Что такое испанская лестница

Испанская лестница в Риме — самая красивая в Европе?

Испанская лестница в Риме – одна из визитных карточек города, очень популярное место среди туристов и жителей города. Эта необычная барочная лестница, признанная самой красивой в Европе, соединяет испанскую площадь с вершиной холма Пинчо, где находится знаменитый храм Тринита-дей-Монти.

Здесь всегда очень шумно и много народа, а с холма открывается потрясающий вид на город.

История строительства Испанской лестницы в Риме

Предпосылки создания

Изначально задумывалось, что испанская лестница будет служить «мостом» для улучшения отношений испанской и французской монархии.

В XVI веке в Риме по указанию Людовика XII была построена церковь Тринита-деи-Монти на холме Пинчо, ставшая оплотом французской монархии в Италии для французов, вынужденных жить на чужбине. А в 1620 году в Риме у подножия холма Пинчо испанские власти выкупили землю под строительство посольского дворца в Италии.

В 1660 году Испания и Франция, находящиеся в постоянной конфронтации, решили пойти на примирение и заключить брачный династический союз между Людовиком XIV и Марией-Терезой. В попытке сгладить отношения между странами, французский посол Этьен Геффье решает потратить львиную долю своего состояния (20000 скудо) на строительство лестницы, которая соединила бы испанскую площадь, имеющую важное значение для испанцев, с французской церковью Тринита-деи-Монти.

Вид с холма на смотровую площадку Испанской лестницы.

Эта идея понравилась властям, и к грандиозному проекту привлекли знаменитого архитектора Бернини, но испанской лестнице в Риме в XVII веке не суждено было появиться. Дело в том, что кардинал Мазарини возжелал увенчать постройку памятником Людовику XIV. Папа Римский посчитал это оскорблением и наложил вето на строительство, а Этьен Геффье, спонсировавший проект, так и не успел полюбоваться самой красивой лестницей, построенной уже после его смерти.

Читайте также:  Домики для собак под лестницей

Строительство Испанской лестницы в Риме

Даже после заключения брака между Людовиком XIV и инфантой Испания и Франция не раз воевали, и полвека спустя идея строительства «моста» между символами этих стран в Риме вновь стала актуальной. В 1717 году был проведен конкурс среди архитекторов на строительство Испанской лестницы. Его выиграли Алессандро Спекки (Alessandro Specchi) и Франческо де Санктис (Francesco de Sanctis), взявшие за основу проект Бернини.

Перед возведением самой красивой лестницы в мире, впоследствии покорившей всю Европу, потребовалось много времени на укрепление холма Пинчо и испанской площади. В 1723 году все подготовительные работы были проведены, и архитекторы приступили к воплощению своего проекта.

Источник

Испанская лестница

Из Википедии — свободной энциклопедии

Достопримечательность
Испанская лестница

Испанская лестница (итал. La Scalinata di Trinità dei Monti — «Широкая лестница Троицы на горах») — парадная лестница в центре Рима, спускающаяся с вершины холма Пинчо и расположенной там церкви Тринита-деи-Монти к Испанской площади (итал. Piazza di Spagna ). Одно из самых известных сооружений позднего римского барокко. Построена в 1721—1725 годах.

Монументальная лестница из 136 ступеней создана по заказу французского кардинала Пьера Герена де Тансена и торжественно открыта в 1725 году Папой Бенедиктом XIII по случаю Юбилейного года Католической церкви (Giubileo universale della Chiesa cattolica). Предполагалось с помощью эффектной лестницы соединить посольство испанских Бурбонов, расположенное внизу на площади, которая обязано испанской резиденции своим названием (ранее площадь называлась «французской»: Piazza di Francia), и церковь наверху, которая принадлежала Франции. Французский дипломат Этьен Геффье посчитал, что необходимо связать эти две точки лестницей, и в своём завещании оставил 20 тысяч скудо на выполнение проекта. Кардинал Мазарини, узнав о завещании Геффье, вмешался и потребовал водрузить на вершине лестницы конную статую короля Людовика XIV. Папа был оскорблён этим предложением, и проект Испанской лестницы положили под сукно до смерти французского короля в 1715 году.

В 1717 году наконец был проведён конкурс, который выиграли архитекторы Алессандро Спекки и Франческо де Санктис. От статуи французского короля над Вечным городом отказались, а в скульптурном убранстве лестницы геральдические лилии Бурбонов тактично совместили с символами папской власти (орёл и корона). После долгих дипломатических интриг строительство поручили Ф. де Санктису, который, тем не менее, использовал многое из архитектурных предложений А. Спекки [2] .

