- Советую, как вызвать грузовой лифт, если приехал маленький, а кнопка вызова всего одна
- Решение 1. Один вверх, другой вниз
- Способ 2. Зажать и держать
- Способ 3. Вандальный
- Неожиданное решение проблемы
- Вопросы и ответы
- Устройство лифта
- Конструкция лифта
- Разновидности лифтов
- Характеристики лифтового хозяйства
- Обеспечение безопасности лифтов
- Оснащение кабины
Советую, как вызвать грузовой лифт, если приехал маленький, а кнопка вызова всего одна
Раньше у нас было два лифта и, соответственно, две кнопки вызова (едешь с пустыми руками — вызываешь пассажирскую кабину, с велосипедом или детской коляской — ждешь грузовую). Но после того как старые лифты заменили на новые, все жильцы нашего дома стали участниками квеста под названием «Как вызвать грузовой лифт, если одна кнопка на два лифта».
Поскольку оставлять велосипеды и коляски на первом этаже — наихудший вариант из всех возможных, а таскать эти транспортные средства по лестницам, применяя собственную мускульную силу, в большинстве случаев невозможно, мы отправились искать решение проблемы в интернете.
Решение 1. Один вверх, другой вниз
И решение действительно нашлось. Как нам стало известно из различных постов на форумах, люди придумали следующую схему:
- Если приехал маленький лифт, надо отправить его пустым на последний или предпоследний этаж (при условии, что вы находитесь на первом этаже; если же вам нужно уехать с верхнего этажа, пассажирская кабина должна отправиться вниз).
- Сразу после этого следует нажать кнопку вызова — поскольку обычная кабина занята, к вам приедет грузовая.
Но, как оказалось, схема работает только при отсутствии датчика нагрузки. Кабина, установленная в нашем доме, наотрез отказывалась куда-либо ехать без пассажиров. А способ, предложенный одним из соседей, — поставить на каждом этаже по мешку с кирпичами, чтобы использовать их в лифте вместо живого веса — мы дружно отклонили.
Способ 2. Зажать и держать
Время шло, наши мытарства продолжались. И вдруг кто-то из жильцов принес радостную весть — оказывается, для того, чтобы приехал грузовой лифт, а не пассажирский, нужно держать кнопку вызова нажатой в течение десяти секунд.
Не сомневаюсь, что существуют системы лифтов, в которых реализован именно такой метод управления, но наша явно не из их числа. Целую неделю мы экспериментировали — зажимали кнопку и на десять, и на двадцать, и на тридцать секунд, даже на целую минуту, но в результате ее просто заклинило.
Способ 3. Вандальный
Однажды, возвращаясь с работы, я застала соседку за нетривиальным занятием. Пассажирский лифт стоял на первом этаже с открытыми дверями, которым мешала закрыться соседкина левая нога. А соседкина правая рука активно нажимала на кнопку вызова.
В ответ на удивление, отобразившееся на моем лице, соседка объяснила, что испытывает новый способ вызова грузовой кабины. И сообщила, что делает это уже не первый раз — всегда удачно. Но рассказывать остальным о своем открытии не спешит, потому как способ вандальный и если вдруг лифт сломается, то праведный гнев всех жильцов обрушится именно на нее.
Вам я этот способ рекомендовать не могу, хотя в критической ситуации (например, когда нужно срочно спустить вниз человека на носилках) его использование будет оправданным.
Неожиданное решение проблемы
На очередных сборах жильцов, организованных управляющей компанией, все взбунтовались и потребовали настроить лифт так, чтоб им можно было пользоваться, не дожидаясь нужную кабину по часу.
В ответ на это представитель управляющей компании пообещал разобраться, и где-то через неделю у нас появилась возможность вызывать грузовой лифт двойным нажатием на кнопку.
Так что если вам надоело испытывать разного рода лайфхаки, не стесняйтесь обратиться в свою управляющую компанию.
Вопросы и ответы
Почему раньше для каждого лифта была отдельная кнопка вызова, а сейчас повсеместно делают только одну кнопку для всех кабин?
Это связано с привычкой вызывать все лифты одновременно, а потом уезжать на том, который приехал первым. И кабина, и механизм, приводящий ее в движение, не вечные, причем, скорость их износа зависит от количества спусков и подъемов. Чем чаще лифт ездит «вхолостую», тем быстрее он выработает свой ресурс и придет в аварийное состояние. То есть таким образом управляющие компании пытаются увеличить промежуток между плановой заменой лифтов и сократить частоту поломок.
Можно ли перенастроить лифт с однокнопочной модели работы на двухкнопочную?
Теоретически – да, но решение об этом принимает управляющая компания. Следует обратиться к начальнику с соответствующим заявлением.
Теперь вы знаете, что делать, если приехал пассажирский лифт, а вам нужно спуститься или подняться на грузовом. Если вызов одной кнопкой реализован в вашем доме, лучше всего попросить управляющую компанию перенастроить вызов большой кабины по определенной схеме. Если же два лифта с одной кнопкой вызова встретились вам в чужом доме, воспользуйтесь одним из предложенных выше лайфхаков.
