Детский сад как начальная ступень образования

Дошкольное образование — первая ступень общего образования
статья ( группа) на тему

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

Скачать:

Вложение Размер
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/doshkolnoe_obrazovanie_-_1_stupen_obshchego_obrazovaniya.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

дошкольное образование — первая ступень общего образования

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.

— Что такое ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

— Зачем нужен стандарт?

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС — являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

— Каковы эти требования?

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

— Каким быть дошкольному детству по новым требованиям? В чём это заключается?

Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия, что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация) .

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образования) : «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».

Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.

Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.

Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Проживание детства в дошкольном возрасте возможно только в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка.

— Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?

Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ! »

Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса) .

— Каковы же связи с вышесказанным требования к результатам освоения программы?

Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

— Что такое целевые ориентиры?

Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

— Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).

-Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество

-Развитые творческие способности, развитая устная речь

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

— Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?

«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни», — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. «При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания обществе».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. » В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма», — сказал руководитель группы разработчиков.

— Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям?

Мы предполагаем, социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом)

ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ!

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

3. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Источник

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах, затрагивающих государственно-хозяйственный механизм, политику и идеологию, правовые основы государства. Переосмысливаются социальные ценности и утверждаются в качестве приоритетных такие, как человек, свобода, счастье.

Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Всеми странами мира признаны значительные достижения нашей страны в дошкольном воспитании. Методические материалы, издаваемые в России, переведены на десятки языков мира. Многие специалисты из самых отдаленных стран прошли подготовку и переподготовку в вузах России. Модель системы дошкольного образования адаптирована во многих европейских, африканских и азиатских странах. Однако в силу общественной системы, определяющей содержание и методику воспитания, в дошкольных учреждениях насаждался авторитарный подход к воспитанию.

В настоящее время в ряде законодательных актов федерального, краевого и городского уровня дошкольным учреждениям предоставлено право самостоятельной творческой педагогической и финансовой деятельности. Создались объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию. Произошло переосмысление и преобразование целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотрены традиционные представления о социальной сущности образования как социального института в жизни человека и общества.

В отличие от традиционного непрерывное образование — это образование, на деле обращенное к человеку, его запросам и познавательным потребностям, возможностям и интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям.

Трансформация существующего образования в непрерывное означает поворот от ступентизма к гуманизму, от школоцентризма и авторитаризма к единству образования и самообразования, к демократизму; от складирования информации и описательности к осмыслению связей и отношений действительности, от начетничества и цитатничества к размышлению и действию, от фрактологии и фрагментарности к методологии и системности, от эклектики к диалектике.

Такое образование выступает в социальном плане как непрерывное, поскольку является всеохватывающим по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщим — по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы. В личностном плане непрерывное образование выступает как сопровождающее и вместе с тем как опережающее текущие нужды и потребности в соответствии с жизненными планами человека, его интересами и намерениями.

Центральной категорией непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Вместе с тем постоянное развитие личности в интересах человека и общества является целью непрерывного образования.

Как механизм расширенного духовного производства непрерывное образование обеспечивает обогащение и увеличение совокупного интеллектуального, нравственного и культурного потенциала общества на основе всемирного использования потенциала каждого человека путем освоения им всей актуально необходимой традиционной и новой экономической и общественно-политической научной информации, расширение общего кругозора, роста интеллектуального и культурного уровня.

Для общественного индивида непрерывное образование — это целостный комплекс процессов и средств формирования и удовлетворения его многообразных познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил. Оно выступает как значимая составляющая личностного развития, обогащения его все новым и новейшим содержанием, как гарантия сохранения профессионала и личности в динамично меняющихся условиях общественной практики.

Принципиальные особенности непрерывного образования определяют многообразие и гибкость используемых для его осуществления способов, средств и организационных форм, гуманизм и демократичность, дифференциацию образовательных процессов по направленности и содержанию.

Гибкость и вариативность содержания, форм и методов непрерывного образования являются следствием многообразия и изменчивости образовательно-познавательных потребностей человека и общества, разнообразия и мобильности условий и средств их удовлетворения. Гибкость образовательных процессов обеспечивается их перестраиваемостью, оперативным преобразованием направленности и содержания на решение новых, диктуемых динамично меняющимися потребностями общественной практики задач, приспособляемостью к конкурентным, местным, отраслевым и другим условиям.

Гуманизм непрерывного образования определяется его обращенностью к нуждам и стремлениям человека, его заботам. Он выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личностью общечеловеческих идеалов и ценностей. Наука, культура, искусство — все достижения духовного развития человечества в системе непрерывного образования превращаются из предмета изучения в органичный компонент учебно-познавательной и воспитательной деятельности, который определяет не только цели и содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится, и теми, кто учит.

