Человек это высшая ступень развития природы

Часть 1. n Человек– высшая ступень развития живых организмов на Земле

n Человек– высшая ступень развития живых организмов на Земле.

n Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями

n Индивидуальность— своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер

Человек по своей сути есть существобиосоциальное.Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальностьсущность человека

Потребностьвнутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества

Личность (от лат. Persona — особа)- это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того, или иного общества. Вне общества не существует человека как личности. Дети – «маугли», с младенческого возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик, хоть и обладают всеми признаками человеческого индивида.

Развитие общества —результатдеятельности людей. Деятельность – любая форма активности. Структура деятельности Цель – средства достижения – результат.

Читайте также:  Опрос метод лестницы это

n Особая форма взаимодействия человека с окружающим миром — деятельность. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер.

n Основные виды деятельности человека: Общение Труд Учеба Игра

ТВОРЧЕСТВО деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда не существовавшее ранее.

ТРУД — это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата

СПОСОБНОСТИ — это совокупные психические особенности человека, которые позволяют ему усиленно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Основу способностей составляют задатки.

Способности бывают общие (к выполнению жизнедеятельности вообще) и специальные (возможность развития отдельных психических процессов или свойств личности или конкретного вида деятельности).

Совокупность общих и специальных способностей конкретного человека составляют его одаренность. Одаренность обуславливает особенности усиленной деятельности человека в определенной области и выделяться из тех лиц, кто выполняет то же на тех же условиях.

Следующая ступень талант — это высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Высшая ступень одаренности, выраженная в выдающихся результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

По уровню развития: репродуктивные — умение человека овладевать знаниями и осуществлять деятельность на основе этих знаний. Творческие — обеспечивает способы человека открывать новое, оригинальное и т.д.

Познание это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.

Знаниерезультат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

v Субъект познаниячеловек, познающий предмет или явление.

v Объект познанияпредмет или явление, которые изучаются человеком.

Источник

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

? Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

  1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
  2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Основные отличия человека от животного:

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

  • Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
  • Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Источник

Лекция 2 История взаимоотношений человека и природы на ранних этапах становления общества

Человек — высшая ступень развития живых организмов, «субъект общественного исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием» (Фролов, 1985 г).

Человек— высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И. Т. Фролову (1985), — «субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически свя­занное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием».

Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую вхо­дят как биологические, так и социальные элементы. Это вызы­вает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т. е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в дан­ном обществе, классе, социальной группе нормами и ценно­стями в процессе социализации (путем усвоения знаний об этом обществе, классе и т. д.)- Эту область человеческой природы изучает большая группа социальных дисциплин, с которыми экология весьма тесно связана (социально-экономические науки и др.). Биологическая адаптация человека весьма отличается от таковой в животном мире, так как стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия «человек».

Человек — один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично — пове­денческие) свойства организма (Реймерс, 1990).

Общие законы взаимоотношения человека (или группы людей) и биосферы, влияние на человека (или группы людей) природной и социальной сред изучает наука экологиячеловека.

Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические и социологические элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической адаптации, но и социальной, т.е. приведение межиндивидуального и группового поведения в соответствие с превалирующей в данном обществе, системе норм и ценностей. Биологическая адаптация человека отличается от таковой в животном мире, т.к. она стремиться сохранить не только его биологические, но и социальные функции.

Человек появился вследствие длительного и сложного процесса историко-эволюционного развития (антропогенеза). В зоологической системе вид Человек Разумный (Ноmо sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Наличие хорды на ранних стадиях развития позволяет отнести человека к хордовым. Жаберные щели в глотке, двухсторонняя симметрия, пять отделов головного мозга, замена хорды позвоночным столбом, развитие черепа, челюстей формирование сердца на брюшной стороне позволяет отнести к позвоночным. Пять отделов позвоночника, волосяной покров, потовые и сальные железы, четырех камерное сердце, теплокровность – к млекопитающим. Наличие матки и питание через плаценту – к плацентарным.

Семейство гоминид, к которым принадлежит человек, возник в экваториальной части Африки и в Южной Азии. В ранние эпохи на 3емле существовали несколько видов гоминид относящихся к двум подсемействам Австралопитеки и просто люди, из которых сохранился лишь один вид Homo Sapiеns – человек разумный. Совсем недавно на Земле жили одновременно и неандертальцы и люди. Ученые считают, что Ноmо sapiens подразделяется на два подвида – неандертальца и современного человека. Отголосок этого сохранился в легендах о «снежном человеке».

