- Дизайн лестниц в дворцовом стиле
- Лестницы в дворцовом стиле: сочетание элегантности и шика
- Дизайн лестниц в дворцовом стиле: отличительные черты
- Путеводитель по Маршруту № 2 в Главном музейном комплексе. Вход Церковной лестницы
- Церковная лестница
- Концертный зал — №190
- Малахитовый зал — №189
- Экспозиция «Художественное убранство русского интерьера XIX — началаXX века» — №188-175
- Гостиная Зимнего дворца — №187
- Зал Росси — №186
- Зал Гамбса — №185
- Гостиная усадебного дома — №184
- Будуар 1840-1850 годов — №183
- Готический кабинет — №182
- Помпейская столовая — №181
- Гостиная в стиле «второго» рококо — №180
- Курительная комната — №179
- Библиотека Николая II — №178
- Интерьер в неоклассическом стиле — №177
- Интерьер эпохи Модерн — №176
- Интерьер в неорусском стиле — № 175
- Салтыковская лестница — №310
- Арапский зал (столовая) — №155
- Ротонда — №156
- Салтыковская лестница — №310
- Искусство кочевников хунну (Ноин-Ула) — №367
- Искусство Монголии и Тибета — №365,364
- Искусство тангутов (Хара-Хото) -№363,362
- Искусство буддийского пещерного монастыря Могао (Дуньхуан) — №361,360
- Памятники Восточного Туркестана (Искусство оазисов на Великом Шелковом пути) — №359
- Искусство Нэцке — №358
- Искусство Византии — №381а, 381, 382
- Залы искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII-XII веков — №383-384
- Мамлюкский султанат — №385-387
- Искусство Ирана — №388,389
- Османская империя — №390
- Русская культура второй половины XVIII века — №174-167
Дизайн лестниц в дворцовом стиле
Лестницы в дворцовом стиле: сочетание элегантности и шика
Просторный особняк либо многоуровневую квартиру невозможно представить без лестницы, которая, помимо практичной функции, выполняет еще и роль стильного интерьерного элемента. В роскошном доме уместными будут лестницы в дворцовом стиле, ведь такой дизайн конструкций подчеркнет респектабельность и неординарность интерьера.
Интерьеры, выдержанные в дворцовом стиле, часто можно встретить в элитных коттеджах и квартирах. Дворцовая роскошь подчеркивает особый статус дома, выражает стремление хозяев особняка следовать классическим канонам. В дворцовом интерьере сочетается возвышенная красота и гармония, ослепительное великолепие и элегантность.
Украшением роскошного коттеджа либо многоуровневой квартиры станут лестницы в дворцовом стиле, их изящная красота наполняет дом особой атмосферой. Величественные лестницы украшали дворцы королей и дома знатных вельмож много столетий назад. Сегодня такие элементы интерьера часто можно встретить в особняках, хозяева которых ценят истинную красоту. Роскошные лестницы не просто выполняют практичную функцию, они являются центром композиции, задают тон всему интерьеру, обязывают к соответствующему оформлению дома.
Дворцовый стиль берет начало с четырнадцатого – пятнадцатого веков. Именно эту эпоху называют временем королей, вельмож и рыцарей. Дома знатных особ отличались помпезностью, роскошью и шиком. Особой красотой характеризовались лестницы дворцов фото, представленные на этой странице, как будто переносят в то время, хотя на самом деле они сделаны в современных особняках и квартирах. Дворцовый стиль, который сегодня пользуется популярностью у эстетов, практически не изменился со времен своего появления. Он по-прежнему тяготеет к возвышенности, величию, роскоши и каноничным решениям.
В дворцовом стиле прослеживаются элементы классицизма, рококо, барокко, ампира. Огромное количество решений дворцовый стиль позаимствовал у классического направления, часто их даже путают. Например, многие даже думают, что классическая лестница и лестница в дворцовом стиле – это одно и то же, однако классическая модель более сдержана и утонченна, тогда как дворцовая – кичится своей роскошью. Выбирая дворцовый стиль для оформления своего дома, важно не переусердствовать с пышностью. Каждый интерьерный элемент, помимо великолепия, должен удивлять элегантностью. У гостей, которые приходят в дом, должно возникать чувство, что они попали в настоящий дворец, а не в карикатурную копию.
