Дошкольное образование — уникальная ступень непрерывного образования
Юлия Абрамова
Дошкольное образование — уникальная ступень непрерывного образования
Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.
На современном этапе необходимы новые решения и подходы в воспитании подрастающего поколения.
Работа по программе развивающего образования детей дошкольного возраста — дело своеобразное, кропотливое, требующее от педагога профессиональной компетентности, умения разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом его склонностей, интересов, потребностей.
Для развития и повышения качества дошкольного образования необходимо создать пространство для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации.
От компетентности педагога, от идейной убежденности зависит то, в каком режиме будет развиваться дошкольное учреждение.
Отрадно, что именно сейчас как никогда, дошкольному воспитанию уделено огромное внимание. Высшей ценностью нашего общества является Человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг важнейших проблем современного развитого общества.
Наше государство ставит задачу воспитания человека как гармонически развитой личности с творческим мышлением, сильной волей, со стремлением ко всему прекрасному, с благородной направленностью отношений с людьми.
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и развития, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов.
Это первоначальный уровень в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании базовых знаний у детей. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором самостоятельной, познавательной деятельности. Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
С позиции своего еще небольшого опыта, могу с уверенностью сказать, что наше дошкольное образовательное учреждение шагает в ногу со временем. Я, как молодой специалист, изучаю все вопросы по организации жизнедеятельности дошкольников. Понимаю, что действительно, детский сад – это целая научная лаборатория по поддержке и развитию воспитанников, первая ступень непрерывного образования. Дети поражают, удивляют меня своеобразием интересов, способностей, склонностей. Как подойти к детям, чтобы познать их. Как направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые средства педагогического воздействия? На такие важные вопросы я нахожу ответы из практики работы детского сада.
Дошкольное образование. Его функции и влияние на развитие ребёнка Человек с самого рождения представляет собой биосоциальное существо. Он изначально обладает определённым набором человеческих качеств. Например:.
Конспект экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Уникальная соль» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении. Задачи: Создать.
Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование» Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у.
Дошкольное образование: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги, имею честь представить вашему вниманию сценарий занятия по формированию у детей младшего возраста первичного.
Музыкально-инструментальный проект «Первая ступень» Музыкально — инструментальный проект «Первая ступенька» «Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить.
Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.
Первая ступень в большую жизнь. Первая ступень в большую жизнь. С достоинством можно сказать, что самое дорогое и ценное достояние нашей страны- это ее люди, а семьи составляют.
Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень (5 часть) 10 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология, как наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на.
Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» «Воспитывает всё — люди, вещи, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги». А. Макаренко Педагог.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.
Источник
Дошкольное образование — первая ступень общего образования
статья ( группа) на тему
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/doshkolnoe_obrazovanie_-_1_stupen_obshchego_obrazovaniya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
дошкольное образование — первая ступень общего образования
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
— Что такое ФГОС ДО?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
— Зачем нужен стандарт?
Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС — являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
— Каковы эти требования?
1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
— Каким быть дошкольному детству по новым требованиям? В чём это заключается?
Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия, что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация) .
АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образования) : «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».
Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.
Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.
Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.
В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Проживание детства в дошкольном возрасте возможно только в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка.
— Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?
Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ! »
Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса) .
— Каковы же связи с вышесказанным требования к результатам освоения программы?
Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
— Что такое целевые ориентиры?
Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
— Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).
-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).
-Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
-Развитые творческие способности, развитая устная речь
-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.
В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
— Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?
«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».
«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни», — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. «При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания обществе».
Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. » В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма», — сказал руководитель группы разработчиков.
— Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям?
Мы предполагаем, социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом)
ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ!
1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
3. Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Источник