7 ступеней расположенных по порядку как называется

Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  • мажор (по латински — dur);
  • минор (по латински — moll).

Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:

  • веселое настроение;
  • грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

    Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.

Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.

Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

  • I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D).

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.

Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

  • Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?

Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.

Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.

  • Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные — I, IV, V;
  • Производные — II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

    устойчивые — I, III, V;

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые — II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

Источник

Правила по сольфеджио.

Теоритический материал по программе музыкальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
pravila_po_solfedzhio.odt 17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Правила по сольфеджио.

Гамма — это 7 нот, расположенных по порядку от тоники. Восьмая

ступень является повторением первой.

Тетрахорд — это половина гаммы (4 звука).

Главные ступени лада — это 1, 4 и 5 ступени в гамме.

Тоника — это первый, главный звук в гамме.

Полутон — это самое тесное расстояние между двумя клавишами.

Тон — состоит из двух полутонов.

Размер — это чередование сильной и слабой доли. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в одном такте, а нижняя цифра обозначает, какой длительности равна одна доля.

Размеры бывают — простые и сложные.

К простым размерам относятся: 2/4, 3/4, 3/8, в этих размерах одна сильная доля.

К сложным размерам относятся такие размеры, которые можно

поделить на два и более простых размеров (4/4, 6/8, 9/8).

Устойчивые ступени — это I, III, V ступени.

Неустойчивые ступени — это II, IV, VI, VII ступени.

Вводные ступени — это II и VII ступени, они окружают тонику.

Строение минорной гаммы: 1т 1/2т 1т 1т 1/2т 1т 1т.

Строение мажоной гаммы: 1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т.

Натуральный вид — 1т 1/2т 1т 1т 1/2т 1т 1т.

Гармонический вид — при движении вверх и вниз повышается VII

Мелодический вид — при движении вверх повышается VI, VII ступени, а при движении вниз знаки отменяются и гамма становится на-туральной.

Секвенция — это повторение одинакового мотива от разных нот.

Секвенции бывают: восходящие и низходящие, поступенные и скачкообразные.

Тритоны — это интервалы, в которых содержатся 3тона. К ним от-носятся: ув.4, ум.5. Они строятся в гармоническом миноре и в мажорных тональностях: от IVув.4, от VIIум.5. Звучат неустойчиво поэтому требуют разрешения.

Ув.4 разрешается двусторонним путем расширения в интервал сексту. Ум.5 расширяется двусторонним путем сужения в интервал терцию.

Параллельные тональности — это те, у которых одинаковые клю-

чевые знаки, но разные тоники и лады. Чтобы найти параллельную тональность нужно из мажора опуститься на м.3 вниз, а из минора подняться на м.3 вверх.

Модуляция — это переход из одной тональности в другую и закрепление в ней.

Отклонение — это временный переход в новую тональность.

Кварто — квинтовый круг тональностей — это расположение гамм в следующей последовательности: диезные гаммы — распологаются вверх по ч.5, а бемольные гаммы — по ч.4.

Консонанс — это интервал, который звучит мягко и благозвучно. К ним относятся: ч.1, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8.

Совершенные — только чистые: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8.

Несовершенные — малые и большие: м.3, б.3, м.6, б.6.

Диссонанс — это резко звучащий интервал. К ним относятся: м.2, б.2, м.7, б.7.

Увеличенная секунда (ув.2) строится от 6 ступени в гармоническом мажоре и миноре. Она содержит в себе 11/2 тона. Звучит неустойчиво, требует разрешения. Разрешается двусторонне путем рас-ширения в интервал ч.4.

Трезвучие и его обращения.

Обращение — это перенос звука на октаву вверх или вниз.

Трезвучие — это 3 звука, расположенных через 1 ноту.

Мажорное трезвучие состоит из: б.3+м.3. Крайние звуки аккорда образуют интервал ч.5.

Минорное трезвучие состоит из: м.3+б.3. Крайние звуки также образуют интервал ч.5.

Первое обращение трезвучия называется Секстаккорд (Б6, М 6). Состоит из: в мажоре м.3+ч.4, в миноре б.3+ч.4. Крайние звуки ак-корда образуют интервал 6.

Второе обращение трезвучия называется Квартсекстаккорд (Б 6-4). Состоит из: в мажоре ч.4+б.3, в миноре ч.4+м.3.

В начале аккорда звучит скачок на ч.4, а крайние его звуки образуют интервал 6.

Одноименные тональности — это те, у которых одинаковая тоника, но разные лады и ключевые знаки. Например (до мажор — до минор).

Уменьшённая септима(УМ.7) строится в гармоническом мажоре и миноре от 7 ступени. Содержит в себе 41/2 тона. Звучит неустойчиво, требует разрешения. Разрешается двухсторонне путем сужения в интервал ч.5. Ум.7 является обращением ув.2.Эти интервалы взаимообращаемые.

Транспонирование — это перенесение мелодии или музыкального произведения на другую высоту или в другую тональность.

4 вида трезвучий.

1. Мажорное трезвучие (Б3 5) — состоит из б.3+м.3=ч.5, а его крайние звуки образуют ч.5. Звучит светло, бодро, устойчиво.

2. Минорное трезвучие (М3 5 ) — состоит из: м.3+б.3=ч.5, крайние звуки также образуют ч.5. Звучит печально, грустно, устойчиво.

3. Уменьшённое трезвучие (ум.3 5) — состоит из: м.3+м.3=ум.5, его крайние звуки образуют ум.5. Звучит напряженно, сжато, неустойчиво, по этому требует разрешения. Разрешается в тоническую терцию с удвоенным основным тоном. Ум.3 5 строится в мажоре и гармоническом миноре от 7 ступени.

