Человек с позиции философии это ступень развития

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

БАКАЛАВР

Документоведение и архивоведение

По учебной дисциплине

Для промежуточной аттестации

ТЕСТОВЫЙ КОМПЛЕКТ

Для направления подготовки

Профиль подготовки «Документоведение

и документационное обеспечение управления»

Квалификация (степень) выпускника

Форма обучения Очная

1. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была______________________________________ .

2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка на русский означает:

в) «любовь к мудрости»;

г) «стремление к мудрости».

3. Предметом философии является:

а) законы природы;

б) человек и его место в мире;

в) универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру;

г) законы истории и общества.

4. Установите последовательность в развитии материализма

— Антропологический материализм Фейербаха

— Метафизический материализм Спинозы

— Диалектический материализм Маркса, Энгельса

— Механистический материализм Дидро, Гельвеция

5. Установите последовательность в развитии идеализма.

— объективный идеализм Платона

— схоластический реализм Ансельма Кентерберийского

— трансцендентальный идеализм Канта

— абсолютный идеализм Гегеля

6.Философия возникла в:

а) XVII-XV вв до н.э.;

б) VII-VI вв до н.э.;

г) XVII-XVIII вв н.э.

7. Установите соответствие философа и эпохи.

Августин Блаженный Новое время
Николай Кузанский Средневековье
Кант Возрождение
Платон Античность

8. Историческая последовательность жизни трёх великих античных философов:

а) Аристотель, Платон, Сократ;

б) Платон, Аристотель, Сократ;

в) Сократ, Платон, Аристотель;

г) Сократ, Аристотель, Платон.

9. .Назовите основную черту русской философии:

г) нравственно-религиозный характер

10. Философское течение XIX в. провозгласившее тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией

11. Установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями

Онтология Человек
Гносеология Практика
Праксиология Ценность
Аксиология Бытие
Антропология Познание

12. В узком смысле слова бытие это:

а) все, что существует;

б) все, что существует вне человеческого сознания;

в) только человеческое существование;

г) все, что обладает материальностью

13. Философская категория, обозначающая объективную реальность, познаваемую человеком и существующую независимо от его сознания, — это_________________________

14. . Пространство как философская категория отражает:

а) бесконечную протяженность, вмещающую в себя всю материю;

б) всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;

в) форму созерцания человеком окружающего мира, способ организации чувственных данных;

г) всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом.

15. Категория время в субстанциональной концепции выражает

а) доопытную форму мышления, организующую поток наших ощущений;

б) текущую длительность, в которой все возникает и исчезает;

в) всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся последовательностью и длительностью;

г) внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

16. Всестороннее и последовательное философское учение о противоречиях как источнике развития всего сущего — это____________________________

17. Мышление и бытие являются самостоятельными и независимыми друг от друга субстанциями, утверждает

18.Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием _____

19. Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления называются

20. Установите соответствие между категориями философии сознания и их содержанием

Ощущение Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, действующих в данный момент на органы чувств
Восприятие Отображение в сознании отдельных свойств каких либо объектов
Представление Образы предметов, ситуаций, событий, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки

21.. Гносеология — это философское учение о.

1. ценностях, об их происхождении и сущности

2. развитии вселенной

3. бытии как таковом

4. сущности познания, об истине и путях её постижения

22. Установите соответствие между видами познания, их главными ценностями и инструментами

Обыденное Истина Откровение
Художественное Бог Рациональные методы
Религиозное Красота Здравый смысл
Философское Мудрость Категориальная рефлексия
Научное Польза Образная выразительность

23. Истина в классической концепции – это:

а) адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности;

б) соответствие наших знаний идеалу;

в) неоспоримое утверждение;

г) утверждение, разделяемое большинством людей

24. Отметьте материалистическую трактовку закона в гносеологическом аспекте:

а) утверждения, имеющие общезначимый сигнал;

б) одно из воплощений в природе и обществе мирового разума;

в) форма абстрактного мышления, организующая эмпирические данные;

г) логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира.

25. Установите соответствие между уровнями и методами научного познания

Метод Эмпирический уровень Теоретический уровень
Идеализация
Наблюдение
Формализация
Измерение
Моделирование
Эксперимент

26. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется______________

27. В какой из картин мира происходит его принципиальное удвоение:

28. Научная квантово-механистическая картина мира сформировалась

б). ХVII –XVIII в.в.

29. Антропный принцип в современной научной картине мира означает

а) центральное положение человека в мире

б) человек как высшая ценность познания

в) необходимость появления человека в ходе глобальной эволюции Вселенной

г) признание человека мерой всех вещей

30. Важнейшую роль в формировании научной картины мира сыграла

31. Социальная философия и социология.

