- 9.3. Ступени восприятия действительности
- Читайте также
- 10.1.2. Обязанность передачи методики восприятия .
- Относительность восприятия
- ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
- Вуаль восприятия
- 2.4.3.1. Анализ читательского восприятия
- II. Жил ли он в действительности?
- 7. Нет ли здесь жульничества или ошибок восприятия?
- Глава 2. Способы восприятия действительности
- 2.2. Каббалистический метод восприятия реальности
- Глава 7. Магия восприятия
- 5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция
- 85 «Я есть» — основание всего восприятия
- 2. Человек как орудие восприятия
- Ведическое понимание чувственного восприятия
- Познание: его ступени и виды
9.3. Ступени восприятия действительности
9.3. Ступени восприятия действительности
Что означает: «Я существую»? Являюсь ли я единственным существом или существуют и другие люди? В настоящее время, как я это постигаю, они существуют. Когда я поднимусь на другую ступень восприятия, то, возможно, всех, кого я в своих ощущениях на уровне этого мира воспринимаю в качестве людей, подобных мне внешне, я буду осознавать иначе? Они станут казаться мне другими существами по их внутренней сути. Я начну рассматривать их как тела, выполняющие все указания света.
Можно спросить и так: если я умер и перестали действовать мои пять органов чувств, то воспринимаю ли я этот мир через свою душу? Ответ таков: ты начинаешь воспринимать мир посредством пяти органов чувств души. Ты имеешь дело с миром сил, а не с миром тел. Когда ты возвысишься в своем внутреннем видении над нынешним восприятием, то увидишь мир сил. Ты начнешь сравнивать себя с силами, стоящими за телами. За неживой, растительной, животной и человеческой природой ты почувствуешь силы, приводящие все в действие, и с ними будешь вступать в отношения. Потому что работают именно они, а не тела, которые являются их облачениями.
В мире Бесконечности, в Замысле творения мы объединены все вместе. Тогда не было еще разделения на неживую, растительную, животную и человеческую части. Человек, животное, растения, камни и т.д. – ничего этого не существовало отдельно. Все включало в себя понятие «творение», и Замыслом было насладить всех сотворенных.
В чем же проблема? Когда мы изучаем устройство действительности, мы видим, что из всего развившегося материала только на человека возложена обязанность привести этот мир обратно в мир Бесконечности. Эта задача не возлагается ни на неживой, ни на растительный, ни на животный уровень.
Бааль Сулам пишет во «Введении в науку каббала» (п. 58), что только человек может привести всех за собой. Почему? Потому что из стадий хохма, бина, зэир анпин и малхут только в малхут[296] желание получать развито настолько, что в состоянии почувствовать Дающего, уподобиться Ему, а затем образовать с Ним связь. Эту возможность имеет только малхут согласно глубине ее ощущений. Поэтому, исправляя себя, человек вытягивает за собой неживую, растительную и животную природу.
Нет ни одной детали в творении, которая бы в результате работы человека не почувствовала изменений в своих свойствах. Однако только у человека есть свобода выбора, и только он может привести всю действительность в мир Бесконечности.
Возникает вопрос: ученые говорят о том, что, начавшись с точки, Вселенная в процессе своего развития расширяется. Следует ли это понимать, что когда человек приведет весь мир в гмар тикун (конечное исправление)[297], то вся материальная действительность вернется в состояние начальной точки в Замысле творения? Нет! Каким нам представляется развитие материи – это имеет отношение только к развитию наших органов чувств. На самом деле, кроме мира Бесконечности не создано ничего. Когда мы достигаем правильного восприятия действительности, достаточно развиваем наше кли восприятия, то как посредством материального, так и посредством духовного ощущений, с помощью миров мы постигаем мир Бесконечности.
Все предварительные формы, встречавшиеся нам по пути, откладываются у нас как существовавшие ввиду недостаточного духовного видения, а не потому, что эти формы на самом деле существовали на этих ступенях. Их не было – это наша неисправленность порождала в нас подобные картины. Поэтому миры – это сокрытия мира Бесконечности. Вместо простого света в простом кли мы наблюдаем различные картины, воспринимая реальность через пять органов чувств.
Рис. 9.1. Миры – меры сокрытия мира Бесконечности.
Поднимаясь по ступеням исправления, человек собирает их все в себе. Когда он восходит на более высокую ступень, все низшие, кроме той, которая называется этот мир, как бы стираются.
Наш мир – это ступень неживого уровня, которая не может измениться. Даже по достижении мира Бесконечности данные, доставляемые телесными органами чувств, не изменятся: ты будешь видеть ту же самую картину, и так – до состояния гмар тикун. О нашем восприятии после гмар тикун мы говорить не можем.
Читайте также
10.1.2. Обязанность передачи методики восприятия .
10.1.2. Обязанность передачи методики восприятия . В соответствии с общим законом природы каждый человек в мире в конце своего развития должен раскрыть в себе шестой орган восприятия и постичь в нем все мироздание.Существует закон, по которому ты — хочешь или не хочешь —
Относительность восприятия
Относительность восприятия Вопрос: Духовные миры относительно самих себя являются жестко заданными, конечными системами или они тоже способны развиваться?Ответ: Мы можем говорить о существовании чего-либо только относительно нас, как мы ощущаем: мы ощущаем
ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ Как я говорил, то, каким образом мы воспринимаем мир, полностью зависит от нашего кармического видения. Мастера приводят традиционный пример: шесть существ разного рода встречаются на берегу реки. Из них человек видит эту реку как воду, вещество, которым
Вуаль восприятия
Вуаль восприятия Не существует реальности, кроме той, что содержится внутри нас. Поэтому так много людей живет нереальной жизнью. Они принимают картинки снаружи себя за реальность и никогда не позволяют своему внутреннему миру заявить о себе. Герман Гессе Основным
2.4.3.1. Анализ читательского восприятия
2.4.3.1. Анализ читательского восприятия Это направление[151], безусловно, связано с теоретическими положениями деконструктивизма и структурализма, а также, что менее очевидно, гештальт-психологии, которая утверждает: человек воспринимает окружающую действительность в виде
