Экологическое образование как ступень экологической культуры

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Статья о понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Скачать:

Вложение Размер
izuchenie_ponyatiy.docx 18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение понятий «экологическая культура»,

«экологическое воспитание и образование»

Экологическое воспитание детей начинается ещё с раннего детства в семье и детском саду. За короткое время педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Ребёнок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающим миром. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются и выстраивается мировоззренческая позиция человека к окружающему миру.

Именно в детские годы человек исследует и открывает мир для себя. И в том, какой мир предстанет перед ребёнком, ответственен взрослый. Если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры, ребёнок откроет чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

Экологическая культура (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [1] , гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды [2] .

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения [3] . Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылевой, определяет особые качества личности, компонентами которой являются:

· интерес к природе и проблемам ее охраны;

· знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

· нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

· экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

· мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [4] .

Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый человек. Но только при непрерывном экологическом воспитании будет формироваться экологическая культура.

Для того чтобы устойчиво развивалось наше общество и сохранялось здоровье нации и окружающей среды необходимо развитие экологической культуры всего населения страны. По этой причине экологическое воспитание должно быть комплексным. Формирование экологической культуры обучающихся должно стать важнейшей педагогической задачей.

Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

С. Д. Дерябо выделяет три основные задачи экологического образования:

– формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;

– формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;

– формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой [5] .

Межпредметное содержание экологического образования разработано учеными И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, Н.М.Мамедовым, С.Н.Глазачевым и объеденен в четыре компонента:

1. Познавательный — это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2. Ценностный — осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3. Нормативный — этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4. Деятельностный — овладение видами и способами общественно — полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально — природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

[1] Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования

[2] С. Д. Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая педагогика и психология.

[3] Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.

[4] Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания

[5] С. Д. Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая педагогика и психология.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, .

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры.

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче.

Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Уровень экологической культуры населения — один из критериев цивилизованного общества, показатель степени развития человека как элемента экосистемы и социума, а экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
Экология приобретает черты всеобъемлющего и современного мировоззрения, превращаясь в учение о путях выживания человечества. 30.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ

Новикова Жанна Николаевна,

преподаватель естественнонаучных дисциплин

Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске

«Экологическое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей. Экологию должен отличать нравственный аспект, что потребует пересмотра современного состояния педагогической системы»[1], — говорится в Концепции непрерывного экологического образования РФ, которая, в соответствие с требованиями:

  1. Федерального Закона от 10.01.2002 № 07-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. статьи 73-75 Закона «Об образовании» (1996 год);
  3. постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года «О мерах по улучшению экологического образования населения»;
  4. нормативных правовых актов РФ в сфере образования проводит работу по созданию системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования населения, цель которого – развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.

И центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технологии, а образование, которое следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

Уровень экологической культуры населения — один из критериев цивилизованного общества, своеобразный показатель степени развития человека как элемента экосистемы и социума.

Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания.

Экологическая культура – это целостная система знаний отдельно взятой личности об экологии, достижениях научно-технического прогресса в этой области, умение и потребность использовать их в личной, общественной и профессиональной деятельности, это взгляд на экологические вопросы взаимоотношения человека, общества и биосферы.

И образование рассматривается как объект формирования способности эффективно и адекватно реагировать на общественные запросы, при этом сохраняя положительный опыт, накопленный ранее. Это требует формирования целостной системы непрерывного обучения и развития личности обучаемого в различных образовательных организациях, обеспечивающих разные уровни подготовки.

Сегодня, в период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл.

Концепция непрерывного экологического образования предусматривает необходимость включить рассмотрение экологических проблем во все учебные программы, так как эти проблемы становятся настолько серьезными и конкретными, что должны быть задействованы все каналы воздействия на личность. И для решения поставленных задач необходима совместная деятельность всех педагогов, а не только экологов, биологов, географов на всем образовательном пространстве, независимо от специальности, которые будут не просто передавать знания, умения, навыки о структуре, законах природы, но и формировать цели взаимодействия с ней, отношение к ней и её значении для сохранения жизни всего человечества.

Экология приобретает черты всеобъемлющего и современного мировоззрения, превращаясь в учение о путях выживания человечества.

