- Человек. Ступеньки познания. план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15
- Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15
- Как устроен мир. Человек
- Ответы к стр. 10 — 15
- Технолгическаякарта урока по окружающему миру по теме Урок 2. ЧЕЛОВЕК. СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ
Человек. Ступеньки познания.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_14.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Человек. Ступеньки познания.
Цели: показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
Познавательные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.
I. Организационный момент.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я — командир, вы — мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Долгожданный дан звонок —
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи —
За работу, в добрый час!
1. Фронтальный опрос.
— Что относится к живой (неживой) природе?
— Чем отличаются объекты неживой природы от объектов неживой?
— Сравните по этим признакам камень и кошку.
— Как называется наука изучающая объекты живой природы?
— Сколько выделено царств в биологии?
— К каким царствам живой природы относятся: берёза, тюльпан, подберёзовик, орешник?
— Найди представителей на картинке. Докажи свою точку зрения.
— Смогли бы вы прожить без природы? Почему?
2. Работа в группах. «Раздели по царствам».
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
3. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке. (Улитка.)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Овца.)
6. Зеленый поясок
В траве затерялся. (Ящерица.)
7. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Ключевое слово: человек.
— Прочитайте полученные слова. Что заметили общего?
IV. Сообщение темы и целей урока.
— Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике кроссворда. Это тема нашего урока. Сегодня мы поговорим о человеке как разумном существе.
V. Изучение нового материала.
1. Беседа «Человек — существо разумное».
— В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек».
Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Человек — часть природы, его живого мира, относится к царству людей.
— Что общего у человека и животных?
— В чем существенное отличие человека от животного?
— Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?
— Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек – разумное существо.
Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги.
— Прочитайте текст на с. 10–11.
— Назовите предметы, созданные человеком.
— Где «помещается» разум человека?
— Есть ли головной мозг у животного?
— Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.
Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку. (Звучит спокойная музыка.)
— Какие картины вы представляли, слушая музыку?
— Какие чувства вы испытывали в это время?
— О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром, рассказывает особая наука — психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука).
— Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов чувств.
— Какие органы чувств вы знаете?
*Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)
*Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
— О каких органах чувств говорится в загадке?
2. Особенности познания .
Игра «По ступенькам познания».
Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза, запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый воспроизводит увиденное.
— Восприятие — это первая ступень познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память — это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо достать нужное из памяти.
Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки меняются местами. Задачи первого игрока – восстановить первоначальный порядок учеников.
— Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется мышлением. Мышление – третья ступень познания.
С мышлением связана еще одна способность человека — представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением — это четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество.
3. Выполнение задания «Подумай» (учебник, с. 14.)
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней . (Человек.)
— Что нового вы узнали о человеке?
2. Чтение вывода на с. 15.
3. Домашнее задание: с. 10–15; задание «Проверь себя».
Источник
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15
Июн 19
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15
Как устроен мир. Человек
Ответы к стр. 10 — 15
1. Как доказать, что человек — часть живой природы?
Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.
2. Чем человек отличается от животных?
Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)
3. Где у человека «помещается» разум?
Разум у человека помещается в головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир.
4. Из чего складывается внутренний мир человека?
Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем. Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире. Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др. Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека. Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.
5. Перечисли ступеньки познания человеком окружающего.
ВОСПРИЯТИЕ. Органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.
ПАМЯТЬ. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.
МЫШЛЕНИЕ. Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление.
ВООБРАЖЕНИЕ. Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.
Источник
Технолгическаякарта урока по окружающему миру по теме Урок 2. ЧЕЛОВЕК. СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ
Урок 2. Человек. Ступеньки познания
Цели деятельности учителя :
Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием «психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, делать выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания .
Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной деятельности.
Оборудование :тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.
I. Организация начала урока.
Вот и прозвенел звонок – Друг на друга посмотрели
н ачинается урок. И за парту тихо сели.
II. Изучение нового материала.
1. Подведение к теме урока. Сообщение темы и целей урока.
Учитель читает стихотворение:
У бабули – внук и внучка
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задаёт народ курносый:
«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орёл парит?
ПОЧЕМУ растёт трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,
ПОЧЕМУ ревёт медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ёжик.
Ну и внучка! Ну и внук!
Время не тянули!
Быстро «доктором наук»
– к ак вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
– К какому царству мы отнесём человека? Почему? (Царство животных.)
– Что общего у человека и животных? (Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)
– Что отличает человека от животных? (Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)
– Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека. Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
– А где же у человека находится разум?
Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир. Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем.
Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире.
Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.
Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека .
(комплекс упражнений « г имнастика для глаз»)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 2 раза.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок, как море».
– Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.)
– Внутренний мир человека называют душевной жизнью , его изучает особая наука – психология .
– Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.)
– Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.)
• о дин говорит, двое глядят, двое слушают.
– О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.)
3. Игровая ситуация.
у ченику завязать глаза, дать в руки апельсин и предложить назвать предмет.
– Что у тебя в руках?
– Почему ты так решил?
– Какой образ возник в твоем воображении?
Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на ощупь.
– Что это за предмет?
– Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?
– Какой образ возник в твоем воображении?
4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом) .
– Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин? ( о рганы чувств.)
– Какие органы чувств есть у человека?
– А есть ли такие органы у животных?
– Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.
Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.
Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление .
Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.
III. Закрепление изученного материала.
– Как доказать, что человек часть живой природы? (Человек рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)
– Чем человек отличается от животных? (Человек – разумное существо.)
– Где у человека помещается разум? (Разум у человека помещается в головном мозге.)
– Из чего складывается внутренний мир человека? (Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.)
– Перечисли ступеньки познания человеком окружающего. (Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.)
1.Что отличает человека от животных? Подчеркни правильный ответ.
а) р азум; б) сила; в) питание;
2.Что из перечисленного составляет внутренний мир человека? Подчеркни правильный ответ.
а) с ердце; в) воображение, мечты ; д) здоровый организм;
б) характер; г) чувства,восприятие, память ; е) знания, мышление .
3.Подчеркни органы чувств.
а) с ердце; б) глаза; в) уши; г) язык.
4.Расставь порядок следования ступенек познания.
а) в оображение; б) память; в) мышление; г) восприятие.
Ответы к п. 4: 1-г. 2-б. 3-в. 4-а.
– Что отличает человека от животных?
– Из чего складывается внутренний мир человека?
– Назовите органы чувств.
– Перечислите ступеньки познания.
Домашнее задание: учебник,с. 10–15 (читать); найти игры для развития мышления, памяти, внимания; рабочая тетрадь, задание № 4, с. 7.
Источник