- Жанровые особенности классического фольклора
- Что такое Фольклор
- Примеры фольклора
- Золушка
- Кровавая Мэри
- Фольклорист и фольклористика
- Русский фольклор
- Основные жанры русского фольклора
- Эпические произведения
- Лирические произведения
- Драматические произведения
- Особенности фольклора
- Устная форма
- Народность фольклора
- Вариативность
- Анонимность
- Коллективность
- Историчность
- Фундамент — традиции
- Кумулятивность
- Контакт между исполнителем и слушателем
- Повторяемость (или цикличность)
- Фольклор в музыке
- Фольклор и литература
- Сходства между фольклором и литературой
- Различия между фольклором и литературой
- Правильное произношение и использование слова «фольклор»
Жанровые особенности классического фольклора
Специфика фольклора как искусства
Орфоэпия допускает два варианта произношения слова «фолольклор» и «фольклёр».
Термин «фольклор» (англ, folklore), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура — от одежды и национальной кухни до колыбельных песен.
В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря — устную словесность как совокупность текстов.
Изящная словесность и фольклор. Сходства и различия, форма бытования
Между фольклором и литературой есть принципиальные различия, выявляющие специфику фольклора.
Литература представляет особую сферу духовной деятельности — сферу искусства. То же можно сказать и о фольклоре. Но сказать так не значит сказать все. Фольклор — это область народной культуры, он охватывает народный быт, связан с трудом и досугом, социально-бытовыми отношениями.
У каждой социальной группы складывается собственный фольклор, выражающий коллективное самосознание этой группы. Многое в русском фольклоре создано крестьянами: ведь прежняя Россия была крестьянской страной. Велик вклад в русский фольклор населения средневековых городов и слобод — ремесленников, кустарей, посадских людей, торговцев — горожан. С давних пор в городах бытовали анекдоты и сказки, произведения героического эпоса. Несомненно городское происхождение новгородских былин.
В самом деле, есть общерусский фольклор (многие пословицы и поговорки) и есть фольклор самых разных групп, выделяемый по следующим признакам:
— локальным (фольклор яицких казаков, фольклор Мезени),
— конфессиональным (фольклор сектантов),
— профессиональным (фольклор лесорубов или железнодорожников),
— возрастным (детский фольклор).
Принципиальные отличия фольклора от литературы касаются природы художественного творчества. Литература — искусство слова.
Фольклор — тоже. Однако это устное народное творчество. Следовательно, очень важную роль играет в фольклоре начало исполнительское. Одна и та же сказка по-разному звучит в устах рассказчиков разной одаренности. Говорят о синкретизме фольклора, т. е. о соединении в устном творчестве выразительных средств разных искусств — словесного, музыкального, театрального и т. п.
Творческий процессв фольклоре и литературе протекает по-разному. В литературе творчество индивидуально, в фольклоре — коллективно. Это значит, что фольклорное произведение выражает не индивидуальное самосознание, а мировоззрение группы, в которой оно бытует.
Авторство фольклорного текста
В фольклоре нет индивидуального авторского самосознания, и неверно говорить об «анонимности» фольклорных произведений. Аноним — это человек, скрывающий свое имя. В фольклоре же никто ничего не скрывает, и в нем вообще нет понятия «автор». Фольклорный текст находится в постоянном движении. Фольклорные исполнители — это своего рода «соавторы», «редакторы»: они не творят что-либо принципиально новое, а рассказывают и поют то, что известно многим.
Типы мирового фольклора
Типы мирового фольклора: архаический, классический и современный.
Архаический фольклор складывается у народов, находящихся на первобытной ступени развития. Письменности еще нет, и вся культура является устной. Поэтому в данном случае можно говорить о панфольклоре: он охватывает всю культуру этноса. Это фольклор людей с мифологическим мышлением.
Классический фольклор складывается в ту эпоху, когда образуются государства и возникают письменность и литература, но отношения между людьми во многом остаются патриархальными.
Здесь формируются художественное время и художественное пространство, появляется художественный вымысел, складывается жанровая система.
Самое же главное в том, что современный фольклор развивается в тесном соседстве с массовой культурой. Дешевые песенники, бульварный роман, лубочная книжка — все это питается народным творчеством и одновременно питает его.
Поэтика архаического фольклора
Мифология отражает самый примитивный уровень человеческого мышления, еще не познавшего причинно-следственные закономерности, не научившегося обобщать и не выработавшего абстрактных понятий, не отделявшего космическое от биологического, человеческое от животного. Миф есть древнейшая поэзия.
Мифология — это не только древнее, языческое мировосприятие, но и система мышления, находящаяся в развитии
Категории мифов
Этиологические («причинные», объяснительные) – мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов – рассказы происхождении животных и объектов.
Культовые– объясняющие происхождение культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.
Космогонические– (менее архаические и более сакрализованные) – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.
Антропогонические– мифы о происхождении человека, или племенных первопредков (тотемия).
Астральные– о звездах и планетах. Солярные и лунарные – о солнце (маркировано положительно) и луне (отрицательно). Лучше представлены в развитых мифологиях. Мужское и женское начало.