Непрерывное образование как функциональная система — это целостная совокупность путей, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, обогащения культуры людей. Как педагогическая система оно выступает как система целенаправленного разностороннего развития личности.

Система непрерывного образования призвана стать эффективным средством обогащения культурно-образовательного потенциала общества на благо каждого человека, во имя расцвета каждой личности, достижения качественно нового состояния общества, неуклонного подъема и совершенствования образа жизни в настоящем и будущем.

Педагогический опыт, накапливающийся десятилетиями в области дошкольного образования, в настоящее время сможет быть переосмыслен и получит новое развитие.

Мы попытались определить основные цели преобразования дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

— Поднятие государственной системы дошкольного образования на современный уровень, повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за последним статуса приоритетной для общества сферы образования.

— Создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей на обучение и воспитание своего ребенка.

Исходя из этих целей основными направлениями преобразования дошкольного воспитания будут следующие:

— переход на новое содержание и технологии дошкольного образования, определение стандарта дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности ребенку для поступления в школу;

— изменение организационной структуры дошкольного учреждения в целях улучшения ее адаптации к современным требованиям социума, которая основана на принципах вариативности, открытости, доступности;

— адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия и опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу;

— углубление научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая дает возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности физического и психического развития ребенка, четко ориентироваться в подвижной структуре дошкольных учреждений.

В целом же преобразование дошкольного образования должно осуществляться во имя главной цели — развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили всех работников сферы образования перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Дошкольное образование — это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

— понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;

— обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;

— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;

— свобода выбора программ и технологий;

— экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование управления дошкольными учреждениями невозможно без сохранения и стабилизации сети детских садов, главная цель которых — обеспечение всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях по месту жительства, предоставление отвечающим современным требованиям образовательных, оздоровительных и других видов услуг.

В реализации этой целевой установки определенных успехов достиг Ставропольский край. По городу Ставрополю сеть дошкольного образования на сегодняшний день представлена 72 дошкольными учреждениями, в которых воспитываются 13386 детей, что составляет 45% от общего числа детей дошкольного возраста. Увеличивается число дошкольных учреждений нового типа, в которых организуется процесс развития детей в соответствии с их интересами, склонностями и запросами родителей:

— 2 ДОУ — гимназии;

— 6 дошкольных центров;

— 3 комплекса сад-школа;

— 1 ДОУ — школа развития.

Управление дошкольными учреждениями на современном этапе — это определение общей стратегии деятельности, поддержка и координация новых направлений в работе ДОУ разных видов и типов, а также защита детей от «доморощенных» программ и технологий, от некомпетентных специалистов.

Число специальных детских садов возросло с 3 до 7.

На основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических условиях разработаны планы изменения деятельности ДОУ в соответствии с потребностями населения.

Большое значение придается работе по использованию закона РФ «Об образовании», «Типового положения о дошкольном учреждении» и других нормативных документов и актов, а также качественному анализу динамики изменения в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Расширяется состав специалистов системы дошкольного образования. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях работают 38 психологов, 68 дефектологов, 35 педагогов дополнительного образования, 107 музыкантов, 37 преподавателей по физической культуре, 29 по изобразительной деятельности.

В дошкольных учреждениях города наметился переход от учетно-дисциплинарной модели к личностно ориентированной, основанной на сотрудничестве педагога с детьми. Во многих дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая обеспечивает благоприятное эмоционально-психологическое состояние ребенка.

Значительно расширилось использование программ. В педагогическом процессе творчески используются программы, рекомендуемые Министерством РФ. По программе «Радуга» работают 60 ДОУ, «Развитие» — 4, «Здоровье» — 3, «Детская картина мира» — 1.

Более отчетливо стала просматриваться основная идея реформы образования — кардинальные перемены в жизни ребенка, а не только смена педагогических методов и технологий.

В детских садах общего типа создаются группы, в которых дети углубленно изучают иностранный язык, грамоту, риторику, математику; группы для одаренных детей.

Родители получили возможность давать детям дополнительное платное образование в различных кружках.

С целью обеспечения более тесных контактов между ДОУ и школами определены способы их взаимодействия. Как отмечалось, в г. Ставрополе создан 1 комплекс «Д/с — школа», 2 прогимназии; 1 Д/с — школа развития.

Немаловажная роль в обновлении системы дошкольного образования отводится развитию службы социально-психологической помощи. В штаты практически всех ДОУ введены ставки педагогов-психологов.

