Подъемные римские шторы — что это такое
В последние годы эти удобные, практичные и презентабельные занавески прочно обосновались в наших домашних и офисных интерьерах, и покидать их не собираются. Но, несмотря на их популярность и широкое распространение, многие люди до сих пор не имеют о них правильного представления, называют «жалюзи» или путают с роллетами и рулонками. Что такое римские шторы, как они выглядят и где используются, разберемся в этой статье и начнем с истории их происхождения.
История появления
Версий о том, как впервые появились римские шторы в интерьере, их еще называют греческие шторы или римки, несколько. Все они выглядят вполне достоверными и связаны с событиями, происходившими более 2 000 лет назад в Древнем Риме и не менее Древней Греции.
По одной из версий изначально плотные, собирающиеся вверх ровными горизонтальными складками полотна использовались в качестве парусов на древнеримских военных кораблях. Затем кто-то из моряков стал закрывать ими окна в своем доме. Эта идея была подхвачена его соседями. Постепенно новшество распространилось по всему Риму.
По другой версии первые подъемные шторы в виде огромных тентов придумали для защиты от солнца зрителей гладиаторских боев в Колизее. Когда стадион пустел, тенты собирали в складки с помощью прочных толстых веревок. Ну, а затем, кто-то из зрителей подхватил идею, и стал использовать такие же, но более мелкие конструкции для защиты от солнечного света на окнах в своем доме.
Но большинство историков сходится во мнении, что подъемная конструкция римских штор была придумана домохозяйками. Пытаясь защитить свои дома от залетавшей в окна уличной пыли и сохранить в жаркий душный день в комнатах прохладу, вывешиваемые на окнах полотна они смачивали водой. Из-за этого ткань становилась тяжелой, и поднимать ее было затруднительно. На помощь пришли системы стяжек, позволяющие при необходимости быстро и без проблем подбирать ткань над оконным проемом.
Как устроены римские шторы
Как видно на фото классической римской шторы она состоит из:
- прямоугольного текстильного или нетканого полотна;
- планок-стержней (кордов), фиксирующих складки;
- утяжелительной нижней планки;
- кармашек-кулисок, в которые вставляются планки;
- подъемного механизма.
При этом механизм для римских штор может быть как в классическом ручном, так и в современном исполнении ― электрическим с пультом управления. Часто его можно купить на выбор, отдельно от шторы. Естественно, что электрический привод значительно повышает стоимость всей конструкции.
Как и большинство подъемных занавесок, современные «римки» представляют собой прямоугольные полотна из ткани, ПВХ или бамбуковой соломки, закрепляемые на карнизе и поднимающиеся и опускающиеся при помощи цепочного или веревочного механизма. Устройство римских штор отличается наличием планок, вставленных в полотно через каждые 30-40 см. Они фиксируют складки и придают им геометрически ровную, прямую форму. В некоторых разновидностях промежуточные планки, за исключением самой нижней ― утяжелительной, отсутствуют.
До самого верха римская занавеска не поднимается: приблизительно 25-40 см ткани всегда остаются спущенными с карниза, поэтому в максимально возможно приподнятом виде греческие шторы напоминают ламбрекен. Если полотно полностью опустить, его длина достигнет подоконника, но по желанию, можно сшить самостоятельно или заказать и авторские изделия длиной в пол.
Разновидности римских занавесок
В современном исполнении встречается несколько вариантов римских штор. Они объединены общим способом управления, когда занавеску с помощью цепочки или шнура поднимают, собирая в горизонтальные складки, закрепляют на любой удобной высоте и опускают, расправляя ее в ровное полотно, а различаются типом формирования складок. Благодаря такому разнообразию для каждого интерьерного стиля всегда найдется подходящий вариант.
Основные модели римских штор следующие:
- Классические. Оснащены жестким каркасом из деревянных или пластиковых планок. Складки ровные, при подъеме накладываются одна на другую, при опускании образуют ровное полотно.
- Бескаркасные. В этих моделях отсутствуют горизонтальные стержни, поэтому складки на них плавной волной провисают к центру.
