- S o l F a theory
- Аккорды DD
- Аккорды с увеличенной секстой
- Двойная доминанта 7 ступени
- Двойная доминанта
- Аккорды двойной доминанты
- Особенности трактовки двойной доминанты, ее признаки. Хроматически измененные звуки. Виды ладовой альтерации. Аккорды с IV повышенной ступенью. Соотношение аккордов двойной доминанты с доминантой. Аккорды DD внутри построения. Подвержение альтерации.
- Подобные документы
S o l F a theory
Аккорды DD
Двойная доминанта — это общее название для группы альтерированных аккордов. Это аккорды доминантовой функции к доминанте. Поэтому название DD к ним применяется только в случае, если они разрешаются в тонику через аккорды доминантовой функции либо через K64. В противном случае, если они идут прямо в тонику либо через аккорд субдоминантовой функции (это называется дезальтерацией), аккорды называются альтерированными субдоминантами.
Альтерация — это повышение или понижение неустойчивой ступени с целью усиления её тяготения в устойчивую.
Основные аккорды DD — DD7 и вводный септаккорд DD.
DD7 = II7 с повышенной терцией. Это D7 в тональности доминанты.
Вводный DD7 = IV#7 . Это вводный септаккорд в тональности доминанты.
Очень часто эти аккорды используются с дополнительными альтерациями, например, DD65#1b5 или II2#1#3.
Правила разрешения альтерированных аккордов просты: альтерированные звуки должны разрешиться.
Аккорды с увеличенной секстой
Их всего пять, три увеличенных: 6, 65 и 43; два дважды увеличенных (только в мажоре): 65 и 43. Все строятся на VI пониженной в мажоре и на VI в миноре. Во всех этих аккордах есть увеличенная секта из VI (в мажоре VI пониженной) и IV# ступеней.
Увеличенный секстаккорд используется редко, увеличенный 65 в мажоре также используется редко (только при переходе в D7, а не в K64). Таким образом, распространенные аккорды в миноре: увеличенные 65 и 43; в мажоре: ув. и дв.ув.43, дв. ув.65. Из них только в дв.ув.43 есть еще альтерация, кроме IV# — это II#.
- увеличенный 43 — терцквартаккорд от VI/VI пониженной с IV#
- увеличенный 65 — квинтсекстаккорд от VI/VI пониженной с IV# (минор), квинтсекстаккорд от VI/VI пониженной с IV# и III пониженной (мажор)
- дважды увеличенный 43 — терцквартаккорд от VI пониженной с IV# и II# (только мажор)
- дважды увеличенный 65 — квинтсекстаккорд от VI пониженной с IV# (только мажор)
- увеличенный 6 — секстаккорд от VI/VI пониженной с IV#
Источник
Двойная доминанта 7 ступени
См. также решения задач
Абызова 485 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 513 №№1, 2, 3, 4, 5, 6
Алексеев 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293
Бригадный 435 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 445 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 464 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Аккорды двойной доминанты. Аккорды с увеличенной секстой
Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.
В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).
В миноре это b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).
Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.
Аккорды, включающие # IV ступень: II #3 II7 #3 IV #1 IV7 #1
Это аккорды двойной доминанты (II #3 — W, II7 #3 — W7, IV #1 — W VII, IV7 #1 — W VII7). Двойная доминанта обозначается как W или DD.
В этих аккордах возможна вторичная альтерация: b VI в мажоре, # II в мажоре.
Получаются следующие альтерированные аккорды:
W b5 , W #1b5 , W7 b5 , W7 #1b5 , W VII b3 , W VII7 b3 .
Двойная доминанта в каденции
Наиболее употребительны в каденции те виды двойной доминанты, бас которых наиболее близок к V ступени: W65, W43, W VII7, W VII65, W7. Разрешаются они или в K64, или непосредственно в D. Перед W должна быть S гармония.
Иногда W появляется в каденции как вспомогательная между K64 и его повторением. Это может быть любой аккорд на # IV или на VI ступени.
