Абстрактное мышление как ступень процесса познания

Логика — доступно для всех

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания.

Абстрактное мышление — это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющих проникнуть в сущность и закономерные связи предметов и явлений, преобразовывать их втеории, а затем применять на практике. Прежде чем рассматривать такие термины, как понятие, суждение и умозаключение, необходимо выяснить, что означает термин «форма мышления».

Форма мышления — способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному клас-сообразующему признаку.

Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.

Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение: все деревья — растения; береза — дерево;.береза — растение.

Читайте также:  Восприятие с помощью органов чувств это ступень познания

Абстрактное мышление обладает рядом специфических свойств:

1) отражение действительности в обобщенных формах (предметы материального мира группируются в определенные группы по сходным признакам);

2) отражение материального мира опосредованно (прямая связь с познаваемым объектом не обязательна);

3) отражение действительности происходит активно (познающий субъект использует определенные методы и приемы познания);

4) неразрывная связь с языком (познаваемый объект обязательно фиксируется в языковой форме).

Для познания окружающего мира абстрактное мышление использует ряд приемов и операций:

1) сравнение — это нахождение различий и сходств;

2) анализ — это мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства;

3) синтез — это мысленное соединение частей в целое;

4) обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по сходным чертам;

5) абстрагирование — мысленное выделение отдельных, особо интересных в данный момент частей предмета.

Необходимо отличать процесс абстрагирования от процесса абсолютизации. Если первый заключается в выделении части предмета, то второй — в возведении этой части в рангопреде-ляющей, что неизменно влечет за собой ошибки в процессе познания.

Источник

2.1.1. Абстрактное мышление, как процесс познания.

Абстрактное мышление, как процесс познания обладает следующими характерными особенностями:

— абстрактное мышление отражает действительность в обобщенных образах. Оно абстрагируется, т.е отвлекается от всего второстепенного и выделяет и обобщает наиболее важные и существенные признаки предмета или явления, необходимые и достаточные для существования данного предмета или явления как такового;

— абстрактное мышление отражает действительность через посредство предыдущих знаний, т.е. опосредствованно, что дает нам новое знание. Иными словами, мы приходим к выводу о каком-либо предмете или факте через рассуждение;

— абстрактное мышление неразрывно связано с языком, т.е. вне языкового (словарного) материала нет и не может быть человеческого мышления.

Таким образом, абстрактное мышление есть активный процесс обобщенного и опосредствованного отражения реальной действительности, непосредственно связанного с языком и с проверкой истинности или ложности мысли при помощи практики.

Основными формами абстрактного мышления (см. рис. 3) являются понятие, суждение и умозаключение.

Под формой мышления или логической формой понимают способ отражения свойств и отношений реальной действительности в самом общем виде. Мысли, из которых строится рассуждение, по своему содержанию должны соответствовать действительности, т.е. быть истинными, а в процессе рассуждения должна соблюдаться правильная связь мыслей, их правильное построение, так как иначе можно прийти к ложным выводам. Таким образом, формальная логика изучает мышление со стороны его логической правильности, как необходимого условия, без которого нельзя узнать истину. Она изучает наиболее простые правила и приемы, соблюдение которых обязательно в любом рассуждении, в познании, как самых обычных свойств и отношений, так и сложных процессов и явлений действительности.

Особенностью формальной логики является то, что она рассматривает формы мышления, как уже сложившиеся, отвлекаясь от их возникновения, изменения и развития, т. е. от их диалектики.

Диалектика исследует логические формы в связи с их содержанием в историческом развитии.

Таким образом, формальная логика и диалектика не заменяют и не упраздняют друг друга.

В экспертизе находят свое отражение, как формальная логика, так и диалектика. Без знания диалектики невозможно, например, оценить прогрессивность (изобретательский уровень) того или иного технического решения, нельзя выявить уровень развития данной отрасли, так как формальная логика не дает ответа на эти вопросы.

2.2. Формы абстрактного мышления.

2.2.1. Понятие, как одна из основных форм мышления.

Прежде чем перейти к изучению понятий, применяемых в экспертизе изобретений, необходимо вкратце познакомиться с характеристикой понятия вообще, как логической категории.

Понятие – это форма отражения предметов и явлений материального мира через совокупность их существенных признаков, это одна из основных форм абстрактного мышления, одна из форм научного познания реальной действительности. Если восприятие и представление существуют в сознании человека в виде наглядных образов, отражая только внешние стороны предмета, то понятие отражает их внутренние существенные свойства, т.е. оно лишено наглядности. Все понятия являются итогом познания предметов и явлений.

По мере развития науки и техники знания людей постоянно обогащаются, что приводит к изменению, уточнению, углублению наших понятий о предметах и явлениях материального мира.

Понятие возникает на базе слов и не может существовать вне слов. Слово является носителем понятий, т.е. понятие всегда выражается в слове или в словосочетании.

Слова, выражающие установившиеся понятия в какой-либо области науки или техники, называются терминами.

Таким образом, понятие — это форма абстрактного мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках, в форме непосредственного единства. Например, понятие «изобретатель» — это человек, творческим трудом которого было создано изобретение.

Исключение какого-либо из перечисленных существенных признаков разрушит понятие «изобретатель».

Еще пример: ИС — это право на все объекты, созданные творческим трудом человека.

Источник

Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Зачем нужно абстрактное мышление

Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.

Люди, которые умеют мыслить абстрактно:

  • успешно сдают тесты на развитый интеллект;
  • решают сложные проблемы;
  • расположены к разным видам искусства;
  • генерируют новые идеи и направления;
  • смотрят на проекты в перспективе;
  • мыслят вне установленных рамок;
  • находят несоответствия.

Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.

Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.

Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.

Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.

Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».

Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:

«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Что еще почитать об абстрактном мышлении

Книги о развитии абстрактного мышления:

Источник

Оцените статью