С человекообразными обезьянами человека роднят относительно большой головной мозг, пятипалая кисть с плоскими ногтями и отдельным развитым большим пальцем. Наибольшее сходство прослеживается между человеком, шимпанзе и гориллой. Степень гомологии ДНК человека и шимпанзе – более 90% подобных генов. Существует и существенные отличия (пропорции конечностей, форма позвоночника, тазового пояса, грудной клетки, стопы и др.). У человека более высокая степень развития мозга (в 3-4 раза), его дифференциация, развитие лицевого скелета в связи с речью, отсутствие волосяного покрова.

С экологической позиции человечество можно рассматривать как вид, широко, но неравномерно расселенный на земле, который состоит из множества популяций, способных свободно скрещиваться между собой и давать способное к размножению потомство. Для вида человечества характерная генетическая изменчивость, связанная с морфофункциональными адаптациями. Экологическое сходство человека с другими биологическими видами проявляются в сходстве спектра экологических связей, биологическим происхождением и принадлежностью человека к виду живой природы. Это проявляется в обмене веществ и энергии с окружающей средой, а также в характерном для всего живого стремлении сохранить жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение. Все люди потребляют пищу, являясь консументами 1 и 2 порядка в пищевых цепях, выделяют продукты физиологического обмена, утилизируемые редуцентами, участвующими в круговороте биогенных элементов. Человек один из 3 млн. видов известных сейчас на Земле.

Возникновение людей современного физического типа произошло 40-50 тысяч лет назад. Линия эволюции человека характеризовалась прямохождением, постепенным усовершенствованием руки как орудия труда, развитие мозга и приобретения новых форм поведения. Исследования последовательности нуклеотидов ДНК позволяет сделать вывод, что все народы мира происходят от одной маленькой группы доисторических африканцев, связанных между собой кровными родственными узами. По мере распространения по Земле, разные группы людей оказывались в разных климатических зонах и в ходе естественного отбора люди физически приспосабливались к различным природным условиям, что передавались по наследству. Они возникали в результате приспособления к экологическим факторам. Так возникли расы. Расовые особенности внешне носили адаптивный (приспособительный) характер. Так темная кожа негроидов предохраняет организм от ярких солнечных лучей, в шапке кучерявых волос, создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидов пропускает солнечные лучи (ультрафиолетовые) и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос способствует согреванию вдыхаемого воздуха, уплощенность лица монголоидной расы уменьшает возможность его обморожения.

Таким образом, современные люди относятся к одному виду, в границах которых выделяется несколько рас. По мере развития общества и производства большинство расовых признаков утратило приспособительский характер. С формированием социальных взаимоотношений и ослабления действия биологических факторов, темпы эволюции человека как вида резко снизились, и не одна из рас не достигла видового обособления. О видовом единстве рас свидетельствует неограниченные возможности скрещивания с образованием плодовитого потомства.

Ноmо sapiens – вид широко, но неравномерно расселенный на Земле. Он состоит из множественных популяций способных скрещиваться между собой и давать способное к размножению потомство.

Для вида характерна широкая фенотипическая изменчивость, связанная с морфофункциональной адаптацией. Экологическое сходство человека с другими биологическими видами выражается в сходстве спектра экологических связей и объясняется биологическим происхождением и принадлежностью человека к миру живой природы, это проявляется во первых – в объеме веществ и энергии с окружающей природой, а во вторых – в характерном для всего живого, стремлении сохранить жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение.

Человеческие адаптации специфичны, так как связаны с сохранением не только биологических, но и социальных функций увеличения периода детства и скачек роста при половом созревании, половой диморфизм (изменение пропорций тела: плечи у мужчин, таз у женщин, жировой слой у женщин, скелет и мускулатура у мужчин). Увеличилась продолжительность жизни, снизился уровень рождаемости. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, и полная реализация его биологической организации возможна только в условиях социальной среды. Биологическое в человеке как в социальном существе выступает как необходимое предусловие развития его сверх биологических свойств.

Все люди благодаря биологическими особенностями мозга, способны к развитию сознательности. С сознательностью связана способность к членораздельной речи. Определяя социальный характер биологических свойств человека, следует помнить, что как живое существо человек подчиняется действию фундаментальных биологических законов и в этом отношении имеет черты, которые характерны всему живому. Сущность человека – в диалектическом взаимодействии социального и биологического.

Социальная природа человека возникла на волне биологической эволюции. Биологическое в человеке – как необходимое материальное предусловие для развития его социальной сути. Общественная сущность человека с ее трудовыми навыками и социальными потребностями – черта не характерная другим животным. Новорожденный не имеет мировоззрения. Трудовые навыки, интеллект, эволюция и воля возникают как отображение человеком отношений, сложившихся в ходе эволюционного и исторического развития.