Дизайн лестниц в дворцовом стиле: отличительные черты
Лестница в старинных дворцах играла огромную эстетическую роль. Она была настоящим произведением искусства и образцом зодчества. Сегодня дворцовый стиль в дизайне лестниц встречается достаточно часто, однако каждая конструкция создается под конкретный дом, поэтому имеет четко выраженную индивидуальность. Роскошная лестница являются центральным композиционным элементом дома, вокруг нее выстраивается уникальный интерьер. Великолепные лестницы в современных особняках не уступают тем, которые украшали дворцовые комплексы, а в некоторых случаях и превосходят их.
Лестница, выполненная в дворцовом стиле, характеризуется роскошью, элегантностью и богатством декора. Она требует особого простора вокруг себя, да и сама должна быть обустроена с размахом. Такой интерьерный элемент выполняется из мрамора, гранита, ценных пород дерева. Приветствуется использование кованных и резных деталей ручной работы. Неповторимый дизайн лестниц в дворцовом стиле привлекает внимание, модели поражают архитектурной выразительностью, величием форм, безупречной отделкой. Конструкции выглядят торжественно, ведь каждая линия и форма здесь пропорционально выверена. Как правило, такие лестницы имеют массивные ступени, резные перила и фигурные балясины. Резное оформление и использование декоративных элементов, покрытых золотом, придает моделям особый шарм. Оригинальные конструкции выгодно оттеняют шикарные интерьеры, выдержанные в соответствующей стилистике. Представленные в данном разделе фото лестниц в дворцовом стиле еще раз доказывают, что такие конструкции являются не просто функциональными элементами дома, но и истинными произведениями интерьерного искусства.
Источник
Путеводитель по Маршруту № 2 в Главном музейном комплексе. Вход Церковной лестницы
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры, жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута Вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала), с Картинной галереей и Античным искусством. Обращаем ваше внимание, что большая часть маршрута № 2 не оборудована лифтами и подъемниками.
В точках выбора дальнейшего направления движения посетители должны выбирать свой путь самостоятельно.
Внимание: Движение по экспозициям – строго в одном направлении, для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели.
При планировании визита в музей ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом «Часто задаваемые вопросы»
Церковная лестница
Маршрут начинается с Церковной лестницы. Она получила свое название, потому что ведёт в помещение Малой церкви Зимнего дворца. Поднявшись по ней, вы сможете осмотреть частные покои российских императоров, экспозиции французского и английского искусства, парадные залы Зимнего дворца.
Концертный зал — №190
Концертный зал, входящий в Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского – самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. В зале представлен мемориальный комплекс раки Александра Невского — выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко, выполненное из серебра (это первое серебро, привезенное с Колыванского рудника) весом около полутора тонн. Прежнее местопребывания — Троицкий собор Александро-Невской лавры, с 1922 года находится в Эрмитаже.
Малахитовый зал — №189
Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана , входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ века. Зал связан с историческими событиями начала ХХ века. Во время Первой мировой войны с 1915 года в нём проходили заседания благотворительных обществ, которые возглавляли старшие дочери Николая II. Подробнее онлайн-экскурсия «Смотритель в Эрмитаже» — Тайны Малахитовой гостиной»: https://vk.com/videos-67940544?q=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B&z=video-67940544_456239713%2Fclub67940544
В этом зале следует выбрать одно из направлений движения!
