§ 6. Профессиональная карьера
Карьера — быстрое достижение известности, успехов в слу¬жебной или какой-либо другой деятельности, материальной выго¬ды, благополучия. Французское слово карьера вошло в русский язык в 30—40 гг. XIX в. как конкурент слова поприще.
Профессиональная карьера — это активное достижение челове¬ком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастер¬ством. Кроме того, в содержание профессиональной карьеры вклю¬чается более высокая (адекватная) оплата труда, улучшение быто¬вых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Различают вертикальную и горизонтальную карьеру. Первая из них — это должностной рост, продвижение по служебной лестнице, а вторая — рост профессионального мастерства. Следует пом¬нить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должно¬сти, но и удержать ее.
Карьеру следует отличать от карьеризма, под которым пони¬мается получение материальных благ, выгод, власти, наград явно незаслуженным или нечестным образом (например, с помощью взяток, лести, обмана, подкупа, шантажа и т.п.).
Профессиональное самоопределение, осознанный выбор про¬фессии и профессиональная подготовка являются первым этапом профессиональной карьеры. На профессиональную карьеру чело¬века большое влияние оказывает уровень притязаний, т. е. уровень поставленной человеком цели или очередного достижения.
Уровень притязаний может быть заниженный, завышенный или реалистичный. Заниженный или завышенный уровень притя¬заний проявляется в выборе слишком легких или слишком труд¬ных целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах и т.п. Люди, обладающие реалистическим уровнем притяза¬ний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью. Влияние уровня притязаний на профессиональную карьеру чело¬века представлено в таблице.
Уровень притязаний | Карьера |
---|---|
Заниженный | Не будет большого роста вертикальной карьеры(повышения в должности) |
Завышенный | Не будет большого роста горизонтальной карьеры(повышения мастерства |
Реалистичный | Будет обеспечен рост вертикальной и горизонтальной карьеры |
Несомненно влияние призвания на профессиональную карьеру. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человека требованиям профессиональной деятельности. Труд по призванию помимо внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.
Интересные мысли о призвании высказал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Призвание — это маленький расточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти свое призвание, утвердиться в нем — это источник счастья. Человек — господин своего призвания. Призванием становится интерес, помноженный на труд. Человек — творец своего призвания».
При каких основных условиях возникает призвание?
Во-первых, надо знать мир профессий, избираемую профессию, а для этого профессию надо изучить не только теоретически, но и практически. На основе этого возникает предметное сознание.
Во-вторых, надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т.д.). В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «я»).
Благодаря единству предметного сознания и профессионального самосознания, возникает призвание. Влияние призвания на профессиональную карьеру выражается в следующем:
- человек показывает высокие результаты труда;
- быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела;
- соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы;
- у человека возникает чувство удовлетворения результатом своего труда и самоуважение.
Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы (см. с. 177). Но прежде всего в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя, возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности.
Группы факторов | Содержание |
---|---|
Личностные | Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол,возраст, образование, стаж работы, профессиональная компетентность, мастерство |
Служебно-производственные | Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции |
Социально-Экономический | Спрос и предложения на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита |
Профессиональную карьеру можно и нужно планировать. Карьера связана с социальным статусом, поэтому в план следует включать также и вопросы социально-экономического порядка. Структура плана профессиональной карьеры может включать в себя следующие пункты:
- смысл и цель жизни;
- планируемая профессия (основной и запасные варианты);
- предполагаемое образование (содержание и уровень);
- профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- предполагаемые должность и пост;
- желаемый размер оплаты;
- место проживания, жилищные условия. Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.
Термины:Карьера, профессиональная карьера, уровень — термины притязаний, призвание
Вопросы:
1. Что следует понимать под профессиональной карьерой?
2. Чем отличается карьера от карьеризма?
3. Как влияют уровень притязаний и призвание на профессиональную карьеру?
4. Охарактеризуйте другие факторы, влияющие на карьеру.
5. Назовите структурные компоненты плана профессиональной карьеры.
Источник
Карьера: профессиональный и должностной рост
Что такое карьера?
Посмотрим на карьеру с точки зрения понятий системного мышления. Карьеру можно сделать разными способами и наличие системного мышления является не главной причиной удивления коллег вашим успехам. Тем не менее, с точки зрения системного подхода возможно объяснить, что такое карьера, как ее делать, а также как она увязана с ролями, практиками, мыслительным мастерством, кругозором и т.п.
Карьеру можно разделить на профессиональный рост и должностной рост.