Источник
Устройство лифта
Конструкция лифта
Сегодня применяются подъемные устройства различных видов. Несмотря на это, общее устройство лифта для всех разновидностей является одинаковым. Его конструкция состоит из следующих основных элементов и узлов:
- кабина пассажирского или платформа грузового лифта;
- противовес — система грузов, которые уравновешивают кабину;
- стальной канат;
- шкив;
- механизм привода и система управления.
Кабина пассажирского лифта крепится на одном конце стального троса, а противовес — на другом конце. Трос перекинут через шкив, который вращается приводным механизмом. Количество канатов и шкивов может быть разным, в зависимости от грузоподъемности и других характеристик лифта. Таким образом, при подъеме кабины по шахте противовес опускается, и наоборот. Такой принцип работы пассажирского лифта позволяет существенно уменьшить необходимую мощность, а значит и расход электроэнергии на подъем и опускание лифта, поскольку значительная часть работы выполняется за счет силы тяжести противовесов. Кабина опускается и поднимается по направляющим. Поэтому она движется только в вертикальном направлении, исключаются ее смещения и раскачивание.
Привод лифта и аппаратура управления размещаются в машинном отделении. Привод состоит из двигателя и передаточного механизма, который обеспечивает вращение шкива. Управление лифтом осуществляется электронной системой, которая размещается в специальном шкафу. Шкаф управления подключен к расположенной в кабине кнопочной панели при помощи кабеля, который протянут по лифтовой шахте.
Разновидности лифтов
Лифты подразделяются в зависимости от назначения на следующие основные разновидности:
- пассажирские лифты;
- грузовые лифты;
- грузопассажирские и специальные лифты.
От разновидности лифта зависят и особенности его технического устройства. Например, грузовой лифт, который имеет значительно более высокую грузоподъемность, обычно имеет не менее двух шкивов.
По типу привода лифты делятся на электрические и гидравлические. Наиболее распространенным типом являются электрические лифты, которые используются в большинстве многоэтажных домов. Вращение шкива в таких системах осуществляет электродвигатель. Многие современные лифты имеют конструкцию, которая может отличаться от классической схемы устройства лифта в жилом доме. Например, могут применяться системы с компактным электродвигателем, что позволяет обходиться без машинного отделения. Мотор может быть закреплен непосредственно на направляющих или монтироваться в проеме шахты на верхнем этаже в специальной раме.
Также сегодня часто применяется система устройства электрического лифта Twin. Она предусматривает движение двух независимых друг от друга кабин в одной шахте по одним направляющим. Каждая из кабин имеет собственный привод, шкив и противовес. Поэтому они движутся независимо и могут подаваться к расположенным друг над другом этажам. Такая система не используется при устройстве лифта в жилом доме. Но дает высокую эффективность в офисных, торговых комплексах и на других объектах, где имеется более одного основного посадочного этаже (например, подземная парковка, холл, приемные и т.д.) и необходимо обеспечить повышенную пропускную способность.
Устройство лифта гидравлического типа существенно отличается от электрического. Его кабина перемещается за счет поступательного движения штока гидроцилиндра. Такие лифты не имеют противовесов. Особенностью гидравлической системы является довольно большое потребление масла и ограничение по высоте — подъем возможен только до 20 метров. Однако при эксплуатации гидравлического лифта создаются значительно меньшие нагрузки на конструкцию здания. Такая конструкция позволяет устроить лифт без шахты, монтировать кабины полностью круглого сечения, устраивать выходы на смежных сторонах кабины. Кроме того, гидравлический привод позволяет экономить энергию, которая расходуется только при подъеме кабины.
Характеристики лифтового хозяйства
Устройство и работу лифта характеризует большое количество физических параметров. Основными из них являются следующие:
- скорость перемещения кабины;
- грузоподъемность;
- максимальная высота подъема;
- число остановок.
Характеристики каждого лифта должны соответствовать требованиям ГОСТ и Правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭЛ). Этим же правилами регламентируется обслуживание лифтов.
Особое значение необходимо уделять таким параметрам, как скорость и грузоподъемность. Различают следующие виды скорости:
- номинальная;
- рабочая;
- предельная;
- ревизионная;
- остановочная.
Номинальная указывается в заводских характеристиках подъемного устройства. Это скорость, на которую рассчитан лифт при оптимальных условиях эксплуатации. Большинство современных моделей имеют номинальную скорость в пределах 0,18-4 метра в секунду. В высотных зданиях могут применяться модели с номинальной скоростью до 9,5 метров в секунду и выше. При этом в небоскребах часто применяется экспрессная схема работы лифта скоростного типа, который не останавливается на этажах до определенной высоты. При такой схеме нижние этажи обслуживаются обычными лифтами.
Рабочая — это фактическая скорость с которой осуществляется движение кабины в конкретных условиях эксплуатации. Ее значение может меняться в зависимости от разных факторов, таких как величина нагрузки, напряжение в электрической сети, сила трения в подвижных частях и т.д. В целом рабочая скорость зависит от устройства и обслуживания лифта, а также от условий его эксплуатации. В соответствии с ПУБЭЛ, ее величина не может отклоняться от величины номинальной скорости более чем на 15%.