Направление движения №1 от Малахитового зала (№189): Малая столовая Николая II (№188) → Экспозиция «Художественное убранство русского интерьера XIX — началаXX века» → Гостиная Зимнего дворца (№187) → Зал Росси (№186) → Зал Гамбса (№185) → Гостиная усадебного дома (№184) → Будуар 1840-1850 годов (№183) → Готический кабинет (№182) → Помпейская столовая (№181) → Гостиная в стиле «второго» рококо (№180) → Курительная комната (№179) → Библиотека Николая II (№178) → Интерьер в неоклассическом стиле (№177) → Интерьер эпохи Модерн (№176) → Интерьер в неорусском стиле (№ 175) → Салтыковская лестница (№310)
Направление движения №2 от Малахитового зала (№189): Арапский зал (столовая) (№155) → Ротонда (№156) → Темный коридор → Салтыковская лестница (№310)
Экспозиция «Художественное убранство русского интерьера XIX — началаXX века» — №188-175
Подробнее в наших онлайн-экскурсиях: 1) Русская мебель в интерьерах ампира https://vk.com/video-67940544_456240279 2) Русская мебель в интерьерах историзма https://vk.com/video-67940544_456240354 3) Русская мебель в интерьерах рубежа XIX-XX веков https://vk.com/video-67940544_456240385
Гостиная Зимнего дворца — №187
Смежная с Малахитовой гостиная в апартаментах Николая II и Александры Федоровны была отделана архитектором А.Ф. Красовским в стилизации стиля Ампир, росписи цилиндрического свода выполнены художником И. Молинари. Обстановка гостиной не сохранилась. Экспозиция зала дает представление об убранстве парадного дворцового интерьера в стиле ампир. Обстановка гостиной состоит из части большого гарнитура, созданного по рисункам Луиджи Руска (1758 – 1822). Мебель со шпалерными обивками была исполнена в 1805 – 1806 годах на Императорской шпалерной мануфактуре по заказу управляющего Кабинетом двора Д.А. Гурьева. В ансамбле с предметами мебели на императорской шпалерной мануфактуре были изготовлены четыре настенные шпалеры (из них сохранились только две) и напольный ковер. Каминный экран в углу гостиной был выткан мастером Императорской шпалерной мануфактуры С. Григорьевым.
Зал Росси — №186
Образцы художественной мебели, представленные в этом зале, исполнены по рисункам К.И. Росси (1775 – 1849). Гарнитур с золочеными накладками, созданный в 1817 году, предназначался для парадных комнат Аничкова дворца. Гарнитур серого волнистого клена, более камерный по своему характеру, был исполнен в 1819 – 1822 годах для Фарфорового кабинета императрицы Марии Федоровны в Елагиноостровском дворце. Оба гарнитура работы мебельной мастерской И. Баумана. В зале можно видеть шпалеру, исполненную по картине Рафаэля (1483 – 1520) «Мадонна в кресле». На стенах – портреты императора Николая I в бытность его наследником и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, его матери.
Зал Гамбса — №185
Это бывший кабинет императрицы Александры Федоровны (архитектор А.Ф. Красовский, 1894-1895). Экспозиция посвящена творчеству самого известного мебельного мастера первой трети XIX в. Г. Гамбса (1765-1831). Ученик знаменитого Д. Рентгена, Гамбс прибыл в Петербург в 1790-х гг. и основал фирму, просуществовавшую до 1870-х гг. Шедевром мебельного искусства является бюро красного дерева, декорированное золоченой бронзой, со скрытым в корпусе механизмом (1815). Работами фирмы Гамбса являются бюро и секретер красного дерева с декором из позолоченной бронзы.
Гостиная усадебного дома — №184
В этом зале представлена типичная для гостиной дворянского дома обстановка: она разделена на три зоны. В центре расположена диванная с парой стульев и круглым столиком, на котором установлена лампа-бульотка на четыре свечи с зелёным абажуром. В левой части зала представлена обстановка кабинета с книжным шкафом-бюро, диваном и креслами; справа – убранство будуара с туалетным столом, стульями и креслами, в глубине находится горка и столик для рукоделия. Все предметы мебели решены в едином художественном ключе с характерными для ампира ясными, логичными формами, плавной округлостью линий, резными деталями в виде букраний или лебединых голов. Вставки из чёрного дерева оттеняют совершенную красоту гладкой фанеровки. Мебель выполнена из карельской березы.