- Каскадные или, как их еще называют, римские шторы с напуском. Даже в полностью раскрытом виде полотно состоит из каскада объемных горизонтальных складок, фиксируемых с тыльной стороны шторы плотной лентой.
Римки с фигурным низом, с кантом или нижним краем, украшенным стеклярусом, тесьмой, кистями или каким-либо другим шторным декором имеют более законченный и презентабельный вид.
В последнее время появилась еще одна модель ― двойная римская штора или «День-Ночь». Она состоит из двух, независимо управляемых полотен: плотного и прозрачного. Естественное освещение регулируют, сдвигая их относительно друг друга и фиксируя в определенном положении. Днем плотное полотно поднимают, и через прозрачную часть шторы в комнату поступает световой поток. Вечером плотную часть опускают, и в помещении становится темно. По желанию обе части можно также поднять или опустить полностью. А наибольшей популярностью сегодня пользуются двойные римские шторы с электроприводом, но и стоят она на порядок дороже аналогичных изделий с ручных управлением.
Перед тем как выбрать римские шторы четко представьте в каком интерьерном стиле оформлена комната, где их предполагается повесить. Только тогда вы сможете правильно подобрать их тип и гармонично вписать в обстановку.
Преимущества и недостатки римских штор
Как уже говорилось выше римские шторы, описание которых впервые появилось более 2 000 лет назад, до сих пор не утратили популярности, а их конструкция не претерпела никаких существенных изменений. Это обстоятельство и является лучшим доказательством их достоинств, проверенных даже не веками, а тысячелетиями. И так: римская штора и ее плюсы и минусы.
- Универсальность. При грамотном подборе материала изготовления и типа (классические, бескаркасные, каскадные, двойные) римки можно подобрать под любой интерьер и для помещений любого назначения, от жилых или офисных до производственных.
- Сочетаемость. Все подъемные шторы хорошо сочетаются как с разновидностями из своей группы, так и с раздвижными занавесками и ламбрекенами. Это свойство активно используют дизайнеры во всем мире, создавая порой уникальные авторские интерьерные решения.
- Эргономичность. Благодаря наличию подъемного механизма греческие шторы удобны в использовании. И даже в случаях, когда выглядят парадными и, возможно, помпезными (например, каскадные варианты), занимают минимум пространства.
- Разнообразный дизайн. Такое оформление допустимо из любых тканых и многих нетканых материалов, что в свою очередь, как уже говорилось выше, дает возможность использовать его в помещениях любого функционала. Размеры римок также ничем не ограничены. На панорамных окнах их максимальная ширина может достигать 3-х и более метров, а на маленьких узких окошках вывешивают мини римские шторы, шириной от 30 см.
- Универсальность крепления. Закрепить все виды римских штор можно на створку окна, оконный проем, внутрь оконного проема, на стену или потолок. Такая особенность еще больше расширяет диапазон их применения.
- Пользоваться окном можно только когда штора поднята. Так, если возникла необходимость выглянуть в окно или проветрить комнату, а полотно опущено, придется его полностью поднимать. Правда этот недостаток не распространяется на случаи, когда римские шторы крепятся на створки пластикового окна.
- Поскольку подъемная система римок идентична системе открывания-закрывания жалюзи и роллетов их очень часто так и называют ― римские жалюзи на пластиковые окна или римские рулонки. Понятно, что и опускать и поднимать их дольше, чем раздвинуть в стороны и задернуть навстречу друг другу классические занавески.
- Иногда при подъеме полотнищ не все складки укладываются так ровно, как хотелось бы и их приходится поправлять.
Легко предположить, что недостатки римок относительны и несущественны. Пользоваться створками окна, открывать и закрывать их в течение дня приходится не так часто, в основном утром и вечером, а пара неровных складочек, даже если их не поправить, вряд ли бывают способны испортить облик помещения.