Важными параметрами также являются предельная и остановочная скорости. Предельной называется скорость, при которой срабатывает оборудование безопасности лифта — ловители. Таким образом, система работы лифта не должна позволять разгоняться кабине выше этого значения. Остановочная — это скорость движения кабины перед подачей на нужный этаж. Она должна быть ниже рабочей и обеспечивать безопасную и комфортную для пассажиров остановку кабины. В лифтах старых моделей предусматривается две скорости движения — рабочая и остановочная. В современных моделях применяются частотные регуляторы, которые позволяют плавно уменьшать скорость перед остановкой и наращивать после старта. Это обеспечивает более комфортные условия для пассажиров и уменьшает нагрузку на электродвигатель
Грузоподъемностью называют максимальную массу груза, которую может транспортировать лифт в рабочем режиме. При ее расчете не учитывается масса кабины и ее оснащения. Пассажирские лифты чаще всего имеют грузоподъемность 400 кг. Однако сегодня широкое применение получают модели с повышенной грузоподъемностью. Так, современные жилые комплексы часто оснащаются лифтами, способными перевозить до 630 кг, а также грузопассажирскими моделями с грузоподъемностью до 1 тонны. Устройство грузового лифта дает возможность ему перевозить груз массой до 5 тонн.
Обеспечение безопасности лифтов
Оборудование подъемников должно выполняться таким образом, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию. В особой степени это требование актуально при устройстве пассажирских лифтов. Во время разработки, производства и монтажа лифтового хозяйства учитывается целый ряд угроз, которые могут возникать при их эксплуатации.
Большое значение имеет пожарная безопасность, поскольку в лифте пассажиры находятся в условиях замкнутого пространства на ограниченной площади и не имеют возможности сразу покинуть его. Кабина вместе с ограждающими ее конструкциями должна быть изготовлена из негорючих материалов. Двери должны иметь огнестойкое исполнение. При монтаже современных лифтов предусматривается их оснащение специальным оборудованием, которое при отключении электроэнергии автоматически подает кабину на ближайший этаж и осуществляет аварийное открывание дверей. Это дает возможность пассажирам оперативно эвакуироваться. По нормативным требованиям такое оборудование должно обязательно применяться в схеме устройства лифтов, обслуживающих коммерческие и общественные объекты.
Также к числу основных угроз, которые могут возникать при эксплуатации лифтового хозяйства, относятся:
- зажим пассажира дверьми лифта;
- застревание кабины между этажами;
- падение кабины;
- падение пассажиров через открытые двери шахты.
Для защиты кабины от падения используются ловители, которые останавливают лифт при достижении предельной скорости. Также используются амортизаторы, которые позволяют смягчить ударное воздействие. При застревании лифта специальное устройство должно обеспечивает открытие дверей и блокировать движение кабины, чтобы пассажиры могли ее покинуть. Также освобождение пассажиров в таких ситуациях входит в обязанности персонала, обслуживающего лифтовое хозяйство. Перегруз лифта предотвращается его конструкцией, поскольку площадь кабины зависит от грузоподъемности и не позволяет вместить большее количество пассажиров, чем можно перевозить.
Принцип работы лифта в жилом доме предусматривает контроль открывания и закрывания дверей. На них устанавливаются инфракрасные датчики, которые контролируют нахождение пассажира в проеме и не позволяют дверям закрыться в этом случае. Также применяются специальные устройства, которые блокируют несанкционированное открытие дверей шахты, если на этаже не остановилась кабина.
Оснащение кабины
Ключевым элементом лифта является его кабина. От ее оснащения в значительной мере зависит безопасность и комфорт пассажиров. Также в кабине устанавливаются и командные устройства лифта.
Для оборудования лифтовых кабин чаще всего применяются раздвижные двери. Если лифт монтируется в узкой шахте, то его кабина может оснащаться телескопическими или раздвижными дверьми. В последнем случае открывание выполняется вручную. В некоторых случаях двери монтируются спереди и сзади, что позволяет входить и выходить в кабину с разных сторон.
Отделка кабины может выполняться различными материалами, в том числе стеклянными панелями, полированными листами нержавеющей с серебристым или золотистым покрытием и др. Напольное покрытие может выполняться из велюра, линолеума, искусственного камня, специальной резины. Также в кабине может предусматриваться монтаж поручней.
Обязательными элементами оснащения кабины являются светильники, устройства для вентиляции, средства аварийной связи с обслуживающим персоналом. Также, как правило, в кабине устанавливается панель управления, с помощью которой пассажир выбирает нужный этаж. Однако сегодня в коммерческих, офисных, общественных зданиях с большим количеством лифтов нередко применяются системы предварительного планирования лифтового трафика. Их смысл заключается в том, что пассажир выбирает нужный этаж еще в холле во время вызова лифта. В самой же кабине панель управления отсутствует. Такое решение ускоряет обслуживание пассажиров, позволяет обеспечить рациональное использование лифтового хозяйства, сократить его износ и сократить затраты на обслуживание. Применяются такие системы в зданиях высотой от 15 этажей при параллельной работе от 4 лифтов.
Источник