Бюлер три основные ступени психического развития

Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера. Закон перемещении удовольствия. Зоопсихологический эксперимент в детской психологии. Критика Л.С. Выготским концепции К. Бюлера.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт — все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) — требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект — доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации.

Этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.

К. Бюлер разделял взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

К.Бюлер стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир.

Ее значение в том, что она, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.

Закон о перемещении удовольствия.

К.Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие». Закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования. Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру – основная движущая сила развития поведения.

Читайте также:  Лестница 3го типа это

Зоопсихический эксперимент в детской психологии.

К.Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В.Келлер проводил на шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.

Критика Л.С. Выготским концепции К. Бюлера.

1. Односторонний и ошибочный взгляд на психологическое развитие ребенка как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

2. Бюлер самую эпоху появления первичных форм мышления у ребенка назвал шимпанзеподобным возрастом.

3. Привел к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития человеческого ребенка.

4. Весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека для него совершается в восхождении по единой биологической лестнице.

5. История развития высших форм поведения ребенка принципиально не выделена из общей истории развития элементарных биологических процессов.

6. История образования понятий принципиально ничем не отличается от истории развития любой элементарной функции, непосредственно связанной с органической эволюцией ребенка.

7. Тенденция рассматривать развитие высших форм поведения, являющихся в плане филогенеза продуктом исторической эволюции человечества и имеющих в онтогенезе особую историю и особый путь развития, в том же плане, что и развитие элементарных функций приводит к двум печальным последствиям:

1) Наряду с шимпанзеподобным возрастом Бюлер различает как особую эпоху в развитии ребенка возраст сказок, возраст Робинзона. Исторически возникшую, социальную, классово обусловленную закономерность он возводит в ранг вечного закона природы.

2) Общее глубокое искажение всей возрастной перспективы детской психологии не только в смысле принципиального смешения биологических и социальных критериев в определении фаз и эпох детского развития, но и в отношении объективного распределения всего процесса детского развития между отдельными возрастными эпохами.

8. Детская психология в глазах этого исследователя есть психология раннего детского возраста, когда вызревают основные и элементарные психологические функции.

9. Биологические функции психики и связанный с ними внутренний ритм ее развития выдаются за целое всей детской психологии.

10. Две основные линии теоретических размышлений:

1) Психологизация биологии.

2) Биологизация психологии.

Пытается свести к первичной основе все развитие в целом и тем самым придать абсолютное значение первичным формам, игнорирует объективную диалектику развития, игнорирует диалектический метод научного познания как единственный адекватный способ раскрытия объективной диалектики развития.

«Природа не делает скачков, развитие всегда происходит постепенно».

12. Линия биологической эволюции поведения и ее исторического развития в филогенезе, обе линии в онтогенезе принципиально не выделяются автором как два различных типа развития.

13. В один ряд выстраивается филогенез и развитие ребенка и объявляется, что в развитии ребенка проявляются определенные основные законы духовного прогресса, совершенно независимо от внешних влияний, т. е. одинаково действительные в развитии человека в доисторические времена и в детстве.

14. Взамен анализа социально-экономических факторов, обусловливающих преступность, это чисто социальное явление — продукт социального неравенства и эксплуатации — выдается за наследственный биологический признак, передающийся от предков к потомкам с такой же закономерностью, как определенная окраска глаз.

Теория трёх ступеней детского развития

К Бюлер (Австрия) намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребёнка (существа пассивного, беспомощного, лишённого всяких душевных движений) – в человека.

Он считал, что для исследования детского развития в первые годы жизни форма эксперимента может быть заимствована из области зоопсихологии. Теория трёх ступеней в развитии ребёнка. Каждый ребёнок в своём развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Биологический фактор рассматривался им как основной. Он настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчёркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.

Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определённых стимулах. Набор готовых инстинктов у ребёнка (новорожденного) узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.

Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) даёт возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи (навыковые формы реагирования на внешние воздействия). Детская игра – естественное продолжение игры у животных – возникает на данной стадии.

Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Возможность творческого решения задач, создания нового продукта.

Бюлер всячески подчёркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни.