Когда целесообразно использовать шторы «по-римски»
Разнообразный дизайн и многовариантность римских рулонных штор дают возможность использовать их по желанию почти без ограничений. Они уместны в любой обстановке. Но есть случаи, когда классические длинные занавески повесить не получится, поскольку они будут мешать и подъемные шторы становятся не прихотью, а необходимостью, а именно:
- под окном находится встроенная система хранения или холодильник;
- вплотную к окну располагается мягкий уголок, кровать или стол;
- подоконник используется в качестве стола или дополнительного спального места;
- кухонное окно размещено в рабочей зоне и под ним находится стол, мойка или плита;
- входные или межкомнатные двери снабжены стеклянными вставками и их требуется закрыть и оформить в одной стилистике с оконными проемами;
- в комнате много окон и использование на каждом из них классических длинных портьер приводит к переизбытку текстиля в интерьере;
- маленькие дети и животные любят играть с длинными занавесками, что не только портит внешний вид портьер, но и небезопасно для самих «игрунов».
Во всех этих случаях смело выбирайте римские шторы на пластиковые окна. Они станут лучшим решением из всех возможных.
Все вышеперечисленное можно отнести к любым подъемным занавескам, поэтому при выборе оконного оформления перед нами часто встает вопрос о том, что лучше римские занавески или рулонные шторы и в чем их отличие.
Римки и роллеты на одном окне ― красиво, практично, функционально
Решение зависит только от вашего видения обстановки комнаты, поскольку по удобству, функциональности, способам крепления и управления они примерно одинаковы. При этом римские шторы жалюзи выглядят более уютно и по-домашнему, а рулонные ― более строго, но вместе с тем и креативно, особенно когда речь идет о рулонках с фотопечатью, на которых можно разместить любую картинку. Для тех же, кто не в состоянии решить, как правильно сделать выбор существует прекрасный выход из положения: повесьте на окне оба вида. Результат будет аналогичен римской шторе день ночь и непременно вас порадует и приятно удивит.
Источник
ЧТО ТАКОЕ РИМСКАЯ ШТОРА И С ЧЕМ ЕЕ ЕДЯТ
Есть в блоге статьи, которые год из года не выходят из топа, их читают, делятся ими с друзьями, пишут комментарии и говорят мне “спасибо”. Одна из таких статей – “Как рассчитать ткань для штор и правильно измерить окно”. В ней мы обсудили такую важную тему – КАК не промахнуться с размерами для текстиля? После этой статьи мне пришло несколько просьб написать побольше о текстиле , о том как правильно его выбирать, как правильно шить шторы и тд.
Одним из часто повторяющихся был вопрос о РИМСКИХ ШТОРАХ – что это такое и с чем едят, модно это сейчас или нет. Актуально ли, практично ли… Давайте сегодня поговорим на эту тему.
Начну с того, что я их не очень люблю. Как-то с прошествием времени они мне перестали нравится. Не могу однозначно ответить. Есть очень классные примеры в их использовании, но почти всегда это будет вариант “третьего” звена, т.е. мне нравятся римские шторы в обрамлении нормальных штор. Или в варианте , когда без них “никак нельзя по-иному” – рассмотрим и такие примеры. У меня лично еще три года назад висели римские шторы и в комнате и на кухне. Это был вариант и из ИКЕА (защита от солнца) и сшитые на заказ.
НО! Римские шторы очень популярны, так что совсем отрицать их нет никакого смысла, тем более всегда есть люди, которым они очень нравятся и есть достойные примеры как надо делать – их и рассмотрим сегодня, а также как НЕ надо делать уж точно.
Римские шторы , в отличие от других видов классических драпировок, лаконичны по форме и дизайну и не перегружают пространство излишней декоративностью и объемом.
За чашкой кофе мы недавно поговорили с декоратором Лирой Шамсутдиновой о римских шторах, о нюансах, о плюсах и недостатках.
(Лира Шамсутдинова Ведущий дизайнер салона «Мансарда». Член Международного Союза дизайнеров. Принимала участие во многих выставках в составе клуба Дак-декор. Участвовала в Международной выставке Himetextile во Франкфурте. Преподает курс декорирования интерьеров в Московской Школе Архитектуры и Дизайна. Является внештатным экспертом нескольких текстильных компаний.)
“Чуть-чуть истории. Римскими шторы всеми известной конструкции называются не случайно.
