ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
БАКАЛАВР
Документоведение и архивоведение
По учебной дисциплине
Для промежуточной аттестации
ТЕСТОВЫЙ КОМПЛЕКТ
Для направления подготовки
Профиль подготовки «Документоведение
и документационное обеспечение управления»
Квалификация (степень) выпускника
Форма обучения Очная
1. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была______________________________________ .
2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка на русский означает:
в) «любовь к мудрости»;
г) «стремление к мудрости».
3. Предметом философии является:
а) законы природы;
б) человек и его место в мире;
в) универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру;
г) законы истории и общества.
4. Установите последовательность в развитии материализма
— Антропологический материализм Фейербаха
— Метафизический материализм Спинозы
— Диалектический материализм Маркса, Энгельса
— Механистический материализм Дидро, Гельвеция
5. Установите последовательность в развитии идеализма.
— объективный идеализм Платона
— схоластический реализм Ансельма Кентерберийского
— трансцендентальный идеализм Канта
— абсолютный идеализм Гегеля
6.Философия возникла в:
а) XVII-XV вв до н.э.;
б) VII-VI вв до н.э.;
г) XVII-XVIII вв н.э.
7. Установите соответствие философа и эпохи.
Августин Блаженный | Новое время |
Николай Кузанский | Средневековье |
Кант | Возрождение |
Платон | Античность |
8. Историческая последовательность жизни трёх великих античных философов:
а) Аристотель, Платон, Сократ;
б) Платон, Аристотель, Сократ;
в) Сократ, Платон, Аристотель;
г) Сократ, Аристотель, Платон.
9. .Назовите основную черту русской философии:
г) нравственно-религиозный характер
10. Философское течение XIX в. провозгласившее тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией
11. Установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями
Онтология | Человек |
Гносеология | Практика |
Праксиология | Ценность |
Аксиология | Бытие |
Антропология | Познание |
12. В узком смысле слова бытие это:
а) все, что существует;
б) все, что существует вне человеческого сознания;
в) только человеческое существование;
г) все, что обладает материальностью
13. Философская категория, обозначающая объективную реальность, познаваемую человеком и существующую независимо от его сознания, — это_________________________
14. . Пространство как философская категория отражает:
а) бесконечную протяженность, вмещающую в себя всю материю;
б) всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
в) форму созерцания человеком окружающего мира, способ организации чувственных данных;
г) всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом.
15. Категория время в субстанциональной концепции выражает
а) доопытную форму мышления, организующую поток наших ощущений;
б) текущую длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся последовательностью и длительностью;
г) внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
16. Всестороннее и последовательное философское учение о противоречиях как источнике развития всего сущего — это____________________________
17. Мышление и бытие являются самостоятельными и независимыми друг от друга субстанциями, утверждает
18.Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием _____
19. Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления называются
20. Установите соответствие между категориями философии сознания и их содержанием
Ощущение | Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, действующих в данный момент на органы чувств |
Восприятие | Отображение в сознании отдельных свойств каких либо объектов |
Представление | Образы предметов, ситуаций, событий, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки |
21.. Гносеология — это философское учение о.
1. ценностях, об их происхождении и сущности
2. развитии вселенной
3. бытии как таковом
4. сущности познания, об истине и путях её постижения
22. Установите соответствие между видами познания, их главными ценностями и инструментами
Обыденное | Истина | Откровение |
Художественное | Бог | Рациональные методы |
Религиозное | Красота | Здравый смысл |
Философское | Мудрость | Категориальная рефлексия |
Научное | Польза | Образная выразительность |
23. Истина в классической концепции – это:
а) адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности;
б) соответствие наших знаний идеалу;
в) неоспоримое утверждение;
г) утверждение, разделяемое большинством людей
24. Отметьте материалистическую трактовку закона в гносеологическом аспекте:
а) утверждения, имеющие общезначимый сигнал;
б) одно из воплощений в природе и обществе мирового разума;
в) форма абстрактного мышления, организующая эмпирические данные;
г) логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира.
25. Установите соответствие между уровнями и методами научного познания
Метод | Эмпирический уровень | Теоретический уровень |
Идеализация | ||
Наблюдение | ||
Формализация | ||
Измерение | ||
Моделирование | ||
Эксперимент |
26. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется______________
27. В какой из картин мира происходит его принципиальное удвоение:
28. Научная квантово-механистическая картина мира сформировалась
б). ХVII –XVIII в.в.
29. Антропный принцип в современной научной картине мира означает
а) центральное положение человека в мире
б) человек как высшая ценность познания
в) необходимость появления человека в ходе глобальной эволюции Вселенной
г) признание человека мерой всех вещей
30. Важнейшую роль в формировании научной картины мира сыграла
31. Социальная философия и социология.