Испанская лестница представляет собой типично барочное произведение: наперекор классицистическим правилам она смело врезана в городскую застройку и мощно распространяется своими маршами в окружающее пространство. Экспрессивная кривизна лестничных маршей с разновысокими площадками эффектно оформляет перепад высот, характерный для топографии Вечного города. Психологически и эстетически лестница привлекает не столько ступенями, сколько площадками, с которых открываются замечательные виды. Эта система террас и подъёмов образует великолепный зрительный фундамент для фасада церкви на вершине холма. Всё вместе создаёт одно из самых запоминающихся мест в Риме [3] . Не всё из задуманного удалось сделать: например, придуманные А. Спекки фонтаны и деревья, которые должны были образовать зелёные шпалеры по сторонам.

У подножия Испанской лестницы расположена одноимённая площадь с фонтаном в виде лодки — «Баркачча» (итал. Barcaccia ). Фонтан построен в 1627—1629 годах по проекту Пьетро Бернини, отца знаменитого архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини, по заказу папы Урбана VIII. Название «Баркачча» (баркас) фонтан получил благодаря своей форме полузатопленной лодки; его установили в память о случившемся в 1598 году наводнении, когда на затопленной площади села на мель лодка. Здание справа от лестницы примечательно тем, что в нём умер английский поэт Джон Китс [4] .

Источник

Испанская лестница в Риме

Испанская лестница, как бы странно это ни звучало, является одной из самых главных достопримечательностей итальянской столицы. Величественная красавица, построенная в барочном стиле, столь подходящем для ее изысканного окружения, вот уже на протяжении трехсот лет украшает облик вечного города, соединяя между собой площадь Испании и французский собор Тринита-деи-Монти, возвышающийся на холме Пинче. И сегодня Испанская лестница отнюдь не утратила своей притягательности.

«138 ступеней восторга» – так прозвали ее восхищенные туристы. На самом деле многочисленные причудливо загнутые ступени, то расширяющиеся, то сужающиеся, могут вызвать у людей не только восторг, но и определенное утомление при подъеме. При этом порой приходится проявлять настоящие чудеса ловкости, обходя зачарованных туристов, которые то и дело останавливаются на ступенях, чтобы сделать удачные кадры города. Но чем выше вы будете подниматься, тем чаще вам самим захочется останавливаться. Открывающаяся панорама вечного города буквально вводит людей в состояние транса, хочется присесть на каменные ступени и без конца разглядывать живописные окрестности. А чем дольше сидишь на этих древних изящных ступенях, тем больше мыслей и вопросов приходит в голову. Один из них: что связывает эту итальянскую достопримечательность, гордость и один из символов столицы с Испанией? И тогда приходится обращаться к истории.

XVIII век, политические отношения между Францией и Испанией, словно между двумя давними любовниками, непросты. Любовь и ненависть сменяют друг друга с ошеломляющей быстротой: одна страна никак не может признать превосходство другой, и даже близкие родственные связи между королевскими семьями не в силах повлиять на этот постоянный «семейно-политический конфликт». В данном случае Рим выступает в роли площадки для урегулирования этого самого конфликта.

Возвышающийся на холме собор Тринита-деи-Монти, построенный еще в XVI веке, находится под патронажем французских монархов. Неподалеку на площади расположено посольство их близких родственников – испанских королей, в связи с чем площадь Испании и получила свое название. Французский посол Этьен Геффье, настоящий мастер своего дела, узнав о вновь вспыхнувшей любви своего короля к испанским родственникам, решил наглядно продемонстрировать окончание столетних конфликтов и упрочившуюся связь двух королевских домов. Он задумал связать воедино два полярных пункта – площадь Испании и французский собор – самой красивой, самой величественной лестницей во всем Старом свете.

Эта идея истинного дипломата пришлась по вкусу многим, но денег на блестящий проект в казне почему-то не оказалось. Однако Этьен Геффье был уже не в силах отказаться от своего детища, в своем завещании он пишет, что выделяет двадцать тысяч скудо на постройку грандиозной лестницы. Надо ли говорить, что дипломату Геффье так и не довелось увидеть свое взращенное в мыслях детище. Геффье умер, деньги были выделены, но строительство так и не началось.