Будуар 1840-1850 годов — №183
Это бывшая Уборная императрицы Александры Федоровны (архитектор А. Красовский, 1894-1895). Экспозиция зала условно названа «Будуар 1840-50-х гг. «. В убранстве использован гарнитур Розовой гостиной (не сохранилась) Зимнего дворца, созданной по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1846-1847 гг. Мебель розового дерева, декорированная фарфоровыми пластинами, была исполнена по рисунку архитектора фирмой братьев Гамбс в стиле «второго рококо». В подобных интерьерах, где мебель расставлялась свободно, образуя уютные «уголки», создавалась атмосфера праздничности и легкой беззаботности.
Готический кабинет — №182
В зале представлено убранство кабинета в «готическом» стиле. Мебельный гарнитур был исполнен в 1830-х годах для усадьбы Голицыных-Строгановых «Марьино» мастерами мебельной фирмы братьев Э. и П. Гамбсов. Интерьер дополняют бронзовые часы в виде готического собора, фигурки рыцарей, настольные украшения из малахита, осветительные приборы, рыцарский доспех. Живописные полотна – портрет Н.Б. Юсупова работы неизвестного художника, портрет молодой девушки работы Т.А. Неффа (1804 – 1876) и пейзаж Г.В. Сороки (1823 – 1864) с видом готического павильона в усадьбе «Островки» Тверской губернии.
Помпейская столовая — №181
В зале представлены предметы, сохранившиеся от первоначального убранства «Помпейской столовой», оформленной в 1836 – 1839 годах по желанию Николая I архитектором А.П. Брюлловым. Мебельный гарнитур, состоящий из дивана, стульев, табуретов, консоли, каминного экрана и тумбы для дров; выполнен мастерами мебельной фирмы братьев Э. и П. Гамбсов. Так называемый «помпейский» стиль, распространенный в 1830 – 1840-х годах, был связан с изучением архитектуры и живописи, открытых археологами в древних Помпеях. В царствование Николая II это угловое помещение служило Кабинетом императора.
Гостиная в стиле «второго» рококо — №180
В зале представлена мебель из темного ореха, типичная для городской среды 1850 – 1870-х годов. Интерьер украшают предметы, характерные для обстановки жилых комнат богатых особняков, купеческих домов, квартир состоятельных горожан.
Курительная комната — №179
С 1830-х годов в моду входит архитектурная отделка и художественное убранство интерьеров в «восточном» вкусе. Чаще всего так оформлялись кабинеты, курительные комнаты, ванные. В зале представлено типичное для курительной комнаты убранство: низкая кушетка со спинкой, мягкое кресло, восточное оружие на стене, небольшой столик с оригинальным по форме подсвечником. На специальной подставке – курительные трубки с длинными чубуками. Орнаменты тканей, фарфоровый табурет, бронзовый светильник напоминают об искусстве Востока.
Библиотека Николая II — №178
Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.
Интерьер в неоклассическом стиле — №177
Два мебельных гарнитура представляют собой различные варианты интерпретации форм русского ампира. Один из них фанерован карельской березой с декором в виде военных трофеев и медальонами с портретами членов императорской фамилии. Второй гарнитур красного дерева был исполнен по проекту архитектора И.А. Фомина мастерами мебельной фабрики Ф. Мельцера. Убранство зала дополняют скульптуры и вазы Императорского фарфорового завода. В простенке окон в классицистической по форме раме – портрет З. Юсуповой работы К.П. Степанова (1854 – 1910). По углам два женских портрета, исполненные из мрамора скульптором Адель Вернер (1865 – 1911) в 1909 и 1912 году.