II. Жил ли он в действительности?
II. Жил ли он в действительности? Длительное время вопрос, существовал ли когда-либо в действительности человек, вошедший в историю под именем Иисуса Христа, был предметом ожесточенных и яростных споров. В последние десятилетия острота этих споров как будто несколько
7. Нет ли здесь жульничества или ошибок восприятия?
7. Нет ли здесь жульничества или ошибок восприятия? Тот факт, что вы читаете эту книгу, уже кое-что говорит о вас. Может быть, вы студент, которому интересны критическое мышление и мир паранормального. Вы, наверное, удивитесь, но по результатам изучения других читателей этой
Глава 2. Способы восприятия действительности
Глава 2. Способы восприятия действительности 2.1. Множественность подходов к восприятию реальности.2.2. Каббалистический метод восприятия реальности.2.3. Человек определяет свой мир.2.4. Все миры находятся внутри человека.2.5. Воображаемый мир.2.6. Вопросы и
2.2. Каббалистический метод восприятия реальности
2.2. Каббалистический метод восприятия реальности Каббала обучает методике достижения верного восприятия реальности. Рисуя себе картину реальности, человек оживляет ее. Образы и ситуации, которые он создает в своем воображении, в сущности, и являются миром, в котором он
Глава 7. Магия восприятия
Глава 7. Магия восприятия Восприятие и вниманиеВосприятие — одно из важнейших, ключевых понятий в книгах Карлоса Кастанеды.Ведь от того, как мы пользуемся вниманием, зависит наше восприятие реальности, и, таким образом, внимание — это то, на чем держится мир.Вниманием
5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция
5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция Рав Кук пишет о развитии «образа Бога у человека» примерно следующее. У нас имеются как бы три стадии. На первой стадии человек воспринимал Бога непосредственно,
85 «Я есть» — основание всего восприятия
85 «Я есть» — основание всего восприятия Вопрос: Я слышал, как вы говорили о себе: «Я безвременен, неизменен, лишён качеств», — и так далее. Откуда вы знаете эти вещи? И что заставляет вас говорить их?Махарадж: Я только пытаюсь описать состояние до появления «я есть», но само
2. Человек как орудие восприятия
2. Человек как орудие восприятия Попытки выяснить границу восприятия: младенец, животное, сумасшедший. — Хрупкость «зеркала». — Восприятие и бессмертиеЧеловек — это вообще черная дыра вопросительности, черная дыра некой проблемы. Это не значит, что он задается
Ведическое понимание чувственного восприятия
Ведическое понимание чувственного восприятия Подведем итоги.Во-первых, пратьякша порождена невежеством. Таким образом, знание, ограниченное чувственным восприятием, вовсе не является знанием. Рефлексивные аргументы эмпириков и скептиков показывают, что на основе
Источник
Познание: его ступени и виды
ПОЗНАНИЕ — это интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.
Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.
Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представляет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познавательную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, отличающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:
— познание не может быть объяснено посредством его сведения к некоторым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как является идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;
— познание как отражение действительности не носит зеркального характера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосредственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспринимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.
Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведения познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.
К основным форма чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.
ОЩУЩЕНИЕ — это отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств человека.
Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свойства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он обладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каждый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах воспринимаемого предмета.
ВОСПРИЯТИЕ — это форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вместе или отдельных групп ощущений.
Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не только то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс отражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «дорисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспринимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., формируем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это форма отражения, формирующая наглядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.
Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня организации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.
Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального познания присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умозаключения.
ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупности свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повторяющегося в целом ряде предметов данного класса.
Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством понятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, дистанцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характеристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.
Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее существенное свойство или признак данного класса предметов, абстрагируется от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.
СУЖДЕНИЕ — форма рационального познания, посредством которой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.
Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают понятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утверждающих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение представляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.
Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает себя в умозаключении.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это процедура непосредственного выведения из двух или нескольких суждений нового суждения.
Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводится новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представленная в них непосредственно.
Например:
«Иван есть человек» — первая посылка.
«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.
«Иван обладает сознанием» —заключение.
На этом примере видно, что информация, полученная в результате умозаключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.
Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодостаточной, без искажения сущности и содержания процесса познания.
В теории познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм признает единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допущением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.
Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности человеческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное содержание, способы и формы проявления.
Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — пристально смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения установленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.
Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного познания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание предстает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозрения и постижения глубинной сути вещей.
К характерным чертам интуиции принято относить:
— неожиданность решения познавательной задачи;
— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяснения алгоритма движения к истине;
— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;
— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процесса, ведущего к данному знанию;
— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабораторию» производства полученного знания;
— субъективность, означающую исключительную индивидуальность сопрягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.
Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каждой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вносит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.
В научном познании интуитивное и рациональное мышление взаимно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобретения им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущенная последовательность этапов познания и система аргументации.
Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания является обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков исследовательской работы.
ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий своей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обеспечения жизни.
Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыденный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и многозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контексте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-этическими значениями.
Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.
Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.
Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.
САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.
Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».
Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.
Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.
Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.
Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чистым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетическое познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.
Источник