В этот раз династический конфликт, затормозивший строительный процесс, был вызван хорошо известным всем кардиналом Мазарини, который проявлял личную заинтересованность в проекте. Он выразил желание, чтобы будущее творение венчала не только французская церковь, но и установленная на вершине конная статуя Людовика XIV.

Однако Папа Римский был настроен решительно против того, чтобы статуя французского короля возвышалась над вечным городом. Мало того, оскорбившись подобным предложением, Папа положил под сукно проект Испанской лестницы вплоть до самой смерти французского короля в 1714 году.

Понятно, что от статуи французскому королю пришлось отказаться, однако Испанскую лестницу не преминули украсить символами династии Бурбонов в тактичном сочетании с атрибутами папской власти – орлом и короной.

Наконец, в 1717 году провели конкурс на проектирование лестницы, но и здесь без споров дело не обошлось: и французская, и испанская диаспоры в качестве утвержденного проекта желали видеть государственную презентацию, каждая своей страны. Поэтому ни один из предложенных проектов так и не был реализован вплоть до 1723 года, пока в дело вновь не вмешался Папа Римский. Волевым решением он отдал подряд на строительство Испанской лестницы некоему Франческо де Санктису – малоизвестному на тот момент архитектору. И тогда строительство потекло удивительно быстро и слаженно – спустя два года лестница уже предстала во всем своем великолепии. После долгих лет подготовки, споров и препирательств между двумя конкурирующими диаспорами она наконец соединила площадь Испании и французский собор.

Итак, малоизвестному на ту пору архитектору удалось сотворить такой шедевр, что до сих пор современные искусствоведы называют Испанскую лестницу самой красивой в Европе. Но поражает и влюбляет в себя она не только искушенных искусствоведов, но и простых горожан и гостей Рима. Проведенный недавно интернет-опрос подтвердил первенство Испанской лестницы в сердцах людей – ее действительно признают лучшей в Европе, оставившей позади таких соперниц, как лестница на Монмартре и «лестница кавалеров» в Праге.

Особенно хороша римская красавица весной, когда цветет азалия и ее наряжают в прелестный цветочный наряд, расставляя по бокам горшки и кадки с душистыми цветами.

Испанская лестница преображается во время показов мод, которые часто здесь проводятся. Подсветка, особая игра света и тени, модели, грациозно спускающиеся по ступеням, превращают лестницу в фантастическое произведение искусства. Но после торжественного мероприятия лестница вновь дарит всем желающим ни с чем не сравнимое удовольствие соприкосновения с прекрасным.

Днем здесь собираются толпы туристов, многие останавливаются отдохнуть у ее подножия, там, где расположился фонтан Баркачча, выполненный в виде небольшой лодки. Согласно легенде, в этом месте после очередного наводнения, когда Тибр вышел из берегов, была обнаружена лодка. Архитекторам этот сюжет показался очень интересным, и комплекс лестницы украсился вот таким фонтаном, в прозрачную воду которого летят монетки людей, мечтающих вновь здесь оказаться.

Вечером, когда толпы туристов расходятся, на древних ступенях собираются местные жители, для них Испанская лестница – излюбленное место встречи. Здесь они обсуждают свои дела, любуясь живописными окрестностями вечного города, которые никогда не могут надоесть. Испанская лестница, навечно связавшая площадь Испании и французский собор, словно магнит, притягивает влюбленных, которые, сидя на счастливых ступенях, наблюдают за наступлением сумерек и планируют свою полную радостных надежд будущую жизнь.

Источник

Испанская лестница в Риме

Испанская лестница – необычная архитектурная диковинка, одно из тех мест, что рекомендуются для посещения в Риме. Каскад отполированных каменных ступеней величаво спускается с вершины холма Пинчо прямо к подножию Испанской Площади (Piazza di Spagna).

Эта достопримечательность – одна из неповторимых визитных карточек Рима. Широкие барочные ступени привлекают к себе гостей итальянской столицы, служат источником вдохновения для кинематографистов и художников.

Знаменитые модные дома: Prada, Dolce & Gabbana, Bulgari, Dior предпочли разместить свои магазины в двух шагах от столь грандиозного места.

История

Вдоволь налюбовавшись блеском гладких травертиновых ступеней, путешественники, наверняка, заинтересуются прошлым Испанской лестницы.

Самый любопытный факт из биографии достопримечательности – ее настоящее название: «Лестница к храму Тринита-деи-Монти» (итал. Scalinata di Trinità dei Monti).

Загадочная «испанка» на самом деле имеет весьма неоднозначную историю, построенную на противостоянии испанских и французских амбиций на территории Италии.