Анализ полученных данных показывает, что воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на достаточно высоком уровне.

Диагностика состояния дошкольного образования позволила определить основные направления его развития: создание эффективной системы дошкольного образования; обеспечение достаточного количества мест в ДОУ; создание условий для обеспечения развивающей среды в ДОУ с учетом индивидуальных способностей детей.

В настоящее время главная задача управления образованием — превратить детские сады города в демократические учреждения, освободив педагогов от неоправданных инструкций, запретов, сковывающих инициативу и самостоятельность. Другая, не менее важная задача управления — усилить научно-методическую работу с кадрами. Она решается в тесном сотрудничестве со Ставропольским государственным университетом, т.к. работа в дошкольном мире должна строиться только на научной основе. Совместно с сотрудниками университета разработаны концептуальные подходы к перестройке дошкольного образования города, в которых определены, с одной стороны, совершенствование концепции управления дошкольного образования, а с другой — научно-методическое обеспечение работы дошкольных учреждений. На базе г. Ставрополя создана концепция дошкольного образования, которую мы бы хотели рассмотреть. В концепции отражены основные подходы к образованию в Северо-Кавказском регионе. Стратегия развития дошкольного образования представлена авторским коллективом во главе с Н.И. Бутенко и главным специалистом Н.А. Палиевой.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, обусловлены гуманизацией общественной жизни. Это вызвало переориентацию педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций, преодоление кризисных явлений в педагогической практике.

В истории развития г. Ставрополя просматривается тенденция превращения его из уездного города в крупный научно-промышленный центр со своеобразной структурой системы образования и культуры. Здесь издревле складывается синтез культур разных народов в трех основных формах: народных, религиозных и светских. Все эти формы имеют глубинные стороны, многонациональные черты, выражающиеся в бытовой культуре, ремеслах, творчестве.

Географическое положение города, близость его к кавказским государствам и рассматривание его как форпоста на юге России во многом определяют жизнедеятельность как приграничного города.

На подходы к воспитанию и образованию юных ставропольчан в значительной степени влияет казачья субкультура.

Цель концепции — определение организационных и содержательных основ, необходимых для стабилизации и развития системы дошкольного образования в городе. Концепция состоит из трех основных: I — Дошкольное образование в зарубежных странах и России; II — Развитие дошкольного образования в г. Ставрополе; III — Система организации экспериментальной работы по дошкольному образованию в г. Ставрополе. Каждый из пунктов концепции соответствующим образом обосновывается, содержит целевые установки, конкретные задачи.

— Формирование личности ребенка на современном этапе образования-сложный, культурный процесс. Поэтому в настоящее время содержание дошкольного образования определяется с педагогической, психологической и социальной позиций. Целью дошкольного образования как педагогической и социально-духовной сферы является формирование общего фундамента развития ребенка, культурное развитие его личности. Достижение этой цели возможно лишь при решении региональных задач).

— Правовое воспитание будущего гражданина (оно должно начинаться с формирования уважения к закону, к национальным традициям, прошлому народа. Ребенку должны быть разъяснены права и свободы его страны).

— Обогащение содержания учебно-воспитательных программ и освоение современных технологий развития детей (содержание обучения должно включать те виды деятельности, которые представляют наибольший интерес для ребенка).

— Приоритет индивидуального подхода к одаренным детям (предоставление программы, отвечающей потребностям одаренного ребенка. Целью программы должно стать развитие творческих способностей).

— Социопедагогическая поддержка детей-инвалидов и их семей Сдошкольное образовательное учреждение как открытая образовательная система предлагает взаимодействие с семьей, с культурными, общественными и образовательными учреждениями).

— ДОУ — микрорайон — развивающая среда для детей дошкольного возраста (создание мотивационных площадок для благоприятного социоразвития детей).

— Оптимизация сети ДОУ в микрорайоне (городе) и совершенствование системы управления дошкольным образованием (централизация системы управления в макро- и микросреде).

— Подготовка кадров для развивающейся сети ДОУ (специальная подготовка кадров для инновационной деятельности).

— Научно-издательская деятельность в социопедагогической системе дошкольного образования (создание сети экспериментальных лабораторий по отработке и внедрению новых технологий).