Интерьер эпохи Модерн — №176
Зал входит в экспозицию «Художественное убранство русского интерьера», размещенную в анфиладе комнат личных апартаментов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этом помещении, служившем Адъютантской, представлены образцы изделий в стиле модерн, получившем развитие в России в 1890 – 1900-х годах. В экспозиции горка карельской березы, дубовый буфет с витражной экспозицией, книжный шкаф с фигурными стеклами работы крупных петербургских мастерских. Ясеневый гарнитур из Александровского дворца в Царском Селе, обитый ситцем, был изготовлен в 1902 – 1903 годах известной мебельной фирмой Ф. Мельцера. Он предназначался для учебной комнаты дочерей Николая II. Мемориальное значение имеет и бюро красного дерева, принадлежавшее императрице Александре Федоровне, выполненное на фабрике Н. Свирского.
Интерьер в неорусском стиле — № 175
Зал входит в экспозицию «Художественное убранство русского интерьера». Представлена реконструкция обстановки столовой в неорусском стиле. Включенные в экспозицию предметы мебели созданы в конце XIX – начале XX столетия. Центральное место в экспозиции зала занимает дубовый буфет, который был исполнен в 1901 году по замыслу С.В. Малютина (1859 – 1937). Буфет, украшенный вставками амаранта, березы, мореного дуба, декорирован резными филенками-панно с сюжетами из русского фольклора. Стоящий на скамье ларец-теремок с резными сказочными композициями на стенках также выполнен по рисунку С.В. Малютина в 1914 – 1915 годах.
Салтыковская лестница — №310
В центральной части западного корпуса Зимнего дворца, напротив Адмиралтейства, располагается Салтыковский подъезд. С северной стороны к нему примыкает Салтыковская лестница, соединяющая все три этажа дворца. Рядом с этой лестницей на третьем этаже Зимнего дворца около двадцати лет находилась квартира князя Николая Ивановича Салтыкова (1738 – 1816). Императрица Екатерина II в 1773 году определила его ко двору наследника Павла Петровича, будущего Павла I, в письме к которому сообщала: «При тебе будет лицо значительное, и не для того только, чтобы придать важности твоим выходам, но и для того, чтобы оно держало в порядке людей, назначенных к твоему двору…»
Здесь возможен подъем на третий этаж и осмотр экспозиций!
Арапский зал (столовая) — №155
Столовая находилась на половине императриц – в ней устраивались как семейные обеды, в узком кругу, так и с приглашенными гостями.
Название столовой – Арапская – связано с тем, что у дверей зала дежурили слуги-арапы, или эфиопы, одетые в яркие одежды – белые тюрбаны, зеленые куртки с золотыми галунами и широкие красные шаровары. Арапская столовая известна также как Большая – второе название служило антитезой к Малой столовой, находящейся рядом. Здесь вы также можете ознакомиться с интерьером Малой столовой Николая II. Столовая доступна для просмотра без захода внутрь.
Ротонда — №156
Ротонда — круглый проходной зал, соединяющий парадные залы с жилыми покоями, был создан в 1830-е годы в северо-западном ризалите дворца по проекту архитектора О.Р. Монферрана. После пожара 1837 года зал был восстановлен А.П. Брюлловым с некоторыми изменениями. В центре зала установлена модель Триумфального столпа, оригинал которого по замыслу Петра I предполагалось установить на одной из площадей Санкт-Петербурга. Памятник задумывался как гимн славным победам России в Северной войне.
Салтыковская лестница — №310
Лестница названа по имени воспитателя Великих князей Александра Павловича и Константина Павловича – генерал-адъютанта Н.И. Салтыкова. Он занимал квартиру из двадцати комнат на третьем этаже Зимнего дворца, куда вела большая лестница, доныне называемая Салтыковской.
Лестница соединяет экспозиции Отдела археологии Восточной Европы и Сибири (1 этаж), Отдела истории русской культуры (2 этаж) и Отдела Востока (3 этаж).
Здесь возможен подъем на третий этаж и осмотр экспозиций искусства Востока, Искусство Византии и Искусство исламского Ближнего Востока (Халифат, Мамлюкский султанат, Османская империя), либо продолжение осмотра экспозиций второго на втором этаже!
