Екатерининский дворец парадная лестница

Записки экскурсовода Ч. 14 Парадная лестница

Елизаветинским барокко (созданным архитектором Растрелли) будущие посетители Екатерининского дворца восхищаются уже издали, любуясь этим архитектурным чудом 18-го века. А войдя во Дворец, счастливчики сразу просто «окунутся» в барокко, проходя по залам Золотой анфилады.

Экскурсия начинается на Парадной лестнице.
Но это самый поздний по времени создания интерьер, созданный в 1860-1863 годах архитектором И. А. Монигетти в стилистике рококо.

Дело в том, что в истории и архитектуре дворца нашли своё отражение и архитектурные веяния времени, и личные пристрастия российских правителей. Поэтому во Дворце неизбежны были перестройки интерьеров.

В 1752-1756 годах в царствование Елизаветы Петровны архитектор Ф.-Б. Растрелли расположил парадную лестницу в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем.

В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена, и вместо неё по воле императрицы Ч. Камерон возвёл новую лестницу (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала.

В 1860 году в царствование Александра II деревянная лестница была разобрана, и на её месте возведена новая, мраморная, во всю длину и ширину дворца. Работа велась до 1863 года. Архитектор И. А. Монигетти выполнил интерьер в мраморе в стилистике рококо и украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.

Именно по этой Парадной лестнице поднимаются экскурсанты. Их сразу поражает контраст белого и красного, что создаёт праздничное ощущение. Белая мраморная лестница, белый мрамор стен, мраморные скульптуры на площадках и красные ковры на лестницах, яркие, алые плиссированные гардины на верхних окнах.

Читайте также:  Секста от всех ступеней гаммы

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Нижние большие окна, подобно дверям, выводят на балконы, откуда открывается панорамный вид на дворцовые парки.

С балкона, выходящего на парадный плац, Екатерина II наблюдала проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или манёвров, а на ступенях крытого подъезда лестницы, образованного этим балконом, устраивалась ложа, в которой присутствовал последний император Николай II во время Высочайших смотров.

Отсюда и сегодня открывается чудесный вид, позволяющий рассмотреть устройство Екатерининского и Александровского парков и осознать масштабный замысел Растрелли.

Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке. Здесь хорошо видны расположенные на северной и южной стене — друг против друга — стенной барометр и часы-календарь.

Поднявшись еще на четыре марша, можно попасть на второй этаж, к парадным залам.

На стенах, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора 18-19 веков — в память о располагавшемся здесь в середине 18-го века Китайском зале. Это подлинные вазы, немногое из дворцового убранства, что удалось эвакуировать во время войны.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В 19-ом веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени — «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями.

Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника 18-го века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

Источник

Парадная лестница

В 1752–1756 годах, при перестройке Большого Царскосельского дворца, Ф. Растрелли расположил парадную лестницу в отдалении от въездных ворот, в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем. В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена, и вместо нее по воле венценосной хозяйки Царского Села Ч. Камерон возвел новую лестницу (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала. В 1860–1863 годах лестница вновь подверглась перестройке: архитектор И. А. Монигетти исполнил ее в мраморе, решил в стилистике рококо и украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В XIX веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени — «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями. Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника XVIII века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

Источник

Екатерининский дворец

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Источник

Екатерининский дворец — I маршрут

Мы призываем воздержаться от посещения музея при наличии симптомов ОРВИ.

В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора необходимо:

  • в помещениях на территории музея-заповедника, включая Екатерининский дворец, использовать гигиеническую маску и перчатки;
  • соблюдать социальную дистанцию в полтора-два метра;
  • соблюдать нанесённую на пол разметку в местах общественного пользования (гардероб, кассы, вход на экспозицию);
  • использовать антисептик для обработки рук;
  • по возможности использовать бесконтактный способ оплаты услуг.

Билеты в Екатерининский дворец исключительно именные
(оформляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность).

Обращаясь за оформлением билета в кассу музея, посетитель даёт согласие на обработку
своих персональных данных в объёме: фамилия, имя, отчество, номер документа.

лионский зал можно посетить
только в рамках II экскурсионного маршрута

Режим работы:

С 10:00 до 18:00 (касса до 16:45)

Выходной день: вторник (с ноября по апрель – вторник и последний понедельник месяца).

В осмотр I маршрута Екатерининского дворца включены: Парадная лестница, Большой зал, I Антикамера, Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I, Буфетная, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.

Продажа билетов онлайн по сеансам. Продажа билетов начинается за 7 дней до планируемой даты посещения. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы у главного входа в Екатерининский парк. Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

Стоимость билетов:

В стоимость билета в Екатерининский дворец входит
стоимость билета в Екатерининский парк

Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 850 руб.

Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 400 руб.

Курсанты, военнослужащие срочной службы – 430 руб.

Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 430 руб.

Учащиеся (с 16 лет), студенты – 430 руб.

Сотрудники государственных музеев России и государств-членов ЕАЭС* – 430 руб.

Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета)

Музейные работники, члены Творческого союза музейных работников СПб и ЛО – бесплатно (обязательно оформление входного билета)

Взрослые – 1200 руб.

Студенты – 610 руб.

Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета)

Ознакомиться с экспозицией Екатерининского дворца возможно:

  1. Самостоятельно;
  2. Воспользоваться услугой «Аудиогид» (стоимость 200 руб.) Для получения аудиогида необходимо оставить залог – документ удостоверяющий личность или денежный (1000₽);
  3. В составе экскурсионной группы (услуга предоставляется при формировании группы от 15 до 20 человек).

* Государства-члены Евразийского экономического союза: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Дополнительная информация:

Для посетителей с ограниченными возможностями передвижения в Екатерининском дворце оборудован лифт. Также предоставляются инвалидные кресла (требуется залог). При предъявлении документа, подтверждающего инвалидность, инвалидам I (с одним сопровождающим) и II групп, а также детям-инвалидам предоставляется право внеочередного прохода.

Стоимость экскурсионного обслуживания для бесплатных категорий граждан – 3 000 руб. (на группу от 10 до 20 человек).

Для новобрачных, желающих провести постановочную фотосессию с использованием профессиональной техники (в том числе с фотовспышкой и светоотражателем), предлагается свадебная фотосессия в Парадных интерьерах Екатерининского дворца. Стоимость услуги – 10 000 руб. Подробная информация.

Справочная информация о работе Екатерининского дворца: +7 812 465 20 24 (автоответчик)

Источник

Оцените статью