Двойная доминанта внутри построения
Аккорды W употребляются не только в каденциях, но и внутри построения. Если в каденциях W подготавливается S, то в середине она вводится после T или VI, реже после Vили D7. Разрешается W чаще всего в D или её обращение. При разрешении в диссонирующие аккорды D группы (D7, VII7, D9) вводный звук W идет вниз на хроматический полутон в септиму D7 или в квинту VII7 — противоположно своему тяготению.
В каденциях при переходе W65 и WVII7 в D7 получается переченье, но оно мало заметно и поэтому употребительно.
Аккорды W могут переходить в диссонирующие аккорды S группы. Иногда аккорды W переходят путем понижения 3 и 5 (1 и 3 в WVII) в соответствующие аккорды II7. Этот переход называется дезальтерацией. I6 — W7 — II7 г.( b3,b5 )- D43 — I.
WVII7 — K64 Моцарт. Соната №17, часть II, I период.
I6 — WVII65- D в разв. Моцарт. Соната №18, часть II, I период.
Изложение темы — Бетховен. Соната №18, часть I, г.п.
W6- D2. Бетховен. Соната №4, II часть, I период.
WVII7 в кульм. Бетховен. Соната №7, II часть, I период.
Даргомыжский. Мне грустно
дезальт. Чайковский. Зачем. т.т. 10-11.
плаг. об. на т.о.п. Шопен. Мазурка №34, op.56 №2.
I — WVII7 — I. Шопен. Мазурка №47 op.67 №4
I — II7- W7 #1 — I6 Чайковский. Серенада Дон-Жуана op38№1
WVII65 — K64 — bII6 — WVII7 — K64. Чайковский. Кабы знала я (кульминация)
W65—43 — WVII65-I6 в кульминации.Шуберт. Нетерпение
Обыгрывание K64. Бетховен. Соната №5, I часть, з.п.
Аккорды с увеличенной секстой
В группу созвучий альтерированной W входит несколько аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится ув.6. Они строятся на VI ступени минора или гармонического мажора. Это W43 b5 , WVII6 b3 , WVII65 b3 b7
Аккорды альтерированной W подготавливаются тоникой и её обращениями, S и её обращениями. Разрешаются в K64 и в проходящий T64, в основе разрешение ув.6 в 8 и ум.3 в 1. Иногда K может быть заменен на D c 6. W6, W43 и W VII65 могут разрешаться в D53. Здесь между басом и одним из средних голосов допускаются параллельные квинты.
Иногда аккорды W с ув.6 применяются в окружении T53, T6, иногда — K64. Голосоведение плавное, типичное для K оборотов. Иногда аккорды альтерированной W переходят в аккорды W, а затем вновь в альтерированный вид.
Источник
Двойная доминанта
Двойная доминанта – группа хроматических аккордов, появляющихся в ладотональности за счет повышения IV ступени. Альтерированная IV(#) ступень обостряет тяготение к V ступени лада, и трактуется как вводный тон к доминанте. Возникает как бы краткое отклонение в тональность V ступени, в которой аккорды с IV# ступенью играют роль доминанты (доминанта к доминанте). Отсюда обозначение DD[1].
Хроматические аккорды двойной доминанты в основном виде строятся на II и IV# ступенях мажора-минора и служат обращениями доминантового трезвучия, доминантового септаккорда, редко D9, или вводными созвучиями к диатонической доминанте (в обозначении они дополнительно включают римскую цифру VII (DDVII6, DDVII7)).
Звездочкой отмечены аккорды, наиболее распространенные в практике (обращения DD7 и DDVII7).
Приготовление двойной доминанты
Аккорды двойной доминанты чаще вводятся после субдоминантовой гармонии (S, S6, II6, II7 с обращениями).
При соединении обращений II7 с обращениями DD7 (или DDVII7) общие звуки остаются на месте, натуральная IV ступень преобразуется в IV#.
