Чем знаменита иорданская лестница

Иорданская лестница Эрмитажа: итальянские скульптуры и каррарский мрамор

© Фото: Stanislav Malandin / vk.com/stastraffgen

Темы дня

Та самая огромная красивая лестница, где хочет сфотографироваться каждый посетитель Эрмитажа. Рассказываем в подробностях, кто и зачем её построил, и как она пережила грандиозный пожар в Зимнем дворце.

Роскошная Посольская лестница

Современное здание Зимнего дворца построено в середине XVIII века знаменитым российским архитектором итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли.

При этом за каких-то 50 лет существования Петербурга подобное здание возводили уже пятый раз. Первые два дворца построили при Петре I, но новая императрица Анна Иоанновна захотела себе новый – побольше и поудобнее. Предпоследний, уже для Елизаветы Петровны, вообще был временным и его просто разобрали. В итоге официальная зимняя резиденция российских императоров была полностью закончена к 1762 году и почти полтора века после этого служила династии Романовых.

Императрица Елизавета Петровна любила роскошь и, конечно, заказала себе новый огромный Зимний дворец. Ждать пришлось долго, и она не дожила до завершения его строительства, а принимать резиденцию пришлось уже Петру III. Но и тот не успел пожить в роскоши огромного дворца, так как в результате переворота на престол взошла Екатерина II. Она, конечно, сразу начала перестраивать новую резиденцию под себя, а также уволила Растрелли. К тому моменту пышный стиль барокко уже изжил себя, но в целом дворец сохранил большую часть своего изначального декора.

Читайте также:  Лестница с забежными ступенями два поворота
Фото: Instagram / @paysage.m

Главный архитектор Зимнего дворца прекрасно продумал планировку здания, его лестниц и галерей. Для самых высоких гостей был оборудован Главный вестибюль, от которого вела галерея к подъему на второй этаж в северо-восточной части здания. Лестница, названная «Посольской», была украшена колоннами из розового искусственного мрамора, кованными золочёными решётками и другими пышными элементами барокко, которые так любил Растрелли.

Талантливый мастер специально затенил первый лестничный марш, чтобы за ним при подъёме внезапно раскрывалось огромное сияющее светом пространство высотой почти двадцать метров. Яркий свет здесь льётся внутрь из больших окон и отражается от ложных зеркальных оконных проёмов. Огромный плафон на потолке ещё больше увеличивает пространство и усиливает барочный эффект. По задумке Растрелли, гости и послы должны были сразу оценить богатство и мощь России ещё до аудиенции у императора или императрицы.

Фото: Instagram / @slowonso, @iamdalmore

Реставрация лестницы после пожара

При Николае I прямо перед праздниками – 29 декабря 1837 года – Зимний дворец загорелся. Это был один из самых крупных пожаров за всю историю страны. Огромное здание площадью больше 60 тыс. кв. метров горело 30 часов, а потом ещё три дня тлело. Во время пожара было навсегда утрачено множество произведений искусства, рукописей и хроник, а также погибли уникальные интерьеры залов. Последующая реставрация и восстановление Зимнего дворца заняли долгих два года.

Специальная комиссия занималась расследованием пожара, поэтому достоверно известна его причина. Оказалось, что при реконструкции под руководством Огюста Монферрана в 1833 году была допущена фатальная ошибка. В нескольких залах были установлены фальшивые деревянные стены, которые стояли на небольшом расстоянии от несущих каменных. И в одном из таких воздушных мешков оказался выход дымовых труб из подвальных помещений дворца.

Фото: Instagram / @aleksey_fug, @kirina09

Но все инженерные проекты, в том числе и этот, лично согласовывал сам Николай I, считавший себя знатоком строительного дела и архитектуры. Поэтому признание ошибок в проекте могло бросить тень сомнения на компетенцию императора. Конечно же, дело тихо закрыли и ограничились увольнением командира пожарной роты дворца.

Страшный пожар уничтожил всё, даже величественную Посольскую лестницу. Её восстановление было поручено выдающемуся русскому архитектору Василию Стасову, которого называют одним из основоположников русского ампира. Полтора года мастер заново создавал подъём на второй этаж дворца «совершенно по-старому», как приказал сам Николай I.

Архитектор очень внимательно изучал сохранившиеся чертежи Растрелли, чтобы восстановить его изначальный замысел. Всё же было несколько отличий: на новой Посольской лестнице появились сдвоенные колонны серого сердобольского гранита и мраморная балюстрада, а воинские атрибуты стали больше относиться к классицизму. И самое главное – ведущим цветом лестничного пространства стал белый, а не розовый, как раньше.