а) не имеют между собой границ;
б) раздел философии и конкретная наука;
в) зародились на разных континентах: первая – в Европе, вторая – в Америке;
32. Общество как саморазвивающаяся система эволюционирует благодаря
а) воздействию географической среды;
б) научным знаниям,
в) смене религиозных верований;
г) противоречиям материального производства и столкновениям интересов людей
33. Установите соответствие между сферами общественной жизни и их целевыми установками
Экономическая | Воспроизводство человека человеком |
Социальная | Производство материальных благ и услуг |
Политическая | Производство идей, ценностей, знаний |
Духовная | Организация и применение власти |
34. Общество с высоким уровнем политической культуры, состоящее из независимых от государства общественных организаций: профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др., называется ________________________
35. Государство, где есть разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, называется _____________________
36. .«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал
37. Установите последовательность формационных этапов общественного развития
38. Критерием исторического прогресса в теории «стадий роста» является:
а) состояние морали;
б) способ производства;
в) уровень демократии в государстве;
г) развитие науки и техники.
39. .Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:
40. Приверженцем формационной концепции общественной развития является:
41. Человек с позиции философии – это:
а) субъект культуры;
б) продукт обстоятельств;
в) образ и подобие бога;
г) ступень развития «царства природы».
42. Из формулы К.Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений» следует:
а) человек – это марионетка в руках общества;
б) сущность человека социальна, а не биологична;
в) оригинальность личности не более чем иллюзия;
г) изменение общественных отношений меняет личность
43. Смысл жизни человека с точки зрения религии заключается в
б) спасении души
в) накоплении знаний
г) служении людям
44. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в
в) потустороннем мире
г) преобразовании себя и общества
45. Установите соответствие между следующими духовными ценностями и изучающими их философскими дисциплинами
Совесть | Этика или эстетика |
Возвышенное | Этика или эстетика |
Трагическое | Этика или эстетика |
Комическое | Этика или эстетика |
Долг | Этика или эстетика |
Добро | Этика или эстетика |
Низменное | Этика или эстетика |
Прекрасное | Этика или эстетика |
46. Корпоративная этика получает наиболее глубокую и содержательную трактовку в рамках
д) классической концепции ответственности
е) неклассической концепции ответственности
47. Проблема соотношения свободы и ответственности личности является проблемой
48. Лозунг свободы «Не мешайте действовать» восходит к эпохе
д) восстания рабов под предводительством Спартака
е) походов крестоносцев
ж) буржуазных революций ХVII- XVIII вв.
з) социалистических революций ХХ в.
49. Знаменитое выражение «Мы приговорены к свободе» принадлежит
50. Установите соответствие между основными концепциями этики и их творцами
Установите соответствие между основными концепциями этики и их творцами
Этика эстетической непосредственности | И.Кант |
Этика добродетели | М.Хайдеггер, Ж.-Ф.Лиотар |
Этика долга | А.Смит, И Бентам |
Этика ценностей (Утилитаризм) | Аристотель |
51. Слова «культура» в переводе с ____________ языка означает возделывание, обработка земли
52. Связующим звеном между природой и обществом является
53.Утрата человеком культурной самоидентификации называется________
54. Мировоззренческая установка, согласно которой естественнонаучные, логико-математические и технические знания, методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуются как
55. Признание ведущей роли в развитии общества и культуры материального производства и технического прогресса специфично для так называемого ____________ детерминизма
56. Кому из мыслителей XX века принадлежит прогноз для XXI века – «столкновение цивилизаций»:
57.Отказ от достижений цивилизации называется _________
58. Кризис современной цивилизации вызван:
а) развитием науки;
б) отсутствие разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) техническим прогрессом
59. Экологический императив – это:
а) нравственный закон;
б) глобальная модель развития человечества;
в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;
г) эстетический принцип.
60.Термин «коэволюция» означает:
а) взаимодействие индивида и общества;
б) взаимосогласованное развитие человека и природы;
в) современная теория эволюции;
г) синоним эволюционного подхода.
Доцент кафедры В.А.Микляев
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
«____» _____________ 2012 г.
задания и ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Человек с позиции философии
О происхождении человека
Первая концепция характеризуется тем, что исходит из закономерного развития природы, ведущего к появлению человека, который рассматривается как продукт естественной эволюции неживого, а затем и живого вещества. Эта концепция опирается на эволюционную теорию Ч. Дарвина(1809-1882), опубликовавшего в 1859 г. свою знаменитую работу «О происхождении видов», ставшую основой естественно-научного истолкования происхождения человека, и в настоящее время, значительно видоизменившись под влиянием новейших достижений в области молекулярной биологии и генной инженерии, разделяется большинством ученых.
Весьма примечательно, что у человека поразительно большое генетическое сходство не только с высокоразвитыми живыми существами, но и с простейшими. В частности, с шимпанзе ¾ на 98%, с крысой ¾ на 80 и даже с бананом ¾ на 50%.