Направление движения №1 от Салтыковской лестницы (№310) с подъемом на третий этаж: Искусство кочевников хунну (Ноин-Ула) (№367) → Искусство Монголии и Тибета (№365,364) → Искусство тангутов (Хара-Хото) (№363,362) → Искусство буддийского пещерного монастыря Могао (Дуньхуан) (№361,360) → Памятники Восточного Туркестана (№359) → Искусство Нэцке (№358) → Спуск на второй этаж по деревянной лестнице → Искусство Франции XVII-XVIII веков (№288-283) → Александровский зал (экспозиция западноевропейского серебра) (№282)
Направление движения №2 от Салтыковской лестницы (№310) на третий этаж: Искусство Византии (№381,382) → Зал искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII-XII веков (№383-384) → Искусство Ирана (№390) → Османская империя (№388-390) → Мамлюкский султанат (№385-387)
Направление движения №3 от Салтыковской лестницы (№310): Залы Русской культуры второй половины XVIII века (№174-167) → Комнаты императрицы Марии Александровны (№307-304, 289) → Искусство Франции XVII-XVIII веков (№288-283) → Александровский зал (№282)
Направление движения №4 от Салтыковской лестницы (№310): Темный коридор (№303) → Зал Русской культуры XVIII века (№167) → Здесь два направления на выбор:
3.1 Искусство Великобритании (№301-298) → Прикладное искусство Франции XVI-XVIII веков (Надворная часть) (№297-290) → Александровский зал (№282)
3.2 Комнаты императрицы Марии Александровны (№307-304, 289) → Искусство Франции XVII-XVIII веков (№288-283) → Александровский зал (№282)
Искусство кочевников хунну (Ноин-Ула) — №367
В зале 367 представлены вещи из могильников Ноин-Улы, Северная Монголия, эпохи азиатских гуннов или сюнну (II век до н. э. – III век н.э. Находки из курганов Ноин-Улы – подлинные шедевры работы древних мастеров Китая и гуннов. Наиболее интересны китайские шелковые ткани, отличающиеся разнообразием орнаментов и техник, и войлочный ковер. В экспозиции можно увидеть предметы быта, части колесницы, фрагменты упряжи, различные украшения из серебра, золота и нефрита, чашечки китайского лака. Также сохранилась одежда, сшитая самими сюнну. Подробнее: Захоронения кочевников хунну на севере Монголии. Сокровища Ноин-Улы https://vk.com/video-67940544_456240406
Искусство Монголии и Тибета — №365,364
В залах 364 и 365 демонстрируются произведения искусства Монголии и Тибета, относящиеся к особой тибето-монгольской форме буддизма. Они были собраны князем Э.Э. Ухтомским, П.К. Козловым, А.К. Фаберже, Ю.Н. Рерихом и Б.Н. Панкратовым.
Искусство тангутов (Хара-Хото) -№363,362
На экспозиции искусства Востока можно увидеть уникальные памятники из таинственного города Хара – Хото, посмотреть коллекцию нэцкэ, познакомиться с искусством Монголии и Тибета. Памятники живописи и скульптуры происходят из мертвого города Хара-Хото на юге пустыни Гоби. История, культура и искусство тангутов занимают промежуточное положение «между Китаем и Тибетом». Произведения из Хара-Хото характеризуются стилистическими элементами трех художественных традиций: китайской, тибетской и тибето-китайской. В некоторых случаях они перекрещиваются и образуют синтез. Обращают на себя внимание иконы на сюжет «Встреча праведника в Чистой земле Будды Амитабхи». Важнейшим памятником является скульптура «Двухголового Будды».
Искусство буддийского пещерного монастыря Могао (Дуньхуан) — №361,360
В залах 360 и 361 представлена часть коллекции, собранной С.Ф. Ольденбургом во время Второй русской Туркестанской экспедиции 1914-1915 годов в буддийском пещерном монастыре Могао, расположенном недалеко от города Дуньхуан (провинция Ганьсу, КНР). Это яркие цветные стенные росписи; лепная и расписанная скульптуры; живописные свитки, знамена и фрагменты изображений, выполненные на холсте, шелке и бумаге; ткани. Обращают на себя внимание пейзаж с сюжетом джатаки о добром сыне; роспись со сценой Чистой земли и Буддой Амитабхой; знамена с бодхисаттвой Авалокитешварой (кит. Гуаньинь); росписи и скульптуры других бодхисаттв и монахов; паломник с буддийскими свитками. Кроме буддийских изображений можно видеть образы донаторов – людей, сделавших подношения в монастырь. Выставка дает представление о художественных памятниках и развитии буддизма в «Пещерах тысячи будд» в окрестностях Дуньхуана.