Профессиональный рост — это повышение уровня прикладного мастерства, оно же повышение квалификации исполнителя в исполнении проектной роли. Профессиональный рост можно продемонстрировать на примере инженера. Сначала он работает сам или в команде, которая разрабатывает поршень. Например, он занимается сбором требований. Потом в команде, разрабатывающей мотор. Там он тоже выполняет роль инженера по требованиям. Таким образом, можно сказать, что профессиональный рост происходит в рамках одной роли, но при этом повышается сложность задач или систем, над которыми работает человек. Пример хоть и про инженеров, но он распространяется на любую профессиональную роль, которая повышает сложность решаемых задач.
Должностной рост — это повышение в должности, что влечет за собой изменение списка выполняемых ролей, расширение возможности распоряжаться ресурсами, повышение ответственности. Например, человека, исполняющего роль инженера по требованию, могут повысить в должности, назначив руководителем команды разработка поршня. В этом случае человек имеет возможность и обязан играть другие роли, кроме роли инженера по требованию. Как минимум, ему придется играть роли менеджера и лидера. У него появятся возможности по распоряжению финансами и времени других людей в команде, повысится заработная плата и ответственность.
Взыскания и поощрения происходят не по профессиональной линии, а по должностной. Наказывают и награждают не роль, а исполнителя роли. То есть человека могут понизить или повысить в должности, дать или лишить премии, сделать записать в трудовую книжку
Как происходит карьерный рост?
Профессиональный рост происходит за счет освоения лучших прикладных практик. Чем сложнее решаемые задачи и создаваемые системы, тем обычно сложнее практики, с помощью которых решаются поставленные проблемы. Для профессионала характерна беглость мышления в своей области деятельности, поэтому освоение новой практики или получение опыта — это известный нам из главы 2 перевод новых знаний в левый спектр формальности мышления. Таким образом, профессионал может быстрее решать похожие задачи и делать при этом меньше ошибок.
Чтобы профессиональный рост не прекращался нужно:
- получать потоковые переживания и хотеть постоянно совершенствоваться в своем деле. Для этого потребуется инвестировать время и желательно дойти до стадии «не могу не» работать по профессии[1]. Без получения удовлетворения, на одной силе воли сложно добивать профессионального роста. Профессионал получает удовлетворения от самой деятельности, и от результатов своего труда;
- следить и быстро осваивать новые sota-практиками. Для этого нужно мыслительное мастерство, деятельностный кругозор и методологическое мастерство, а также мастерство собранность[2]. Для освоения прикладных практик необходимо иметь соответствующий интеллект, кругозор, ролевое мастерство и умение собирать себя в кучку в нужное время.
Должностной рост происходит преимущественно за счет создания успешных систем. В профессиональном плане человек может получать удовлетворение от своей деятельности, но для должностного роста необходимо удовлетворить интересы других людей. Успешная система для этого лучший вариант (проще, конечно, удовлетворять начальника), так как она является демонстрацией того, что человек освоил профессиональные роли, закрепленные за одной должностью, и он является хорошим кандидатом на следующую должность. При этом важно осознавать, что новая должность несет за собой не только возможности, но и ведет к большей ответственности и обязанности играть новые роли. В этой связи необходимо понимать, чем вы рискуете (шкура не кону), а также понимать какие новые роли вам нужно будет быстро освоить. Хорошее мыслительное мастерство и междисциплинарный опыт позволят быстро справиться с новыми задачами и освоить новые роли.
Необходимо отметить, что существует множество способов сделать карьеру. Выбор методов зависит от этики конкретного человека. Кто-то будет считать неприемлемым льстить начальнику, а кто-то считает это нормальным, потому что все так делают. Культура и практики, которых придерживается моральные авторитеты или руководители страны, влияет на то, что люди считают приемлемым в карьерных и других вопросах жизнедеятельности. В некоторых компаниях и странах системное мышление может не помогать, а наоборот, мешать продвижению по службе.
Также не стоит сбрасывать со счетов удачу или случай, который могут помочь или, наоборот, помешать карьерному росту. Каждый человек видел множество подобных примеров, и знает противоположные народные высказывания: «везёт сильнейшим» и «дуракам везёт». В жизни случаются разные ситуации, но ждать удачу лучше подготовленным, с тем чтобы на новой должности быстро показать требуемый результат. А то, что приходит случайно, может также неожиданно и быстро уйти.
Таким образом, с точки зрения системного мышления на карьеру непосредственно влияет профессиональное ролевое развитие за счет sota-практик и пример создания успешных систем. Чтобы рост не прекращался необходимо иметь широкий деятельностный кругозор и сильный интеллект. На качество жизни человека, который проводит значительную часть времени на работе, влияет этический выбор методов для карьеры и умение получать потоковые переживания от работы.
[1] «Не могу не» — это четвертая стадия из модели «Этапы постановки привычки», о которой речь шла в главе 2.
[2] Об этом говорили в модели «человек-платформа», о которой речь шла в главе 1.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 «Роль».