Следует отметить, однако, что сторонники «естественного» подхода могут придерживаться как земного (например, в случае с дарвинистами), так и космического происхождения человека.
Вторая концепция выводит человека из сверхприродного начала,рассматривая его, например, как результат творения Бога или космического Разума. И хотя эта концепция уступает первой по доказательности с позиции современного естествознания, с точки зрения философии она имеет такое же право на существование, как и концепция естественно-научного происхождения человека, ибо ни та, ни другая не дают безусловных и окончательных рационально обоснованных доказательств.
Мы еще вернемся к собственно философскому взгляду на человека и покажем, что сколько бы философия ни занималась им, она не может знать о нем все и считать это знаниеистиной в последней инстанции. Теперь же заметим, что размышлять о себе, как и об окружающем мире, человек начал задолго до возникновения философии. Но и затем, с появлением «любомудрия», тема человека далеко не сразу оказалась в центре философского внимания.
По мере накопления и развития знаний о природе, окружающей человека, возрастал и его интерес к самому себе, обнаруживались все новые и новые особенности человеческого бытия, открывавшие еще более широкие просторы для исследований в этой области. Причем наибольший философский интерес к человеку обычно возникал тогда, когда за исторически короткое время происходили серьезные и глубокие перемены в общественной жизни, когда под напором революционных преобразований рушились прежние представления и устои, составлявшие основу сложившихся человеческих отношений. В такие периоды философия снова проявляла повышенный интерес к извечным вопросам о сущности человека, его предназначении, роли и ответственности за происходящие события. Таким образом, наряду с онтологией, гносеологией, этикой, эстетикой и другими разделами философии постепенно формировалась область знаний о человеке, где он не только анализировался с различных сторон, но и рассматривался в его взаимосвязях с общественными, природными и космическими процессами.
Что можно утверждать достоверно?
Так что же положительного накоплено за многие столетия в этой области знаний? Есть ли прогресс в понимании человека? И можно ли назвать хоть какие-то бесспорные достижения в области философии и науки, касающиеся определения человека, раскрывающие его сущностные характеристики?
Если суммировать многовековые усилия в познании человека и выделить то, что может считаться окончательно решенным, наберется не так уж и много бесспорного. В ряду того, что не вызывает сомнения, следует назвать прежде всего тот факт, что появление человека неразрывно связано с развитием жизни на Земле, имеющей и свое начало, и определенную историю. Так, известные всему миру антропологи, биохимики и генетики ¾ участники конгресса, организованного в 1982 г. Папской академией наук в Ватикане, пришли к общему мнению, опираясь на современное естествознание, что между человеком и животным миром существуют родственные связи.
Можно считать доказанным, что человек и окружающий его мир эволюционируют. Это не только подтверждается археологией и геологической историей Земли, но и вытекает из современных представлений о жизни на Земле и эволюционных мировых процессах, объяснение которым дает общепризнанная теория «расширяющейся Вселенной».
Но наука, в особенности генетика, продолжает делать все новые открытия, подчас в корне меняющие наши прежние представления. Так, вслед за клонированием, позволяющим производить биологические копии живых существ, генетики, если верить последним сенсационным публикациям, подошли к тому, чтобы серьезно поколебать опиравшееся прежде только на обыденный опыт вероятностное (индуктивное) умозаключение древних философов, что все люди смертны. В частности, итальянские ученые установили, что процесс старения млекопитающих управляется особым геном, известным как Р66SHC. Им удалось взять этот ген «под контроль» и тем самым увеличить жизнь подопытных животных на 35% по сравнению со средней продолжительностью жизни по популяции.
И тем не менее сегодня с научной точки зрения физическое бессмертие противоречит фундаментальным законам биологии. В соответствии с этими законами жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток размножаться путем деления. В частности, установлено, что зрелый организм человека состоит примерно из 50 000 млрд клеток. «Число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет» 5 .
Однако наука не стоит на месте, и потому серьезного отношения к себе требуют периодически появляющиеся сообщения о попытках генетиков найти вещество, останавливающее старение клетки, а также установить ген, который управляет выделением этого вещества в организме.
Несомненным результатом научных исследований следует признать и формулировку ряда принципиальных проблем, без решения которых не может быть понимания того, что есть человек, какова его сущность. Важнейшая среди них ¾ происхождение человека, а также установление природы сознания, языка, творчества, морали, духовности и т. п.
Любой, кто берется за осмысление указанных проблем, не может оставить без внимания следующие вопросы.
¨ Где и когда появился первый человек?
¨ Какова природаФ его духовности?
¨ Что обусловило его появление на Земле?
¨ Есть ли в этом определенная логика, закономерность, фатальная неизбежность, или причиной тому стала какая-то случайность, аномалия, чей-то произвол, прихоть?
¨ Является ли жизнь космическим явлением или протекает только на нашей планете?
¨ Человек ¾ единственное ли это разумное существо во Вселенной?
Источник