Эмоции это компонент чувственной ступени познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Читайте также:  Как подниматься по пьяной лестнице

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Читайте также:  Рекорд по трехколенной лестнице

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Чувственное познание и его элементы.

Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.).

Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.

Ощущениявозникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи. Человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями. «…Поэтому имеющихся у человека органов чувств, – как писал Л. Фейербах, вполне достаточно для познания мира».

Первую форму чувственного познания (ощущение) характеризует наличие анализа: органы чувств фиксируют из множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания – в восприятии.

Восприятие– это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.

Представление третья форма чувственного познания.Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух фор-мах – в виде образов памяти и воображения. Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Иначе говоря, представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета. Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.

Итак, представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления благодаря памяти и воспоминанию. Однако представление может существовать и как образ, созданный продуктивным воображением. Иначе говоря, представить можно и то, что в действительности не существует и никогда не существовало. Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. Примером такого рода представлений являются мифологические и сказочные образы. Вместе с тем, воображение, фантазия также необходимы в научном познании. Здесь формирование научных представлений носит подлинно творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научной, технической и художественной деятельности. Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

К чувственному познанию относятся также эмоции: гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск истины. Чувственное познание включает и интуицию. Она определяется как способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Ее роль особенно велика в творческом процессе, создании новых научных теорий, когда необходимы внезапные скачки ума, прорывающие сеть сложившихся стереотипов, доказательств и обоснований. Интеллектуальная интуиция рассматривается как внутреннее прозрение.

Источник

Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Познание – есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, предполагающей опосредованное отражение действительности во всей совокупности ее свойств, качеств и связей между объектами.

Понятие и уровни познания

Проблема познания является одной из извечных философских проблем, поскольку непосредственно связана со способностью человека понять самого себя через опосредование окружающего мира (действительности). При этом отношение «субъект-бытие», преобразуется в отношение «образ-объект», которое может раскрываться одновременно с трех альтернативных позиций – субъективного и объективного идеализма, а также материализма.

Субъективный идеализм нивелирует возможности познание. Согласно его положениям, образ представляет собой не более чем анализ собственных чувственных данных субъекта. При этом объект может как существовать где-то вне субъекта и оставаться для него принципиально непознаваемым (вещь в себе), так и не существовать вовсе, являясь лишь идеальным образом самого субъекта. Все это приводит к тому, что анализируя образы, возникающие при соприкосновению человек в лучшем случае познает самого себя, свой внутренний мир, либо и вовсе находится в плену иллюзий и никакое объективное изучение действительности, даже если таковая присутствует, невозможно.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно объективному идеализму образу возникающие в сознании человека есть отражение неких идеальных структур, которые детерминируют объекты материального мира и могут анализироваться лишь рациональными средствами. Объективный идеализм дает основания для гносеологического позитивизма, однако оставляет множество неразрешенных вопросов, т.к. полностью отрицая ценность чувственного познания, он не только лишает рациональное познание какой-либо базы, предпосылок для развертывания его анализа, но также не оставляет достаточно четких критериев отделения объективных знаний, от метафизических построений, выстроенных на логической основе.

Материалистическая позиция базируется на предположении, что образы представляют собой психические отражения реально существующих объектов материальной реальности. Соответственно опираясь на образы человек способен постигать действительность, исследовать существенные свойства и стороны объектов, их взаимосвязи, а также проверять полученные знания посредством практики, т.е. через взаимодействие с объектами выстроенное на основе полученных знаний.

Современные представления о познании, доминирующие в научной среде опираются именно на материалистическую модель. При этом сам процесс познания имеет сложную структуру и осуществляет на двух взаимосвязанных уровнях:

Чувственное познание

В истории философии чувственное (сенсуалистское, эмпирическое) и рациональное познание, традиционно противопоставлялись друг другу и являлись конкурентными теориями, хотя в действительности между ними существует теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Вместе с тем, чувственное познание является более первичным, как в онтогенетическом, так и в филогенетическом смысле, поскольку физиологической базой для него выступает работа органов чувств и только уже после освоения субъектом языка, формируется познание рациональное.

Само по себе чувственное познание представлено тремя процессами, которые позволяют создать образ объекта окружающей реальности:

Ощущение представляет собой элементарный сенсорный акт, в ходе которого субъект с помощью органов чувств отражает отдельные свойства объектов доступных для наблюдения. Ощущение существует в первую очередь на уровне высшей нервной деятельности и достаточно редко бывает представлено в сознании субъекта в непосредственном виде.

Восприятие представляет собой более сложную познавательную деятельность, в ходе которой благодаря интеграции ощущений, а также операций обобщения и категоризации формируется целостный образ объекта, находящегося в непосредственном восприятии личности. Процесс восприятия в значительно большей степени, чем ощущения, опосредуется языком и рациональным познанием. В ходе своего развития процесс восприятия включает в себя не только моторную познавательную активность, но также мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, обращение к памяти, которые протекают неосознанно для самого субъекта и позволяют быстро идентифицировать и категоризовать объект, вместо того, чтобы выстраивать его образ каждый раз заново.

Представление в философии предполагает возможность восстановление образа объекта, при отсутствии такового в непосредственном контакте с познающем субъектом, при этом образ восстанавливаемый по данным памяти, не только переживает значительную мыслительную переработку, но также позволяет производить над ним различные операции, позволяющие видоизменять и модифицировать его.

Рациональное познание

Рациональное познание возникает в более позднем возрасте по сравнению с чувственном, а именно после полного овладения речью, когда у ребенка начинают формироваться первые понятия. Речь в значительной степени опосредует все психические процессы, не только мышление, но также память и восприятие, в результате чего картина мира становится не чувственно-образной, а абстрактно-понятийной. Понятийный аппарат позволяет вычленять в изучаемых объектах существенные признаки и свойства независимые от чувственных данных, выстраивать более сложные связи и отношения.

Элементарными формами рационального познания выступают понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет обобщенный образ объекта, в котором отражены его существенные свойства, суждение – утверждение о наличии или отсутствии у объекта определённых качеств, а умозаключение – вывод из посылок-суждений.

Рациональное познание базируется на чувственном и невозможно без наличия у субъекта чувственного опыта, однако выходит далеко за его пределы и способно заменять собой данные чувственного восприятия, при моделировании объектов, которые недоступны для непосредственного наблюдения человеком, например, радиоволн, или элементарных частиц.

Источник

Оцените статью