Если в субдоминантовой гармонии IV ступень лада удвоена (S53, II6), то одновременно с ее альтерацией в одном голосе (IV-IV#), удвоение IV ступени в другом из голосов движется вниз на тон (реже полутон). Таким образом, S53 и II6 соединяются только с DDVII7, S6 с DDVII65.
НЕЛЬЗЯ: Соединять S53 и II6 с DD65, S6 c DD43, т.к. противодвижение восходящему хроматическому полутону в одном из голосов ходом на терцию вниз в другом голосе создает переченье!
Аккордам DD также может предшествовать тоническая гармония (T, VI). Соединение гармоническое.
Схема расположения аккордов двойной доминанты на ступенях лада:
I | II | III | IV# | V | VI | VII |
DD | DD6 | DDVII6 | ||||
DD2 | DD7 | DD65 | DD43 | |||
DDVII43 | DDVII2 | DDVII7 | DDVII65 |
Дата добавления: 2015-09-05 ; просмотров: 2885 | Нарушение авторских прав
Источник
Аккорды двойной доминанты
Особенности трактовки двойной доминанты, ее признаки. Хроматически измененные звуки. Виды ладовой альтерации. Аккорды с IV повышенной ступенью. Соотношение аккордов двойной доминанты с доминантой. Аккорды DD внутри построения. Подвержение альтерации.
Рубрика | Музыка |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.04.2013 |
Министерство культуры Украины
Колледж Луганской государственной академии культуры и искусств
по теме: Аккорды двойной доминанты
1. Особенности трактовки DD, её признаки
Различные виды мажора и минора — натуральный, гармонический, мелодический — объединяются одним общим признаком: все эти лады — диатонические; их созвучия в своей совокупности подчиняются тонике непосредственно в качестве её доминанты, субдоминанты или побочных аккордов.
Художественная практика в течении многих веков пользуется хроматикой, которая постепенно преобразовала и расширила диатоническую музыкальную систему. Хроматизмом называется любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней.
Хроматически изменённые звуки называются альтерационными. В музыке понятие «альтерация» связано с ладотональностью и такими изменением ступеней лада, которое повышением или понижением звуков усиливает тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые или создаёт новые тяготения. Альтерация ступеней лада используется по-разному.
С одной стороны, альтерация неустойчивых ступеней лада (II, IV, VI и VII) может обострять натуральные внутриладовые тяготения (II — II- I; IV- IV- III и т.п.). С другой стороны, альтерация любой ступени лада может стать средством выхода из данной диатоники и перехода в другую ладотональную систему, в другую тональность. В зависимости от результата альтерационных изменений различается внутритональная и модуляционная альтерация. Хроматика и обострение тяготения придают альтерированным аккордам не только особую ладовую напряженность, но и особую красочность.
Ладовая альтерация делится делится на 2 группы: альтерация аккордов доминантовой и субдоминантовой групп. В данной работе мы рассматриваем альтерацию аккордов доминантовой группы, так как среди хроматических аккордов они являются наиболее распространёнными.
Аккорды DD могут рассматриваться двояко:
— как альтерированные аккорды группы S;
— как D к D главной тональности (отсюда и название).
К аккордам доминантовой группы относятся D7 и VII7. Эти же аккорды по отношению к доминанте образуют группу DD7 и DDVII7. Среди аккордов DD различают группу аккордов построенных на II ступени лада: DD53, DD7, DD9; и аккорды построенные на IV повышенной ступени, так называемые — вводные к D: DDVII53, DDVII7.
Важнейшей отличительной чертой аккордов этой группы является повышенная IV ступень гаммы; IV натуральная ступень служит признаком S гармонии (S, SII, SII7), но будучи повышенной, она меняет свою функцию, тяготение, становясь вводным звуком к доминанте. Применяются аккорды DD в каденциях и внутри построения.
