- §6 — Гамма. Ступени гаммы.
- Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
- Виды лада
- Ступени лада и их взаимосвязь
- Главные ступени лада и их названия
- Для чего они нужны?
- Аккорды
- Как строится?
- Первая ступень гаммы
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова прима
- Определение слова прима в словарях
- Примеры употребления слова прима в литературе.
- Гамма. Ступени лада
§6 — Гамма. Ступени гаммы. 



Ряд звуков лада от тоники до следующей тоники называется гаммой. Гамма называется восходящей, когда звуки в ней постепенно повышаются,
и нисходящей, когда звуки в ней постепенно понижаются.
Звуки гаммы называются ступенями. Ступени гаммы (лада) обозначаются римскими цифрами по порядку вверх, начиная от тоники.
В мажорной гамме 7 ступеней. Один и тот же звук в одной тональности (гамме) является тоникой, а в другой — II ступенью, V ступенью и т. д. Так, например, звук до в тональности До-мажор является I ступенью, а в тональности Фа-мажор — V. Звук соль в тональности До-мажор является V ступенью, а в тональности Фа-мажор — II и т. д.
Некоторые ступени гаммы имеют, кроме цифрового обозначения, еще особые названия. I ступень гаммы называется тоникой и обозначается буквой Т. V ступень называется доминантной и обозначается буквой Д.
Тоника, как известно, является самой устойчивой ступенью лада. Относительно устойчивы III и V ступени. Остальные ступени — II, IV, VI, VII — являются неустойчивыми.
Далее в примерах устойчивые звуки обозначены белыми нотами, а неустойчивые — черными.
Один и тот же звук в одной тональности может быть устойчивым, а в другой неустойчивым. Например, звук фа в тональности Фа-мажор является тоникой — самым устойчивым звуком, а в тональности До-мажор он звучит неустойчиво и требует разрешения.
Источник
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.
Виды лада
Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:
- мажор (по латински — dur);
- минор (по латински — moll).
Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:
- веселое настроение;
- грустное настроение.
Ступени лада и их взаимосвязь
Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?
- Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.
От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.
- Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.
Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.
Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
- I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D).
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Для чего они нужны?
Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.
Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Аккорды
- Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?
Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.
Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.
- Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?
Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
- Главные — I, IV, V;
- Производные — II, III, VI, VII.
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
- устойчивые — I, III, V;
Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;
- неустойчивые — II, IV, VI, VII;
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
Источник
Первая ступень гаммы
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «Первая ступень гаммы «, 5 (пять) букв:
прима
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова прима
Определение слова прима в словарях
Словарь финансовых терминов Значение слова в словаре Словарь финансовых терминов
в практике вексельного обращения — первый экземпляр переводного векселя (тратты). В международной торговле переводные векселя выписываются иногда в двух и более экземплярах для уменьшения риска их утраты и ускорения оплачиваемости: один экземпляр векселя.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Первая ступень гаммы, а также основной тон трезвучия. Интервал в пределах одной ступени звукоряда. Ведущая партия, исполняемая на одном из группы инструментов в инструментальном ансамбле. ж. Лицо, ведущее первую партию в ансамбле. разг. То же, что: примадонна.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
пимы, ж. (ит. prima). Первый или основной звук гаммы, тоника (муз.). Трезвучием называется аккорд, состоящий из примы, или основного тона, перции и квинты. Римский-Корсаков. Первая струна (ля) на скрипке, виолончели (муз.). унисон, совпадение одноименных.
Примеры употребления слова прима в литературе.
По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
Сейчас в оркестрах звучат балалайки пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, группа домр также от пикколо до контрабаса.
После такого прямого заявления, мой дорогой капитан, разумеется, ясно, что я с благодарностью приму рукопись, которая, как отметил ваш бенедиктинец, состоит из двух частей, различных по сюжету, стилю и эпохе.
Он подрядчик, этот Педоцур, он дома строит, мосты, побывал во время войны в Японии, привез кучу денег, разъезжает на огненных конях, в каретах с лакеями у дверей, с собственной банькой у себя в доме, с мебелью из Парижа, с брильянтовым перстнем на пальце, совсем еще не старый, холостой, настоящий холостяк, прима!
Пока — я исполняю приказ вер ховного главнокомандующего, а в дальнейшем, скорее всего, сам приму на себя верховное главнокомандование.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Гамма. Ступени лада
Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.
Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).
Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.
Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов*
[В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда.] то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (большой секундой).
Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда:
разделяющий тон
Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2 тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).
гамма натурального мажора
Примечание: Здесь и далее в нотных примерах устойчивые звуки лада будут обозначаться белыми нотами, а неустойчивые — черными.
Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.
[Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.] Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:
I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;
II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;
III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;
IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;
V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;
VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;
VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.
Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие.
Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам.
Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (та есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).
С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками):
При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение*
[Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает.], поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения.
Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).
Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.
Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:
Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада.
Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.
Источник