Для каждого конкретного поколения действует объективно-обусловленная программа. Она возникает стихийно и отражает состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, который формирует данное поколение. Каждое новое поколение формируется под влиянием различных взаимоотношений между людьми в больших и малых социальных группах. Только в обществе возможно возникновение общественных и индивидуальных потребностей и мотивация поведенческой деятельности. Не отмечено ни одних особенностей генетической специализации, которые могли бы ограничивать способность последующих поколений формировать социальную сущность человека.

По мере ослабления в эволюции человека роли естественного отбора, возрастает роль социального отбора как фактора, который соответствует особенностям характера индивида требованиям социальных потребностей общества. У человека мозг достиг высшего эволюционного развития по сравнению с далекими предками. Мозг как орган мышления развивается после рождения ребенка в результате общения с людьми и взаимодействия с окружающей средой, в ходе исторического развития и обогащения социальной сферы жизни, умственные способности раскрываются из поколения в поколение все полнее. Человек живет в свете социальных потребностей, которые формируют его психическую жизнь, качественно отличающуюся от психики животных. Все людские черты возникли в результате исторического развития производственной деятельности людей. Таким образом, сущность индивидуальности человека представляет совокупность социальных отношений. Ее развитие требует биологических предпосылок, а содержание и дальнейший прогресс определяется социологическими закономерностями.

Наиболее древние видовые (генотипические) адаптации человека связаны с приспособлением к географически контрастным условиям и образованием рас – европеоидной, монголоидной, негроидной, близкой к ней австралоидной и малых рас внутри этих больших рас. Для современного человечества характерен процесс заметной метизации – смешения рас. Расовые отличия касаются лишь небольшого числа второстепенных признаков – цвет кожи, волос и глаз, формы носа, разреза глаз, роста и пропорций тела, а также особенностей групп крови и активности некоторых ферментов. Для каждого из этих признаков может быть прослежена определенная связь с факторами географического распространения, генетической изоляции, климата и особенностей питания. Например, пропорции тела – коренастость или вытянутость, относительная длина рук и ног, средняя толщина подкожного жира, особенности лицевого скелета и другие признаки людей — коррелируют со средней годовой температурой обитания и так же, как у животных, подчиняются правилам Бергмана и Алена. Расовые особенности не связаны с периодизацией и уровнями физического и умственного развития и плодовитостью. Чаще они сказываются на структуре заболеваемости и смертности, при смене климатических поясов. Расовые отличия обычно заметны у далеко расположенных групп людей и мало различимы у постоянно живущих рядом или в одинаковых условиях. В населении мира европеоиды составляют 42.3%, монголоиды около 36%, негроиды -7.4%, австралоиды – 0.3%.

На генетические адаптации человека постоянно накладываются физиологические адаптации – акклимации. Обмен веществ и энергии у человека очень пластичен. Это относится к уровню и к качественной структуре метаболизма. Поэтому человек может приспособиться к широкому диапазону изменений факторов среды и физиологических состояний – температуры, атмосферного давления, концентрации кислорода, состава пищи, мышечной нагрузки и др. Физиологическая адаптация к холодному климату сопровождается повышением обмена веществ, изменением температурной чувствительности открытых частей тела, глубины дыхания, сдвигом пищевого предпочтения в сторону повышенной калорийности пищи. Благодаря изменению периферического кровотока и увеличению слоя подкожного жира улучшается теплоизоляция организма и уменьшается нагрузка на теплообразование в мышцах: ослабляется, а затем и исчезает холодовая дрожь. Этому способствует и биохимические изменения: повышение активности окислительных ферментов, переход на преимущественное окисление жирных кислот, преобладание реакций свободного окисления. Адаптированный к холоду человек при низкой температуре способен к заметному падению теплосодержания в организме без увеличения физиологического напряжения. Приспособление к жаркому климату достигается изменениями кровообращения, водносолевого обмена, уменьшением кровяного давления, лучшим согласованием работы почек и потовых желез, некоторым общим снижением обмена веществ, все это находится под контролем нервной и эндокринной систем. Существенные различия в традиционном питании некоторых этнических групп людей не обусловлены генетически, они указывают на большую физиологическую приспособляемость разных человеческих популяций по отношению к составу доступной пищи. Общая калорийность диеты достигается при разном традиционном соотношении источников углеводов, жиров и белков, а полноценность питания – множеством наборов продуктов, в том числе и исключительно растительных. Способность к индивидуальной климатической и пищевой адаптации зависит от расовой и макроэтнической принадлежности, от пола, возраста и общего физического. Но в большинстве случаев относящихся к массам людей приспособления к тому или иному климату или характеру питания и деятельности происходит не столько посредством функциональной адаптации, сколько за счет психологической мотивации, приспособительного поведения и технологии кондиционирования среды. Большую роль в экологии человека играет социальная адаптация – приспособление личности или социальной группы к социальной среде, важнейшим компонентом, которого является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реалиями социальной среды.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 776 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью