Школа ступеней — территория взросления
статья по теме
В статье говорится о формировании единого образовательного пространства в крупных комплексах. Участники образовательного процесса — обучающиеся, учителя, родители играют ведущую роль в практико-ориентированном векторе как воспитания, так и обучения. Немаловажное значение имеет правильно выстроенная система дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа ступеней — территория взросления | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа ступеней – территория взросления»
Дорогу осилит идущий
Когда человек достигает взросления? Взросление – это ежедневный процесс, который происходит не за одно мгновение, а на протяжении многих лет. Это скульптура, выгравированная в течение времени. Это процесс, при котором человек становится зрелым в мыслях, словах и поступках. Один из скорейших путей к зрелости – строить взаимоотношения в разновозрастном коллективе, как во взрослом, так и в детском.
Выстраивая парадигму воспитательной деятельности в образовательном комплексе, мы ориентируемся на модель выпускника школы, в которой заложена идея ключевого элемента зрелости: воспитание инициативных, креативных, ответственных и компетентных граждан России.
Преемственность – главное требование образовательного комплекса. В ЦО № 1858 группы по подготовке к школе в детском саду ведут учителя начальных классов. Занятия в Клубе «Будущий пятиклассник» по субботам в здании старшей школы ведут учителя-предметники. Кружок IQ в начальной школе – и здесь уместен опыт учителя основной школы.
Статусы «Надежная школа» — это не что иное, как доверие родителей! В образовательном комплексе № 1858 созданы не только отличные условия, но и социокультурная среда, которая также несет воспитательную функцию и переходит от одной образовательной ступени к другой. Это вернисажи и музыкальные экспозиции, хор мальчиков и работа с Центром речевых технологий, школьное телевидение и английский с двух лет…
Сотрудничество с родителями, начиная со ступени ДОУ, дает ожидаемый результат. Если школа «привлекла» родителей и они её выбрали для своего ребенка и определились со своим выбором еще с детского сада, то цель кропотливой работы с родителями – создать мотивацию для развития устойчивого интереса родителей к совместной деятельности. Электронные образовательные ресурсы – это непременный атрибут современной школы. Netbook, интерактивная доска, а в старшей школе еще и кабинет 3D! Входя в этот кабинет, младшие школьники несколько по-другому себя ощущают: они не ждут подсказки, работая за интерактивным столом. Идя на занятие в 3D кабинет, они знают, что смогут научиться делать 3D фотографии, 3D видеоролики, тем самым получая ценные навыки работы с новейшими технологиями и уникальный, востребованный жизненный опыт. 3D моделирование – одно из самых перспективных направлений развития современных технологий. Согласитесь, что возможность визуализировать идеи в трехмерном пространстве завораживает. 3D кабинет позволяет не только создавать объем, но и проводить содержательные предметные уроки, на которых, все-таки, большая часть времени отводится моделированию. А объем позволяет не только представить проблемное изучение материала, но и интегрировать научные познания в такие предметы, как химия, физика, математика.
Центр образования удален от детских творческих центров, район Капотня территориально ограничен, и не у всех детей есть возможность для реализации и удовлетворения личных образовательных потребностей, направленных на раннюю профориентацию. Система дополнительного образования помогает выстроить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с интересами и потребностями ребенка от детского сада до выпускника школы. Дополнительное образование на всех ступенях образования является познанием через исследовательскую деятельность и становится основой для реализации социальной успешности воспитанников.
Воплощая идеи директора Центра образования В.А.Тихонова, обучающиеся высаживают экологическую аллею около монумента погибшим воинам. Директор просит каждого ребенка дотронуться до только что посаженной туи и загадать желание – это аллея «Дети XXI-го века». А экологический патруль осуществляет диагностику состояния деревьев и растений в парках Капотни.
На кружок «Художественная резьба по дереву» к М.Ю. Соседко приходят в среднюю школу малыши. Это также многолетняя практика. Не исключено, что для кого-то из учеников первые кружковые занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство. Хочется верить, что, где бы ни пришлось работать в будущем выпускникам Центра образования № 1858, какую бы профессию они ни избрали, их досуг всегда будет увлекательным и полезным делом, ведь их обучают Мастера своего дела! Доказательством тому служит ежегодная победа в рейтинговом городском конкурсе «Талантливые руки столицы», а также призерство в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по материальным технологиям.