Источник
Раздел 16. Деловая карьера : ступени роста менеджера
«Деловая карьера — продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации , так и на протяжении всей жизни, а также восприятие человеком этих этапов. С организационной точки зрения карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности, исходя из открывающихся перед ним возможностей преодоления расхождения между реальным и желаемым им должностным положением. Поскольку эти решения принимаются в условиях недостатка информации, субъективной оценки себя и обстоятельств, нехватки времени или эмоциональной нестабильности, они далеко не всегда бывают последовательными, рациональными, целенаправленными, да и вообще оправданными»
Также немаловажным направлением кадрового менеджмента является планирование карьеры.
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьеру — траекторию своего служебного движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри — и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
1. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
2. Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры (табл. 12.3)
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда (табл. 12.4).
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.
Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:
- Традиция- вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
- Случай- выбор произошел случайно в силу некоего события.
- Долг- выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми.
- Целевой выбор- выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения.
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры (временной период развития личности) и фазы развития профессионала (периоды овладения деятельностью).
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
- оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора и вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь нет, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
- адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь, приверженности профессии и осваивающий ее;
- адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе;
- интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с профессиональными основными функциями;
- мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи;
- авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
- наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии «обрастает» единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.
Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Карьерограмма — это перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в табл. 12.5.
Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными.
Среди объективных условий карьеры:
- высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
- длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
- показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
- показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой — у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Для создания эффективной системы управления карьерой сотрудника в организации должны быть созданы три взаимосвязанные подсистемы внутри организации:
- подсистема исполнителей — содержит сведения о способностях, интересах, мотивах сотрудников.
- подсистема работ — содержит информацию о всевозможных заданиях, проектах, индивидуальных ролях, исполнение которых необходимо для организации.
- подсистема информационного обеспечения управления — объединяет сведения об исполнителях, работах и принятой практике перемещения сотрудников, назначения их на определенные виды работ и должностей.
Наличие этих трех подсистем дает возможность создать внутрикорпоративный рынок труда, проводить открытые конкурсы на подбор исполнителей под определенные виды работ и предоставлять сотрудникам открытую информацию о возможных траекториях их движения в организации.
В современных условиях нехватки специалистов на рынке труда организациям необходимо уделять особое внимание формированию кадрового резерва и планированию карьеры своих сотрудников, так как правильное использование внутреннего кадрового потенциала становится более выгодным. Привлечение персонала извне связано с необходимостью включения нового сотрудника в корпоративную культуру, обязательной доподготовки сотрудника к началу работы в организации, а также дополнительные финансовые расходы.
Наличие кадрового резерва подготовленных специалистов позволяет организации значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников, а также построить систему инвестиций в развитие персонала, что в свою очередь повышает мотивацию сотрудников и способствует повышению их работоспособности.
Процедуры планирования карьеры помогают и организации, и персоналу удовлетворять как организационных, так и индивидуальных целей профессионального и должностного роста. Если карьерный рост сотрудника связан с организацией, он становится ее неотъемлемой частью, интересуется проблемами предприятия и содействует его успешной работе, поскольку его собственный профессиональный рост находится в прямой зависимости от успехов фирмы.
Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путём профессионального роста. Она бывает вертикальной, предполагающей должностной рост, и горизонтальной, происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой занятий и подчас профессии. Совмещение двух этих подходов делает так называемую ступенчатую карьеру.
Иными словами, успех в карьере можно рассматривать как с точки зрения продвижения от одной должности к другой, более высокой, так и с точки зрения овладения определённой профессией, составляющими её навыками и знаниями.
Внутренняя оценка успешности и неуспешности карьеры происходит путём сопоставления реального положения вещей с личными целями и притязаниями данного человека, а внешняя основывается на мнении окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности. Эти оценки могут и не соответствовать друг другу, и тогда создаётся почва для развития внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями.
В.Р. Веснин в работе «Основы менеджмента» отмечает, что движущий мотив карьеры получил название её «якоря». Именно исходя из него, люди предпринимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. Выделяется несколько типов «якорей» (по В.Р.Веснину).
Автономия. Человеком движет стремление добиться независимости, чтобы получить возможность делать всё по-своему. В рамках организации такую возможность предоставляет либо высокая должность, либо статус, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться.
Технико-функциональная компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своём деле и уметь решать сложные проблемы. В конкретной деятельности он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие люди в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.
Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить своё положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.
Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.
Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовывать что-то новое, одним словом — заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры — обретение необходимых для этого власти и свободы, которые предоставляет соответствующая должность.
Потребность в первенстве. Человек стремится к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.
Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, её увлекательность, разнообразие.
В деловой карьере можно выделить несколько этапов: подготовительный, адаптационный, стабилизационный, консолидации, зрелости, завершающий. В.Р. Веснин рассматривает их на примере деловой карьеры менеджера.
