Две ступени восприятия это

9.3. Ступени восприятия действительности

9.3. Ступени восприятия действительности

Что означает: «Я существую»? Являюсь ли я единственным существом или существуют и другие люди? В настоящее время, как я это постигаю, они существуют. Когда я поднимусь на другую ступень восприятия, то, возможно, всех, кого я в своих ощущениях на уровне этого мира воспринимаю в качестве людей, подобных мне внешне, я буду осознавать иначе? Они станут казаться мне другими существами по их внутренней сути. Я начну рассматривать их как тела, выполняющие все указания света.

Можно спросить и так: если я умер и перестали действовать мои пять органов чувств, то воспринимаю ли я этот мир через свою душу? Ответ таков: ты начинаешь воспринимать мир посредством пяти органов чувств души. Ты имеешь дело с миром сил, а не с миром тел. Когда ты возвысишься в своем внутреннем видении над нынешним восприятием, то увидишь мир сил. Ты начнешь сравнивать себя с силами, стоящими за телами. За неживой, растительной, животной и человеческой природой ты почувствуешь силы, приводящие все в действие, и с ними будешь вступать в отношения. Потому что работают именно они, а не тела, которые являются их облачениями.

Читайте также:  Как отделывают бетонные лестницы

В мире Бесконечности, в Замысле творения мы объединены все вместе. Тогда не было еще разделения на неживую, растительную, животную и человеческую части. Человек, животное, растения, камни и т.д. – ничего этого не существовало отдельно. Все включало в себя понятие «творение», и Замыслом было насладить всех сотворенных.

В чем же проблема? Когда мы изучаем устройство действительности, мы видим, что из всего развившегося материала только на человека возложена обязанность привести этот мир обратно в мир Бесконечности. Эта задача не возлагается ни на неживой, ни на растительный, ни на животный уровень.

Бааль Сулам пишет во «Введении в науку каббала» (п. 58), что только человек может привести всех за собой. Почему? Потому что из стадий хохма, бина, зэир анпин и малхут только в малхут[296] желание получать развито настолько, что в состоянии почувствовать Дающего, уподобиться Ему, а затем образовать с Ним связь. Эту возможность имеет только малхут согласно глубине ее ощущений. Поэтому, исправляя себя, человек вытягивает за собой неживую, растительную и животную природу.

Нет ни одной детали в творении, которая бы в результате работы человека не почувствовала изменений в своих свойствах. Однако только у человека есть свобода выбора, и только он может привести всю действительность в мир Бесконечности.

Возникает вопрос: ученые говорят о том, что, начавшись с точки, Вселенная в процессе своего развития расширяется. Следует ли это понимать, что когда человек приведет весь мир в гмар тикун (конечное исправление)[297], то вся материальная действительность вернется в состояние начальной точки в Замысле творения? Нет! Каким нам представляется развитие материи – это имеет отношение только к развитию наших органов чувств. На самом деле, кроме мира Бесконечности не создано ничего. Когда мы достигаем правильного восприятия действительности, достаточно развиваем наше кли восприятия, то как посредством материального, так и посредством духовного ощущений, с помощью миров мы постигаем мир Бесконечности.

Все предварительные формы, встречавшиеся нам по пути, откладываются у нас как существовавшие ввиду недостаточного духовного видения, а не потому, что эти формы на самом деле существовали на этих ступенях. Их не было – это наша неисправленность порождала в нас подобные картины. Поэтому миры – это сокрытия мира Бесконечности. Вместо простого света в простом кли мы наблюдаем различные картины, воспринимая реальность через пять органов чувств.

Рис. 9.1. Миры – меры сокрытия мира Бесконечности.

Поднимаясь по ступеням исправления, человек собирает их все в себе. Когда он восходит на более высокую ступень, все низшие, кроме той, которая называется этот мир, как бы стираются.

Наш мир – это ступень неживого уровня, которая не может измениться. Даже по достижении мира Бесконечности данные, доставляемые телесными органами чувств, не изменятся: ты будешь видеть ту же самую картину, и так – до состояния гмар тикун. О нашем восприятии после гмар тикун мы говорить не можем.

Читайте также

10.1.2. Обязанность передачи методики восприятия .

10.1.2. Обязанность передачи методики восприятия . В соответствии с общим законом природы каждый человек в мире в конце своего развития должен раскрыть в себе шестой орган восприятия и постичь в нем все мироздание.Существует закон, по которому ты — хочешь или не хочешь —

Относительность восприятия

Относительность восприятия Вопрос: Духовные миры относительно самих себя являются жестко заданными, конечными системами или они тоже способны развиваться?Ответ: Мы можем говорить о существовании чего-либо только относительно нас, как мы ощущаем: мы ощущаем

ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ

ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ Как я говорил, то, каким образом мы воспринимаем мир, полностью зависит от нашего кармического видения. Мастера приводят традиционный пример: шесть существ разного рода встречаются на берегу реки. Из них человек видит эту реку как воду, вещество, которым

Вуаль восприятия

Вуаль восприятия Не существует реальности, кроме той, что содержится внутри нас. Поэтому так много людей живет нереальной жизнью. Они принимают картинки снаружи себя за реальность и никогда не позволяют своему внутреннему миру заявить о себе. Герман Гессе Основным

2.4.3.1. Анализ читательского восприятия

2.4.3.1. Анализ читательского восприятия Это направление[151], безусловно, связано с теоретическими положениями деконструктивизма и структурализма, а также, что менее очевидно, гештальт-психологии, которая утверждает: человек воспринимает окружающую действительность в виде

II. Жил ли он в действительности?

II. Жил ли он в действительности? Длительное время вопрос, существовал ли когда-либо в действительности человек, вошедший в историю под именем Иисуса Христа, был предметом ожесточенных и яростных споров. В последние десятилетия острота этих споров как будто несколько

7. Нет ли здесь жульничества или ошибок восприятия?