— Аналитическая служба дошкольного образования (организация отделов прогнозирования развития системы дошкольного образования при органах управления). На 6 пункт «ДОУ как открытая образовательная система в инфраструктуре города» мы бы хотели обратить особое внимание. Открытость ДОУ позволяет осуществлять воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения ребенка к себе, окружающим людям и природе, развитой, свободно и позитивно на — строенной личности. ДОУ не может быть только образовательным учреждением, а должно представлять социально-педагогический комплекс, решающий следующие задачи:

— педагогизация социальной среды;

— социальная и педагогическая компенсация условий для полноценного развития личности каждого ребенка;

— социально-педагогическая работа с семьей;

— организация семейного культурного досуга;

— педагогический родительский всеобуч.

В настоящее время наблюдается повышение статуса семейного воспитания, что ведет к персональной ответственности родителей за правильное воспитание и развитие своего ребенка. Семья становится главным социальным институтом в воспитании ребенка, а детский сад оказывает ей действенную помощь в осуществлении процесса воспитания. Сегодня родители становятся полноправными участниками воспитательного процесса и рассматриваются как непосредственные заказчики и потребители образовательных и воспитательных услуг дошкольного учреждения. Для родителей и педагогов единым объектом внимания является ребенок, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия «родитель — педагог — ребенок» и становится центром воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, должны быть исследованы новые формы взаимодействия между детским садом и семьей. Они основываются на партнерстве, сотрудничестве и направлены на воспитание и формирование личности ребенка. Ребенок является центром всей воспитательной системы.

Анализ состояния педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях позволяет говорить о значительных позитивных тенденциях. Шире используется представленное Законом РФ «Об образовании» право в определении форм, содержания и методов организации дошкольного образования, в обновлении его содержания. Расширяется перечень дополнительных услуг: изучаются иностранные языки, театральное и вокальное искусство, живопись. Наметилось изменение процесса обучения и воспитания дошкольников: ведутся занятия по экологии и истории края, народному творчеству.

Дифференциация образования ведет к увеличению числа ДОУ нового типа: центры эстетического воспитания, социально-педагогической работы, муниципальные детские центры, специализированные и др.

Значительно улучшился качественный состав педагогических кадров системы дошкольного образования, увеличилось число педагогических работников, имеющих высшее образование, введены нетрадиционные специалисты: психологи, педагоги дополнительного образования, специалисты по изобразительному и вокальному искусству, хореографы.

Все эти факторы объективно подготовили необходимость концептуального определения перспективного развития дошкольного образования. Концепции развития дошкольного образования г. Ставрополя:

— прогнозирует результаты образования в Северо-Кавказском регионе;

— обеспечивает формирование у воспитанника существенных функций, адекватных современному уровню знаний;

— формирует потребность человека в самоценностном выражении, наделенного чувством национального достоинства;

— интегрирует личность в системе мировой и национальной культур;

— формирует у каждого ребенка опыт индивидуальных достижений и способы реализации своих способностей;

— развивает у ребенка опыт общения, основанного на уважении.

Данный проект концепции направлен на формирование общего фундамента развития ребенка, создание комфортных условий для воспитания и обучения детей на основе преемственных связей «ДОУ — семья — микрорайон — город — страна — мир».

Исследование непрерывного образования показывает, что оно не представляет собой ни альтернативу, ни простое дополнение или продолжение существующего образования, ни тем более распространение; «деконцентрацию» традиционного образования на всю продолжительность жизни человека. Оно предполагает радикальную трансформацию нынешнего образования в новую систему, расширенную за счет нетрадиционных форм. Поэтому непрерывное образование — это не уровень, ступень, вид, форма или тип образования, это система, имеющая свою специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных адекватных принципах, приобретающая новые функции и в целом по-новому решающая многие старые задачи. Система непрерывного образования — это возникающая для удовлетворения потребностей социального и научно-технического прогресса широко разветвленная «образовательная сеть», осуществляющая процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего развития личности на протяжении всей ее жизни и приведения этого развития в оптимальное соответствие с беспрерывно растущими и динамично изменяющимися запросами всех сфер общественной деятельности — главным образом в учебно-воспитательных учреждениях, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в ряде заведений культурно-просветительной работы, а также вне их — посредством массовых коммуникаций, самообразования и т. д.

Основная центральная идея непрерывного образования заключается в том, что образование (как и развитие человека) не должно иметь пределов, должно в той или иной форме, с той или иной периодичностью сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Нормативно образование должно быть устремлено в будущее, значительно опережая сегодняшний день. В идеале должно быть достигнуто разумное соответствие, учет сегодняшнего развития науки и техники и завтрашних многообразных потребностей общества. Непрерывное образование знаменует собой появление новой образовательной парадигмы. Мы являемся свидетелями становления этой системы в нашей стране и в нашем регионе.

Источник

Читайте также:  Симс 4 как сделать круглую лестницу
Оцените статью