Подъемные лаконичные шторы из любой подходящей ткани были популярны еще в Римской империи, когда в теплом солнечном климате необходимо было закрыться от прямого солнца и ветра, дующего в проемы в стенах, ведь стекло еще не производилось в таких масштабах и было очень дорого.
Ткани были конечно натуральными – хлопковыми, шерстяными, шелковыми , гладкими , однотонными или с печатным рисунком. Устройство механизма подъема до сих пор мало изменилось , только появилась возможность оснастить его электрическим моторчиком. ”
Сегодня, в наше время, римские шторы , в отличие от других видов классических драпировок, лаконичны по форме и дизайну и не перегружают пространство излишней декоративностью и объемом. Важным преимуществом римских штор считается небольшой расход тканей для модели, особенно если есть желание использовать дорогие ткани и отделки. Этим руководствуются и не профессионалы, выбирая именно римскую штору для оформления своих окон.
Модели римской шторы. Принято считать, что модель всего одна, однако это не так. Римская штора разделяется по форме “складки” – свободных складок и жестких прямых. Обратите внимание на 4 вида штор, которые все относятся сегодня к такой называемой “римской форме” (это не весь модельный ряд, только самые распространенные).
Благодаря различной форме мы можем использовать шторы в разных пространствах по стилю и по предназначению.
Согласитесь, что одно дело ,когда римская штора будет иметь чисто утилитарное значение- скрывать нас от солнца, или когда она выполняет только декоративную роль – например, добавляет цвет в пространство. И одно дело , когда мы вешаем штору на кухне в стиле кантри, а другое в минималистичной гостиной.
Римская штора также разделяется по принципу “развески”. Обычно мы ее располагаем или СНАРУЖИ ПРОЕМА ОКНА или ВНУТРИ ПРОЕМА.
Перед тем как планировать повесить штору ВНУТРИ проема окна – необходимо четко удостовериться, что выбрана правильная глубина “посадки” карниза и самой шторы, и что вы сможете нормально пользоваться окном. Те КАРНИЗ, который держит штору не должен мешать полноценному использованию окна!
От того КАК вы станете располагать ваши шторы (внутри проема или снаружи) зависит расход ткани.
Если считать все-таки (и это правильно), что основная функция таких штор – защита от солнечного света и любопытных взглядов, то обязательно должен быть закрыт световой проем окна и даже лучше при возможности перекрыть его на 1-2 см со всех сторон- и сверху, и снизу и по бокам.
Неправильно и некрасиво (считается большой ошибкой) шить шторы, которые меньше просвета окна, особенно это бросается в глаза, если есть большие просветы по бокам проема окна.
Для меня лично также НЕКРАСИВО когда римская штора размещается снаружи проема, и при этом длина шторы совпадает с длиной этого проема. Стык угла откоса с полотном ткани очень неудачно смотрится в 99 процентах случаев таких.
Достигаем нужного эффекта за счет плотного прилегания механизма крепления шторы к оконной раме сверху либо на саму раму. Либо, если нет возможности – размещаем правильно на стену над оконным проемом.
Теперь давайте рассмотрим из чего состоят римские шторы, чтобы определить для себя наиболее хороший вариант использования, правильно купить механизм и потом правильно посчитать нужное количество ткани и аксессуаров.
Вся конструкция “Римской” шторы состоит из вала ,барабанчиков, шнуров регулировки и цепочки для управления механизмом, ну и конечно самой текстильной шторы. С обратной стороны будет выглядеть примерно так:
В зависимости от выбранной модели самой шторы, в зависимости от выбранной ткани у вас будет выбран и сам механизм. Т.е. прежде чем вы отправитесь на поиск механизма, думаем О:
- штора будет с жесткими регулярными складками
- штора будет со свободными складками
- штора будет только декоративная
- она будет только защитой от солнца
- штора будет “сворачиваться” на 100 процентов и открывать все окно
- штора не будет открываться на все окно, а только на … дальше определяем часть окна, которая будет ВСЕГДА закрыта
- механизм с ручным подьемом
- механизм с электрическим подъемом
- форма окна: арочная или прямая (да – есть карнизы для арочных окон!)
