- Аккордовые последовательности в тональности ля-минор
- Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
- Почему эти ступени называются главными?
- Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
- Как называются все остальные ступени?
- Гамма Ля-Минор на гитаре. Натуральный минор и гармонический минор
- Состав и ступени гаммы ля-минор
- Как построить гамму ля-минор
- Устойчивые ступени гаммы ля-минор
- Аппликатуры гаммы ля-минор на грифе
- Пять позиций гаммы ля-минор на грифе гитары
- Первая позиция
- Вторая позиция
- Третья позиция
- Четвертая позиция
- Пятая позиция
- Гармонический минор Am. Аппликатура. Как построить гармонический ля-минор
- Схема построения
- Аппликатуры гармонического минора от ноты ля (A)
- Похожие статьи
- Меню сайта
- Аппликатуры аккордов
- Популярные статьи
Аккордовые последовательности в тональности ля-минор
На рис. 1 показаны ступени в тональности ля-минор, а желтым цветом выделены главные ступени.
Рис. 1. Основные ступени в тональности ля-минор
Тональность ля-минор примечательна тем, что в ней также легко играть на синтезаторе, как и в тональности до-мажор. Все, что мы говорили об аккордах в тональности до-мажор справедливо и здесь, но с небольшим исключением. При игре в миноре чаще используется гармонический минор, в котором повышена VII ступень (на рис. 1 она выделена синим цветом). Вместо соль играется соль-диез.
Исходное положение левой руки для игры в тональности ля-минор показано на рис. 2
Рис. 2. Исходное положение левой руки при игре в тональности ля-минор
Желтым цветом на рис. 2 выделена область автоаккомпанемента, в пределах которой нажатия на клавиши воспринимаются синтезатором как управление автоаккомпанементом. Напоминаю, чтобы не выйти из этой области субдоминанта и доминанта в ля-миноре играются на октаву ниже (рис. 3).
Рис. 3. Главные трезвучия в гармоническом ля-миноре
С помощью главных трезвучий можно сыграть 12-ти тактовый минорный блюз.
Таблица 2. Шаблон блюзового квадрата
Такты | Аккорды | Счёт |
1 | Am | 1,2,3,4 |
2 | Dm | 1,2,3,4 |
3 | Am | 1,2,3,4 |
4 | Am | 1,2,3,4 |
5 | Dm | 1,2,3,4 |
6 | Dm | 1,2,3,4 |
7 | Am | 1,2,3,4 |
8 | Am | 1,2,3,4 |
9 | E | 1,2,3,4 |
10 | Dm | 1,2,3,4 |
11 | Am | 1,2,3,4 |
12 | E | 1,2,3,4 |
Рис. 4. 12-ти тактовый блюз в ля-миноре
На рис. 5. показаны две минорные последовательности.
Рис. 5. Аккордовая последовательность в натуральном (вверху) и гармоническом (внизу) ля-миноре
Отличие натурального минора от гармонического заключается в том, что во втором случае нажимается черная клавиша (соль-диез) вместо клавиши соль. изменение всего одной клавиши существенно меняет характер звучания последовательности. Натуральный минор — звучание грустное и безнадёжное. Гармонический минор — звучание грустное, но с надеждой.
Пример 2. Натуральный и гармонический минор.
К настоящему моменту мы рассмотрели построение аккордовых последовательностей в тональностях до-мажор и ля-минор. Но наши аккордовые последовательности звучали в одной тональности, то есть, они были либо все мажорные — веселые, либо все минорные — грустные. А что делать, если, например, нам хочется в одной композиции сначала сыграть грустно, а потом весело или наоборот? Для этого нам нужно рассмотреть параллельный переменный лад и отклонения.
Источник
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.
- Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
- Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
- Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
- Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Источник
Гамма Ля-Минор на гитаре. Натуральный минор и гармонический минор
Вместе с гаммой и тональностью до-мажор, гамма ля-минор на гитаре является по праву самой известной и популярной среди гитаристов. Каждый наверно слышал заветное «ам дм» и про блатные аккорды. И действительно, гамма и тональность ля-минор очень часто используются в музыке. В этой статье разберем, как построить гамму, ее аппликатуры и как правильно ее играть. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.
Состав и ступени гаммы ля-минор
Как построить гамму ля-минор
Гамма ля-минор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Ее название соответствует ее тональности (ля-минор). Гамма не содержит в себе бемолей и диезов. Так как она минорная, в ней присутствуют характерный «грустный» оттенок. Из теории музыки известно, что минорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Тональность и тоника гаммы ля-минор (исходя из названия) — Ля (A). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
Гамма до-мажор является параллельной ля-минору. Она состоит из тех же нот в той же последовательности, но тоникой является нота До. Подробнее про гамму до мажор вы можете прочитать в этой статье: гамма до-мажор.
Устойчивые ступени гаммы ля-минор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — A (Ля) C (До) E (Ми). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ля-минор (Am). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть их из гаммы, то получим пентатоническую гамму Ля.
Аппликатуры гаммы ля-минор на грифе
На грифе гитары гамму ля-минор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ля-минор.
Пять позиций гаммы ля-минор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ля (A). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Это основная и базовая позиция гаммы ля-минор. Начинается на 5 ладу 6 струны. В этом боксе проще всего импровизировать. Если выкинуть из него неустойчивые ступени (2, 6 ), то получим минорную пентатонику от ноты ля.
Вторая позиция
Этот бокс расположен в пределах 7-10 ладов на грифе. Здесь нота ля, тоника гаммы, встречается в 2-х местах: на 4 и на 2 струнах.
Третья позиция
Здесь на каждой струне можно играть по 3 ноты. Нота ля расположена на 2 и 5 струнах, на 10 и 12 ладах соответственно.
Четвертая позиция
Открытая позиция гаммы ля-минор. В ней расположен и всем известный аккорд Am.
Пятая позиция
Гармонический минор Am. Аппликатура. Как построить гармонический ля-минор
Схема построения
Разновидностью натурального минора является гармонический минор. Отличие в том, что в нем 7-я ступень повышена на полтона. Для наглядности разберем его схему.
Как видно из схемы, нота G (Соль) повышена на полтона до соль-диеза. Благодаря этому, между 6 и 7 ступенью гаммы получаем интервал — уменьшенная кварта, а между 1 и 7 ступенью — повышенная септима. Теперь рассмотрим аппликатуры на грифе гитары.
Аппликатуры гармонического минора от ноты ля (A)
Характерная для гармонического минора 7 ступень дает очень интересное звучание данной гамме. Что-то напоминает замки, дракулу и прочее. Сложно описать, просто попробуйте ее сыграть.
Похожие статьи
Меню сайта
Аппликатуры аккордов
Популярные статьи
Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.
Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Источник