Фото: Instagram / @yuribach_321, @nastyashev22

Смена власти и смена названия

Лестница хорошо пережила все последующие громкие события в России. В 1904 году Николай II окончательно перебрался в Царское Село и перенёс резиденцию в Александровский дворец. В 1915 году во время Первой Мировой войны по лестнице ходили раненые, здесь работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года в Зимнем размещалось Временное правительство России.

После образования СССР в здании Зимнего дворца был открыт Эрмитаж, в этот же момент Посольскую лестницу переименовали в Иорданскую. Имя появилось исходя из того, что по ней спускалась царская процессия во время праздника Крещения Господня к особой проруби в Неве – Иордании.

До наших дней Иорданская лестница дошла практически в первозданном виде, благодаря усилиям реставраторов и работников Эрмитажа. Скульптуры из белого мрамора, колонны – из серого, позолоченная лепнина и большой исторический плафон на потолке. Величественная роскошь подъёма в стиле русского барокко притягивает множество туристов со всего мира.

Широкая лестница расходится в разные стороны двумя торжественными маршами и соединяется на верхней площадке. По невысоким ступеням легко подняться даже в большом бальном платье. Для них и резной балюстрады использован белый каррарский мрамор, а стены выполнены уже из искусственного. Колонны на втором уровне изготовлены из сердобольского гранита, который разбавляет общую бело-золотую цветовую гамму. Десять монолитных колонн украшают и поддерживают своды лестницы.

Фото: Instagram / @anastasiyavolosovich, @evgen_ivanova

Потолком Иорданской лестницы тоже можно любоваться бесконечно. Самое интересное, что он расписан не по штукатурке или дереву, а на холсте, который плотно прилегает к поверхности. Оригинальный плафон работы Валериани сгорел во время пожара, поэтому Стасов при восстановлении использовал похожее венецианскеое полотно XVIII века. «Олимп» Гаспаро Дициани величиной 200 кв. метров был найден архитектором в хранилищах Эрмитажа, но огромная картина всё равно уступала в размерах оригиналу. Оставшееся место было расписано художниками по эскизам Стасова.

Статуи, которые украшают Иорданскую лестницу, приехали сюда из Летнего сада и Таврического дворца. Они были изготовлены в Италии и привезены в Петербург ещё в петровскую эпоху. «Власть», «Справедливость», «Могущество» – эти названия скульптур отражают все те смыслы, которые были заложены архитектором в XIX веке.

В 1898 году для освещения пространства лестницы были изготовлены электрические люстры и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом. Их эскизы придумал Леонтий Бенуа в необарочной стилистике, а изготовил петербургский завод Морана.

Источник

Иорданская лестница. Путь к славе

Первое впечатление. Никто не будет отрицать значимость этого постулата. Потом можно подправить, откорректировать, изменить окончательное мнение, но первые впечатления остаются с нами навсегда. Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве. Могучем, богатом, масштабном.

Создание шедевра

Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид. Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Растрелли (Бартоломео Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого — отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница — не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.

решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности

— так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.

Стилевое решение

К концу XVIII века волна барокко, накрыв собой континентальную Европу от Италии до Германии и Польши, докатилась до России. Основные компоненты стиля — помпезность и торжественность — создаются за счет особой пышности декора, игры света и тени, театральных приемов, причудливых пропорций и изогнутой динамики линий. Это делает стиль узнаваемым с первых мгновений. Вычурность барокко пришлась по вкусу жителям Северной столицы. Византийское прошлое внесло свои дополнения в европейское видение, что получило название «русское барокко». Иорданская лестница Зимнего Дворца — яркий представитель этого стиля. Интерьер парадной лестницы был разработан и полностью воплощен Б.Ф. Растрелли. К работе над оформлением других помещений привлекались Монферан, Кварнеги, Росси.