- ткань выбрана тяжелая или совсем легкая.
На эти и , наверное, еще некоторые вопросы вам придется ответить специалисту, когда вы придете в салон на поиски карниза для “римки”. Ну а если поблизости не окажется специалиста хорошего уровня, то тогда вы должны понимать, что: не все карнизы рассчитаны на тяжелые ткани, и если вы выбрали плотную ткань, и сама штора по размеру у вас получается очень большая, то надо смотреть в сторону хороших качественных карнизов с удобным механизмом.
пример самого простого карниза
Принципы работы карнизов различаются по большому счету только в “открытости или закрытости” самого механизма:
- просто вал, на котором крепятся барабанчики – роллеры с раскручивающимся шнуром для подъема-опускания шторы
- либо закрытый механизм-короб, в котором все спрятано. Обычно эти размеры самого “короба” колеблются в пределах 3-7 см по высоте и 3-5 см по толщине.
Если вы не рассматриваете идею “сделай сам”, то надо искать карниз с механизмом, который обеспечит тот уровень комфорта в использовании, который нужен именно вам.
А если вы рассматриваете идею “сделай сам”, то все комплектующие можно купить в отдельности и для самой простой и очень легкой шторы сложный карниз не нужен. В свое время я делала конструкцию для своей кухни самостоятельно и не нашла ничего в этом сверхъестественного. Вот так это выглядело:
фото нашей квартиры 2009 г.
Электрические механизмы подъема, предлагаемые производителями, также не очень дешевы и предполагают предварительную подготовку подвода электрики к карнизам – ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ НА ЭТАПЕ РЕМОНТА! Правда сейчас есть предложения радиоуправляемых пультов, где не требуется проводка . И если уж вы можете себе позволить системы “умного дома”, то эта история точно для вас, так как управление подъемными и раздвижными механизмами штор выводятся на общий дисплей , например на IPad, и вы с легкостью и удовольствием нажимаете на кнопочки планшета. А как понравится это вашим детям!
проект Екатерины Лашмановой
Электрические двигатели, используемые в настоящее время, бывают хорошие и очень хорошие. Зависит от ваших финансовых возможностей. Салоны штор предлагают сейчас несколько видов механизмов и двигателей и пультов управления к ним например:
- СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ SOMFY С НАСТЕННЫМИ И АВТОНОМНЫМИ РАДИОПЕРЕДАТЧИКАМИ И ПРИЕМНИКАМИ.
- СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ RAEX С ВНУТРИ ВАЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И НАСТЕННЫМ ИЛИ АВТОНОМНЫМ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ.
- СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ NOVO ЭТО СЕНСОРНЫЕ РАДИОПУЛЬТЫ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СИСТЕМАМ УМНОГО ДОМА.
После того КАК ВЫ ОТВЕТИЛИ НА ВСЕ ВОПРОСЫ и выбрали самый лучший механизм вы должны определиться с тканью для самой шторы. Чтобы сделать все правильно вы должны знать:
- Длину шторы. Она зависит от выбранного крепления шторы: внутрь проема или снаружи и самого карниза. Длина управляющего механизма равна ширине шторы, или на 1-2 см короче, чтобы с боков не виден был механизм (в случае если штора вешается снаружи проема окна) , или его можно закрыть совсем накладным ламбрекеном или карнизом.
- Если штора вешается снаружи проема окна, то хорошо когда штора выступает за пределы откосов не менее чем на 3-5 см. Высота размещения карниза определяется принципом организации развески текстиля в помещении. Можно расположить карниз в простенок между окном и потолком и смотреть, чтобы все смотрелось органично. Так как в случае с римскими шторами мы можем рассматривать разные варианты. И зависят они в основном от : римская штора – это единственный текстиль на окне или ее дополнять будут иные шторы на иных карнизах. Те вы должны рассматривать все оформление исключительно в комплексе!
- Если штора вешается внутрь проема окна, то длина карниза выбирается строго по длине окна (меньше на пару миллиметров для нормального монтажа).
- Высота шторы определяется только вашим желанием: штора должна закрывать все окно от начала и до конца, или не должна. т.е. измеряете высоту проема окна и определяете где должна заканчиваться штора при условии ее ПОЛНОГО ОТКРЫВАНИЯ.