Близнечные– о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и выступающих в качестве родоначальников племени.
Тотемические – представление о сверхъестественном родстве мужду определенной группой людей и тотемными видами животных и растений.
Календарные мифы – цикл календарных обрядов, аграрная магия.
Героические– подвиги и жизнь героев.
Эсхатологические– о конце мира (боги наказывают людей за преступления).
Мифология — это своего рода философия, которая обусловила «правила» поведения первобытного человека и нашла конкретные, практические воплощения в обряде (ритуале).
В наиболее архаичных мифах создание мира приписывается предкам, в которых животное начало не отделено от человеческого. Эти тотемические предки выступают одновременно и как демиурги (создатели мира), и как культурные герои (создатели человеческой культуры). Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления, все природные и культурные объекты — оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических культурных героев.
Так, на Чукотке и Камчатке существует цикл мифов о Вороне-Кутхе. Ворон достает горсть земли из безбрежного океана и создает сушу. У хранителя света он ворует шары, содержащие небесные светила. Хитростью он добывает воду у ее хранителя и выплевывает ее в виде рек. Он вырезает лосося и другие породы рыб из различных пород деревьев. Наконец, Ворон делает человека из дерева, листьев и камней. Ворон, таким образом, — и первопредок, и демиург, и культурный герой. При всем том Ворон вовсе не был объектом религиозного культа. Вместе со значительными деяниями он совершает массу неудачных; это не только серьезный культурный герой, но и проказник, ловкостью, хитростью и обманом добивающийся своих целей. Когда это ему не удается, над Вороном смеются. Единство серьезного и комического характерно для всей архаической мифологии. Такой мифологический проказник получил название трикстера.
В позднеродовом обществе культурные герои приобретают человеческий облик. Они заняты уже не созданием мира, а добыванием предметов культуры, необходимых человеку в его борьбе с природой. Прежде всего это добывание огня и освоение полезных злаков. Кроме того, культурные герои ведут борьбу с чудовищами, мешающими мирной жизни людей и олицетворяющими враждебные человеку силы природы либо чужеплеменников. Подобные культурные герои хорошо знакомы нам по древнегреческой мифологии (Геракл, Прометей).
Именно в архаической мифологии берут начало многие жанры фольклора, которые сформируются значительно позже.
Жанровые особенности классического фольклора
Каждому жанру присущи свой художественный мир и особое отношение к действительности.
Понятие о жанре, как фольклорном, так и литературном, связано с художественными законами преображения действительности
Каждый жанр проходит в своем развитии полный цикл:
— порождается определенными социально-историческими обстоятельствами,
— наступает период его продуктивного развития,
— старения и смерти.
Так случилось в 30—40-е годы XX в., когда некоторые фольклористы пытались создать советский эпос, так называемые «новины» — эпические тексты о новой действительности — с помощью былинной поэтики. Это приводило к созданию таких художественных диковинок:
Тут садился богатырь да в скороходный ЗИС,
Да во ту ли машину бронетанкову,
Да поехал-то в раздольице чисто поле
Да по той-то дороженьке крестовоей.
Оставим этот текст без комментариев.
Можно сказать, что жанровая картина русского фольклора не представляет собой монолитное целое.
Во-первых, древние жанры соседствуют с более поздними.
Во-вторых, пестрота жанровой картины русского фольклора объясняется огромными масштабами расселения русских — от побережья Балтийского моря до берегов Тихого океана. По мере миграции русских появлялись локальные художественные традиции. Это делает классический русский фольклор чрезвычайно пестрым:
— рядом с древними заклинаниями живут заговоры от пули времен Первой мировой войны,
— рядом с архаическим обрядом завивания березки — новогодняя елка. Таким образом, классический фольклор — сложное соединение архаических и современных форм.
Источник
Что такое Фольклор
Фольклор (от англ. folk+lore — «народная мудрость») — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.
Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.
Примеры фольклора
Золушка
«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.
Кровавая Мэри
Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Фольклорист и фольклористика
Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).
Русский фольклор
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Основные жанры русского фольклора
Жанры русского фольклора делятся на:
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
- былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
- бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
- былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
- небылицы;
- поговорки;
- сказки;
- исторические песни;
- предания;
- легенды;
- сказы;
- пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.
Драматические произведения
Это: народные драмы.
Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.
Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.
Узнайте также, что такое Эпитет.
Особенности фольклора
Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.
Устная форма
В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.
Народность фольклора
Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.
Вариативность
В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка «Царевна-лягушка» имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).
Анонимность
Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.
Коллективность
Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.
Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.
Историчность
Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.
Фундамент — традиции
Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.
Кумулятивность
Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.
Контакт между исполнителем и слушателем
Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.
Повторяемость (или цикличность)
Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.
Фольклор в музыке
Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.
Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).
Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).
Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как «Во поле берёза стояла». Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Фольклор и литература
Сходства между фольклором и литературой
Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.
Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.
Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.
Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).
Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.
Различия между фольклором и литературой
Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).
Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).
Правильное произношение и использование слова «фольклор»
Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.
В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.
Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.
Смотрите также значения Культура и Искусство.
Источник