Великолепная и неповторимая

Великий итальянец с южным темпераментом воплотил барокко в окончательном образе Иорданской лестницы, использовав все возможности стиля. Центральный элемент, гармонично соединяющий все многообразие убранства — лестница, разделена на два марша, изогнутая геометрия которых, словно стекающие струи воды, определяет динамику остального пространства. Нижний из двух ярусов лестницы, как основа, держит всю композицию. Верхний ярус из-за обилия настоящих и ложных зеркальных окон «распахивает» перспективу, визуально раздвигая пространство. Все это венчается изящной колоннадой и плафоном, живописным продолжением неба. Характерное для барокко увлечение античными статуями нашло свое подтверждение и здесь. У входа в Невскую анфиладу, как верные стражи, застыли фигуры Марса и Аполлона. В центральной нише нижнего яруса расположилась «Власть», чаще называемая «Владычица». На северной стене — «Справедливость» и «Меркурий». На восточной — «Величие» (Афина), «Мудрость» и «Верность». На южной стене — «Правосудие» и «Муза Эрато». Пышность интерьеров невозможна без соответствующих материалов. Позолота лепнины, мрамор и гранит подчеркивают государственный статус Иорданской лестницы.

Великий пожар

Человеческий фактор, незакрытый отдушник, едва не уничтожил творение гениальных мастеров. Запах дыма был замечен еще утром того злополучного декабрьского дня 1837 года, но до вечера так и не смогли установить источник огня. Высушенные за почти столетие деревянные конструкции Дворца горели более 2-х дней. Иорданская лестница в Эрмитаже, как и прочие интерьеры, была уничтожена.

Восстановление поручили В.П.Стасову. Трепетно и ответственно подойдя к работе, он восстановил Посольскую лестницу.

И снова пишет А.П. Башуцкий, свидетель оригинальной версии Растрелли, отмечая, что убранство:

не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка

Изменившееся время потребовало современного взгляда на историю. Основной цвет первозданного интерьера — розовый — сменили на строгий серый и классический белый цвет. Золотая кованая решетка сменилась резной воздушной мраморной балюстрадой, добавилась военная оружейная тематика. Классицизм уверенно потеснил барокко.

Иорданская или Посольская?

Как в Эрмитаже найти Иорданскую лестницу? Нужно вспомнить историю названия. Строилась она как Главная, долгое время исполняла обязанности Посольской. Иорданской она становилась только раз в году, когда императорская семья спускалась по ней к иордани — вырубленной в Неве проруби. Последнее название закрепилось, как ни странно, в советское время. Попасть на нее можно, пройдя через Иорданский (Посольский) подъезд Зимнего Дворца, ближайший к Неве. Иногда этот подъезд называют Экскурсионным. Большинство гостей Эрмитажа проходят в Зимний дворец именно через него. Свою основную задачу — производить первое впечатление — главная лестница музея выполняет исправно и по сей день, привлекая туристов.

Источник

Иорданская лестница Эрмитажа: итальянские скульптуры и каррарский мрамор

Та самая огромная красивая лестница, где хочет сфотографироваться каждый посетитель Эрмитажа. Рассказываем в подробностях, кто и зачем её построил, и как она пережила грандиозный пожар в Зимнем дворце.

Роскошная Посольская лестница

Современное здание Зимнего дворца построено в середине XVIII века знаменитым российским архитектором итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли.

При этом за каких-то 50 лет существования Петербурга подобное здание возводили уже пятый раз. Первые два дворца построили при Петре I, но новая императрица Анна Иоанновна захотела себе новый – побольше и поудобнее. Предпоследний, уже для Елизаветы Петровны, вообще был временным и его просто разобрали. В итоге официальная зимняя резиденция российских императоров была полностью закончена к 1762 году и почти полтора века после этого служила династии Романовых.

Императрица Елизавета Петровна любила роскошь и, конечно, заказала себе новый огромный Зимний дворец. Ждать пришлось долго, и она не дожила до завершения его строительства, а принимать резиденцию пришлось уже Петру III. Но и тот не успел пожить в роскоши огромного дворца, так как в результате переворота на престол взошла Екатерина II. Она, конечно, сразу начала перестраивать новую резиденцию под себя, а также уволила Растрелли. К тому моменту пышный стиль барокко уже изжил себя, но в целом дворец сохранил большую часть своего изначального декора.

Фото: Instagram / @paysage.m Главный архитектор Зимнего дворца прекрасно продумал планировку здания, его лестниц и галерей. Для самых высоких гостей был оборудован Главный вестибюль, от которого вела галерея к подъему на второй этаж в северо-восточной части здания. Лестница, названная «Посольской», была украшена колоннами из розового искусственного мрамора, кованными золочёными решётками и другими пышными элементами барокко, которые так любил Растрелли.