В продолжение разговора о ранней профилизации: для осознанного выбора будущей профессии, в том числе для открытия медицинского класса в следующем учебном году, работают кружки «Химия в медицине» (в рамках сотрудничества с «Газпромнефть – МНПЗ» кабинет химии будет оснащен 3D оборудованием).
Формировать у школьников навыки общения и умение сотрудничать в коллективе помогает единая общественная организация. «Академия пионерских наук» — так называется объединение дополнительного образования. Это школа будущих лидеров, социально-активных и творческих личностей, без которых не обходится ни одно коллективное дело. Девиз «Ни дня без книги» помогают реализовать так называемые «зоны чтения», организованные в рекреациях здания старшей школы. Ученики могут свободно взять любую книгу или принести из дома и поставить на книжную полку любимые книги из домашней библиотеки.
Воспитательная система образовательного комплекса, на мой взгляд, создает условия для формирования у ребят таких качеств личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни. Известно, что культура связана с рождением идей, образование же – с распространением этих идей. Ассоциация выпускников и педагогов Центра образования заряжены культурой и духом 1858!
Ежегодный проект «Дворянское Собрание, посвященное Дню рождения Царскосельского Лицея» — это яркий образец «территории взросления». В стенах аристократического Салона 1858 можно насладиться стихами, музыкой, словесной игрой под Знаком Добра и Творчества… Песни и стихи на французском языке, русские романсы и танцы пушкинской эпохи, сцены светской жизни пушкинской эпохи… Но самое ценное, что участникам проекта удается передать образ своей одухотворенной юности и душевной щедрости , свою Надежду и Веру в добро, свое Чувство гордости и почтительности второму Дому – Центру Образования № 1858!
У Сенеки в его диалоге «О стойкости мудреца, или о том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить» высказано убеждение, что при беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает ее как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном».
Деятельность в развитии проекта «Школа ступеней – территория взросления» нуждается в дополнении и совершенствовании. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данного проекта, творческое содружество единомышленников, основанное на принципе трех «П» — Понимание. Поддержка . Призвание.
Реализация поставленной цели и воспитательных задач осуществляется через восхождение вверх по «ступеням взросления». Воспитанные на единых традициях с детского сада до выпускника школы, ученики постигают нравственные ценности и взрослеют не только физически, но и духовно. Только умеющий выдвигать новые идеи человек сможет добиться прогресса во всех жизненных сферах – от науки до искусства, от политики до личного счастья. А счастливый и здоровый ребенок – зеркальное отражение личного примера взрослых: учителей, родителей, воспитателей.
Член Ассоциации по управлению качеством, завуч ГБОУ ЦО № 1858, заслуженный учитель России Гречко Татьяна Александровна
Источник
«Школа ступеней» — школа равных возможностей развития личности: результаты и перспективы.
статья на тему
В материале представлено выступление на региональном августовском совещании педагогов ЯНАО (2015 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.seminar.sycheva.sosh_1.salehard.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа ступеней» — школа равных возможностей развития личности:
результаты и перспективы
В муниципальном образовании г. Салехард реализация проекта «Школа ступеней», предусмотренногоокружной целевой программой«Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»осуществляется на основе принятия современных образовательных вызовов и понимания необходимости построения образовательной среды, учитывающей особенности детей, обеспечивающие их готовность к переходу на следующий уровень образования в условиях пространства, соответствующего их возрасту.
Нормативной основой деятельности образовательных организаций в данном направлении стали муниципальная программа развития образования («Развитие образования» на 2014-2016 годы, утверждена постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 20 декабря 2013 года № 613) и дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования на территории муниципального образования город Салехард на 2013-2018 годы» (утверждена распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 03 марта 2014 года №294-р).
