«Школа ступеней» — школа равных возможностей развития личности: результаты и перспективы.
статья на тему
В материале представлено выступление на региональном августовском совещании педагогов ЯНАО (2015 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.seminar.sycheva.sosh_1.salehard.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа ступеней» — школа равных возможностей развития личности:
результаты и перспективы
В муниципальном образовании г. Салехард реализация проекта «Школа ступеней», предусмотренногоокружной целевой программой«Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»осуществляется на основе принятия современных образовательных вызовов и понимания необходимости построения образовательной среды, учитывающей особенности детей, обеспечивающие их готовность к переходу на следующий уровень образования в условиях пространства, соответствующего их возрасту.
Нормативной основой деятельности образовательных организаций в данном направлении стали муниципальная программа развития образования («Развитие образования» на 2014-2016 годы, утверждена постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 20 декабря 2013 года № 613) и дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования на территории муниципального образования город Салехард на 2013-2018 годы» (утверждена распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 03 марта 2014 года №294-р).
В образовательных организациях города предпринята попытка создания внутришкольных образовательных систем, ориентированных на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней», что является элементом формирования муниципальной образовательной системы.Существует ряд признаков, по которым можно судить об уровне сформированности внутришкольных образовательных систем. К ним относятся:
- Учёт при построении образовательного процесса возраста, состава, запросов, возможностей, проблем учащихся.
- Высокий уровень профессиональной компетенции педагогических работников, продемонстрированный в ходе эффективной педагогической практики, основанной на принципах преемственности и внутрикорпоративного сотрудничества.
- Взаимодействие школы и семьи в интересах развития детей.
- Создание внешней среды (бытовая, игровая, рекреационная, информационная), соответствующая возрастным особенностям учащихся.
- Создание внеурочной деятельности, соответствующей особенностям возраста учащихся и их запросам.
- Создание уклада школьной жизни, определяющим расширение прав учащихся, усложнение их обязанностей и повышение уровня ответственности учащихся за результаты своей образовательной деятельности с переходом на каждую новую ступень.
В ходе деятельности по формированию внутришкольных образовательных систем происходит создание условий, обеспечивающих равные возможности развития личности каждого участника образовательных отношений, основанных на идеологии права детей на получение качественного общего образования. Наша задача адаптировать условия среды к разным детям. Подобный подход требует расширить спектр вариативных характеристик образовательной системы, что происходит в образовательных организациях за счёт реализации совокупности инновационных программ и проектов разного уровня.
С 2011 года в муниципальной системе функционируют инновационные площадки, связанные с формированием компонентов внутришкольной образовательной системы «Школа ступеней».МБОУ СОШ №2 реализует следующие проекты«Программа лаборатории робототехнического конструирования «УМКИ» (Управляемый машинный конструктор инновационный), «Путь в журналистику», «Разработка модели образовательной среды для подросткового возраста, формирующей осознанный выбор образовательной перспективы в условиях реализации ООП ООО «Твой выбор»». В МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» внедряется проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности».МБОУ СОШ №4 отрабатывает идею:«Виртуальная школа юных физиков» как система внедрения инновационных технологий развития одаренных детей. МБОУ СОШ с УИОПреализует проект ««Открытая школа» как центр организации дистанционного обучения школьников». В сотрудничестве с Государственным образовательным учреждением «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» на базе трёх образовательных организаций города функционируют экспериментальные площадки: МБОУ СОШ № 3 — по теме «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития учащихся»; МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ с УИОП – по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».
Реализация проекта «Школа ступеней» отражается на результатах промежуточной и итоговой аттестации учащихся, достижениях в олимпиадах, на формировании у школьников опыта успеха в различных сферах и видах деятельности, на уровне удовлетворенности качеством полученного образования, степенью реализации послешкольных образовательных планов.
В каждой ОО идут поиски методических приёмов, стимулирующих познавательную активность учащихся, осуществляются деятельность по формированию индивидуальных учебных планов учеников (МБОУ СОШ с УИОП, МБОУ СОШ №2), происходит реализация учебных курсов, ориентированных на освоение учащимися эффективных способов учебной деятельности; формирование у них опыта самоанализа и саморазвития, использование учебных проектов как формы промежуточной аттестации в основной школе.В структуру образовательного процесса включаются «события», способствующие интеграции результатов и сохранению уровня мотивации учебной деятельности школьников. Создана предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям возраста учеников.
МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» стала опорной площадкой для отработки механизмов организации образовательного процесса на уровне основного общего образования. Свою деятельность мы связываем не только с созданием внешней среды соответствующей возрастным особенностям учащихся, но и с учётом запросов, возможностей, проблем школьников, имеющих важное значение для построения модели внеурочной деятельности.
В период с 2011 по 2014 годы реализован проект «Подростковая школа», результаты которого мы связываем с построением возрастносообразной среды для учеников начальной школы, включением школьников в коллективную проектную деятельность, отработкой внутришкольной модели формирующего оценивания на основе применения образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
С 2014г образовательная организация реализует проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности». Основная идея проекта: отработка механизмов, направленных на создание условий для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения.
Проект предусматривает разработку, апробацию и внедрение допрофильных модульных курсов, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк». Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося, который предъявляется для защиты на школьной неделе проектов. Управление структурой образовательного процесса произошло через оптимизацию учебного плана в 7-8 классах. Проект реализован за счет часов компонента образовательного учреждения. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечило оптимальную наполняемость и сделало возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов.Обучающиеся включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. В течение учебного года школьники смогли посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей.
В ходе реализации проекта сделана попытка разработать механизмы сопровождения раннего профессионального самоопределения подростков, которые закреплены в соответствующих локальных актах, регулирующих деятельность школы,апробированы образовательные технологии и методические приёмы, направленные на саморазвитие личности и формирование универсальных учебных действий обучающихся.В ходе реализации проекта создан банк диагностических материалов, позволяющих проследить динамику результативности и эффективности реализации программ допрофильных модульных курсов, оценить изменение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Диагностика учеников включённых в проектную деятельность позволила оценить организационно-педагогические условия, созданные для реализации программ допрофильных модульных курсов. 69% учащихся отметили, высокую степень заинтересованности, происходящим на занятиях. 49% опрошенных выполнили коллективные проекты. Ценностное отношение подростков к своей деятельности на занятиях представлено в следующей палитре ответов: экскурсионная деятельность – 11,4%; коммуникативная деятельность – 8,2%; познавательная деятельность – 19,7%; работа с оборудованием – 11,4%. 50% респондентов показали устойчивый интерес к выбранному курсу.Диагностика участников проектной деятельности показала гармоничность профессиональной направленности с типами профессий, что может свидетельствовать о формировании первичного устойчивого профессионального самоопределения учащихся, включённых в проект.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при создании особых организационно-педагогических условий, при использовании соответствующих образовательных технологий и методических приёмов у учеников 7-8 классов возможно ранее профессиональное самоопределение.
Процесс формирования новой образовательной системы на внутришкольном и муниципальном уровнях находится в стадии становления. Несомненно, что существует ряд проблемных точек и зон, которые требуют рассмотрения и изучения. В большинстве случаев они типичны для образовательных организаций города, реализующих проект «Школа ступеней». Мы определили следующие проблемные вопросы:
- Как осуществить качественную диагностику изменения личностных и метапредметных результатов?
- Как оценивать образовательную деятельность школьников на разных уровнях образования? Чем отличается формирующее оценивание в начальной и основной школе?
- Как организовать эффективное взаимодействие между школой и дошкольными образовательными организациями?
- Как воспользоваться ресурсами организаций муниципалитета для достижения личностных и метапредметных результатов?
- Как организовать эффективное развитие профессиональных компетенций педагогических работников по достижению качества образования в реализации проекта «Школа ступеней»?
Педагогическая практика оо г. Салехарда позволила выявить проблемы, связанные с отсутствием опыта организации работы школы ступеней у руководящих работников системы образования, отсутствием специализации учителей по ступеням, их универсализм. Имеет место инерция и консерватизм педагогического сообщества, сопротивление структурным инновациям, закрытость образовательных систем МОУ.