7. Нет ли здесь жульничества или ошибок восприятия? Тот факт, что вы читаете эту книгу, уже кое-что говорит о вас. Может быть, вы студент, которому интересны критическое мышление и мир паранормального. Вы, наверное, удивитесь, но по результатам изучения других читателей этой

Глава 2. Способы восприятия действительности

Глава 2. Способы восприятия действительности 2.1. Множественность подходов к восприятию реальности.2.2. Каббалистический метод восприятия реальности.2.3. Человек определяет свой мир.2.4. Все миры находятся внутри человека.2.5. Воображаемый мир.2.6. Вопросы и

2.2. Каббалистический метод восприятия реальности

2.2. Каббалистический метод восприятия реальности Каббала обучает методике достижения верного восприятия реальности. Рисуя себе картину реальности, человек оживляет ее. Образы и ситуации, которые он создает в своем воображении, в сущности, и являются миром, в котором он

Глава 7. Магия восприятия

Глава 7. Магия восприятия Восприятие и вниманиеВосприятие — одно из важнейших, ключевых понятий в книгах Карлоса Кастанеды.Ведь от того, как мы пользуемся вниманием, зависит наше восприятие реальности, и, таким образом, внимание — это то, на чем держится мир.Вниманием

5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция

5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция Рав Кук пишет о развитии «образа Бога у человека» примерно следующее. У нас имеются как бы три стадии. На первой стадии человек воспринимал Бога непосредственно,

85 «Я есть» — основание всего восприятия

85 «Я есть» — основание всего восприятия Вопрос: Я слышал, как вы говорили о себе: «Я безвременен, неизменен, лишён качеств», — и так далее. Откуда вы знаете эти вещи? И что заставляет вас говорить их?Махарадж: Я только пытаюсь описать состояние до появления «я есть», но само

2. Человек как орудие восприятия

2. Человек как орудие восприятия Попытки выяснить границу восприятия: младенец, животное, сумасшедший. — Хрупкость «зеркала». — Восприятие и бессмертиеЧеловек — это вообще черная дыра вопросительности, черная дыра некой проблемы. Это не значит, что он задается

Ведическое понимание чувственного восприятия

Ведическое понимание чувственного восприятия Подведем итоги.Во-первых, пратьякша порождена невежеством. Таким образом, знание, ограниченное чувственным восприятием, вовсе не является знанием. Рефлексивные аргументы эмпириков и скептиков показывают, что на основе

Источник

Познание: его ступени и виды

ПОЗНАНИЕэто интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представля­ет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познава­тельную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, от­личающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

— познание не может быть объяснено посредством его сведения к неко­торым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как являет­ся идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

— познание как отражение действительности не носит зеркального харак­тера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосред­ственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспри­нимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональ­ную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведе­ния познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным форма чувственного познания относятся ощущения, вос­приятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

ОЩУЩЕНИЕэто отражение отдельных свойств предмета, воз­никающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свой­ства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он об­ладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каж­дый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах восприни­маемого предмета.

ВОСПРИЯТИЕэто форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вме­сте или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не толь­ко то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс от­ражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «до­рисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспри­нимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., форми­руем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕэто форма отражения, формирующая на­глядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня ор­ганизации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального позна­ния присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умо­заключения.

ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупно­сти свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повто­ряющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством по­нятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, ди­станцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характе­ристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее су­щественное свойство или признак данного класса предметов, абстрагирует­ся от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.

СУЖДЕНИЕформа рационального познания, посредством кото­рой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают по­нятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утвержда­ющих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение пред­ставляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает се­бя в умозаключении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕэто процедура непосредственного выведе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводит­ся новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познаватель­ный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представлен­ная в них непосредственно.

Например:

«Иван есть человек» — первая посылка.

«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.

«Иван обладает сознанием» —заключение.

На этом примере видно, что информация, полученная в результате умоза­ключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.

Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представ­ляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодоста­точной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В тео­рии познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм призна­ет единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допу­щением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности челове­ческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное со­держание, способы и формы проявления.

Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — присталь­но смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения уста­новленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного по­знания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание пред­стает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозре­ния и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

— неожиданность решения познавательной задачи;

— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяс­нения алгоритма движения к истине;

— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процес­са, ведущего к данному знанию;

— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабора­торию» производства полученного знания;

— субъективность, означающую исключительную индивидуальность со­прягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каж­дой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вно­сит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление вза­имно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобрете­ния им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущен­ная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания яв­ляется обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков иссле­довательской работы.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий сво­ей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обес­печения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыден­ный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и мно­гозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контек­сте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-эти­ческими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического исполь­зования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины ми­ра. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, вос­полняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизирова­ны и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс по­знания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от дру­гих явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации чело­века и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сло­жившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На осно­ве самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оце­нок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекват­ных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмо­ционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особен­ностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных худо­жественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстети­ческих взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные при­вязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.

Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чи­стым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетиче­ское познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.

Источник

Оцените статью