а) не имеют между собой границ;

б) раздел философии и конкретная наука;

в) зародились на разных континентах: первая – в Европе, вторая – в Америке;

32. Общество как саморазвивающаяся система эволюционирует благодаря

а) воздействию географической среды;

б) научным знаниям,

в) смене религиозных верований;

г) противоречиям материального производства и столкновениям интересов людей

33. Установите соответствие между сферами общественной жизни и их целевыми установками

Экономическая Воспроизводство человека человеком
Социальная Производство материальных благ и услуг
Политическая Производство идей, ценностей, знаний
Духовная Организация и применение власти

34. Общество с высоким уровнем политической культуры, состоящее из независимых от государства общественных организаций: профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др., называется ________________________

35. Государство, где есть разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, называется _____________________

36. .«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал

37. Установите последовательность формационных этапов общественного развития

38. Критерием исторического прогресса в теории «стадий роста» является:

а) состояние морали;

б) способ производства;

в) уровень демократии в государстве;

г) развитие науки и техники.

39. .Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:

40. Приверженцем формационной концепции общественной развития является:

41. Человек с позиции философии – это:

а) субъект культуры;

б) продукт обстоятельств;

в) образ и подобие бога;

г) ступень развития «царства природы».

42. Из формулы К.Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений» следует:

а) человек – это марионетка в руках общества;

б) сущность человека социальна, а не биологична;

в) оригинальность личности не более чем иллюзия;

г) изменение общественных отношений меняет личность

43. Смысл жизни человека с точки зрения религии заключается в

б) спасении души

в) накоплении знаний

г) служении людям

44. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в

в) потустороннем мире

г) преобразовании себя и общества

45. Установите соответствие между следующими духовными ценностями и изучающими их философскими дисциплинами

Совесть Этика или эстетика
Возвышенное Этика или эстетика
Трагическое Этика или эстетика
Комическое Этика или эстетика
Долг Этика или эстетика
Добро Этика или эстетика
Низменное Этика или эстетика
Прекрасное Этика или эстетика

46. Корпоративная этика получает наиболее глубокую и содержательную трактовку в рамках

д) классической концепции ответственности

е) неклассической концепции ответственности

47. Проблема соотношения свободы и ответственности личности является проблемой

48. Лозунг свободы «Не мешайте действовать» восходит к эпохе

д) восстания рабов под предводительством Спартака

е) походов крестоносцев

ж) буржуазных революций ХVII- XVIII вв.

з) социалистических революций ХХ в.

49. Знаменитое выражение «Мы приговорены к свободе» принадлежит

50. Установите соответствие между основными концепциями этики и их творцами

Установите соответствие между основными концепциями этики и их творцами

Этика эстетической непосредственности И.Кант
Этика добродетели М.Хайдеггер, Ж.-Ф.Лиотар
Этика долга А.Смит, И Бентам
Этика ценностей (Утилитаризм) Аристотель

51. Слова «культура» в переводе с ____________ языка означает возделывание, обработка земли

52. Связующим звеном между природой и обществом является

53.Утрата человеком культурной самоидентификации называется________

54. Мировоззренческая установка, согласно которой естественнонаучные, логико-математические и технические знания, методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуются как

55. Признание ведущей роли в развитии общества и культуры материального производства и технического прогресса специфично для так называемого ____________ детерминизма

56. Кому из мыслителей XX века принадлежит прогноз для XXI века – «столкновение цивилизаций»:

57.Отказ от достижений цивилизации называется _________

58. Кризис современной цивилизации вызван:

а) развитием науки;

б) отсутствие разумной стратегии развития общества;

в) дефектами социальной системы;

г) техническим прогрессом

59. Экологический императив – это:

а) нравственный закон;

б) глобальная модель развития человечества;

в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

г) эстетический принцип.

60.Термин «коэволюция» означает:

а) взаимодействие индивида и общества;

б) взаимосогласованное развитие человека и природы;

в) современная теория эволюции;

г) синоним эволюционного подхода.

Доцент кафедры В.А.Микляев

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социологии и управления персоналом

УТВЕРЖДАЮ

«____» _____________ 2012 г.

задания и ВОПРОСЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Человек с позиции философии

О происхождении человека

Первая концепция характеризуется тем, что исходит из закономерного развития природы, ведущего к появлению человека, который рассматривается как продукт естественной эволюции неживого, а затем и живого вещества. Эта концепция опирается на эволюционную теорию Ч. Дарвина(1809-1882), опубликовавшего в 1859 г. свою знаменитую работу «О происхождении видов», ставшую основой естественно-научного истолкования происхождения человека, и в настоящее время, значительно видоизменившись под влиянием новейших достижений в области молекулярной биологии и генной инженерии, разделяется большинством ученых.

Весьма примечательно, что у человека поразительно большое генетическое сходство не только с высокоразвитыми живыми существами, но и с простейшими. В частности, с шимпанзе ¾ на 98%, с крысой ¾ на 80 и даже с бананом ¾ на 50%.

Следует отметить, однако, что сторонники «естественного» подхода могут придерживаться как земного (например, в случае с дарвинистами), так и космического происхождения человека.