Очевидно, что самым серьёзным вопросом остаётся вопрос о том, как управлять проектом в образовательной организации и в муниципалитете в целом? Возможно, следует применить информационно-технологическую модель управления в сочетании со сбалансировано-матричной системой, в которой ряд образовательных организаций муниципалитета, наряду с выполнением своих обычных функций, будут организовывать деятельность по реализации 1-2 направлений проекта. Такие ОО станут интегрированными проектными командами, ориентированными на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней».В свою очередь внутри ОО формируются локальные проектные команды, работающие в контексте избранного школой направления. Решение обозначенных выше вопросов позволит сделать существенный прорыв в формировании внутришкольных и муниципальных образовательных систем, ориентированных на реализацию обсуждаемого проекта.
Имеет смысл приложить усилия в работе над информационным обеспечением перехода к школе ступеней в г. Салехард; созданием дополнительных стимулов к специализации учителей по ступеням обучения; формированием банков учебно-методических материалов через организацию системы конкурсов, дифференцированных по школам ступеней.
Важно заняться выявлением педагогов-лидеров для организации инновационной работы нового качества в школах ступеней.
Источник
Проект «Создание школы ступеней»
«СОЗДАНИЕ ШКОЛЫ СТУПЕНЕЙ»
Разработчики: проектная группа специалистов
МУО администрации Берёзовского района,
управленческих команд и педагогов БСОШ № № 1; 2
«…местным органам власти надо повысить эффективность бюджетных средств на цели образовательной политики.
В этом реальные резервы и для развития сети образовательных учреждений, и для повышения оплаты труда работников образования».
1. Анализ существующей ситуации.
2. Нормативно-правовое обоснование проектной деятельности.
3. Проектная идея.
4. Цели и задачи проекта.
5. Анализ ресурсов. Дефициты.
6. Риски и пути их преодоления.
7. Этапы реализации проекта.
8. Ожидаемые результаты.
9. Образовательные, экономические, социальные эффекты.
Комплексность проекта модернизации образования в территории направлена на формирование результата в сети — практики качественного обучения, развития и воспитания детей. Основой комплексного изменения является развитие сети. В программно-целевых документах развитие сети имеет аспект оптимизации, нацеленной на решение проблем, трудностей созданием обновлённой, реконструированной сети образовательных учреждений, адекватной социально-экономической ситуации региона, задачам образования, и выравнивания условий для получения качественного образования независимо от места жительства.
Ориентируясь на социально-производственные условия и необходимость территории в кадрах, целенаправленно определяются следующие профили, которые необходимо создать, обеспечить на старшей ступени обучения в школах района: информационно-технический, социально-экономический, естественно-математический, гуманитарный.
Управление образования осуществляет при этом главную исполнительскую функцию – приведение в соответствие образовательной сети запросам субъектов внешней среды, сбалансированности количества средних, основных, начальных школ, что позволяет достичь оптимального наполнения классов, исключения противоречий в функционировании и развитии образовательной сети.
Ключевые условия для получения качественного образования, при существующем объёме финансирования, можно создать при продуманном изменении в сети. Объединение ресурсов позволит оптимально использовать современное оборудование для организации современного процесса обучения, изменение структуры образовательных учреждений позволит создать образовательные пространства, способствующие общению в полноценной, уважающей личность среде сверстников.
Комплексные изменения в сети позволят активнее и эффективнее формировать в среде идеологию качественного образования.
Комплексность предполагает обязательность в изменениях институтов (структуры), механизмов и норм в сети. Муниципальная инфраструктура общего образования в территории при этом получит новое качество. Такая многогранная реорганизация позволяет развить образовательную сеть до оптимального уровня – сети, имеющую:
социальную полноту (максимальное удовлетворение реальных потребностей населения),
функциональную полноту (способность удовлетворить самоопределение личности через все виды образовательной деятельности),
насыщенность образовательной сети (количественный показатель активных компонентов образовательной сети),
доминантность сети (способность сети быть ведущим фактором социализации личности в территории),
согласованность в сети (степень скоординированности всех объектов и субъектов сети в достижении общих целей и задач)
Анализ существующей ситуации
Муниципальные общеобразовательные учреждения «Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее БСОШ№1), «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2»(далее БСОШ№2) расположены друг от друга на расстоянии 1 км 200 м.