В образовательных организациях города предпринята попытка создания внутришкольных образовательных систем, ориентированных на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней», что является элементом формирования муниципальной образовательной системы.Существует ряд признаков, по которым можно судить об уровне сформированности внутришкольных образовательных систем. К ним относятся:
- Учёт при построении образовательного процесса возраста, состава, запросов, возможностей, проблем учащихся.
- Высокий уровень профессиональной компетенции педагогических работников, продемонстрированный в ходе эффективной педагогической практики, основанной на принципах преемственности и внутрикорпоративного сотрудничества.
- Взаимодействие школы и семьи в интересах развития детей.
- Создание внешней среды (бытовая, игровая, рекреационная, информационная), соответствующая возрастным особенностям учащихся.
- Создание внеурочной деятельности, соответствующей особенностям возраста учащихся и их запросам.
- Создание уклада школьной жизни, определяющим расширение прав учащихся, усложнение их обязанностей и повышение уровня ответственности учащихся за результаты своей образовательной деятельности с переходом на каждую новую ступень.
В ходе деятельности по формированию внутришкольных образовательных систем происходит создание условий, обеспечивающих равные возможности развития личности каждого участника образовательных отношений, основанных на идеологии права детей на получение качественного общего образования. Наша задача адаптировать условия среды к разным детям. Подобный подход требует расширить спектр вариативных характеристик образовательной системы, что происходит в образовательных организациях за счёт реализации совокупности инновационных программ и проектов разного уровня.
С 2011 года в муниципальной системе функционируют инновационные площадки, связанные с формированием компонентов внутришкольной образовательной системы «Школа ступеней».МБОУ СОШ №2 реализует следующие проекты«Программа лаборатории робототехнического конструирования «УМКИ» (Управляемый машинный конструктор инновационный), «Путь в журналистику», «Разработка модели образовательной среды для подросткового возраста, формирующей осознанный выбор образовательной перспективы в условиях реализации ООП ООО «Твой выбор»». В МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» внедряется проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности».МБОУ СОШ №4 отрабатывает идею:«Виртуальная школа юных физиков» как система внедрения инновационных технологий развития одаренных детей. МБОУ СОШ с УИОПреализует проект ««Открытая школа» как центр организации дистанционного обучения школьников». В сотрудничестве с Государственным образовательным учреждением «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» на базе трёх образовательных организаций города функционируют экспериментальные площадки: МБОУ СОШ № 3 — по теме «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития учащихся»; МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ с УИОП – по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».
Реализация проекта «Школа ступеней» отражается на результатах промежуточной и итоговой аттестации учащихся, достижениях в олимпиадах, на формировании у школьников опыта успеха в различных сферах и видах деятельности, на уровне удовлетворенности качеством полученного образования, степенью реализации послешкольных образовательных планов.
В каждой ОО идут поиски методических приёмов, стимулирующих познавательную активность учащихся, осуществляются деятельность по формированию индивидуальных учебных планов учеников (МБОУ СОШ с УИОП, МБОУ СОШ №2), происходит реализация учебных курсов, ориентированных на освоение учащимися эффективных способов учебной деятельности; формирование у них опыта самоанализа и саморазвития, использование учебных проектов как формы промежуточной аттестации в основной школе.В структуру образовательного процесса включаются «события», способствующие интеграции результатов и сохранению уровня мотивации учебной деятельности школьников. Создана предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям возраста учеников.
МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» стала опорной площадкой для отработки механизмов организации образовательного процесса на уровне основного общего образования. Свою деятельность мы связываем не только с созданием внешней среды соответствующей возрастным особенностям учащихся, но и с учётом запросов, возможностей, проблем школьников, имеющих важное значение для построения модели внеурочной деятельности.
В период с 2011 по 2014 годы реализован проект «Подростковая школа», результаты которого мы связываем с построением возрастносообразной среды для учеников начальной школы, включением школьников в коллективную проектную деятельность, отработкой внутришкольной модели формирующего оценивания на основе применения образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
С 2014г образовательная организация реализует проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности». Основная идея проекта: отработка механизмов, направленных на создание условий для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения.