Подготовительный (18-22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьера начинается с момента зачисления выпускника в штат организации, но в рамках этого этапа закладываются основы будущего специалиста.
На адаптационном этапе (23-30 лет) происходит вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпадать с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала все необходимые предпосылки.
Считается, что идеальной «стартовой площадкой» карьеры менеджера является трудная, но находящаяся «на виду» должность низового линейного руководителя, а не «тёплое место» в аппарате. Эта должность приносит ценный опыт самостоятельной работы и в то же время не является ключевой, в результате чего возможные неудачи начинающего руководителя не наносят организации большого ущерба, а у него не отбивают желание к продвижению вперёд. Здесь быстро выясняется, имеет ли данное лицо способность к руководящей деятельности и его нужно как можно быстрее продвигать вперёд или наоборот — вернуть к исполнению обязанностей специалиста.
В рамках стабилизационного этапа карьеры (30-40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Но все к концу этого периода становятся профессионалами, до тонкостей познавшими свою работу.
Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации и решать, как жить дальше. Принятие такого решения означает переход к этапу консолидации карьеры, приходящемуся на возрастной интервал 40-50 лет.
Для лиц, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя, здесь, в сущности, изменений не происходит. Они продолжают с интервалом в несколько лет (оптимально — не более 6-7, ибо затем начинают проявляться консервативные тенденции) продвигаться по служебной лестнице. При этом те, кто обладает более решительным характером, продолжают карьеру линейных руководителей, а менее решительным, но более вдумчивым — штабных. Другие осваивают новые сферы деятельности и переходят к «горизонтальной карьере».
В возрасте 50-60 лет в деловой карьере наступает этап зрелости, на котором они могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта, мастерства молодёжи.
Наконец, завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних категорий лиц его желательно осуществлять как можно раньше с момента возникновения у них соответствующего юридического права; для других, полных физических и духовных сил, — как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.
В большинстве западных фирм обязательным является планирование деловой карьеры сотрудников. Этот процесс начинается с изучения ими себя, собственных потребностей и стремлений (желаемых должности, уровня доходов и т.п.), на основе чего с учётом перспектив организации, отрасли, в которой она функционирует, объективных личных данных и пр. формулируются основные её цели. Затем самостоятельно или с помощью руководителя составляются альтернативные варианты продвижения по службе как в собственной фирме, так и за её пределами.
Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
- руководящие работники аппарата, дочерних предприятий;
- главные и ведущие специалисты;
- специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
- молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Первый уровень резерва кадров — все специалисты предприятия, следующий уровень — заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
Работа с резервом предполагает такие этапы, как:
1) анализ потребности в резерве; 2) формирование и составление списка резерва, 3) подготовку кандидатов.
1. Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует спрогнозировать изменение структуры аппарата, усовершенствовать продвижение работников по службе, определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей и степень насыщенности резерва (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
В результате становится возможным определить текущую и перспективную потребность в резерве. Для определения оптимальной численности резерва кадров необходимо установить:
- потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
- фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
- примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников;
- число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
При составлении списков резерва также необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:
- категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей производства;
- возможность подбора заместителей группы руководителей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам;
- персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник цеха, за расстановку заместителей начальников цехов и подразделений предприятия — заместитель руководителя предприятия по кадрам.
2. Формирование и составление списка резерва включает: формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования списка резерва следует определить:
1) кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв; 2) кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение; 3) какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности.
Для формирования списка резерва используются следующие методы:
- анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
- интервью (беседа) с целью выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.п.);
- наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
- оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
- метод заданной группировки работников — сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга: под заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру рабочей группы подбираются конкретные люди. Этот метод предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм: всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:
• требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
- профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
- перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
- предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
- результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
- выводы и рекомендации последней аттестации;
- мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
- результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).
При формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету, являются:
- мотивация труда — интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску;
- профессионализм и компетентность — образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и др.;
- личностные качества и потенциальные возможности — высокая степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.
На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как: 1)оценка кандидатов; 2) сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности; 3) сравнение кандидатов на одну должность и выбор наиболее соответствующего для работы в резервируемой должности.
По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
3. Подготовка кандидатов. Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
• индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
• стажировка в должности на своем и другом предприятии;
• учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.
Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ.
- Общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов).
- Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.
- Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности. Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль над выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, принести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для «молодого» начальника, и для его «новых» подчиненных.
Более сложным является вхождение в коллектив сотрудника, принятого в организацию «со стороны» — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей корпоративной культуры, и людям.
Для облегчения этих процессов наиболее серьезные компании вводят специальные программы. Новички проходят ориентационные программы, помогающие разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие тренинга.
Источник