БСОШ № 1 имеет 120 — летнюю историю, отмеченную значительными достижениями педагогов и школьников в образовании муниципалитета, региона и федерации. С 1958 года БСОШ №1 находится в здании по адресу . В настоящее время в школе обучается 524 человека, при норме — 390 обучающихся.
Исторически (культурные традиции, географическое положение БСОШ №1 – в центре посёлка Берёзовка, рядом с административным центром района) определили у родительской общественности неофициальный приоритет данной школы. Ежегодно в БСОШ №1 записывается больше первоклассников, чем в БСОШ №2.
Школа № 2 функционирует с 1959 года, в новом здании по адресу ул. Советская, 47 — с 1991 года. На данный момент в БСОШ № 2 обучается 303 школьника при норме – 361 человек.
В течение ряда лет наблюдается неравномерное распределение учащихся между школами.
Распределение учащихся между школами
Проектная наполняемость Фактическая наполняемость
БСОШ № человек. 526 человек
БСОШ№ человек 305 человек
«Недозагруженность БСОШ № 2 составляет 18 %, «перезагруженность» БСОШ №1 – 64 %»
Неравномерное распределение обучающихся ведёт к усложнению режима функционирования БСОШ № 1, где 10 классов обучающихся вынуждены заниматься во 2-ую смену, в БСОШ № 2 – 3 класса во вторую смену.
Приоритеты родителей (законных представителей) при выборе образовательного учреждения
1. Распределение обучающихся на 1 ступени обучения
Обучающиеся 1-4 классов составляют 46 % от общего количества обучающихся.
Обучающиеся 1-4 классов составляют 32% от общего количества обучающихся.
2. Распределение учащихся внутри микрорайонов школ
В настоящее время в БСОШ № 1 обучается 105 учащихся, проживающих в микрорайоне БСОШ№ 2, что составляет 21% от всего состава обучающихся БСОШ № 1.
На 8 апреля 2008 года для зачисления в 1 класс 2008/09 учебного года подано заявлений родителей (законных представителей),
43 заявления, из них 28 % проживают в микрорайоне БСОШ № 2.
18 заявлений, из них 2 человека проживают на территории БСОШ № 1.
Анализ количества обучающихся на 1 ступени обучения в двух учреждениях показывает, что приоритет в устройстве первоклассников у БСОШ №1.
В учреждениях определилась потребность в вариативности программ обучения в начальной школе и в рамках предпрофильной подготовки на второй ступени обучения. Недостаточное количество классов в параллели не позволяет удовлетворить данную потребность (реализация вариативного обучения возможно лишь при наличии 3-4 классов в одной параллели). По данным демографической статистики в этих микрорайонах в течение последующих 4 лет количество первоклассников ежегодно составит около 100 человек, то есть четыре класса комплекта.
Реализуемые образовательные системы на 1 ступени обучения
БСОШ № 1 (1 ступень)
БСОШ № 2 (1 ступень)
Образовательная система «Школа России»
Образовательная система «Школа России»
«Начальная школа XXI века» научный рук.
«Начальная школа XXI века» научный рук.
Система развивающего обучения «Система начального образования »
Ежегодно около 150 детей посёлка Берёзовка родители записывают в образовательные учреждения города Красноярска, потому что вариативность образовательных программ там представлена шире, объём образовательных услуг больше. В посёлке появился образовательный заказ на элитное (гимназическое) образование. Чтобы предоставить наиболее полную вариативность образовательных программ, необходимо четыре первых класса в одном учреждении.
3. Тенденция сокращения количества учащихся в школах в течение 6-ти учебных годов
2002/2003 уч. год 613 чел. 492 чел.
2003/2004 уч. год 550 чел 429 чел.
2004/2005 уч. год 523 чел. 396 чел.
2005/2006 уч. год 535 чел. 396 чел.
2007/2008 уч. год 526 чел. 305 чел.
За 6 лет количество обучающихся в БСОШ № 1 уменьшилось на 87 человек (14%), в БСОШ № 2 – на 187 человек (38%).
Анализ условий организации образовательного процесса
Учебные площади не соответствуют требованиям к организации образовательного процесса для обучающихся старшей ступени обучения.