Проект предусматривает разработку, апробацию и внедрение допрофильных модульных курсов, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк». Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося, который предъявляется для защиты на школьной неделе проектов. Управление структурой образовательного процесса произошло через оптимизацию учебного плана в 7-8 классах. Проект реализован за счет часов компонента образовательного учреждения. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечило оптимальную наполняемость и сделало возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов.Обучающиеся включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. В течение учебного года школьники смогли посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей.
В ходе реализации проекта сделана попытка разработать механизмы сопровождения раннего профессионального самоопределения подростков, которые закреплены в соответствующих локальных актах, регулирующих деятельность школы,апробированы образовательные технологии и методические приёмы, направленные на саморазвитие личности и формирование универсальных учебных действий обучающихся.В ходе реализации проекта создан банк диагностических материалов, позволяющих проследить динамику результативности и эффективности реализации программ допрофильных модульных курсов, оценить изменение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Диагностика учеников включённых в проектную деятельность позволила оценить организационно-педагогические условия, созданные для реализации программ допрофильных модульных курсов. 69% учащихся отметили, высокую степень заинтересованности, происходящим на занятиях. 49% опрошенных выполнили коллективные проекты. Ценностное отношение подростков к своей деятельности на занятиях представлено в следующей палитре ответов: экскурсионная деятельность – 11,4%; коммуникативная деятельность – 8,2%; познавательная деятельность – 19,7%; работа с оборудованием – 11,4%. 50% респондентов показали устойчивый интерес к выбранному курсу.Диагностика участников проектной деятельности показала гармоничность профессиональной направленности с типами профессий, что может свидетельствовать о формировании первичного устойчивого профессионального самоопределения учащихся, включённых в проект.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при создании особых организационно-педагогических условий, при использовании соответствующих образовательных технологий и методических приёмов у учеников 7-8 классов возможно ранее профессиональное самоопределение.
Процесс формирования новой образовательной системы на внутришкольном и муниципальном уровнях находится в стадии становления. Несомненно, что существует ряд проблемных точек и зон, которые требуют рассмотрения и изучения. В большинстве случаев они типичны для образовательных организаций города, реализующих проект «Школа ступеней». Мы определили следующие проблемные вопросы:
- Как осуществить качественную диагностику изменения личностных и метапредметных результатов?
- Как оценивать образовательную деятельность школьников на разных уровнях образования? Чем отличается формирующее оценивание в начальной и основной школе?
- Как организовать эффективное взаимодействие между школой и дошкольными образовательными организациями?
- Как воспользоваться ресурсами организаций муниципалитета для достижения личностных и метапредметных результатов?
- Как организовать эффективное развитие профессиональных компетенций педагогических работников по достижению качества образования в реализации проекта «Школа ступеней»?
Педагогическая практика оо г. Салехарда позволила выявить проблемы, связанные с отсутствием опыта организации работы школы ступеней у руководящих работников системы образования, отсутствием специализации учителей по ступеням, их универсализм. Имеет место инерция и консерватизм педагогического сообщества, сопротивление структурным инновациям, закрытость образовательных систем МОУ.
Очевидно, что самым серьёзным вопросом остаётся вопрос о том, как управлять проектом в образовательной организации и в муниципалитете в целом? Возможно, следует применить информационно-технологическую модель управления в сочетании со сбалансировано-матричной системой, в которой ряд образовательных организаций муниципалитета, наряду с выполнением своих обычных функций, будут организовывать деятельность по реализации 1-2 направлений проекта. Такие ОО станут интегрированными проектными командами, ориентированными на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней».В свою очередь внутри ОО формируются локальные проектные команды, работающие в контексте избранного школой направления. Решение обозначенных выше вопросов позволит сделать существенный прорыв в формировании внутришкольных и муниципальных образовательных систем, ориентированных на реализацию обсуждаемого проекта.
Имеет смысл приложить усилия в работе над информационным обеспечением перехода к школе ступеней в г. Салехард; созданием дополнительных стимулов к специализации учителей по ступеням обучения; формированием банков учебно-методических материалов через организацию системы конкурсов, дифференцированных по школам ступеней.
Важно заняться выявлением педагогов-лидеров для организации инновационной работы нового качества в школах ступеней.
Источник