентацию во внешнем мире, формирующая привычку сидеть на стуле за столом. Для проектирования детских столов и стульев антропометрические данные детей дошкольного возраста образуют 5 ростовых групп с присвоением условных номеров.

Связанные между собой параметры стола и стула соответствующих номеров различаются в каждой группе роста и обеспечивают правильную позицию тела в положении «сидя», что чрезвычайно важно не только в перспективе формирования осанки, но и в плане профилактики целого ряда заболеваний, связанных с проблемами патологий позвоночника, причины которых коренятся в раннем детстве. С точки зрения обеспечения условий для выработки нормальной осанки важно учитывать, что у ребенка еще не сформировались все естественные изгибы позвоночника. Первым появляется шейный лордоз, когда ребенок начинает активно держать головку. Когда ребенок осваивает хождение, формируется поясничный лордоз, который и следует учитывать при проектировании детского стула. Окончательное формирование позвоночника завершается примерно к 20-ти годам. Правильная поза в положении «сидя» обеспечивает нормальное развитие межпозвоночных хрящей и суставов, а также предупреждает образование патологических боковых изгибов позвоночника — сколиозов.

Постоянный процесс роста и формирования осанки ребенка выдвигает актуальную проблему соответствия функциональных размеров мебели размерам тела. В идеале мебель должна бы расти вместе с ребенком. Установлено, что ребенок должен сидеть так, чтобы его ноги не свешивались, не доставая до пола: стопы ног должны стоять на полу. Также недопустимо, чтобы ребенок сидел на слишком низком стуле, это вынуждает горбиться. Ежегодная прибавка к некоторым функциональным размерам по мере увеличения группы роста доходит до 40-60 мм.

Существуют два подхода к решению проблемы обеспечения соответствия мебели росту ребенка. Один из них — ежегодная замена мебели (стола и стула) по мере роста ребенка. Другой — «растущая» мебель, в конструкции которой предусмотрена возможность увеличения функциональных размеров оптимально на две ростовые группы. Такая мебель будет соответствовать росту ребенка не менее трех лет. Первый подход целесообразен для детских дошкольных учреждений, где ежегодная частичная смена контингента позволяет осуществить подбор мебели из всего состава, имеющегося в наличии, в соответствии с ростом каждого ребенка.

Второй подход целесообразен для домашнего использования. Опыт показывает, что «растущая» мебель вызывает интерес и у работников детских дошкольных учреждений, поскольку соотношение высокорослых и низкорослых детей по годам носит волнообразный характер. Известно несколько конструктивных способов преобразования функциональных размеров детской мебели, но эта тема выходит за пределы настоящей статьи и требует особого рассмотрения.

Детские кровати предусматриваются двух типов: кровать с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3-х лет и кровать для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Расстояния между вертикальными стойками ограждения в кровати 1-го типа должны быть 60-100 мм.

В кроватях с ограждениями должна быть предусмотрена возможность перемещения вниз бокового ограждения не менее чем на 135 мм, но по согласованию с потребителем допускается изготавливать кровати 1-го типа без перемещения вниз бокового ограждения. В ограждении допускается вводить дополнительный горизонтальный брусок на высоте не менее 815 мм от пола.

В конструкции кровати 1-го типа может быть предусмотрена возможность ее преобразования в кровать 2-го типа, как только явится такая необходимость. При этом кровать 1-го типа может быть скомбинирована с небольшим комодом для подручного хранения детского белья и с верхней плоскостью, имеющей ограждения и используемой как пеленальный столик. Кровать 2-го типа может иметь удлиненное ложе «на вырост», либо такую конструкцию, которая предусматривает возможность увеличения длины по мере необходимости.

Шкаф для детских вещей и игрушек может иметь вид стеллажа, рассчитанного «на вырост», но лучше, когда предназначенный для игр, учебных пособий и игрушек шкаф соразмерен росту и пропорциям тела ребенка.

Соответствие психоэмоциональным требованиям, создание условий для развития интеллекта.