Данное учреждение в течение последних лет имеет большое количество предписаний Роснадзора (несоответствие площадей учебных аудиторий, спортивного зала для обучения старшеклассников), которые невозможно исполнить, что влечёт за собой применение административных мер надзорных органов.
Учебные площади соответствуют требованиям к организации образовательного процесса для обучающихся старшей ступени обучения.
Оснащение образовательного процесса на старшей ступени обучения
Благодаря участию в конкурсе инновационных школ, в рамках ПНП «Образование», учреждение получило современное учебное оборудование: мобильный компьютерный класс, кабинет физики, химии, биологии, проекционное оборудование (3 интерактивные доски).
Школа имеет автобус для подвоза обучающихся, автомобиль для организации обучения старшеклассников технологии (автодело), оснащение для спортивного клуба
Оснащение образовательного процесса на старшей ступени обучения не соответствует современным требованиям, что влияет на качество обучения; влечёт за собой применение административных мер надзорных органов.
Нормативно — подушевое финансирование образовательного процесса на один учебный год
752 тысячи рублей.
443 тысячи рублей.
Стоимость обучения одного обучающегося в год
Имеющееся учебное оборудование БСОШ № 1 позволяет организовать образовательное пространство, отвечающее современным требованиям обучения. Площади учебных кабинетов БСОШ № 1 не позволяют поместить имеющееся учебное оборудование в соответствии с требованиями СанПиНа.
Площади учебных кабинетов БСОШ № 2 соответствуют нормам размещения современного учебного оборудования, но в настоящее время образовательное учреждение не имеет такого оборудования.
Объём субвенций, выделяемых на БСОШ № 2 в связи с малой наполняемостью школы, не позволяет улучшить материально-техническое обеспечение учебного процесса и создать условия для получения знаний в современных условиях.
Исходя из анализа ситуации, определяется следующая проблема: с одной стороны, у всех участников образовательного процесса в БСОШ № 1 и БСОШ № 2 существуют потребность в качественном образовании и ресурсная возможность удовлетворения этой потребности. С другой стороны, комплекс условий данных образовательных учреждений не позволяет им оптимально использовать ресурсы и развиваться в формате качественного образования.
Проектной идеей является создание новой модели организации общего среднего образования – школы ступеней, интеграция ресурсов которой обеспечит условия для доступного качественного образования каждого ребенка из микрорайонов БСОШ №1, БСОШ № 2.
В здании БСОШ № 1 будут созданы современные, комфортные условия, образовательное пространство для развития, воспитания и обучения сверстников – детей 7-11 лет (1-5 классов), в здании БСОШ № 2 –для обучающихся 6-11 классов.
Форма реорганизации и получения новой модели — «присоединение» БСОШ № 2» к БСОШ № 1, ведущих однородную деятельность.
При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединённого. Реорганизация пройдет по решению учредителя – ст. 57 ГК РФ.
Цели и задачи проекта
Цель: создание школы ступеней как оптимальной модели организации образовательного процесса получения школьниками современного, качественного развития, воспитания и обучения.
1. Интегрировать (кооперировать и концентрировать) кадровые, финансовые, материально-технические и управленческие ресурсы двух образовательных учреждений для их оптимального использования, развития.
2. Создать образовательное пространство в школе ступеней, соответствующее современным требованиям: безопасность и комфортность жизнедеятельности обучающихся, условия учения в уважающих их условиях, возможность развиваться в полноценной среде сверстников.
3. Организовать образовательный процесс, ориентированный на качественный результат педагогической деятельности, соответствующий РСОКО.
Нормативно-правовое обоснование проектной деятельности
Процесс реорганизации образовательных учреждений в сети обосновывается и регулируется документами:
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.98. .
4. Гражданский кодекс РФ (принципы и условия реорганизации),
5. Закон РФ «Об образовании» от 10.04.92 № 000-1.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
6. Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций Берёзовского района от 01.01.2001 г. № 42-277Р
Анализ (сравнительно-квалиметрический) ресурсов
Образовательная система Берёзовского района с 2002 года находится в краевом эксперименте по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ, с 2007 года в комплексном проекте модернизации образования (далее КПМО).
Анализ кадрового состава двух учреждений
Источник