Памятники Восточного Туркестана (Искусство оазисов на Великом Шелковом пути) — №359
В Эрмитаже хранятся несколько коллекций, собранных в Восточном Туркестане (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики), через территорию которого проходила сеть караванных дорог, получившая в XIX веке название Великого шелкового пути, проходившего через ряд оазисов, своеобразная культура которых сформировалась под влиянием Китая, Индии и Ирана. Значительная часть входящих в эти коллекции памятников относится к различным региональным традициям буддийского искусства, поскольку в первой половине 1-го тысячелетия н. э. буддизм доминировал в Центральной Азии, а представляемая им система идей разделялась различными в языковом и культурном отношениях народами.
Искусство Нэцке — №358
В зале представлена часть коллекции нэцкэ Государственного Эрмитажа, являющейся крупнейшей в России, и предметы декоративно прикладного искусства. Ее ядро составляет собрание барона А.Л. Штиглица, переданное в Эрмитаж в 1926 г. Коллекция пополняется за счет покупок у частных лиц и в настоящее время насчитывает более 1500 предметов. Нэцкэ – это брелок-противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро – коробочку для парфюмерии или лекарств. Нэцкэ вошли в обиход японцев в конце XVI начале XVII в., однако, дошедшие до наших дней произведения датируются первой пол. XVIII в. К этому времени художественный язык миниатюрной скульптуры сложился окончательно: со специфическим набором форм, материалами, кругом сюжетов и символикой. В зале представлены произведения различных школ: эдо, осака, нагоя, цу и ямада, ивами, вакаяма, хида, этидзен, этиго, ивасиро, гифу, тамба, нара-ямато, кага.
Спуск на второй этаж — продолжение осмотра искусства Франции или продолжение осмотра экспозиций третьего этожа!
Искусство Византии — №381а, 381, 382
Византийский храм» — условное название зала №381А, оформленного фрагментами архитектуры (капители, карнизы, обрамления), скульптурой и рельефами, мозаикой и фресками — всем тем, что составляло внутрненнее убранство византийского храма. Среди небольшой группы ранневизантийской скульптуры стоит отметить мраморную фигуру Христа в образе Доброго Пастыря (V век), найденную в развалинах церкви близ города Пандерма (Малая Азия). Основу экспозиции зала №381 составляет уникальная эрмитажная коллекция византийского серебра (IV-X веков), занимающая целую стену зала. В отдельных витринах выставлены стеклянные сосуды, бронзовые лампы, паникадило и вотивные фигурки, керамика, предметы резной слоновой кости (резная кость V-VI века; пиксиды, консульские диптихи), иконы и ювелирные изделия из золота. Здесь представленаОснову экспозиции зала №382 составляет уникальная коллекция византийских икон (XII-XIVвеков), в основном, происходящих с Афона. Здесь представлены такие шедевры как «Григорий Чудотворец» (XII век), «Христос Пантократор» (XIV век). Не менее важными и значимыми являются предметы серебра XII века, перегородчатые эмали, и великолепная подборка иконок и ларцов резной слоновой кости (X-XII веков; иконы, складни). Здесь же выставлено собрание глиптики, включающее памятники от раннехристианского до позднего византийского времени (часть камей происходит из коллекции Екатерины II).