При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причём происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу (от результата, от самого процесса, предвосхищение).

Детская психология для Бюлера – это прежде всего психология раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребёнка.

Теория трёх ступеней детского развития К.Бюлера

Основной предмет исследования

Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект)

Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие

Перенос закономерностей эволюции психики животных на психическое развитие ребёнка. Рассмотрение психики ребёнка как связующего эволюционного звена между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии

Биологизаторский подход – невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребёнка» перенос фактов, полученных в результате зоопсихологических экспериментов на человека

Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития

Источник

ТЕОРИЯ ТРЁХ СТУПЕНЕЙ РАЗВИТИЯ К. БЮЛЕРА

В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней дет­ского развития К.Бюлера. Исследователейв европейских странах интересовали стадии или этапы развития пове­дения в филогенезе и онтогенезе. В качестве трех ступеней развития австрийский психолог К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессуру, интеллект и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и услож­нением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эво­люции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало» действия.

Первый этап – инстинкты — характеризуется тем, что в результате удовлетворения инстинктивной потребности, после выполнения действия, появляется удовольствие.

Уровень навыков — дрессура, удовольствие переносится на сам процесс совершения действия, возникает функциональное удовольствие по ходу действия.

На этапе интеллектуального решения задач существует предвосхищающее удовольствие. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения.

К.Бюлер под влиянием 3.Фрейда выдвинул в качестве основного принципа развития всего живого принцип удовольствия. В разных формах поведения меняется место удовольствия, такое перемещение и лежит в основе первостепенных стадий развития поведения. Д.Б.Элько­нин писал, что эта теория уже принадлежит истории и интересна она лишь тем, что ставит проблему истории детства [19].

Взгляды К.Бюлера являются углублением концепции рекапитуляции, поскольку этапы развития ребенка отождествляются им со ступенями развития животных. К.Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс [12].

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ В. ШТЕРНА

Конвергенция — свойство стремиться к определённой точке [А.Ребер,2001].

В ходе развития представления об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о том, что предопределяет развитие: наследственная одаренность или окружающая среда? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции двух факторов, разработанная В.Штерном. Он считал, что психическое развитие, это не просто проявление врождённых эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребёнка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределённости развития. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды, Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведёшься, от того и наберёшься».

По мнению ряда исследователей, изменение удельного веса наследственности и среды открывает метод изучения близнецов. Данные, полученные с помощью этого метода, не являются достаточно доказательными. В настоящее время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий [15].

Именно В.Штерну принадлежит идея, о том, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребёнка. Чем он активнее, тем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможности для разворачивания наследственных факторов. Пример тому — игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Так возникла проблема «взвешивания» относительной роли двух названных факторов [19].

ТЕОРИЯ А.ГЕЗЕЛЛА

А.Гезелл получил педагогическое и медицинское образование, более тридцати лет работал в Иельской психоклинике, на основе которой создан Гезелловский институт детского развития.

А.Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребёнка от рождения до юношеского возраста. Для объективности наблюдений впервые было использовано полупроницаемое стекло, «зеркало Гезелла» Психология обязана А.Гезеллу введением лонгитюдного метода, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он одним из первых ввёл в психологию близнецовый метод, исследуя монозиготных близнецов для анализа отношений между созреванием и научением.

Вклад А.Гезелла в детскую психологию, прежде всего, состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативнойдисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.

В последние годы жизни А.Гезелл изучал психическое развитие слепого ребёнка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике применяется Атлас поведения младенца, составленный А.Гезеллом. Атлас содержит 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребёнка от рождения до двух лет.

Отмечая важность результатов этих исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В своих исследованиях А.Гезелл oгpаничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А.Гезелла, трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествле­ние развития и роста [12].

Проанализировав работы А.Гезелла, Л.С.Выготский назвал его концепцию «теорией эмпирического эволюционизма», рас­крывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ре­бенка к своей среде. Однако, призыв А.Гезелла к необхо­димости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология разви­тия (роста) от рождения до 16 лет, не потеряли своего зна­чения до сих пор [13].

Источник

Оцените статью