Талантливый мастер специально затенил первый лестничный марш, чтобы за ним при подъёме внезапно раскрывалось огромное сияющее светом пространство высотой почти двадцать метров. Яркий свет здесь льётся внутрь из больших окон и отражается от ложных зеркальных оконных проёмов. Огромный плафон на потолке ещё больше увеличивает пространство и усиливает барочный эффект. По задумке Растрелли, гости и послы должны были сразу оценить богатство и мощь России ещё до аудиенции у императора или императрицы.

Фото: Instagram / @slowonso, @iamdalmore

Реставрация лестницы после пожара

Специальная комиссия занималась расследованием пожара, поэтому достоверно известна его причина. Оказалось, что при реконструкции под руководством Огюста Монферрана в 1833 году была допущена фатальная ошибка. В нескольких залах были установлены фальшивые деревянные стены, которые стояли на небольшом расстоянии от несущих каменных. И в одном из таких воздушных мешков оказался выход дымовых труб из подвальных помещений дворца.

Фото: Instagram / @aleksey_fug, @kirina09 Но все инженерные проекты, в том числе и этот, лично согласовывал сам Николай I, считавший себя знатоком строительного дела и архитектуры. Поэтому признание ошибок в проекте могло бросить тень сомнения на компетенцию императора. Конечно же, дело тихо закрыли и ограничились увольнением командира пожарной роты дворца.

Страшный пожар уничтожил всё, даже величественную Посольскую лестницу. Её восстановление было поручено выдающемуся русскому архитектору Василию Стасову , которого называют одним из основоположников русского ампира. Полтора года мастер заново создавал подъём на второй этаж дворца «совершенно по-старому», как приказал сам Николай I.

Архитектор очень внимательно изучал сохранившиеся чертежи Растрелли, чтобы восстановить его изначальный замысел. Всё же было несколько отличий: на новой Посольской лестнице появились сдвоенные колонны серого сердобольского гранита и мраморная балюстрада, а воинские атрибуты стали больше относиться к классицизму. И самое главное – ведущим цветом лестничного пространства стал белый, а не розовый, как раньше.

Фото: Instagram / @yuribach_321, @nastyashev22

Смена власти и смена названия

После образования СССР в здании Зимнего дворца был открыт Эрмитаж, в этот же момент Посольскую лестницу переименовали в Иорданскую. Имя появилось исходя из того, что по ней спускалась царская процессия во время праздника Крещения Господня к особой проруби в Неве – Иордании .

До наших дней Иорданская лестница дошла практически в первозданном виде, благодаря усилиям реставраторов и работников Эрмитажа. Скульптуры из белого мрамора, колонны – из серого, позолоченная лепнина и большой исторический плафон на потолке. Величественная роскошь подъёма в стиле русского барокко притягивает множество туристов со всего мира.

Широкая лестница расходится в разные стороны двумя торжественными маршами и соединяется на верхней площадке. По невысоким ступеням легко подняться даже в большом бальном платье. Для них и резной балюстрады использован белый каррарский мрамор, а стены выполнены уже из искусственного. Колонны на втором уровне изготовлены из сердобольского гранита, который разбавляет общую бело-золотую цветовую гамму. Десять монолитных колонн украшают и поддерживают своды лестницы.

Фото: Instagram / @anastasiyavolosovich, @evgen_ivanova Потолком Иорданской лестницы тоже можно любоваться бесконечно. Самое интересное, что он расписан не по штукатурке или дереву, а на холсте, который плотно прилегает к поверхности. Оригинальный плафон работы Валериани сгорел во время пожара, поэтому Стасов при восстановлении использовал похожее венецианскеое полотно XVIII века. «Олимп» Гаспаро Дициани величиной 200 кв. метров был найден архитектором в хранилищах Эрмитажа, но огромная картина всё равно уступала в размерах оригиналу. Оставшееся место было расписано художниками по эскизам Стасова .

Статуи, которые украшают Иорданскую лестницу, приехали сюда из Летнего сада и Таврического дворца. Они были изготовлены в Италии и привезены в Петербург ещё в петровскую эпоху. «Власть», «Справедливость», «Могущество» – эти названия скульптур отражают все те смыслы, которые были заложены архитектором в XIX веке.

В 1898 году для освещения пространства лестницы были изготовлены электрические люстры и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом. Их эскизы придумал Леонтий Бенуа в необарочной стилистике, а изготовил петербургский завод Морана.

Источник

Оцените статью