точно определите высоту вашего полотна!
Как закрепляется штора к механизму: На внешней стороне направляющей находится липучка и вы просто крепите верхний край шторы на эту липучку, что очень удобно.
Совет по выбору ткани: учитывайте пожалуйста выбор рисунка ткани с учетом будущих складок. Посмотрите внимательно – будет ли красиво СМОТРЕТЬСЯ тот или иной принт, когда штора закрыта и сформирована в складки.
Что делать если ширина ткани не позволяет сделать единое ровное полотно шторы – выход только один сшивать полотна, стыковать швы по рисунку, и вы должны понимать, что расход ткани увеличится заметно на величину количества рапортов(повторяемость рисунка на ткани) и количества стыков.
Как оформляются стыки полотен:
- Можно оставить просто красивый шов, его специально даже выделяют двойной строчкой.
- Можно отделать шов декоративной лентой или тесьмой
- Или в случае мягких складок для римской шторы – можно на швы нашить ленты, которые служат “закреплением” уровня поднятия шторы.
Помните: если вы используете обрамление шторы кантом, тесьмой, сборочками и тп, вы столкнетесь с увеличением стоимости пошива и конечного готового изделия.
Пару дельных советов от Лиры Шамстудиновой по выбору ткани:
- Если вам нужно просто закрыть оконный проем от солнца и не акцентировать внимание на дизайне и декоре, то идеально подойдут ткани нейтральных оттенков , имитирующие рассеянный свет. Такие шторы на ваших окнах будут функциональны, лаконичны и строги. Поэтому вариант использования римских штор нейтральных оттенков на подкладке идеально подойдут для кабинетов, офисных помещений, кухонных окон и других функциональных помещений.
- Если при всей лаконичности формы вам хочется внести декор и определенное настроение, то уместно использовать интересные ткани с различными принтами, вышивками, каймой или тесьмой и внести разнообразие в интерьер и сделать яркие акценты, повторяющие элементы декора вашего интерьера
из красивого проекта Елизаветы Ьыдреевской
Хочу отдельно сказать про минус римской шторы.
Для меня минус самый основной – это задняя сторона шторы. Я никогда в загородный дом не посоветую вам повесить римскую штору, так как вид из красивого сада на ваше окно будет именно на вот эти ниточки, ролики… Или придется прибегнуть к очень сложной конструкции – к двойной шторе, где вторая “подкладочная” сторона тщательно маскирует все недостатки конструкции и при этом сделала настолько искусно, что при открывании и закрывании шторы она ни в коем случае не вредит эстетическому виду внутри помещения.
Поэтому если вы решили сделать у себя римские шторы на окнах первого этажа загородного дома, убедитесь, что вас не будет разочаровывать вид “изнанки”, или убедитесь в том, что мастер, который дал согласие на изготовление красивой шторы точно имел опыт по созданию такого.
А теперь давайте посмотрим красивые примеры по применению римской шторы в частном интерьере.
by Smith & Noble
Хорошие две (два верхних фото) иллюстрации для того случая – когда римской шторе трудно найти замену.
проект Светланы Аревьевой
Обратите внимание как римская штора в ванной комнате служит фоном для шикарного зеркала! Очень декоративно и практично.
В проекте Эмили римские шторы расположены внутри проема окна, и обрамлены обычными прямыми полотнами. Графично и практично одновременно.
Обратите внимание на оформление проема окна декоративными молдингами. В данном случае расположение шторы внутри проема смотрится очень хорошо. И представьте на минуту, что если бы не было молдингов…
by www.decorpad.com
by www.decorpad.com
На кухонных пространствах, когда есть окно и оно вписано в рабочую зону, римская штора – самое идеальное решение и мне очень нравится. Но если речь идет о первом этаже загородного дома – то я бы сделала подкладку все-таки…
проект Екатерины Лашмановой
Спасибо за внимание! Оставайтесь со мной и обязательно делитесь с друзьями идеями блога «На волне декора» и ждите новых интересных статей! И…
Источник