2. Аккорды DD в каденциях
Аккорды с IV повышенной ступенью представляют вид S альтерации. Эта альтерация способствует более острому, напряженному тяготению к каденционному басу — V, так как образует яркое полутоновое соотношение между IV повышенной и V ступенью лада.
При разрешении этих аккордов в консонирующую гармонию V ступени возникает как бы краткое отклонение в тональность V ступени, в которой аккорды с IV повышенной ступенью трактуются как вводный тон в доминанте.
Ф. Шопен. Прелюдия №20
двойной доминанта аккорд альтерация
Приготовление аккордов DD чаще всего происходит T и S гармониями, а именно: Т,VI, II, II7, S. При этом в басу аккорда DD помещается один из тех звуков, которые окружают бас К64, то есть или IV повышенная или VI ступень гаммы. Вводный звук DD (IV повыш.) идет при разрешении по своему тяготению, то есть на малую секунду вверх, общие звуки остаются на месте. Таким образом, каденционными являются: DD65, DD43, DDVII7, DDVII65.
М. Глинка. Романс «В крови горит огонь желанья»
При приготовлении S53 или S6 удвоенная IV ступень в другом голосе должна идти противоположно восходящему хроматическому ходу, т.е. плавно вниз.
П.И. Чайковский. Времена года. «Осенняя песнь»
Соотношение аккордов двойной доминанты с доминантой аналогично соотношению доминанты с тоникой. Поэтому аккорд DD7 разрешается в D53, как D7 в Т53.
Л. Бетховен. Соната №8.І ч. Ор.13
3. Аккорды DD внутри построения
Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается S, то вне каданса, в середине построений она вводится преимущественно после тонической гармонии, изредка D или D6.
Аккорды DD, применяемые внутри построений могут:
— переходить в аккорды группы D;
— переходить в неустойчивые аккорды группы D (обращения D7,VII7);
— переходить в неустойчивые аккорды группы S (обращения ІІ7);
— разрешаться в аккорды Т.
Применение DD внутри построения отличается разнообразием типов оборотов:
Известный проходящий оборот, соединяющий Т53 и Т6 через D43, служит основой проходящего оборота с DD, плавно соединяющего D43 и Т6. Хроматический ход IV — IV повышенная находится в одном голосе .
П.И. Чайковский. Симфония №5. ІІ ч.
Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
Возможны проходящие обороты, соединяющие два аккорда доминантовой фукнции.
Это обороты главная особенность которых — ведение IV повышенной ступени в IV натуральную (отмена альтерации). Дезальтерация происходит через аккорды II7, D7 и их обращения. Голосоведение плавное, общие звуки остаются на месте (скольжение голос вниз). Переход DD7 в D7 аналогичен переходу II7 в D7(Септима и квинта идут вниз, общий звук на месте и происходит дезальтерация IV ступени).
Ф. Шопен. Вальс cis-moll Соч.64 №2
П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Вступление
Аккорды двойной доминанты могут быть вспомогательными к аккордам тоники и консонирующией доминанты.
Вспомогательные обороты к тонике
Между Т и его повторением возможен DD2#1. В мажоре он звучит резковато, в миноре более употребителен.
П.И. Чайковский. Детский альбом. Шарманщик.
Между Т6 и её повторением возможен DDVII2.
К Т53 вспомогательными служат DD43, DD65
К Т6 — DD7 или DDVII2.
4. Альтерация аккордов DD
Аккорды DD могут альтерироваться. Альтерации подвергаются в DDVII7 — терцовый тон, а в DD7 — повышенный основной и пониженный квинтовый.
Альтерация представляет собой полутоновое обострение существующих в ладе мелодических целотоновых тяготений.
Отличающей чертой альтерации является то, что она не меняет функцию аккорда (как при хроматизме), т.е. не создаёт выхода за пределы данной тональности.
В группу созвучий альтерированной DD входит несколько различных аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится увеличенная секста. Поэтому эти аккорды прийнято называть — DD с увеличенной секстой.