Основой и составными частями экологической культуры личности являются её экологическая грамотность, эрудиция, образованность и компетентность.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в условиях активного ускорения промышленного производства с его многоотходными технологиями привело к тому, что нависла угроза существования самого человечества на нашей планете.

В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Для каждого человека биотоп – это среда существования и источник всего необходимого для него. Человека нельзя отделить от природы, как впрочем, и природу нельзя отделить от человека – это тесные взаимосвязанные компоненты одной экосистемы.

Сегодня важнейшей потребностью для людей стало преодоление экологической безграмотности человечества, — причины возникновения кризисной экологической ситуации во всем мире.

Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо проводить экологическую и природоохранную работу, целенаправленное воспитание с подрастающим поколением.

Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить ступенчатый характер этого процесса, который в свою очередь подразделяется на экологическое сознание и экологическое поведение. Это две стороны одного процесса и включают в себя:

  • особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

  • огромное значение психологического аспекта:
  1. развитие экологического сознания;
  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  4. воспитание устойчивой воли;
  5. формирование значимых целей экологической деятельности.

Возникает противоречие между осознанием необходимости повышения качества экологического образования и воспитания и отсутствием научно обоснованных педагогических условий для реализации принципов преемственности, системности и непрерывности, связанных с повышением качества экологического образования.

В современной науке создана теоретическая база, сформулированы положения, идеи, способы, позволяющие найти ее решение.

В работах многих ученых рассматривается роль и важность преемственности:

  • в развитии познавательной активности детей (В.В. Зайко);
  • в формировании нравственных качеств (О.С. Богданова, Л.И. Катаева, З.Б. Лопсонова, Л.И. Мушенок);
  • и педагогические условия ее осуществления (С.В. Козин, Т.С. Комарова, В.Я. Лыкова, Л.А. Парамонова, А.П. Сманцер, Г.Н. Соколова, Т.В. Тарунтаева).

Также обосновывается необходимость согласованности и перспективности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания на каждой ступени развития личности ребенка.

Экологическая компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков, значимых для решения экологических задач и позволяющих это успешно делать.

Преемственность в обучении – это построение единой содержательной линии педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка и его успешный переход на следующую ступень образования. Это последовательная и непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности обучаемого, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы обучения.[2]

Э кологическое образование является неотъемлемой частью общей системы образования и профессиональной подготовки специалистов.

Принцип преемственности и развития личности является ведущим принципом при реализации требований ФГОС и лежит в основе преемственности основных образовательных программ начального, среднего, высшего, а также профессионального образования и духовно-нравственного развития и воспитания обучаемых.

В отечественной педагогике преемственность определяется как один из общедидактических принципов, тесно связанный с другими принципами научности, систематичности, последовательности, прочности и представляет собой систему связей (межэтапных, межпредметных, межцикловых), образующих единство разноуровневых образовательных организаций в достижении конкретных целей образовательного процесса и его непрерывности.

Преемственность — это целостный процесс, в результате которого накапливается опыт экологической культуры ребёнка при взаимодействии его с природой, социумом на основе получаемых знаний и навыков общения с миром живых организмов, полученных в семье, дошкольных образовательных организациях, школе, ВУЗе, профессиональном обучении и реализованных в действиях конкретного индивидуума по сохранению, защите и улучшению природной среды. [3].

И.Т. Гайсин считает, что преемственность в системе непрерывного экологического образования — это не только следование логике учебно-воспитательного процесса, а, в основном, — это осмысление изученного материала на новом, более высоком уровне с учетом качественных изменений, которые происходят с личностью обучаемого [4]. Если внутри каждого этапа экологического образования в основном проявляется преемственность на одном уровне (количественные изменения), то переход от одного этапа (ступени) к последующему носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся.

Для реализации принципа преемственности нужна постоянная диагностика соответствия фактических результатов деятельности ДОО, школы ее промежуточным и конечным целям. И не всегда конечные результаты соответствуют запланированным. Но упущения и недостатки на любом этапе работы по реализации принципа преемственности в экологическом образовании обучаемых могут стать невосполнимыми педагогическими потерями, так как их практически трудно, а зачастую и невозможно исправить на последующих ступенях образования в результате нарушения непрерывности. [5; 6].

Экологическое образование должно быть интересным для ребенка, связанным с реальной жизнью, доходчивым, учитывать его возрастные особенности.

