Дома с голубыми дверями
В любой стране мира есть сегодня большие, многолюдные города, где встретишь и истинную красоту, и пестрый мусор, и грязные задворки.
Но есть — опять же, в каждом государстве — некие заветные, особо любимые уголки, где, кажется, собрано все, что может возвышать и радовать душу.
Уютная природа, живописная старина, романтичный налаженный быт. Маленький провинциальный городок или седая крепость, монастырь среди лесов или рыбацкая деревушка у океана.
Есть такая, ныне даже и охраняемая ЮНЕСКО, природно-архитектурная драгоценность и в Тунисе. В сех, кто прибывает сюда в разгаре лета, прежде всего встречает волна жаркого воздуха. Прохладнее становится лишь в здании аэропорта. А дальше — опять жара! Автобус идет к побережью, по широкому шоссе, окаймленному гигантскими эвкалиптами. На холмах вдоль дороги — белые строения поселков, между ними возделанные поля.
Но вот перед нами на зеленой, живописной возвышенности возникает бело-голубое селение особой красоты. Его составляют сотни тесно прижатых друг к другу кубических домов с плоскими крышами. А венчает сплошь застроенный холм большая, величественная мечеть с высоким квадратным минаретом.
Этот странный населенный пункт одновременно и предельно архаичен, поскольку повторяет архитектуру старинных арабских деревень, и остро современен: он похож на творения зодчих-модернистов прошлого века. Тот, кто приехал сюда ненадолго, успеет ощутить необычный душевный подъем, чисто эстетическое восхищение.
Посетители, которым удастся хорошенько побродить узкими улочками поселка, глубже проникнутся его неповторимым духом, чувством пребывания в каком-то фантастическом мире. Наверное, у местных жителей, арабов, деревня Сиди Бу Саид уже не вызывает особых ощущений, красота стала привычной, частью повседневной жизни. Хотя — кто знает.
На этом холме, похожем издали на верблюжий горб, с его травянистыми склонами и меловыми отрогами, люди селились еще со времен неолита. Позднее у его подножья осела небольшая община берберов, занимавшихся рыбной ловлей. Селились тут и ремесленники — гончары, мастера деревянных изделий.
Надо полагать, жители этих деревушек общались с финикийцами, колонистами, прибывшими из Тира, подданными прибрежного царства, которым одно время правила прославленная Вергилием царица Дидона. Финикийцы селились также на холмах, чтобы наблюдать за Средиземным морем.
Неподалеку от своей столицы, Карфагена, они заложили Мегару, описанную Флобером в его великолепном историческом романе «Саламбо». Историки нового времени «помещали» этот давно разрушенный город в разных местах; некоторые считают, что она стояла именно там, где сегодня красуется Сиди Бу Саид.
Другие ученые идут еще дальше, заявляя, что деревне предшествовала на холме именно та пунийская крепость, в которой финикийцы давали последний отпор уничтожившим их царство солдатам римского полководца Сципиона, прозванного Африканским.
В конце первого века до нашей эры новый Карфаген, заложенный на месте стертой до основания пунийской столицы императором Августом, стал центром римской провинции. Строились роскошные виллы патрициев, украшенные мозаикой, частично сохранившейся до наших дней, окруженные садами, где не прекращались пиры. Тогда на «горбе верблюда», на высоте 140 метров, возможно, стояла крепость или храм — а может быть, и то, и другое.
Последние века империи прошли в дворцовых переворотах и войнах. На африканском берегу сменялись хозяева — полководцы Рима, ставшие местными правителями, вожди вандалов, губернаторы Византии. На исходе седьмого века сюда пришли арабы, ведомые Окба ибн Нафи, военным и религиозным лидером исламского «крестового похода».
После основания Кайруана с его знаменитой мечетью, арабские войска продолжали двигаться на Запад, в направлении Гибралтарского пролива, основывая все новые колонии. Язык и вера арабов-мусульман становились, уже навсегда, господствующими в Северной Африке.
С пустя еще столетия на интересующем нас холме сложилась весьма своеобразная мужская коммуна. Ее составляли приверженцы праведного образа жизни и углубленной исламской философии, арабские «йоги», называемые суфиями — возможно, потому, что они носили грубые одежды из шерсти (араб. «суф»), но не исключено, что и по созвучию с греческим словом «софос», мудрость. (Не надо забывать, что эллинская философия стала родной для средневекового арабского мира, преподавалась в исламских университетах и, по сути, вернулась в Европу именно с Востока, после католических крестовых походов.) Основы суфийского учения, с характерной для него высокой метафизикой (ирфан), практикой аскетизма и упражнений, развивающих духовную силу, с верой в возможность личного мистического познания Бога через мгновенное озарение — хал — были заложены в IX веке. Первыми учителями называют египтянина Зун-Нуна ал-Мисри и багдадца Абу Абдаллаха ал-Мухасиби. По преданию, первым суфийским мистиком, поселившимся на горе, стал марокканец Абу Саид эль Бейджи, более известный, как Сиди Бу Саид. Имя подвижника прославилось и со временем стало названием всего разросшегося поселка. До конца своих дней в уединенном доме на вершине Абу Саид предавался молитвам и глубочайшим медитациям, лишь иногда отвлекаясь для богословских диспутов и наставлений ученикам. Поскольку стяжал отшельник еще и славу чудесного целителя, шли к нему издалека больные и увечные. После его смерти дом был превращен в мавзолей, а затем последний заключили в здание нынешней большой мечети. С именем Сиди Бу Саида связана поразительная легенда. Но после этого поползли слухи, что Людовик не умер, а скрывается. В Северной Африке возникло предание, вполне подобное родившемуся через полтысячелетия в России, где люди передавали друг другу, что император Александр Первый не скончался, а продолжает жить в Сибири под именем святого старца Федора Кузьмича. Только в данной версии «мнимо умерший» король скрылся потому, что принял другую веру. Его-де убедила правота ислама. Говорили, что Людовик стал суфийским шейхом под именем. Сиди Бу Саида и живет на известном нам холме! . Пройдем же по улицам овеянного легендами поселка, — неторопливо, как и положено жить и ходить на Востоке. По сторонам тесных улочек — террасы и веранды белых домов с голубыми ставнями и дверями. Пальмы отбрасывают звездчатую тень на маленькие площади. Надо потратить достаточно времени, чтобы в полной мере оценить здешние перепады между слепящим солнечным светом и бархатной тенью в садах, спрятанных за глухими стенами, уловить запахи и звуки, доносящиеся из закрытых, невидимых снаружи дворов. Дом араба — воистину, его крепость, вся семейная жизнь проходит внутри, за стенами и ставнями. У Сиди Бу Саида — два лица, сверкающее фасадное и погруженное в сумрак внутреннее. В этом легко читается символ суфийской мудрости, подчас прячущей сокровенную истину за предназначенными для непосвященных текстами притч, анекдотов или легкомысленных рубаи о любви и вине, написанных великим суфием Омаром Хайямом. Первыми живыми существами, которые встретят нас на этих раскаленных мостовых, несомненно, будут кошки. Здесь у них необычный, почти сказочный облик. Сотни кошек любых окрасок и размеров хозяйски прохаживаются главной улицей, трутся около кафе, лавок и базаров. Огромные, словно рыси, и крохотные, подобно той кошке, которую, согласно преданию, прятал у себя в рукаве пророк Мухаммед, мир ему; кошки серые и желтые, оранжевые, будто восход африканского солнца, и фиолетовые, точно тунисские сумерки. Кажется, что они живут здесь с незапамятных времен и чувствуют себя полными владельцами деревни. |
|