Интервал ув.6 образуется между VI минора и гарм. мажора и IV повышенной ступенью.
Эти аккорды приготавливаются Т53, его обращением, аккордами D или S групп.
Э. Григ. Смерть Озе
Даргомыжский. Романс « Мне грустно»
Как привило, аккорды S группы располагаются таким образом, чтобы VI или IV повышенная ступень находились в басу
При разрешении DD в D образуются параллельные чистые квинты (введенные Моцартом и поэтом называющиеся «моцартовскими»), допускаемые между басом и одним из средних голосов. Эти квинты могут быть избегнуты посредством предварительного перевода увеличенного трезвучия в увеличенный терцквартаккорд DD или разрешением аккорда альтерированной DD в D с секстой. ( реже альтерированную D)
Аккорды группы DD получили широкое распространение в музыке различных национальных школ и стилистических направлений. Это связано с яркостью и обострённостью звучания аккордов группы DD привносимыми этими гармониями.
Подобные документы
Основание римской певческой школы. Различие типов хоральных мелодий по стилю их изложения и по месту их в богослужении. Мелодический стиль грегорианского хорала. Аккорды и их обращения. Виды трезвучий, их построение. Построение аккордов в тональности.
контрольная работа [939,0 K], добавлен 14.01.2010
Основные принципы джазовой гармонии. Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов, их состав. Изложение мелодии в аккордовой фактуре. Основные аккорды тонической, доминантовой и убдоминантовой функции. Специфика расположения аккордов в джазе.
курсовая работа [6,5 M], добавлен 16.01.2012
Консонантные и диссонантные интервалы. Классификация аккордов и их тональная принадлежность. Квинтовое соотношение доминанты и тоники. Понятие контрапункта и гармонии, полифонические формы. Построение доминантсептаккорда, его разрешение и обращение.
реферат [52,9 K], добавлен 14.01.2010
Гармония в окружающем мире и ее философско-эстетическое понятие, представление о согласованности целого и частей, о красоте. Роль гармонии в музыке, конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности. Аккорды, консонансы и диссонансы.
реферат [3,1 M], добавлен 31.12.2009
Изучение музыкальной категории романтической гармонии и общая характеристика гармонического языка А.Е. Скрябина. Анализ логики гармонического содержания прелюдий Скрябина на примере прелюдии e-moll (ор.11). Собственные аккорды Скрябина в истории музыки.
курсовая работа [25,7 K], добавлен 28.12.2010
Пейзажная лирика. Общая характеристика музыкального и хорового искусства России рубежа XIX–XX веков. Основные образные и жанрово-стилевые доминанты светской хоровой лирики русских композиторов. Классические традиции в произведениях для хора С. Танеева.
дипломная работа [66,6 K], добавлен 10.01.2014
Иерархия жанров, предустановленная классицистской эстетикой XVIII столетия. Особенности концертов Л.В. Бетховена. Форма оркестровой и фортепианной экспозиции. Сравнительный анализ трактовки жанра концерта в творчестве В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена.
курсовая работа [5,3 M], добавлен 09.12.2015
С. Рахманинов как один из величайших пианистов в истории фортепианного искусства. Влияние творчества С. Рахманинова на исполнительское искусство ХХ столетия. Динамика могучих аккордов – отличительная черта пианиста. Особенности рахманиновского исполнения.
доклад [25,9 K], добавлен 24.11.2010
Способы переборки пальцев на музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев. Факторы, определяющие удобство. Упражнения на основном ряду левой клавиатуры аккордеона. Основные правила распределения пальцев. Исполнение гамм, арпеджио и аккордов.
методичка [601,6 K], добавлен 27.11.2012
Основные черты гармонического стиля С. Рахманинова, его специфика. Использование композитором аккордов с побочными тонами. Теория натуральных, альтерационных и производных ладов. Роль и значение побочных ступеней (шестой, третьей, второй) у Рахманинова.
Источник