Вторая концепция выводит человека из сверхприродного начала,рассматривая его, например, как результат творения Бога или космического Разума. И хотя эта концепция уступает первой по доказательности с позиции современного естествознания, с точки зрения философии она имеет такое же право на существование, как и концепция естественно-научного происхождения человека, ибо ни та, ни другая не дают безусловных и окончательных рационально обоснованных доказательств.

Мы еще вернемся к собственно философскому взгляду на человека и покажем, что сколько бы философия ни занималась им, она не может знать о нем все и считать это знаниеистиной в последней инстанции. Теперь же заметим, что размышлять о себе, как и об окружающем мире, человек начал задолго до возникновения философии. Но и затем, с появлением «любомудрия», тема человека далеко не сразу оказалась в центре философского внимания.

По мере накопления и развития знаний о природе, окружающей человека, возрастал и его интерес к самому себе, обнаруживались все новые и новые особенности человеческого бытия, открывавшие еще более широкие просторы для исследований в этой области. Причем наибольший философский интерес к человеку обычно возникал тогда, когда за исторически короткое время происходили серьезные и глубокие перемены в общественной жизни, когда под напором революционных преобразований рушились прежние представления и устои, составлявшие основу сложившихся человеческих отношений. В такие периоды философия снова проявляла повышенный интерес к извечным вопросам о сущности человека, его предназначении, роли и ответственности за происходящие события. Таким образом, наряду с онтологией, гносеологией, этикой, эстетикой и другими разделами философии постепенно формировалась область знаний о человеке, где он не только анализировался с различных сторон, но и рассматривался в его взаимосвязях с общественными, природными и космическими процессами.

Что можно утверждать достоверно?

Так что же положительного накоплено за многие столетия в этой области знаний? Есть ли прогресс в понимании человека? И можно ли назвать хоть какие-то бесспорные достижения в области философии и науки, касающиеся определения человека, раскрывающие его сущностные характеристики?

Если суммировать многовековые усилия в познании человека и выделить то, что может считаться окончательно решенным, наберется не так уж и много бесспорного. В ряду того, что не вызывает сомнения, следует назвать прежде всего тот факт, что появление человека неразрывно связано с развитием жизни на Земле, имеющей и свое начало, и определенную историю. Так, известные всему миру антропологи, биохимики и генетики ¾ участники конгресса, организованного в 1982 г. Папской академией наук в Ватикане, пришли к общему мнению, опираясь на современное естествознание, что между человеком и животным миром существуют родственные связи.

Можно считать доказанным, что человек и окружающий его мир эволюционируют. Это не только подтверждается археологией и геологической историей Земли, но и вытекает из современных представлений о жизни на Земле и эволюционных мировых процессах, объяснение которым дает общепризнанная теория «расширяющейся Вселенной».

Но наука, в особенности генетика, продолжает делать все новые открытия, подчас в корне меняющие наши прежние представления. Так, вслед за клонированием, позволяющим производить биологические копии живых существ, генетики, если верить последним сенсационным публикациям, подошли к тому, чтобы серьезно поколебать опиравшееся прежде только на обыденный опыт вероятностное (индуктивное) умозаключение древних философов, что все люди смертны. В частности, итальянские ученые установили, что процесс старения млекопитающих управляется особым геном, известным как Р66SHC. Им удалось взять этот ген «под контроль» и тем самым увеличить жизнь подопытных животных на 35% по сравнению со средней продолжительностью жизни по популяции.

И тем не менее сегодня с научной точки зрения физическое бессмертие противоречит фундаментальным законам биологии. В соответствии с этими законами жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток размножаться путем деления. В частности, установлено, что зрелый организм человека состоит примерно из 50 000 млрд клеток. «Число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет» 5 .

Однако наука не стоит на месте, и потому серьезного отношения к себе требуют периодически появляющиеся сообщения о попытках генетиков найти вещество, останавливающее старение клетки, а также установить ген, который управляет выделением этого вещества в организме.

Несомненным результатом научных исследований следует признать и формулировку ряда принципиальных проблем, без решения которых не может быть понимания того, что есть человек, какова его сущность. Важнейшая среди них ¾ происхождение человека, а также установление природы сознания, языка, творчества, морали, духовности и т. п.

Любой, кто берется за осмысление указанных проблем, не может оставить без внимания следующие вопросы.

¨ Где и когда появился первый человек?

¨ Какова природаФ его духовности?

¨ Что обусловило его появление на Земле?

¨ Есть ли в этом определенная логика, закономерность, фатальная неизбежность, или причиной тому стала какая-то случайность, аномалия, чей-то произвол, прихоть?

¨ Является ли жизнь космическим явлением или протекает только на нашей планете?

¨ Человек ¾ единственное ли это разумное существо во Вселенной?

Источник

Читайте также:  Ходить по лестнице что качается
Оцените статью