4. Увеличенное трезвучие (ув.3 5) — состоит из б.3+б.3=ув.5. Крайние его звуки образуют ув.5. Звучит неустойчиво, сказочно, просторно. Требует разрешения. Разрешается двумя способами. В мажо-ре ув.3 5 разрешается в Т6 4, а в миноре в t6. Ув.3 5 строится только в гармонических ладах: в мажоре от VIb, в миноре III.

Гармонический мажор — это мажорный лад с VIb ступенью. В свя-зи с этим в этом ладу образуются следующие интервалы:тритоны ув.4 от 6 пониженной, ум.5 от 2, ув.2 от VIb, ум.7 от 7, а также аккорды:ум.ВВ7 от 7 ступени и септаккорд от 2 ступени .

Доминантовый септаккорд ( Д7) — строится в мажоре и гармони-

ческом миноре от V ступени. Его строение : б.3+м.3+м.3 или мажорное трезвучие +м.3. Крайние звуки образуют м.7. Звучит неустой- чиво, требует разрешения. Разрешается в тоническую терцию с утроеннымм основным тоном. Д7 состоит из 4 звуков.

Уменьшенный вводный септаккорд (ум.VII7), (ум.вв7) — ум.вв7 строится в гармоническом мажоре и миноре от 7ступени. Этот аккорд состоит из: м.3+м.3+м.3 или ум.3 5+ м.3. Крайние звуки ум.вв7 образуют ум.7. Неустойчивый, требует разрешения. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.

Малый вводный септаккорд (м.вв7), (м.VII7) — м.вв7 можно построить в натуральном мажоре от 7ступени. Состоит из: м.3+м.3+б.3 или ум.3 5+б.3. Его крайние звуки образуют м.7. Неустойчивый, требует разрешения. Разрешается в тоническое тризвучие с удвоенным терцовым тоном.

Д7 имеет 3 обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д5 6) — строится в мажоре и гармоническом миноре от 7 ступени. Состоит из: м.3+м.3+б.2. Неустойчивый, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном. Секунда находится в верхнем голосе.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д3 4) — строится в мажоре и в гармоническом миноре от 2 ступени. Состоит из: м.3+б.2+б.3. Неустойчивый, разрешается в полное развернутое тоническое трезвучие. Секунда находится в середине.

3. Доминантовый секундаккорд (Д2) — строится в мажоре и в гармоническом миноре от 4 ступени. Состоит из: б.2+б.3+м.3. Неустойчивый, разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном. Секунда находится внизу.

Пентатоника — это пятиступенный лад, в котором отсутствуют малые секунды. Пентатоника бывает мажорная и минорная. В мажоре отсутствует 4 и 7 ступень. В миноре 2 и 6 ступень.

Лады народной музыки.

1.эонийский мажор — соответствует натуральной мажорной гамме.

2.лидийский мажор — повышается IV ступень.

3.миксолидийский мажор — понижается VII ступень.

1.эолийский минор — соответствует натуральной минорной гамме.

2.дорийский минор — повышается VI ступень.

3.фригийский минор — понижается II ступень.

Строение хроматической гаммы.

Храмматическая гамма — это звукоряд, в котором отсутствуют б.2 и они заполняются полутонами.

Строение мажорной хроматической гаммы.

При движении вверх все ступени повышаются, кроме VI, вместо нее понижается VII ступень. При движении вниз все ступени понижаются, кроме V, вместо нее повышается IV ступень.

Строение минорной хроматической гаммы.

При движении вверх повышаются все ступени, кроме I, вместо нее понижается II ступень. При движении вниз гамма записывается также, как одноименный мажор.

тональн. S и ее параллельная

тональн. Д и ее параллельная

тональность минорной субдоминанты (VIb).

тональн. S и ее параллельная

тональн. Д и ее параллельная

тональн. мажорной Доминанты

Септаккорд второй ступени (II 7). Состоит из четырех звуков. Крайние звуки охватывают м.7. В его основе субдоминантовое трезвучие. В мажоре и миноре этот аккорд строится от II ступени. В мажоре образуется малый минорный септаккорд. Его строение: м.3+б.3+м.3. В миноре образуется малый септаккорд. Его строение: м.3+м.3+б.3.

Интервал — расстояние между двумя звуками. Интервалы бывают: малые, большие, чистые, увеличенные и уменьшённые. Их делят на две группы: консонансы и дисонансы.

Гармонический мажор — в нем понижается 6 ступень. Благодаря этому образуются следуюшие интервалы и аккорды: ув.2 (VIb), ум.7 (VII), ув.4 (VIb), ув.5 (II), ум.3 5(II5), ув.3 5(VI b), ум.вв.7(VII).

Хроматизм — это повышение или понижение звука. Бывает проходящим и вспомагательным.

Энгармонизм — это одинаковое звучание интервалов, но разная запись звуков интервала . (ув.4-ре-соль#, ум.5-ре-ля b) — энгармонизм интервалов, (соль# — ляb — си# — до) — энгармонизм звуков.

Обращение — перенос звука в интервале или аккорде на октаву вверх или вниз. При обращении малые интервалы становятся большими, большие — малыми, чистые остаются чистые, увеличенные станут уменьшинными. Существует обращение трезвучия — секстаккорд и квартсекстаккорд. Обращение Д7:Д5 6, Д3 4, Д2.

Источник

Читайте также:  Изготовление лестниц для гаража
Оцените статью