Жизнерадостность — нормальное психологическое состояние для ребенка. Требования к приданию детской мебели характеристик, поддерживающих оптимистическое настроение, положительно влияющих на эмоциональное состояние, создающих условия интеллектуального развития, способствующих развитию чувств, включая эстетическое восприятие окружающего тира, наиболее сложны для четкого определения и для ответа на них средствами дизайна. Эта группа требований и условий, которые на практике при проектировании детской мебели либо совсем игнорируются, либо решаются с позиций миропонимания взрослых людей без учета специфики детского мировосприятия.

Для того чтобы ощутить эту разницу восприятия окружающего мира вещей, нужно попробовать увидеть мир глазами ребенка.
Возможность почувствовать и наглядно представить ощущения ребенка в мире взрослых вещей дают выставки вроде той, которая, по газетным сообщениям, проходила в октябре текущего года в Киеве и называлась «Мир глазами ребенка». Были представлены привычные предметы непривычно больших размеров, при этом их можно было осматривать, трогать и брать в руки. Громадное кресло для отдыха, гигантские чашка, ложка и миска призваны напомнить взрослым об их первых опытах общения с домашними вещами и вновь ощутить, как чувствует себя маленький человек в мире пугающе больших предметов и огромных существ.

В пространстве взрослого мира детская мебель организует соразмерную ребенку среду. Такие средства дизайна, как масштабность, пропорциональность, ассоциативность и цвето-фактурные сочетания вполне достаточны для решения задачи создания художественного образа детской мебели. На практике встречаются предложения детской мебели в виде уменьшенных копий взрослой, украшенной картинками с персонажами популярных сказок и мультфильмов. Этот декор, как правило, не связанный с формой мебельных предметов и назойливый в своей безусловности, довольно скоро перестает привлекать внимание ребенка, в то время как художественные образы, связанные с формообразованием мебели, ее пластикой и абрисами, построенными по принципу ассоциативности, способны каждый раз восприниматься по-новому, давая волю воображению и развивая фантазию ребенка.

Цвет — сильное средство художественной выразительности мебели. Существует немало исследований психологического воздействия цвета на человека и при некоторых различиях их выводов неоспоримым остается факт, что дети не различают тонких оттенков цветовых сочетаний, их привлекают яркие и чистые цвета. Однако следует учитывать, что яркие насыщенные цвета в больших количествах могут оказывать негативное воздействие, поэтому цвет мебели принято рассматривать как нейтральный фон для ярких цветовых акцентов.

Детская мебель может включать элементы дидактического характера, знакомящие с простыми геометрическими формами, помогающими осваивать счет и грамоту, различать цвета спектра.

Дети по своей природе — исследователи и, не обладая жизненным опытом, в своем стремлении познать границы возможного, могут попадать в опасные ситуации. По отношению к мебели безопасность может быть структурирована как психологическая, физическая и химическая.

О психологической безопасности уже упоминалось в предыдущем разделе. Инстинктивное стремление к гармоничному душевному равновесию вызывает у детей тягу к безопасной и жизнерадостной среде обитания и одновременно — жажду исследования границ этой безопасности. Поэтому дети обожают волшебные сказки и байки-страшилки, которыми полон детский фольклор, это один из способов преодолеть свои страхи. Светлый, радостный образ жилой среды в немалой степени способствует нейтрализации таких пугающих детей атрибутов жизни, как темнота, отход ко сну и т. п.

Необходимость обеспечения физической безопасности в немалой степени связано с тем, что в процессе игры дети могут предпринимать такие действия с мебелью, которые взрослому не придут в голову. Детская жажда познания всего многообразия такого непонятного им окружающего мира, стремление ребенка узнать границы безопасности и даже испытать опасность требуют от дизайнера особого внимания к удовлетворению условий прочности и травмобезопасности мебели. Мебель должна быть устойчивой против опрокидывания, иметь смягченные заоваленные кромки и скругленные углы. Химическая безопасность предполагает использование в изготовлении детской мебели натуральных и нетоксичных материалов.

Таким образом, специфика требований, предъявляемых к детской мебели, связана с осознанием принципиального различия между миром взрослых и миром детей, с пониманием того, что ребенок не просто человечек маленького роста. Что помимо физических размеров важны различия остальных характеристик, включая мышление, чувства, опыт и характер мировосприятия в целом. Поэтому проектирование детской мебели путем простого уменьшения размеров мебели, предназначаемой для взрослых, глубоко ошибочно.

Источник

Оцените статью