Залы искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII-XII веков — №383-384
Экспозиция посвящена искусству западных областей арабского халифата и взаимодействию культур на Ближнем Востоке. Экспонируются предметы происходят из Египта, Сирии, Палестины, Ирака и Сицилии. Представлены изделия из металла, бронзовые и керамические сосуды, шкатулка и пластины из слоновой кости, панели из дерева, сосуды из горного хрусталя, монеты. Особого внимания заслуживают стеклянная чаша (Сирия, XI-XII вв.); замóк из Башни Давида в Иерусалиме, относящийся к периоду правления крестоносцев; бронзовый орел мастера Сулеймана; рог из слоновой кости и лампа из горного хрусталя.
Мамлюкский султанат — №385-387
В залах представлены памятники искусства и культуры стран Мамлюкского султаната, государства, образовавшегося в середине XIII века на обширной территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой, и Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова.
Искусство Ирана — №388,389
В зале №388 представлены памятники, выполненные в местных традициях и подражающие фарфору Китая. К первой группе относятся чаши и сосуды, покрытые яркой глазурью с декором в стиле миниатюрной живописи. Ярким образцом второй группы керамики с китайскими мотивами является бутыль с изображением фазанов и скачущих газелей. Экспозицию дополняет коллекция художественного стекла Ирана XVII-XIX веков. В зале №389 представлены произведения, относящиеся к числу лучших и наиболее известных работ персидских живописцев из собрания Эрмитажа. Коллекция персидских миниатюр и рисунков на отдельных листах Государственного Эрмитажа насчитывает сто сорок четыре произведения, охватывающие период XV- начала XX века. Особого внимания заслуживают три произведения Ризы-йи Аббаси, одного из самых знаменитых художников конца XVI- первой половины XVII века, работавшем при дворе шаха Аббаса I (1586-1629).
Османская империя — №390
На стенах зала демонстрируются ковры. Турецкое ковроткачество имеет многовековую историю: древнейшие его образцы относятся к XIII веку, но до нас дошли преимущественно ковры XVI- XVII столетий. На экспозиции представлены небольшие молитвенные ковры – намазлыки. Их отличительная особенность – изображение михраба (молитвенной ниши в стене мечети, указывающей направление на Мекку) – составляющее центральную часть композиции ковра. Для турецких ковров характерен геометризованный орнамент. Такой рисунок типичен для образцов типа «лотто» (около небольшой витрины с оружием). Название происходит от фамилии венецианского художника Лоренцо Лотто (ок. 1480–1556), живописные полотна которого включали изображения турецких ковров. Начиная с XVI века турецкие ковры ткались главным образом на экспорт. Тем не менее, вплоть до XIX века, восточные ковры, включая турецкие, относились к предметам роскоши — их покупали представители знати и состоятельных сословий. Одним из главных центров производства ковров в Османской Турции (XVI-XVII вв.) был город Ушак, пример работы знаменитых ушакских ткацких мастерских представлен в зале (рядом с ковром «лотто»).
Традиционными для исламского Востока являются сосуды для благовоний – курильницы и бутыли для розовой воды (экспонируются в витрине у правого окна). В качестве основы для курильниц иногда использовали китайский фарфор, который османские мастера искусно украшали инкрустацией золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями.
В витрине у окна экспонируются керамические изделия XVIII-XIX вв.
Здесь осмотр экспозиции заканчивается. Вам необходимо проследовать в обратном нарпавлении к Салтыковской лестнице, где можно продолжить осматривать экспозицию третьего этажа или спуститься на второй этаж.
Русская культура второй половины XVIII века — №174-167
В семи отреставрированных залах выставлено около 400 экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа. Обновленная экспозиция построена по тематическому принципу. Каждый раздел раскрывает лучшие достижения «золотого века» российской государственности и дворянской культуры – именно так по праву называют время правления императрицы Екатерины II (1762-1796). Блеск Императорского Двора и столичного Санкт-Петербурга, расцвет культуры и искусства в русских усадьбах, военная слава России второй половины XVIII века представлены на выставке уникальными памятниками искусства и науки. Многие из них входили в состав екатерининского Эрмитажа, принадлежали императрице или входили в убранство залов Зимнего дворца, а иногда являлись дипломатическими дарами.
Источник