Уже в дошкольном возрасте, начиная с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик, ребенок получает первые понятия об общечеловеческих нормах поведения, ответственном отношении к окружающему миру, о тесном взаимодействии человека с другими живыми организмами, значимости этого взаимодействия (связей) для сохранении жизни на нашей планете.

В этот период развития ребенка закладываются основные качества его личности, которые в школьные годы определят его отношение к миру живой природы.

Начальная школа обеспечивает комплексное изучение природы – это и эстетическое, и экологическое, и санитарно-гигиеническое, и экономическое. На этой ступени развития дети должны понимать зависимость здоровья и качества жизни от состояния окружающей среды и стремиться улучшать его.

С целью формирования у дошкольников и младших школьников экологического мышления педагог использует различные методы и дидактические приемы, характерные для этого возрастного периода:

  • чтобы ребенок мог видеть красоту окружающего мира, проводить наблюдения за его изменениями, классифицировать живые и неживые объекты, уметь анализировать информацию о качестве жизни живых объектов, уметь обобщать материал;
  • экологическое образование должно выявлять и обосновывать взаимосвязи в неживой и живой природе, уметь предвидеть результат своей деятельности;
  • развивать нравственный, интеллектуальный, эстетический, деятельностный компоненты экологической культуры личности ребенка;
  • постепенно приобщать ребёнка к соблюдению экокультурных норм поведения и воспитывать умение делать самостоятельный нравственный выбор;
  • в содержании на всех уровнях образовательного процесса на доступном для данного возраста обучаемых языке должны быть отражены региональные и современные глобальные проблемы, позволяющие детям сделать вывод о необходимости совместных усилий всех стран, всех национальностей для сохранения и приумножения природных богатств и целостности системы «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ», для выживания всего человечества.

Наиболее значимыми для старших дошкольников и первоклассников являются:

  • диалоги с природой, расширяющие чувственный опыт — общение с природой, развивающее чувство эмоциональной отзывчивости и эмпатии; ( э мпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии);
  • игры с экологическим содержанием;
  • практическая деятельность и особенно с элементами самостоятельности и творчества;
  • продуктивная деятельность на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • а также познавательная деятельность — самостоятельный поиск информации и её применение в конкретной ситуации [7;8].

У учащихся 5-9-тых классов происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерностях развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов.

В старших классах (10-11-ые классы) завершается обобщение добытых экологических знаний.

Экологическое воспитание студентов – это часть профессионального образования и становления и предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место человека в ней, а также научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности общества.

Подготовка узких специалистов не дает возможности охватить весь комплекс экологических проблем, но именно экологическое воспитание выполняет функцию формирования целостного научного мировоззрения, включающее знания из других областей наук.

В условиях современного экологического кризиса личного энтузиазма отдельных педагогов недостаточно, нужна государственная поддержка и комплексный подход в экологическом образовании и воспитании.

Нормы и основы экологической культуры должны формироваться у человека с самых ранних лет – ребенок должен воспринимать природу и её составные части как сущность нашей жизни, — жизненную необходимость, которую ничем невозможно заменить.

Следовательно, основная задача экологического образования – обеспечить становление личности ребенка:

  • обучить детей основам экологических знаний;
  • формирование нового взгляда на свою практическую деятельность, которая должна находиться в полной гармонии с природой.

В свете Концепции устойчивого развития экологическое образование должно стать интеллектуальной основой школы будущего, определяющим стратегические цели и ведущие направления образования в целом.

  1. Концепция непрерывного образования.
  2. Ст. Е.С.Яхина. Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено. МБОГУ «СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шумлянского», 2015 год.
  3. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема: Сборник статей / Под ред. Б.Т. Лихачёва, Н.С Дежниковой. М., 1997. — 64 с.
  4. Гайсин, И. Т. Внеурочная работа по экологическому образованию и воспитанию школьников [Текст] / И. Т. Гайсин // Экология в школе: до и после. — 2008. — № 2. — С. 3-7.
  5. Алиева Б.Ш. Преемственность в формировании экологической культуры детей 6-8 лет: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. -170 с.
  6. Экологическое образование школьников/Под ред.: И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  7. Николаева С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42-46.
  8. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова.– М.: ТЦ Сфера, 2009.– 258 с.

Источник

Читайте также:  Ступеньки для двухъярусной кровати своими руками
Оцените статью