ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА С РАЗРЕШЕНИЕМ.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.
Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53.
В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53
Септаккорд
Септаккорд – это четырехзвучный аккорд, звуки которого расположены по терциям, крайние звуки образуют интервал септимы.Септаккорд считается диссонирующим (неблагозвучным) аккордом. Составляющие септаккорд тоны называются: прима, терция, квинта, септима
Звучание (фонизм) септаккорда зависит от его состава.
Как и трезвучия, в ладу септаккорды подразделяются на главные, наиболее часто употребляемые, и побочные. Главными септаккордами считаются II7 (септаккорд 2-й ступени), VII7 (вводный септаккорд) и D7 (доминантсептаккорд).
D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ.
Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3).
D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в интервал б.3 с утроенным основным звуком.
ЭНГАРМОНИЗМ В МУЗЫКЕ (от греч. enarmonios – согласный, созвучный) – равенство по высоте различных по названию и написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм возможен в условиях 12-тиступенного равномерно темперированного строя.
Источник
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА С РАЗРЕШЕНИЕМ.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.
Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: s53
В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53
Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.
Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – 4 и 6.
Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – 2 и 7.
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.
Таким образом получается следующая схема:
S53 – T6 D53 – T64
S6 – T64 D6 – T53
S64 – T 53 D64 – T6
ТРИТОНЫ
Тритоны – это интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся – ув.4 т ум.5. Ув.4 – содержит 4 ступени и 3 тона. Ум.5 – содержит 5 ступеней и 3 тона.
Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.
В натуральном мажоре: ув.4 — на 4 ст., а ум.5 – на 7 ст.
В гармоническом мажоре: ув.4 – на 6 ст., а ум.5 – на 2 ст.
В натуральном миноре: ув.4 – на 6 ст., а ум.5 – на 2 ст.
В гармоническом миноре: ув.4 – на 4 ст., а ум.5 – на 7 ст.
Тритоны – диссонирующие интервалы и требуют разрешения. Ув.4 разрешается в ближайшие устойчивые звуки, в сторону расширения. Ум.5 – в сторону сужения.
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Характерными интервалы — это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7.
Ув2 = 2 ступени + 1,5 тона.
Ум7 = 7 ступеней + 4,5 тона.
Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения. Увеличенные интервалы разрешаются – в сторону расширения. Уменьшённые – в сторону сужения.
Ув2 строится: в гармоническом мажоре – на VI пониженной ступени; в гармоническом миноре – на VII повышенной ступени. Разрешается – в сторону расширения (в ч4).
Ум7 строится: в гармоническом мажоре – на VII ступени; в гармоническом миноре – на VII повышенной ступени. Разрешается – в сторону сужения (ч5).
СЕПТАККОРД.
Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своё название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.
D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ.
Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:
I ступень — тоника
II ступень – нисходящий вводный звук
III ступень – медианта
IV ступень – субдоминанта
V ступень – доминанта
VI ступень – субмедианта
VII ступень – восходящий вводный звук
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками.
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.
ВИДА МАЖОРА И МИНОРА.
Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ — т – т – т – ½
Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной 6 ступенью: т – т – ½- т – ½- 1½– ½
Мелодический мажор – при движении вверх идёт как натуральный, а вниз – понижается 6 и 7 ступени.
Натуральный минор – имеет строение: т – ½ — 1 – 1 – ½ — т – т
Гармонический минор – минорный лад с повышенной 7 ступенью: 1 – ½ — т – т – ½ — 1 ½ — ½
Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх повышаются 6 и 7 ступени, а вниз – как в натуральном миноре: т – ½ — т – т – т – т – ½
СИНКОПА — это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются следующие формы синкоп: междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные); внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные). Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 4815 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий
Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.
Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.
Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.
Разрешение уменьшённых трезвучий
Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.
Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:
В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.
Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.
А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.
Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.
Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.
Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).
Разрешение увеличенных трезвучий
Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:
Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).
Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.
Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.
Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.
Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!
Разрешение трезвучий – подведём итоги
Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:
На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!
Источник