Титулярная церковь Тринита-деи-Монти, возвышающаяся на холме Пинчо, в XVI веке была возведена стараниями короля Людовика XII. Храм стал оплотом французской монархии в Риме. Он имел большое значение для французских подданных, живущих вдали от родины. В то же время, Испанская площадь, расположенная у подножия холма Пинчо, имела не меньшее значение для испанцев, поскольку на ней располагалось посольство Испании.

Людовик XIV состоял в родстве с испанскими монархами, будучи женатым на дочери короля — Марии Терезе Австрийской. Несмотря на это между государствами были достаточно напряженные отношения. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию французский политический деятель Этьен Геффье решил соединить храм Тринита-деи-Монти и Испанскую площадь лестницей. На воплощение столь символичной идеи в Риме, Геффье выделил финансирование в размере 20 тысяч итальянских скудо.

Строительство

Согласно изначальному плану Испанская лестница должна была превратиться в грандиозный и невероятно претенциозный архитектурный ансамбль. Самый спорный момент французской задумки — конная статуя Людовика XIV, венчающая постройку. Римские власти сочли себя оскорбленными и наложили на строительство вето. Лишь в 1717 году состоялся конкурс среди архитекторов. Его выиграл творческий тандем Алессандро Спекки (Alessandro Specchi) и Франческо де Санктиса (Francesco de Sanctis). К воплощению архитектурного проекта приступили уже в 1723 году, потратив значительное время на то, чтобы спланировать землю холма, укрепить площадь и произвести прочие подготовительные работы.

В течение двух лет корпели рабочие и строители над возведением 138 ступеней, выточенных из травертина.

В результате Испанская лестница получила широкий центральный сегмент, обрамленный двумя более узкими. Ближе к вершине холма устроена смотровая площадка, попасть на которую можно по двум полумесяцам боковых пролетов. По бокам ступени были ограничены каменными бортиками в стиле итальянского барокко (barocco). Для украшения архитекторы дипломатично использовали геральдическую символику французской династии Бурбонов, а также изображение орла и короны – атрибуты папской власти в Риме.

Современный облик

С приходом весны вазоны с цветущими азалиями и петуниями расцвечивают лестницу в яркие цвета. В зимний период широкие ступени превращаются в подмостки для рождественских сценок. Церковь Тринита-деи-Монти служит прекрасным украшением вида на Испанскую лестницу.

Однако немалый интерес представляет и ее внутреннее убранство. Наиболее знаменитый экспонат храма – скульптурная группа «Снятие с креста», выполненная учеником Микеланджело Даниэле де Вольтерра (итал. Daniele da Volterra).

Неспешная прогулка по ступеням вверх откроет гостям города чудесный вид на Испанскую площадь и прилежащие к ней улицы. Здание, стоящее у подножия лестницы справа – это дом-музей, посвященный творчеству английских поэтов-романтиков Джона Китса (англ. John Keats) и Мэри Шелли (англ. Mary Shelley). Говорят, что юный Китс восторженно читал свои произведения уже состоявшейся женщине и поэтессе Шелли, прогуливаясь по каменным ступеням.

Также Испанская лестница позволяет взглянуть свысока на фонтан Баркачча (итал. Barcaccia), который украшает собой Испанскую площадь. Фонтан выполнен знаменитым итальянским скульптором Пьетро Бернини (Pietro Bernini, отец Джованни Лоренцо Бернини) в начале XVII века. Бытует легенда, что некогда разлившиеся воды Тибра выбросили на итальянский берег останки рыбацкого баркаса. Именно этот сюжет и воплотил в камне мастер.

Как бы громко это ни звучало, но Испанская лестница в Риме имеет собственную фильмографию. Утонченная Одри Хепберн (англ. Audrey Hepburn) в мелодраме «Римские каникулы» 1953 года, лакомилась мороженым, сидя на знаменитых ступенях.

Многие итальянские кинофильмы не обходятся без столичных видов, в том числе и кадров с холма Пинчо. Особняком в списке заслуг лестницы значатся фэшн-показы маэстро Валентино, модные вечеринки от Dolce & Gabbana и прочие зрелищные мероприятия от мира высокой моды.

Как добраться

Взглянув в графу «прописка» нашей испанки, можно увидеть адрес: 00187, Италия, Рим, Лестница к Тринита-деи-Монти (итал. 00187, Italy, Rome, Scalinata di Trinità dei Monti)

Источник

Оцените статью